Лжедакар

Ралли-рейд "Дакар" 2012 года дискредитировал идею честного спортивного противоборства

В течение двух недель гонщики со всего мира соревновались в Южной Америке за победу в ралли-рейде Дакар. Но увы, вместо честного соревнования на этот раз марафон запомнился скорее многочисленными скандалами, обвинениями в неспортивном поведении и подтасовке результатов.

На четвертый год в Аргентине и Чили Дакар себя дискредитировал. То, что когда-то давно начиналось как испытание человека и техники, романтичное как по своей задумке, так и по воплощению, превратилось в сугубо коммерческое реалити-шоу, на которое год от года тратится все больше денег. А чем больше вложено средств, тем сильнее желание отбить инвестиции успешным результатом. На сей раз отличились все: и организаторы, и участники.

Мото-неразбериха

Дакар начался худшим из возможных способов: на первом же спецучастке погиб мотоциклист Хорхе Андрес Мартинес Боэро. За два километра до финиша допа 38-летний пилот попал в аварию, а уже в медицинском вертолете, направлявшемся в больницу, врачи констатировали смерть пилота.

Конечно, покойный аргентинец стал далеко не первой жертвой Дакара, и его смерть лишь в очередной раз подтвердила повышенную опасность пустынного марафона. Но вот что интересно – на официальном сайте ралли-рейда сообщение о гибели спортсмена появилось намного позже репортажей независимых южноамериканских СМИ, подробно освещавших инцидент.

Пресс-служба Дакара весьма изобретательно подошла к составлению некролога, указав, что Мартинес Боэро умер от остановки сердца. Европейская пресса, привыкшая черпать новости из официальных источников, не раздумывая перепечатала это сообщение, косвенно убедив читателей, что пилот погиб из-за собственного плохого здоровья и нелепой случайности.

Между тем, PR-служба ралли-рейда умолчала о том, что у Боэро была проломлена грудная клетка, а также диагностирована черепно-мозговая травма, несовместимая с жизнью. Умер аргентинец действительно от остановки сердца – вот только произошло это далеко не так безобидно, как можно было подумать, прочитав скупой репортаж пресс-секретарей Дакара. Казалось бы: в ралли-рейдах мотоциклисты гибнут чуть ли не каждый год, и очередная авария вряд ли станет для кого-то откровением. Тем не менее, излишне натуралистичные подробности травм покойного, теоретически, способны оттолкнуть некую часть потенциальных участников Дакара, заставив их задуматься об опасностях пустынных гонок. А значит на следующий год организаторы не досчитаются энной суммы вступительных взносов от мотоциклистов-одиночек.

Пикантности ситуации добавляет место инцидента: Боэро погиб прямо перед финишем, всего в двух километрах от зачетной отметки. Смертельная авария не столь шокирует, когда происходит в безлюдной пустыне в многокилометровом отрыве от цивилизации, но когда фатальный инцидент случается, по сути, под носом у организаторов, это вызывает вопросы.

Далеко не столь трагичный, однако не менее симптоматичный случай произошел на восьмом спецучастке гонки. После неожиданных для пустыни Атакама дождей трассу размыло в наименее предсказуемых местах: так, глубокая грязевая яма возникла уже на 11-м километре зачетной дистанции. Разумеется, узнать об этом препятствии заранее никто не мог, а потому пилоты подъезжали к опасному месту в абсолютном неведении. Открывавший прохождение спецучастка Марк Кома благополучно преодолел препятствие, а вот его основной противник Сирил Депре не удержал свой байк и завяз в грязи. Узнав об этом, судьи быстро скорректировали маршрут: в итоге, опасный участок достался только первым семерым мотоциклистам, а их преследователи поехали в объезд.

Француз потерял на своем перевороте более десяти минут, финишировав далеко позади Комы. Это означало убийство интриги мотоциклетного зачета, традиционно наиболее плотного на Дакаре. И здесь администрация ралли-рейда принимает еще одно неоднозначное решение: компенсировать экипажам лидеров время, потраченное на преодоление грязевой ямы. Казалось бы, благородный поступок, однако выиграл от него один человек – француз Сирил Депре, в итоге одержавший свою четвертую победу на Дакаре.

Дело Гордона

В автомобильном зачете Дакара страсти полыхали еще сильнее. После ухода могучего концерна Volkswagen, выигрывавшего гонку за гонкой и спонсировавшего ралли-рейд на протяжении последних трех лет, фаворитом стала немецкая команда Team X-Raid. Частный гоночный коллектив получил карт-бланш от BMW на раскрутку марки MINI: тесное сотрудничество X-Raid с баварцами позволило конюшне выставить на старт сразу пять MINI и три BMW. Мало кто сомневался, что непобедимая армада одержит победу, а на острие атаки будет легенда Дакара – девятикратный (на момент начала гонки) победитель марафона Стефан Петрансель.

Однако легкой прогулки не получилось – пилоты Hummer Робби Гордон и Нассер Аль-Аттия навязали Икс-Рейду серьезную борьбу. Вскоре Аль-Аттия сошел с дистанции из-за технических проблем, а вот Гордон чувствовал себя все более уверенно: чем больше было типично дакаровских дюн и песка, тем быстрее становился его Хаммер. Болельщики предвкушали зрелищную борьбу: американец потихоньку откусывал преимущество Петранселя, все ближе приближаясь к позиции лидера в генеральной классификации. И грянул гром.

Чем запомнится скандальный "Дакар" 2012 года
Робби Гордон и его Hummer стали главными медиа-героями минувшего "Дакара": американца обвиняли, хвалили и ненавидели.

По завершении девятого спецучастка технические комиссары решили проверить систему впуска Хаммера Робби Гордона и обнаружили несоответствие конструкции рестриктора регламенту гонки. По свидетельству самого Гордона, до этого спорный узел неоднократно проверялся теми же самыми комиссарами – и они ни разу не находили нарушений. Американец даже умудрился проехать с нелегальным рестриктором Дакар-2011, а также пройти предстартовые проверки марафона 2012 года в Мар-дель-Плате. А нарушение установили лишь тогда, когда Робби начал всерьез давить на Петранселя.

Гордона мгновенно дисквалифицировали, однако спортсмен подал апелляцию, добившись тем самым формального разрешения продолжить гонку. Протест гонщика будет рассмотрен только в феврале, но и без него Робби в итоге не смог вмешаться в борьбу за победу: американца подвел зажим, стоивший не больше доллара, который привел к масштабным проблемам со сцеплением. Впрочем, эта неисправность стала бы ключевой только в случае открытого и напряженного противоборства Хаммера и МИНИ, которого, увы, не случилось.

Вся вторая половина ралли-рейда прошла под знаком Гордон против MINI и сочувствующих: американец не скупился на откровенные интервью, а пресс-служба Team X-Raid начала распускать негативные слухи. В русскоязычном пресс-релизе не остановились даже перед оскорбительными высказываниями в адрес конкурента, а бездоказательные (в основном) утверждения были сформулированы столь замысловато, что у читателя могло сложиться четкое мнение: Гордон – мошенник.

В итоговом протоколе первая позиция досталась Стефану Петранселю, но при всем восхищении реальными заслугами французского гонщика зрителей Дакара не покидало ощущение предопределенности результата. Бесспорно, Петрансель – исключительный спортсмен. Но смог бы Стефан победить, если бы пилоты Hummer завершили Дакар без механических неполадок и споров с судьями?

КАМАЗ со товарищи

Возможно, отечественные болельщики и смогли бы пережить бесконечные подозрения в мошенничестве с взаимными упреками участников Дакара, если бы еще в одном скандале не оказалась замешана команда КАМАЗ-Мастер.

Самое главное происшествие для КАМАЗа произошло на четвертом допе ралли-рейда. Аргентинский гонщик Маркос ди Пальма, управлявший Тойотой под номером 410, остановился (по его словам) в пустыне для того, чтобы помочь своему соотечественнику Норберто Фонтане. Как только пилот и его штурман отошли от автомобиля, в него на полном ходу врезался КАМАЗ Эдуарда Николаева. К чести россиянина, он предложил пострадавшим помощь: аргентинцы не отказались, попросив поставить их перевернутый внедорожник на колеса.

Тогда Николаев залез обратно в кабину и нажал особую кнопку, именую иритраком – эта кнопка, в частности, позволяет зафиксировать время, потраченное на оказание помощи кому-либо из участников. В дальнейшем эти минуты могут быть вычтены из итогового результата, но для этого экипаж должен был потратить весь замеренный интервал именно на помощь пострадавшим. Однако Николаев, Савостин и Рыбаков сначала поменяли собственное поврежденное переднее колесо, а когда эта работа была закончена, автомобиль ди Пальмы уже стоял на колесах – Маркосу помогли другие.

И здесь началось самое любопытное. После финиша спецучастка судьи оперативно (причем, по словам самого Якубова, без какого-либо запроса со стороны команды) вернули Эдуарду 11 с половиной минут, зафиксированных иритраком. А Семен Якубов заявил журналистам следующее: "Пилот 410-го экипажа (ди Пальма – примечание «Мотора») полностью признал свою вину в произошедшем, еще раз заверив нас в том, что он готов принять все претензии «КАМАЗа», претендующего на место в группе лидеров грузового зачета».

Чем запомнится скандальный "Дакар" 2012 года. Фото 1
Само по себе столкновение, в котором участвовал Эдуард Николаев, не было причиной для снятия экипажа с гонки: аварии в пыли случались и раньше. Формально россиянина дисквалифицировали за то, что он попытался выдать время, потраченное на обслуживание собственного грузовика, за помощь экипажу ди Пальмы. Однако Якубов утверждает, что прошение о компенсации времени экипаж не подавал. Поэтому оба решения судей - и о компенсации времени, и о последующей дисквалификации - вызывают недоумение.

На официальном сайте российской команды и вовсе появилось сообщение, в котором виновником произошедшего назвали ди Пальму. "На 267-м километре «допа» перед двигавшимся грузовиком Николаева в густом клубе пыли появились несколько внедорожников на большой скорости, – гласил репортаж. – Стандартная ситуация осложнилась неожиданным маневром обгоняемого джипа, который развернуло вследствие резкого торможения и вынесло в густом клубе пыли на траекторию движения грузовика. Российский пилот сделал все для того, чтобы избежать столкновения. Тем не менее, касания избежать не удалось и «камазовскому» экипажу пришлось остановиться, чтобы поставить опрокинувшийся внедорожник на колеса. Пострадавших во время аварии не было. Ошибка пилота джипа была настолько очевидна, что организаторы и спортивные комиссары вычли время, потраченное Николаевым на оказание помощи».

Возможно, на этом бы все и закончилось, однако добравшийся до финиша ди Пальма рассказал несколько отличавшуюся версию произошедшего, а главное – упомянул про замену колеса на КАМАЗе. Сразу после этого судьи получили протест на свое же решение о компенсации времени (кто именно его подал – до сих пор не уточняется), и в результате последовавших разбирательств экипаж Эдуарда Николаева сняли с гонки за неспортивное поведение.

Чем запомнится скандальный "Дакар" 2012 года. Фото 2
Победителем "Дакара" в грузовом зачете стал Жерар де Рой (справа) на IVECO, а следом за ним финишировал его напарник Ханс Стэйси. За исключением застрявшего на дюне Мики Биазона, пилоты голландской команды Team de Rooy избежали серьезных проблем и завоевали первое, второе, шестое и одиннадцатое места.

Оставшиеся в гонке экипажи КАМАЗа побороться за высокие места не могли: надежные в прошлом ярославские двигатели вдруг начали отказывать один за другим, а недостаток опыта новобранцев команды помешал им продемонстрировать стабильные результаты. Поэтому к концу Дакара в абсолюте сложилась неожиданная ситуация, когда клиент российской команды Артур Ардавичус, пилотирующий единственный КАМАЗ с американским мотором Cummins, оказался в турнирной таблице выше заводских пилотов Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева, двух уцелевших экипажей основного состава КАМАЗ-Мастера.

Артур – полноценный участник нашей команды. Возьмите хотя бы машину, «КАМАЗ» нами подготовлен и ему отдан, – заявил Якубов за день до финиша ралли-рейда. – У нас с ним договоренность: Артур проводит испытание двигателя в свете грядущих изменений регламента. Возможно, с толку сбивает то, что машина и форма его экипажа отличаются по цвету от остальных – это потому, что у него свой спонсор. Его поддерживают серьезные люди в Астане. Артур казахстанец, цвет его машины как у казахстанского флага. Но он такой же член нашей команды, как и все остальные.

Стоит отметить, что в 2011 году о подобной кооперации речи не шло: в официальный комментариях КАМАЗ-Мастер говорил исключительно о четырех своих грузовиках, не упоминая о занявшем восьмое место Ардавичусе. Не было подобных разговоров и до старта этого Дакара. Опустил Семен Семенович Якубов, почему-то, и тот факт, что в стартовой ведомости прошедшего марафона коллектив Ардавичуса носит название Team Astana. Не иначе, зачисление Артура в КАМАЗ-Мастер произошло уже по ходу Дакара-2012...

Чем запомнится скандальный "Дакар" 2012 года. Фото 3
Артур Ардавичус был главным героем "КАМАЗа" большую часть гонки: в отличие от заводских пилотов, казахстанец спокойно ехал в собственном темпе, по мере возможности оказывая давление на де Роя. Тем удивительней был демарш Ардавичуса незадолго до финиша гонки.

Оказавшись в непривычной для себя роли догоняющего, да еще и успевшего отметиться в скандале, КАМАЗ попытался попортить нервы своим противникам через прессу: после 12-го спецучастка пилотов IVECO обвинили в нарушении регламента – якобы у них подвеска имеет большие ходы, чем разрешено правилами. Удивительно и то, что в роли разоблачителя выступил не Якубов, а Артур Ардавичус, обладающий безукоризненной репутацией. Пилот предположил, что в отношения де Роя организаторы допускают определенные поблажки, однако подавать протест и добиваться его дисквалификации отказался. Но получилось это, в целом, неуклюже: внятных объяснений тому, зачем Артур вообще поднял эту тему, нет – ведь доказать свои обвинения он все равно не смог.

Были нарушения у голландца или нет – доподлинно неизвестно. Но для КАМАЗ-Мастера итог в любом случае вышел печальный: лишившись опытных гонщиков, российский коллектив резко потерял в скорости и стабильности, да еще и отметился в ненужных скандалах. А вот грамотно плести интриги челнинская команда пока не научилась – бороться с соперниками на трассе, а не в судейских комиссиях, для нее привычнее. Но что-то подсказывает, что без этих навыков побеждать в Дакаре будет все сложнее и сложнее. \m

Вместо послесловия

Пока большие компании с большими амбициями выясняли отношения на южноамериканском континенте, в Африке почти незамеченным прошел рейд Африка. Маршрут этого марафона соответствовал исторической дистанции исконного Париж-Дакара, а участники обошлись без протестов, обвинений и дисквалификаций, получив удовольствие от гонки по пустыне Сахара. Дело основателя ралли-рейда Тьерри Сабина живет. Но к сожалению, к нынешним действующим лицам Дакара оно отношения уже не имеет.