Леб и все, все, все

"Мотор" представляет команды и пилотов нового сезона WRC

Меньше недели осталось до официального старта первого этапа чемпионата мира по ралли 2012 года. 17 января с Ралли Монте-Карло начнется 40-й по счету сезон WRC. Мотор напоминает календарь стартующего на Лазурном берегу первенства, представляет команды и пилотов, и выделяет очевидных фаворитов. В том числе и самого главного.

Citroen

Перед началом сезона 2012 году оснований полагать, что Citroen в конце концов сорвется-таки с вершины мирового ралли, мало как никогда. DS3 WRC стал достойным приемником C4, Себастьен Леб по-прежнему быстр, а соперники за последние полтора месяца раллийного межсезонья вряд ли стали сильнее. Скорее, даже наоборот.

Сказать, что в стане двойных шевронов межсезонье прошло гладко, тоже нельзя. На посту руководителя Citroen Sport Оливье Кенеля сменил Ив Маттон: подобные перестановки происходят не каждый день, но новому боссу нужно очень сильно постараться, чтобы заставить сбоить четко отлаженый механизм. В прошлом году пилоты Citroen выиграли 10 из 13 гонок чемпионата. Мало кто удивится, если результаты шевронов в новом сезоне будут даже лучше.

В пилотском составе тоже произошли изменения. Леб по-прежнему в строю, а вот Себастьен Ожье после конфликта с руководством и титулованным напарником перебрался в стан Volkswagen. В следующем году француз будет работать над доводкой Polo WRC, и стартует в гонках за рулем Skoda Fabia класса S2000, а значит из числа претендентов на титул 2012 года его можно вычеркивать.


"Мотор" представляет команды и пилотов нового сезона WRC
"Мотор" представляет команды и пилотов нового сезона WRC. Фото 1

Самоустранение Ожье означает, что дорога к девятому титулу для Себастьена Леба теперь практически открыта. Помимо отсутствия Ожье есть еще один фактор, который должен сыграть на руку французу – в новом году ему не будут докучать постоянные вопросы о возможной отставке: контракт с Citroen подписан до конца 2013 года. Остальные плюсы француза давно известны, и перечислять их смысла нет. Поводов считать фаворитом предстоящего чемпионата кого-то другого совсем немного.

В напарники к восьмикратному чемпиону команда позвала Микко Хирвонена. Лишь немногие сомневаются в том, что по чистой скорости Себастьен Ожье быстрее финна, но пока в Citroen есть Леб, второго пилота лучше чем Микко шевронам просто не найти. Хирвонен быстр. Возможно, недостаточно для того, чтобы выиграть титул – принято считать, что переход в Citroen вроде как поставил крест на чемпионских амбициях финна. Однако для французов важнее другое его качество – стабильность. С этой точки зрения он гораздо более пригоден для борьбы за титул в командном зачете, чем амбициозный Ожье. Желание Себа-младшего во что бы то ни стало опередить Леба нередко приводило к тому, что DS3 Ожье оказывался в канаве. Все доказательства – в таблице личного зачета прошлого сезона. При пяти победах Себ уступил Хирвонену, побеждавшему лишь дважды. Пусть полтора десятка очков достались Микко в качестве подарка от Яри-Матти Латвалы, но без них финн оказался бы в таблице выше француза.

В долгосрочной перспективе вариант с Ожье был для Citroen, конечно, куда более привлекательным. Леб не становится моложе, а в качестве нового лидера французской марки Себа-младшего представить все-таки проще, чем Хирвонена. Но нужна ли Citroen подобная долгосрочная перспектива? Французы побеждают в WRC уже без малого десять лет. Рано или поздно настанет момент, когда в Париже задумаются о смене приоритетов. И не факт, что после ухода из большого спорта Леба-старого, Ситроену потребуется Леб-новый.

  • Тьерри Невилль (Бельгия, 23 года) – восходящая звезда мирового ралли. Бельгиец в прошлом году был одним из претендентов на титул в серии IRC, а теперь впервые в карьере получит шанс проявить себя в высшем классе чемпионата мира. Тьерри проедет по крайней мере девять гонок WRC, а если продемонстрирует хорошие результаты, то Citroen расширит его программу до одиннадцати этапов. Будет ли Невилль стартовать на осенних ралли во Франции и Испании -- зависит от него самого.

  • Нассер Аль-Аттия (Катар, 41 год) все-таки перебрался в чемпионат мира по ралли. Победитель марафона "Дакар" прошлого года, долгое время считавшийся претендентом на роль одного из боевых пилотов Volkswagen, проведет свой первый полный сезон в высшем классе WRC раньше немецкой марки. При поддержке правительства Катара Нассер подписал контракт с Citroen и выступит на всех этапах, кроме открывающего в Монте-Карло – к началу "прописи" маршрута Аль-Аттия еще будет доезжать "Дакар".

  • Петер Ван Меркштайн (Нидерланды, 29 лет) – один из немногих частников, продолживших сотрудничать с Citroen. Кими Райкконен перебрался обратно в Формулу-1, а Петтер Сольберг, наконец, избавился от роли руководителя собственной команды, подписав контракт с Ford. Ван Меркштайн значится в заявочном листе на Ралли Монте-Карло, однако точная программа его выступлений в 2012 году пока не объявлена. Логично было бы предположить, что состоять она будет в основном из европейских гонок.

Клиентская программа Citroen Sport не столь обширна, как у M-Sport. Вполне возможно, DS3 WRC по ходу сезона захочет арендовать кто-то еще, однако обилие частников в стане Ford наталкивает на мысль о том, что предложение компании Малькольма Уилсона для частных пилотов более привлекательно.

Ford

От Ford многого ждали еще в прошлом году. Лучшего момента для победы над Citroen сложно было придумать: новый регламент, новые машины – все условия для того, чтобы перехватить инициативу у подопечных Малькольма Уилсона были. Не получилось. То ли Fiesta оказалась не столь хороша, как DS3, то ли у Ford действительно были не те пилоты, чтобы выигрывать титулы.

После поражения в 2011 году желающих поставить на Ford в году 2012-м будет меньше. Кардинальных изменений в межсезонье не произошло. По крайней мере, не случилось ничего такого, что могло бы говорить о серьезном усилении позиций команды. Напротив, боссы концерна определенное время и вовсе раздумывали, стоит ли вообще продолжать сотрудничество с M-Sport. И повод поразмыслить, надо сказать, был: пока парни Малькольма проигрывают Citroen, инвестиции американского концерна идут лишь на повышение ценности французских побед – не будь в WRC Ford, двойным шевронам просто не у кого было бы выигрывать.

Голубой овал все-таки останется в ралли в 2012 году, но в то, что одолеть Citroen все-таки удастся, верится с трудом.


"Мотор" представляет команды и пилотов нового сезона WRC. Фото 2
"Мотор" представляет команды и пилотов нового сезона WRC. Фото 3

Перемены, произошедшие в пилотском составе, серьезным усилением тоже не назовешь. С уходом Микко Хирвонена Ford потеряла какого-никакого, но все-таки лидера. С опытным финном Малькольм Уилсон перед стартом любой гонки мог быть уверен, что хотя бы одна из его машин точно приедет в большие очки. И если Микко не заставлять гнать на все деньги, то он обязательно доберется до финиша, пусть зачастую и без шансов на победу. Выжать из себя больше Микко уже пытался в 2010 году – получилось плохо. Главный козырь Хирвонена – стабильность. И именно ее может потерять Ford в новом году.

От Яри-Матти Латвалы можно ждать всего что угодно. Молодой финн слишком нестабилен, чтобы с уверенностью говорить о его способностях повести за собой команду. Да, в природной скорости Латвалы никто сомневается: даже на асфальте Яри-Матти в последнее время почти так же быстр, как и французы. Но что делать Уилсону, если Латвала так и не научится довозить машину до финиша регулярно?

Впрочем, на этот случай у главы M-Sport теперь есть Петтер Сольберг. После ухода из спорта Subaru норвежец три года выступал за собственную команду, а теперь, наконец, получил еще один шанс проявить себя в заводском коллективе. Контракт с Ford для 37-летнего пилота, скорее всего, станет последним, который он заключил в WRC с официальной командой производителя. Сольберг – по-прежнему единственный, если не считать Леба, чемпион мира (пусть и с приставкой экс) во всем пелотоне. Но главная проблема состоит в том, что у Мистера Голливуда уже очень давно не было заводского автомобиля. Последняя победа Сольберга в ралли случилась в далеком 2005 году, и прежде чем думать о победе в чемпионате, ему необходимо вспомнить как выигрывать гонки.

  • Мадс Остберг (Норвегия, 24 года) начал сотрудничество с Ford в прошлом сезоне, и по его итогам стороны должны были остаться довольны друг другом. Будучи одним из пилотов Stobart, норвежец получил в свое распоряжении такой же автомобиль, как у заводских гонщиков, и в итоге дважды поднялся на подиум. Итоговое шестое место в личном зачете -- отличный результат. Мадс пропустит этап в Монте-Карло, однако затем примет участие во всех гонках, за исключением Ралли Новой Зеландии.

  • Мэттью Уилсон (Великобритания, 24 года) останется в структуре Ford. Пока у "Голубого овала" есть контакт с M-Sport, за судьбу сына Малькольма Уилсона можно не беспокоиться. Мэттью год от года стабильно прогрессирует, но движение вперед получается слишком поступательным -- такими темпами до уровня топ-пилота Уилсон-младший может дорасти годам к сорока. В 2011 году он вновь оставил позади более опытного напарника Хеннинга Сольберга, но отец наверняка хотел бы видеть нечто большее.

  • Евгений Новиков (Россия, 21 год) продолжит пилотировать Ford. Последние гонки пилота ALM в прошлом году позволяют надеяться, что молодой россиянин, наконец, созрел для решения серьезных задач. Скорость у Новикова есть, осталось обрести стабильность. Особая надежда на Дени Жиродэ: опытный французский штурман, похоже, нашел верный подход к Новикову. Так это или нет станет понятно совсем скоро. Программа Евгения на 2012 год пока включает восемь гонок, первая из которых -- Ралли Монте-Карло.

Также на Ford в этом сезоне поедет Хеннинг Сольберг. В заявочном листе на Ралли Монте-Карло значатся фамилии Мартина Прокопа и Отта Танака – чех и эстонец тоже будут пилотировать Fiesta WRC. О планах Кена Блока и Халида Аль-Кассими, выступавших на частных Ford в прошлом сезоне, пока ничего неизвестно.

MINI

MINI, как и планировалось, подала официальную заявку на участие в чемпионате мира – таким образом число заводских коллективов в WRC достигло трех.

Прошлый сезон был для марки тестовым – Prodrive, построившая раллийный John Cooper Works WRC на базе дорожного кроссовера Countryman, доводила технику до ума. Поэтому команда, приняв участие лишь в нескольких гонках, даже не была официально зарегистрирована. По полной программе MINI должна была начать выступать в сезоне 2012 года, но именно так – по полной – у новой конюшни, судя по всему, выступить не получится. Проект, получивший изначально поддержку со стороны владельца марки, в межсезонье оказался под угрозой срыва. Вряд ли можно говорить о том, что MINI по-настоящму рисковала пропустить чемпионат, но проблемы у команды есть.

В Мюнхене не слишком довольны тем, как освещается WRC на территории Германии, а также озабочены имиджевыми проблемами самого чемпионата – после нашумевшей истории с арестом уже экс-владельца компании-промоутера серии Владимира Антонова. Кроме того, финансовых вливаний требует еще один новый спортивный проект BMW – возвращение немецкой марки в DTM. На него в Мюнхене денег жалеть не хотят, ведь кольцевыми соперниками BMW станут принципиальные конкуренты по рынку Mercedes-Benz и Audi. Кампания MINI в WRC в маркетинговом плане видится в этом свете менее привлекательной, а потому главе Prodrive Дэвиду Ричардсу все сложнее находить общий язык с руководством немецкого концерна.


"Мотор" представляет команды и пилотов нового сезона WRC. Фото 4
"Мотор" представляет команды и пилотов нового сезона WRC. Фото 5

Денег на полный сезон у Prodrive хватает пока лишь на один заводской экипаж. Даниэль Сордо, по неофициальной информации из команды, все-таки сможет проехать все гонки чемпионата. Крису Мику, вовлеченному в проект Prodrive практически с самого старта, повезло меньше – чемпион IRC 2009 года уже точно не поедет на Ралли Монте-Карло. Его автомобиль отдан Пьеру Кампана, оплатить участие которого в гонке согласилась автомобильная федерация Франции. На решение руководства команды Мик отреагировал риторическим вопросом в twitter: Задумывались над тем, каково это – услышать от любимой девушки, что она уходит от вас, чтобы заняться проституцией?

И все же в Prodrive по-прежнему рассчитывают найти деньги на выступления Криса в 2012 году, но вряд ли в BMW. Руководство концерна не смогли переубедить даже безо всяких преувеличений великолепные результаты прошлого года – Даниэль Сордо, выступая на новом автомобиле, смог дважды подняться на подиум, а во Франции вплоть до последнего допа претендовал на победу. Испанец вполне может выиграть первую для MINI – и для себя, кстати, тоже – гонку WRC уже в этом году. О чем-то большем Prodrive пока думать не приходится. \m

  • Арминдо Араужо (Португалия, 34 года) – один из первых частников, арендовавших MINI от Prodrive. В прошлом году боевой John Cooper Works WRC португалец получил одним из первых, наряду с заводскими гонщиками. Чемпион P-WRC 2010 года заявлен на Ралли Монте-Карло, но как и обо всем, что связано с раллийным проектом MINI, о полной программе Арминдо в 2012 году можно лишь делать предположения.

  • Пьер Кампана (Франция, 26 лет) стал клиентом Prodrive еще в прошлом году. За рулем John Cooper Works WRC он стартовал в Ралли Германии и Ралли Франции, и в домашней гонке даже смог финишировать в десятке сильнейших. Пьер выступит на этапе в Монте-Карло, на котором получит в распоряжение второй автомобиль заводской команды, однако дальнейшая его программа пока не объявлена: многое будет зависеть от финансовой ситуации, в которой окажется весь коллектив.

  • Патрик Санделл (Швеция, 29 лет) в ближайшее время готовится объявить о начале нового совместного проекта с Prodrive. Швед создает команду Team Sweden WRC, и уже известно, что будет пилотировать MINI на домашнем ралли в феврале. Где еще будет стартовать Патрик пока не сообщается, но если он собирается зарегистрировать команду в качестве официальной участницы WRC, то можно рассчитывать, что расписание ее будет включать около десяти этапов.

Календарь сезона 2012 года

Дата Гонка
17-22 января Ралли Монте-Карло
9-12 февраля Ралли Швеции
8-11 марта Ралли Мексики
29 марта – 1 апреля Ралли Португалии
27-29 апреля Ралли Аргентины
25-27 мая Ралли Акрополис (Греция)
22-24 июня Ралли Новой Зеландии
2-5 августа Ралли Финляндии
24-26 августа Ралли Германии
13-16 сентября Ралли Великобритании
4-7 октября Ралли Франции – Эльзас
18-21 октября Ралли Италии
8-11 ноября Ралли Испании