AudiA1

Корень из премиума

Длительный тест Audi A1: первая часть

О самых шикарных машинах часто говорят, что это «премиум в квадрате», настолько они роскошны и богато оснащены. Но некоторым совсем не нужен «большой размер», а приобщиться к премиальному качеству хочется. Как быть? У компании Audi есть ответ: хэтчбек A1, квадратный корень из премиума.

Ауди пока единственная компания из большой тройки немецких премиальных брендов решилась выйти в скромный сегмент В под собственным именем – и BMW, и Mercedes-Benz продают машины в этом классе под другими марками: у баварцев есть MINI, у штуттгарцев – Smart.

Длительный тест Audi A1: первая часть
Даже в таком формате Audi узнается безоговорочно. Этот строгий и подтянутый "бундес-стиль" распространяется на все модели компании. Не обошлось и без ломаной на оригинальный манер светодиодной подводки глаз.

Казалось бы, после появления столько компактной модели цена на «входной билет в премиум», за которую можно купить себе пусть маленькую, но уже Audi, должна была упасть по-крайней мере ниже отметки, с которой стартуют «копейка» BMW, А,В-классы Mercedes-Benz и, собственно, Audi А3. Но этого не произошло: базовая стоимость А1 в России немногим отличается от А3 (808 тысяч рублей против 898 тысяч), а автомобиль в нашей комплектации вообще неприлично вываливается за миллион – он стоит 1 201 300 рублей! За эти деньги можно купить очень хорошо оснащенный Volkswagen Golf или кроссовер вроде Nissan Qashqai или Ford Kuga.

Длительный тест Audi A1: первая часть. Фото 1
В ракурсе "три четверти сзади" хэтчбек А1 очень хорош -- поджар, спортивен и бодр. Хороша видна крышка багажника во всю ширину кузова и солидная «двустволка» выпускной системы. С намеком?

Несправедливо? Все просто. Ведь дело не только во «входном билете». Это – билет VIP. Потому что для А1 была заготовлена роль не просто «самой маленькой Audi», но и самой яркой модели в линейке. И «городского пижона» покупают явно не из бережливости.

Длительный тест Audi A1: первая часть. Фото 2
В профиль формы А1 подчеркивают небольшой спойлер на задней двери, стильная горизонтальная линия-выштамповка, словно рассекающая кузов пополам и, конечно, контрастные дуги. А вот зимние колеса скромного 15-го размера всю эту красоту немного портят: ставить нужно минимум 16 дюймов!

А началось все с концепт-кара metroproject quattro, показанного на автосалоне в Токио еще в 2007 году. С гибридной силовой установкой, независимой задней подвеской и, конечно, с полным приводом. В производстве, правда, мы всего этого не увидели. Зато серийная А1 почти без изменений сохранила стильную внешность концепта и возможности индивидуализации внешнего вида: можно выбрать цвет дуг крыши, установить пакет S-line или добавить ярких красок в отделку интерьера. А главное, для машины с четырьмя кольцами на решетке радиатора А1 получился дерзким и очень самобытным! В общем, в компании Audi решили дать «премиальный» бой MINI, Alfa Romeo Mi.To и Citroen DS3.

Что же досталось серийной машине после того, как у нее отобрали все высокие технологии концепта metroproject quattro? Начинка из реального мира: турбомотор 1.4 TFSI мощностью 122 силы, 7‑ступенчатый «робот» S tronic и перенастроенная платформа «брата» по концерну – Volkswagen Polo. Есть еще варианты с мотором 1.2 литра и «ручкой», но в России они не пользуются особым спросом.

Платформа от «Поло», а пара двигатель-трансмиссия от более высокого по ранжиру Golf. И это, черт возьми, здорово, потому что в итоге А1 получился ну очень динамичным автомобилем. Его 8,9 секунды до «сотни» только на первый взгляд кажутся не очень быстрыми: А1 шустрее всех в своем классе, если не брать во внимание заряженные версии. MINI Cooper (те же 122 силы) проигрывает А1 всего 0,2 секунды, но все же проигрывает. А 120-сильный DS3 на «автомате» и вовсе разгоняется до 100 километров в час за 10,9!

Радует и то, что неплохие динамические не сильно сказались на расходе топлива. Первую тысячу километров пробега Audi потреблял в среднем 9,7 литра на 100 километров. Конечно, этот результат далек от паспортных 5,3 литра, но все же его следует признать нормальным, особенно учитывая то, что А1 постоянно провоцирует на активный драйв. Да и был у нас другой пример: Opel Corsa со 100-сильным 1,4‑литровым «атмосферником», побывавшая в Нашем гараже осенью, потребляла 10,4 литра при гораздо более скудной динамике.

Длительный тест Audi A1: первая часть. Фото 3
9,7 литра 95-го бензина на 100 километров пробега -- очень неплохой результат для весьма динамичного автомобиля со 122 силами под капотом и моего совсем не экономичного стиля вождения.

Управлять тягой на А1 – одно удовольствие, а взаимопонимание с «роботом» S tronic – полное. В режиме Drive он, конечно, позволяет себе ощутимые задержки при переключениях, но к этому быстро привыкаешь и начинаешь нажимать на газ с запасом. В спортивном режиме коробка работает великолепно: с удовольствием держит передачу, позволяет более поздние переключения, а передачи меняет очень быстро и почти незаметно.

Версия с роботизированной трансмиссией стоит приблизительно на 70 тысяч рублей дороже механики, и это внушительный процент от общей стоимости автомобиля. Но мы бы советовали потратиться на S tronic – такой автомобиль намного комфортней и удобней в городской езде, а на динамике наличие «робота» не сказывается.

Длительный тест Audi A1: первая часть. Фото 4
В Audi А1 есть обычный механический ручник. Но пользоваться им зимой мешает неотключаемая полностью система ESP.

Подвеска А1 конструктивно повторяет большинство одноклассников – McPherson спереди и полузависимая балка на кручение сзади. Что не удивительно, если вспомнить о «доноре» VW Polo. Но настроено шасси хорошо. Особенно для ровных дорог. На московских ямах и ухабах Audi A1 все же немного жестковат, хотя все толчки и удары очень достойно задемпфированы для автомобиля данного класса. Чувствуется «премиальная» рука инженеров Audi.

Целиком вовлеченному в азартный процесс управления водителю водителю эта жесткость только импонирует. А1 следует за рулем моментально, в виражах стоит на дуге очень устойчиво, а на скоростной прямой даст фору многим. Не даром же «максималка» здесь – 203 километра в час. Кстати, руль на А1 довольно легкий, в отличие от «старших» моделей Audi, где он часто бывает искусственно, синтетически перетяжелен. Но легкость эта – совсем не в ущерб информативности: чувство передних колес отличное.

Длительный тест Audi A1: первая часть. Фото 5
Audi следует за руками и ногами водителя почти без промедления даже на зимних шинах. В поворот входит очень охотно, а возникшую было недостаточную поворачиваемость легко «убить» сбросом газа. Понятная, доступная и даже азартная переднеприводная управляемость.

А вот пассажиры, особенно задние, все же иногда жалуются на избыточную жесткость подвески. Потряхивает. Особенно на поперечных стыках и пластиковых «лежачих полицейских». И это на зимних 15-дюймовых колесах (в базе Audi A1 поставляется с 16-дюймовыми дисками)!

Нельзя не сказать пару слов о зимних шинах. На тестовом автомобиле были установлены покрышки Dunlop SP Winter Sport 3D размерности 205/55 R15. Именно такой размер рекомендует автопроизводитель. Но если вы предпочитаете зимой «шипы», то придется ставить шины поуже, например, 195/55 R15, так как в рекомендованном размере «шиповок» от ведущих производителей нет. С другой стороны, нельзя не сказать и о том, что несоответствие размерности колес может повлечь за собой снятие с гарантии.

Длительный тест Audi A1: первая часть. Фото 6
Зимой становится крайне актуальным вопрос о доступе к заливной горловине бачка омывателя. В Audi A1 она расположена удобно. Обратите также внимание на то, что здесь же находится и масляный фильтр.

Что неудобно в Audi A1? Традиционно для всех представителей данного типа кузова у А1 длинные и довольно тяжелые двери. Зато закрываются они с сочным, дорогим звуком. Проход на заднее сиденье (отформованное, кстати, только для двоих) организован лучше, чем во многих других трехдверках, но длинноногим тут все равно придется несладко. Тесновато.

Явный просчет – отсутствие кнопки открывания багажника изнутри салона. Она, конечно, есть на ключе, но с ее помощью можно только разблокировать замок, а хвататься за вечно грязную в ненастную погоду заднюю дверь все равно придется. Так и вижу, как чертыхаются гламурные хозяйки, пачкая руки и ломая наманикюренные ногти. Уверен, многие из них предпочли бы эту кнопку ксеноновым фарам.

В салоне, особенно на «холодной» машине, слышны поскрипывания обрамляющей рычаг коробки передач пластмассы, а еще один сверчок живет в подлокотнике. На фоне общей почти безукоризненной сборки, хороших материалов, удобных сидений и эталонной эргономики эти посторонние звуки кажутся чем-то «антипремиальным». Но стоит сделать скидку на то, что тестовый автомобиль до нас проехал уже 16000 не самых легких километров в режиме довольно жесткой эксплуатации. И за это время интерьер не утратил своей первозданной солидности и качества. Проще говоря – выглядит как новый, несмотря на тряпичную обивку кресел (кожаные сиденья идут за доплату).

Полмесяца прошло и мне, как временному владельцу, Audi A1 очень нравится: динамичен, с острой управляемостью, вполне экономичен и очень проворен в городе. Все это оценили, как я заметил, уже многие. Причем я часто вижу за рулем А1 не привычных для такого «малыша» молодых барышень (хотя, конечно, есть и они), а вполне солидных мужчин. Все они вместе, как ни странно, и есть аудитория А1. Она разнообразна и безотносительна. В ней люди, которым «корень из премиума» нужен не потому, что он стоит недорого и у него уже есть заветные четыре кольца на эмблеме. А потому что у них нет комплексов по отношению к размеру, они не заморачиваются по поводу гендерной принадлежности – они просто выбрали маленькую, но очень смелую, быструю и интересную машину. Хотя – по своим финансовым возможностям – вполне могли бы остановиться на чем-то более крупном и консервативном.

Так что деньги не всегда решают все. И пусть себе А1 стоит больше миллиона. Желающие найдутся. \m

Эксплуатация

Общий пробег автомобиля, километров
Пробег с начала теста, километров
Расход топлива, литров на 100 километров

Технические характеристики Audi A1

Тип двигателя
Рабочий объем
Макс. мощность, л.с./об/мин
Макс. момент, Нм/об/мин
Тип привода
Трансмиссия
Передняя подвеска
Задняя подвеска
Тормоза
Габариты (ДхШхВ), мм
Колесная база, мм
Снаряженная масса, кг
Макс. скорость, км/час
Разгон 0‑100 км/ч, с
Расход топлива (комб.), л/100 км
Объем багажного отделения, л
Объем топливного бака, л
Размер шин
Цена, рублей