Ford Focus и Renault Logan

За этими иномарками будут выстраиваться многомесячные очереди: заводы не поспевают за ростом спроса.

В начале «нулевых» многие были убеждены, что предприятия по сборке иномарок в России и на постсоветском пространстве будут в основном специализироваться на выпуске устаревших и наиболее дешевых моделей вроде Daewoo Nexia и Hyundai Accent. И когда в 2002 году Ford ставит на конвейер во Всеволожске не древний Escort, а Focus – точно такую же модель, которая пользуется массовым спросом в Европе, – это кажется удивительным.

Скептики недоумевают: многим ли в России она по карману? Но реальная популярность автомобиля превосходит самые смелые ожидания. Решающую роль сыграли цены (от $11 000) и фирменная кредитная программа (вначале – 10% годовых, а вскоре – 4,9%). За Фокусами сразу выстраиваются многомесячные очереди: завод не поспевает за ростом спроса. Фордовская модель быстро становится самой продаваемой иномаркой в России.

Российский завод Ford смог удивить покупателей, предложив «гибкие» комплектации, которые можно выборочно дополнять опциями из огромного списка. При заказе сам решаешь, добавить ли электростеклоподъемники и электрорегулировку зеркал, АБС, дополнительные подушки безопасности, штатную аудиосистему и т.д. Кроме того, Ford предлагает такое оборудование, которого нет у конкурентов: можно получить лобовое стекло с электроподогревом и штатный предпусковой подогреватель.

Мощный всплеск спроса произойдет в 2005 году, когда на смену Фокусу первого поколения придет новая генерация. Вплоть до 2007 года фордовцы удерживают цены на крайне привлекательном уровне. За автомобиль в хорошей комплектации просят примерно $16 000, что по тогдашнему курсу составляет около 420 000 рублей. В дальнейшем цены будут быстро расти, и разница между фордовской моделью и другими аналогичными иномарками сократится, но россияне все равно будут предпочитать именно Focus, а не другие автомобили гольф-класса. Модель успела заслужить уважение покупателей.

Неказистый седанчик Renault Logan, запущенный в производство московским заводом «Автофрамос» в 2005 году, на первый взгляд не кажется чем-то выдающимся на фоне хорошо продающихся не один год Daewoo Nexia и Hyundai Accent. Но новинке удается отодвинуть все прочие доступные иномарки на второй план. Logan едет по-другому, отлично «проглатывая» дорожные неровности, его салон на удивление просторен и в целом с конструктивной точки зрения машина вышла современнее и безопаснее. У Нексии подушек нет даже за доплату, у Логана одна – уже в базе.

Когда грянет кризис 2008 года, именно Logan выйдет на первое место по продажам среди иномарок, обойдя значительно более дорогой Focus. Французская модель по сути стала родоначальником нового класса бюджетных машин, заведомо не рассчитанных на продажи в Европе, а ориентированных на Россию и другие страны с не самым высоким уровнем жизни.

Для чуть более состоятельной публики позднее создадут Hyundai Solaris и седан Volkswagen Polo, а в более доступной категории большую роль должна сыграть новая Lada Granta, которую поставили на конвейер в конце 2011 года. Все эти модели в некоторой степени идут по пути Логана.

К концу нулевых предпочтения россиян изменятся настолько, что не самый бюджетный Солярис, цены на который только начинаются примерно от 450 тысяч рублей, в 2011 году станет самой продаваемой иномаркой, завоевав звание бестселлера в первый же год своего производства.