Ценность жизни

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan

Вы никогда не задумывались о том, почему китайские автомобили славятся своим нестабильным качеством и раз за разом проваливают краш-тесты? «Кустарные» технологии, недостаток опыта и квалифицированных кадров? Не хватает средств, чтобы нанять за рубежом высококлассных специалистов, освоить современные технологии и довести до ума свою продукцию? Но мне кажется, дело в другом – в своеобразному отношении к жизни, к ее ценности.

Именно эта мысль не давала мне покоя после посещения Чунцина – гигантского мегаполиса, где располагается штаб-квартира и сборочный завод марки Lifan. Сюда китайская компания пригласила журналистов из России для того, чтобы познакомить нас со своим производством, с будущими моделями, и рассказать о дальнейших планах.

Картинка собиралась частями, как мозаика. Сначала, во время перелета из Москвы в Урумчи, стюард китайской авиакомпании тихо «смолил» сигарету на борту старенького «Боинга». Конечно, делал он это не у всех на глазах, а в проходе между салонами, поздней ночью, когда пассажиры спали.

Потом был Чунцин. Небоскребы, многоуровневые развязки, километровые торговые центры - все, кто впервые приезжает в современный китайский мегаполис, испытывают культурный шок. Темпы строительства поражают – город растет буквально на глазах. В Чунцине стандартом для жилого дома считаются 30 этажей! И «понатыканы» эти бетонные коробки как опята на дереве. Дело в том, что город расположен на холмистой местности, и строения возводятся буквально на откосах. Автодороги то петляют по горам, то скрываются в подземных тоннелях или возвышаются на многометровых сваях.

Чунцин – город контрастов, в прямом смысле: из-за «сверхточечной» высотной застройки громадные дома заслоняют свет. Здесь редко видно солнце, лучи попросту не пробиваются сквозь туманную пелену, в которую укутан город. Проблема не только во влажном климате, но и в дымке, причиной которой явлюятся промышленные выбросы. Ведь в Чунцине расположено свыше десяти тысяч предприятий. Основной костяк – это машиностроение, металлургия, химическая промышленность, производство стройматериалов, электроника и ВПК.

На современных с виду многополосных автострадах творится настоящий бардак! Каждый едет как хочет. Попадаются даже такие, кто «срезает» повороты налево по «встречке»! Китайцы не приучены соблюдать рядность, уступать друг другу место в потоке, включать «поворотники» или ближний свет, зато они активно пользуются клаксоном и дальним светом по поводу и без. Да и непристегнутый ремень безопасности здесь обычное явление.

Уступить дорогу пешеходу на «зебре»? Забудьте, вам еще и «крякалкой» вслед посигналят – здесь тоже любят такие «игрушки» и «красивые» номера. В пробках или в местах слияния двух дорог доходит до абсурда: две машины уже чуть ли не бортами касаются друг друга и только в этот момент водители начинают решать, кто кого пропустит.

И здесь это – обычное, ежедневное явление. Для китайцев сигналить и ездить криво – норма, особенность менталитета. Они так привыкли.

Для них совершенно нормально заходить в помещение, не выпустив сначала тех, кто из него выходит, курить в лифте в присутствии других людей, стряхивать пепел или бросать остатки еды на пол в кафе. После этого меня не удивляет, что в моем номере роскошного отеля были прокуренный насквозь воздух и отслаивающиеся обои. Или проржавевшие болты и гайки, которые я увидел на приступочке за огромной витриной на 19 этаже современного гостиничного комплекса – видимо, здесь они лежат еще со времен строительства здания.

У китайцев очень своеобразное отношение к вопросам престижа и статуса. Еще в самолете один из соотечественников, летевший в Китай по делам, рассказывал, как он поначалу удивлялся своим партнерам по бизнесу – солидным и очень обеспеченным людям, которые ходят в простецких костюмчиках, надевают носки с надписью «sport» и в таком виде приезжают на важные встречи. Китайцы не «заморачиваются» по этому поводу, их система ценностей организована несколько иначе.

По большому счету, обычному жителю Поднебесной не так важно, как и на чем ездить. Ведь в том же Чунцине развитая дорожная сеть с хорошим асфальтом, небольшими скоростями передвижения позволяет не думать о выносливости шасси или управляемости автомобиля. Главный фактор – это дешевизна, которая позволяет усадить за руль даже малообеспеченных граждан. Поэтому вопросы качества отходят на второй план: о чем говорить, если за 130-250 тысяч рублей в переводе на наши деньги в Китае можно купить полноценный с виду, оснащенный всеми современными благами автомобиль B, а то и C-класса?

Lifan

Посмотреть лично, как и из чего собирают столь дешевые автомобили, мы смогли в ходе экскурсии на автосборочное предприятие Lifan и короткого тест-драйва будущих новинок этой марки. Главная цель, которую поставило руководство Lifan на ближайшие несколько лет – это расширение модельной линейки. В первую очередь, китайцы хотят застолбить место среди больших седанов и кроссоверов. Причем все новые модели появятся и в России.

Например, скоро в Черкесске начнется производство «паркетника» Lifan X60, и уже весной 2012 года он появится в продаже. «Лифановский» кроссовер явно был создан в пику модели Chery Tiggo. По своей сути эти автомобили очень похожи: схожие габариты, близкие по мощности и крутящему моменту четырехцилиндровые двигатели, почти одинаковое оснащение и динамические характеристики. Однако «лифановский» кроссовер X60 существует только в переднеприводном исполнении, хотя сзади у него установлена «многорычажка», позволяющая разместить привод и на задние колеса. О стоимости новой модели в России пока ничего неизвестно, зато в Китае ее уже можно купить по цене от 12 150 долларов.

В следующем году должны будут пройти рестайлинг модели Smily (май 2012 года) и Solano (июль 2012 года). Появится новое поколение модели Breez (май 2012 года). Однако обновленные версии не сразу поступят в продажу в нашей стране: по словам представителей марки, на российский рынок новые модели выходят, как правило, через год после дебюта в Китае. Но одно мы знаем точно: Lifan Smily и Lifan Solano в их нынешнем обличии получат вариаторную трансмиссию, причем первый будет доступен в нашей стране ориентировочно в третьем квартале будущего года, а Solano CVT – в конце 2012 – начале 2013 года. Российские цены пока еще не определены, но на китайском рынке Lifan 320 Smily с вариатором стоит на полторы тысячи долларов дороже версии на «механике».

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan

На Smily и Solano устанавливается один и тот же агрегат, рассчитанный на передачу максимального крутящего момента в 150 Ньютон-метров. Правда, «калибровки» вариатора отличаются в зависимости от модели.

Позднее «лифановцы» дополнят модельный ряд компактным хэтчбеком Lifan 420, бизнес-седанами класса D и E (модели Lifan 720 и Lifan 820) и большим кроссовером, который пока существует только в виде проекта.

Компактный трехдверный хэтчбек Lifan LF420 ориентирован на жителей больших городов. Обратите внимание на форму кузова, заднего окна, колесных арок, фары и на «штришок» в районе радиаторной решетки, где обычно размещается эмблема: не напоминает Citroen C2?

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 1

По габаритам «китаец» будет заметно крупнее «француза»: его длина составляет 3915 миллиметров, ширина – 1695 миллиметров, а высота – 1545 миллиметров. Да и колесная база у LF420 значительно больше – 2460 миллиметров.

Хэтчбек массой чуть больше тонны оснастят двигателями объемом 1,3 литра и 1,5 литра, которые будут агрегатироваться либо с пятиступенчатой механической коробкой передач, либо с бесступенчатым вариатором. На конвейер LF420 должен встать приблизительно во второй половине 2014 года.

До старта производства следующего поколения модели Lifan Breez, которое именуется как Lifan LF520, остается примерно полгода. Автомобиль получит современную внешность, а также, по обещаниям, более качественный и проработанный салон. Пока речь идет только о седане и уже известно, что его размеры несколько уменьшатся по сравнению с нынешним поколением.

На «пятьсот двадцатый» будут устанавливаться двигатели того же объема, что и на Lifan LF420, и, видимо, те же коробки передач – пятиступенчатая «механика», либо бесступенчатый вариатор. В России производством обновленного «Бриза», как и кроссовера X60, должен заняться «Дервейс».

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 2

Длина Breez сократится до 4300 миллиметров, ширина – до 1690 миллиметров, зато высота подрастет до 1490 миллиметров, а колесная база увеличится до отметки в 2550 миллиметров.

Следующая модель – это 4,7-метровый седан D-класса Lifan LF720, который должен поступить в производство в первом квартале 2012 года. В «Лифане» этот автомобиль называют «сильным оружием для захвата российского рынка». По дизайну автомобиль напоминает располневший Lifan Solano. Машина укомплектуют 1,8-литровым двигателем с системой изменения фаз газораспределения VVT собственной разработки.

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 3

С пятиступенчатой механической коробкой передач седан массой чуть больше 1,2 тонны сможет разгоняться до 180 километров в час, а расход топлива составит 7,9 литра на каждые сто километров пути. Все это - заявленные показатели.

Совсем уж фантастикой кажется выпуск «Лифаном» собственного автомобиля класса Е с колесной базой в 2775 миллиметров – модели LF820, которая должна появиться в октябре 2013 года. Поначалу седан будет комплектоваться 2,4-литровым двигателем, а чуть позже появится и двухлитровая версия. Специально для этой модели Lifan планирует освоить шестиступенчатую механическую коробку передач и даже преселективную роботизированную коробку передач с двумя сцеплениями, тоже с шестью ступенями.

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 4

Машина выглядит достаточно привлекательно. Но вот самобытно ли? Этот «китаец» мне напомнил Kia Optima и Mitsubishi Lancer.

Но и это не предел мечтаний Lifan! В 2014 году у компании должен появиться полноразмерный кроссовер со спортивным дизайном. Стремительный силуэт кузова с заостренной передней частью, округлые линии и выпуклые крылья – китайцам явно не дают покоя лавры Porsche Cayenne и Maserati Kubang. Впрочем, по динамике Лифану до Порше будет далеко: кроссовер оснастят 2,4-литровым двигателем, который будет агрегатироваться с шестиступенчатой механической или с шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Модель будет доступна как в передне-, так и в полноприводном исполнении. Удивительно, но если верить техническому описанию, то снаряженная масса новинки составит ровно полторы тонны – для такой крупной машины это совсем немного.

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 5

По размерам (длина – 4785 миллиметров, ширина – 1910 миллиметров, высота – 1730 миллиметров, колесная база – 2790 миллиметров) будущий автомобиль немножко не дотягивает до "Кайенна".

Позднее под новые автомобили планируется разработать новую линейку бензиновых двигателей. Моторы объемом 0,8 – 2,0 литра обзаведутся непосредственным впрыском топлива и... наддувом! Вот только когда они появятся «в серии» пока непонятно. Известно лишь то, что производство линейки «движков» объемом 1,2-1,4 литра должно начаться примерно в 2015 году.

Будут ли дизели? Точного ответа пока тоже нет. Возможно, на большом кроссовере появится дизельный агрегат объемом 2,4- или 2,8 литра, изготовленный по итальянской технологии в Китае.

Но тут возникает главный вопрос – «откель дровишки»? Каким образом Lifan собирается столь быстро осваивать современные технологии вроде преселективной коробки передач? Китайцы неохотно говорят на эту тему. По их словам, в создании будущих двигателей участвует британская инжиниринговая фирма Ricardo, шестиступенчатая трансмиссия DCT разрабатывается в сотрудничестве с британской инжиниринговой фирмой Antonov, вариаторами поделилась компания Jatco – один из мировых лидеров в производстве бесступенчатых трансмиссий. В числе поставщиков компонентов систем безопасности числятся компании TRW и Bosch. Это вселяет надежду на то, что качество жизненно важных агрегатов не будет вызывать вопросов. Есть, правда, одно «но» – именитые фирмы делятся лишь технологиями, а собирать комплектующие будут на местных предприятиях.

Как собирают машины на самом «Лифане» понять удалось лишь отчасти. С посещением завода тут вообще вышло как-то неловко: конвейер был остановлен, в полутемных цехах – ни души, автомобили застыли в разной степени готовности, а на улице готовая продукция стояла вперемежку с недоукомплектованными автомобилями. И фоном для всего этого служила зловещая тишина. Остановку конвейера нам объяснили перебоями с поставками газа.

Но в любом случае, до немецкого «ордунга» или японского «кайдзена» чунцинскому заводу пока далеко. Просто взгляните на фотографии, и вы сами все поймете и об уровне «технологичности», и о культуре сборки на этом предприятии. Кстати, автоматизация производства здесь невысока. Кузова варят вручную – на кондукторах, причем небольшие детали кузова от поста к посту перетаскивают на тележках-стапелях. Конвейер появляется только тогда, когда начинается сварка более крупных и тяжелых деталей, например, днища и моторного щита.

Кажется, что даже предприятие Derways выглядит куда более современным. По крайней мере, «Лифаны», выпущенные в Черкесске, не ломались на презентации.

Тест-драйв новинок по заводской территории – событие еще более яркое, чем увиденное на заводе. Представьте себе узенький овальный трек длиной метров сто от силы, где с трудом разъедутся две машины, с разворотной петелькой, который упирается в небольшую площадку с «гребенкой» и искусственными неровностями для проверки ходовой части. Вплотную к дорожке ведутся раскопки, сбоку примыкает свалка со строительным мусором. На таком «автодроме» не то что управляемость не проверишь, но и от силы километров до восьмидесяти в час разгонишься. Впрочем, быстрее и не хочется...

Первой машиной на тесте был Lifan Smily с вариатором. Не успел я тронуться с места, как под ногой провалилась педаль газа. Пришлось лезть под капот и закреплять слетевший с кронштейна тросик привода дроссельной заслонки.

«Смайли» китайской сборки произвел на меня еще худшее впечатление, чем тот, что мы тестировали полгода назад: на «баранке» появились настолько сильные вибрации, что «заговорила» даже обшивка кожуха рулевой колонки. И с регулировкой углов установки колес тут, видимо, перемудрили, ибо машина попросту не реагировала на достаточно заметные отклонения руля от нулевого положения.

С кроссовером Lifan X60 также не обошлось без сюрпризов – при движении задним ходом передачу то и дело выбивало. Интерьер кроссовера выглядит нормально, но когда начинаешь его изучать детально, смотришь на неровную стежку сидений или нажимаешь на кнопки, то сразу вспоминаешь знаменитую фразу Остапа Бендера: «Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже». Геометрия посадки за рулем – «китайская», устроиться за рулем удобно не получается.

Понравился лишь просторный задний ряд сидений и вместительный багажник. Еще запомнилась неплохая плавность хода при проезде неровностей. В остальном же X60 ярких эмоций не вызывает: двигатель мерно разгоняет машину, на команды рулем кроссовер реагирует с ленцой и неохотно заходит в поворот.

Лишь вариаторный Lifan Solano оказался самым беспроблемным автомобилем и больше всех из этой троицы походил на нормальную машину. Бесступенчатая трансмиссия никак себя не проявила: работает и работает. Но тормоза «ватные», рулевому управлению недостает информативности, а в салоне седана стоит насыщенный химический «аромат».

Наверное, спрашивать про пассивную безопасность автомобилей после всего увиденного не имело смысла, но я все же задал вопрос на итоговой пресс-конференции. Вице-президент корпорации Lifan, господин Му Ган, видимо не ожидал такого поворота событий и погрузился в долгое обсуждение со своими коллегами, перед тем как ответить. По его словам, модели Lifan проходят тестирование по системе С-NCAP, а по «евронкаповским» стандартам был разбит только один автомобиль – это Lifan Breez, который успешно прошел краш-тест и в России.

К слову, результаты китайских краш-тестов С-NCAP (фронтальный удар о бетонную стену со стопроцентным перекрытием на скорости 50 километров в час, фронтальный удар с 40-процентным перекрытием на скорости 56 километров в час, боковой удар на скорости 50 километров в час), которые были проведены в том же году, оказались не столь радужными – всего 16 баллов и две звезды. Конечно, эти результаты сложно сравнивать в силу разных методик, но если заглянуть в итоговую таблицу С-NCAP, то Lifan 520 показал самый низкий результат за всю историю краш-тестов по этой системе.

Впрочем, стопроцентно доверять рейтингу C-NCAP тоже не стоит. Например, в китайских испытаниях на пассивную безопасность, Chery Bonus (Chery A13), о котором мы так много писали, показал результат выше, чем Mazda3, Nissan Tiida, Suzuki Swift или Hyundai Sonata. Поразительно, правда?

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 6

Среди итоговых результатов С-NCAP мы нашли еще один краш-тест с «Лифаном» - в 2010 году была разбита модель Solano, которая заработала уже три звезды и 33,4 балла – неплохо. А вот данные по Lifan 320 Smily на сайте С-NCAP почему-то отсутствуют.

Рассказали нам и о российском будущем Lifan. Китайцы хотят работать над повышением узнаваемости бренда Lifan, улучшением послепродажного обслуживания и «локализацией» выпускаемой продукции. Недавно у Lifan открылся транзитный склад с запасными частями, площадью в две тысячи квадратных метров, но господин Му Ган так и не вспомнил его точное местонахождение: «Где-то в ближнем Подмосковье».

«Лифановцы» собираются тратить больше денег на рекламу, а дальнейшее развитие сети дилерских и сервисных центров будет реализовано по тем же стандартам, которые применяются в компаниях Chery и Lada. Да-да, Lifan будет опираться на опыт своих конкурентов и создавать монобрендовые салоны! Еще одно направление – это популяризация клиентских тест-драйвов, развитие системы поощрения дилеров, подготовка технических специалистов и более тесное сотрудничество с ведущими российскими автомобильными центрами вроде НАМИ и Дмитровского автополигона. Задумывается Lifan и о создании собственного НТЦ в нашей стране...

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 7

Компания планирует отправлять в Россию своих китайских рабочих и специалистов на стажировку. Например, «лифановское» руководство хочет познакомить местных рабочих с российской «культурой сборки интерьеров».

А что с «Дервейсом»? Именно с этим предприятием связаны все надежды Lifan. Если в прошлом году завод в Черкесске выпустил 11 тысяч машин, то в этом году предприятие должно собрать уже 24 тысячи автомобилей Lifan. По словам китайских топ-менеджеров, сейчас мощности завода позволяют выпускать до 50 тысяч автомобилей, но при желании и эту цифру можно увеличить. Правда сейчас для Lifan важнее повысить качество российской сборки.

Насколько волнует Лифан тот факт, что контрольный пакет акций «Дервейса» сейчас принадлежит «Сбербанку»? Ведь по идее, основной акционер в любой момент может вмешаться в деятельность предприятия, например, если государство по той или иной причине изменит свое отношение к китайской компании. Не планирует ли Lifan выкупить акции «Дервейса» или инвестировать в строительство собственного завода, дабы гарантировать стабильность своего бизнеса в России? Прямого ответа на этот вопрос не последовало. Господин Му Ган ограничился лишь общими фразами, мол, Lifan знает о том, что у черкесского предприятия «есть определенные трудности» и компании «нужен долговременный партнер в России», поэтому руководство компании пока собирается вести лишь переговоры с «Дервейсом».

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 8

По итогам уходящего года Lifan продал в нашей стране около 13 тысяч автомобилей, заняв тем самым первое место среди китайских автомобильных компаний в России.

В результате, о марке Lifan, как об автопроизводителе, у меня сложилось несколько странное впечатление. С одной стороны я понимаю, что компания развивается с невероятной скоростью: ведь еще семь лет назад, в 2003 году, у Lifan вообще не было собственного производства легковых автомашин! А теперь Лифан не просто выпускает сразу несколько моделей у себя на родине, но и расширяет экспансию на зарубежных рынках. К тому же, у китайской компании достаточно средств, чтобы внедрять новые технологии и повышать качество продукции.

С другой стороны, все увиденное и услышанное отдавало каким-то абсурдом: автомобильное предприятие, которое не работает, машины, которые ломаются, не успев выехать за ворота завода, нечеткие планы по поводу дальнейшего производства в России и ничем не подкрепленные мечты продавать в нашей стране седаны бизнес-класса и большие кроссоверы. А ведь в России Lifan до сих пор воспринимается как производитель бюджетных автомобилей. Кто рискнет купить престижный седан у марки, которая не обладает соответствующим имиджем? На этот вопрос «лифановцы» отвечают общими фразами и говорят о том, что сейчас в нашей стране повышается спрос на большие автомобили, а развитие марки китайцы видят именно в освоении более высоких сегментов рынка. Неужели опыт конкурентов из Brilliance ничему не научил?

Изучаем феномен китайского автопрома на примере марки Lifan. Фото 9

Стены заводов и головного офиса компании украшены поучительным слоганами и лозунгами на «ломанном английском» в духе наставлений Томаса Джефферсона.

Может я чего не понимаю? Или китайцы не понимают нас в силу своих, особенных понятий о мире вокруг? Об его устройстве, о ценностях? И оттого кажутся нам столь странными...

Скорее всего, здесь странным образом перемешалось и то, и другое. Недавно я услышал историю, произошедшую в китайской провинции Гуандун, где микроавтобус, а затем грузовик переехали двухлетнюю девочку. После этого мимо умиравшего ребенка прошли 18 человек, ни один из которых не попытался оказать ему помощь. Водителя микроавтобуса впоследствии нашли и спросили, осознавал ли он свои действия? Ответ китайца потряс меня своим цинизмом: он сознательно во второй раз переехал ребенка. Ибо смерть девочки обошлась ему в полторы тысячи долларов, а если бы она выжила, то заплатить за ее лечение пришлось бы в десятки раз больше. А проходившие мимо люди не оказывали помощь, во-первых, из-за боязни быть впоследствии обвиненными в смерти ребенка, а во-вторых из-за того, что местные законы обязывают гражданина, спасшего другого человека, оплатить часть его лечения.

Так может вопрос почему в Китае делают такие машины – это вопрос из той же серии, почему в Поднебесной ездят поперек встречного потока, не уважают права человека, жестоко штрафуют семьи за рождение второго ребенка и принуждают население к стерилизации? Просто китайцев слишком много, и отношение к человеческой жизни в этой стране совсем другое, непривычное нам. Китай – это другой мир. Который нам понять пока очень непросто. \m