ТРЕТИЙ
СРОК

Виталий Петров останется в Формуле-1
еще на один сезон

Виталий Петров продолжит карьеру в Формуле-1. В 2012 году российский гонщик будет выступать в комнаде Caterham – об этом было официально объявлено в пятницу, 17 января.

Петров был фактически уволен из команды Renault, которая в сезоне 2012 года будет называться Lotus, еще в декабре прошлого года. Несмотря на то, что у россиянина на руках был подписанный контракт на предстоящий сезон, команда отказалась от его услуг, пригласив новую пару пилотов – Кими Райкконена и Романа Гросжана. С тех пор Петров и его менеджер Оксана Косаченко занимались только одним: поиском места боевого гонщика в одном из коллективов Формулы-1.

Слухи о том, что Петров придет именно в Caterham на смену Ярно Трулли, ходили давно. Интересно, что у итальянца тоже был контракт с командой, но ее руководство этот факт не остановил. Любое долгосрочное соглашение между пилотом и конюшней в современной Формуле-1 может закончиться в любой момент, обычно по желанию команды. Еще в понедельник, 13 февраля, Трулли в беседе с журналистами говорил о том, что не опасается за свое место в коллективе, а уже в пятницу, 17 февраля, в пресс-релизе Caterham появилась его цитата с благодарностями в адрес руководства за проведенные в команде два года.

Петров останется в Формуле-1 еще на один сезон
Ярно Трулли выступал за команду Тони Фернандеса на протяжении двух лет – с момента ее дебюта в Формуле-1. Перед увольнением итальянец даже успел протестировать новый автомобиль для сезона 2012 года.

По ходу двух предыдущих сезонов команда, принадлежащая малайзийскому бизнесмену Тони Фернандесу, носила имя Lotus. Под этим именем конюшня дебютировала в Формуле-1 в 2010 году. Вместе с Lotus Racing в то же время в чемпионат мира пришли еще два коллектива – Virgin Racing (недавно переименованная в Marussia) и HRT. За два сезона, проведенные каждой из этих команд с момента дебюта в Ф-1, ни одной из них так и не удалось избавиться от статуса аутсайдера. Машины Lotus, Virgin и HRT традиционно занимали последние места на стартовых решетках перед началом гонок – им явно не хватало скорости, чтобы побороться со старожилами.

За два года ни одна из этих команд не смогла набрать ни одного очка.

Тем не менее, из трех «новых» коллективов в лучшую сторону всегда выделялась именно команда Фернандеса. Автомобили Lotus, разработкой которых руководил опытный инженер Майк Гаскойн, всегда были быстрее, чем у Virgin Racing и HRT. В квалификациях и гонках Ярно Трулли и его напарник Хейкки Ковалайнен традиционно были быстрее соперников своего уровня. Но остальным, даже середнякам, они проигрывали в прошедшем сезоне достаточно серьезно, по полторы секунды с круга и больше.

Петров останется в Формуле-1 еще на один сезон. Фото 1
Новый босс Виталия Петрова в Формуле-1 – малайзийский бизнесмен Тони Фернандес. В 2010 году Forbes оценил его состояние в 330 миллионов долларов.

В новостных лентах Lotus мелькала чаще Virgin и HRT не только благодаря успехам на трассе. Команда Фернандеса стала участницей одного из самых крупных скандалов за последние годы в Формуле-1: на протяжении долгого времени малайзийский бизнесмен отстаивал право команды носить имя Lotus.

Тони

Основной бизнес Фернандеса – авиация. Ему принадлежит один из крупнейших азиатских перевозчиков Air Asia. И судя по всему, дела у него идут весьма неплохо, ведь помимо команды Ф-1 у Тони есть и еще одно дорогостоящее увлечение – футбол. В прошлом году Фернандес приобрел клуб английской премьер-лиги «Куинз Парк Рейнджерс».

Изначально право на использование названия Фернандесу выдал концерн Proton, владеющий маркой Lotus, однако уже через год, к концу 2010 года, лицензия была отозвана. Производитель дорожных машин Lotus стал спонсором команды Renault, в которой тогда как раз выступал Петров. Тони удалось отстоять право на использование имени Lotus в названии команды в суде, что привело к абсурдной ситуации – в прошлом сезоне в Ф-1 выступали сразу две команды с практически идентичными названиями: Team Lotus Renault Фернандеса и Lotus Renault GP, принадлежащая инвестиционному фонду Genii Capital. Спор за имя продолжался на протяжении года, пока Фернандес не отступил добровольно.

Петров останется в Формуле-1 еще на один сезон. Фото 2

Весной 2011 года Тони выкупил бренд Caterham, а осенью объявил о том, что переименует свою команду. По слухам, в обмен на это бизнесмен получил некие льготы от правительства Малайзии, которое также было заинтересовано в прекращении споров вокруг имени Lotus.

Под именем Caterham команда фактически во второй раз дебютирует в Формуле-1. Петров же таким образом перебрался из «будущей» команды Lotus в «бывший» Lotus.

Петров останется в Формуле-1 еще на один сезон. Фото 3
Новый напарник Петрова – Хейкки Ковалайнен. Финн провел в Формуле-1 пять сезонов, выступая за Renault, McLaren и Lotus. На его счету 90 стартов, четыре подиума и одна победа.

Марка Caterham

Британская компания Caterham Cars занимается мелкосерийным производством сверхлегких спортивных автомобилей. На данный момент модельная линейка состоит всего из одной модели Seven, которая представлена в восьми модификациях: от доступного варианта Classic со 105-сильным мотором до экстремального Superlight R500, оснащенного 266-сильным двухлитровым двигателем Ford.

Модель Seven является прямым наследником спортивного автомобиля Lotus 7, разработанного в 1957 году легендарным Колином Чэпменом. С 1973 году компания Caterham выкупила у "Лотуса" права на производство этой машины. С того времени производитель, сохраняя идею оригинальной "семерки", постепенно обновляет дизайн и техническую начинку своих автомобилей.

Напарником Виталия станет Хейкки Ковалайнен, который выступал в составе команды Фернандеса на протяжении всей ее недолгой истории. Финн дебютировал в Ф-1 в составе Renault в 2007 году, затем перебрался в McLaren, где был напарником Льюиса Хэмилтона, но закрепиться в лидирующих коллективах не смог. За последние два года, в течение которых Ковалайнен выступал за команду Фернандеса, он ни разу не финишировал выше двенадцатого места.

Естественно, в первую очередь это связано со скромными возможностями автомобиля. Несмотря на отсутствие очков в последних сезонах, репутация финна улучшилась – Ковалайнен постоянно опережал в квалификациях Ярно Трулли, а в гонках порой даже боролся с пилотами команд средней группы. По итогам прошлого года, по версии авторитетного британского издания Autosport, Ковалайнен занял 39 место в рейтинге лучших пилотов сезона, расположившись вслед за Михаэлем Шумахером.

За руль нового автомобиля Caterham CT-01 Петров сядет уже по ходу второй официальной серии тестов, которая стартует в Барселоне во вторник, 21 февраля. Всего до начала сезона командам Ф-1 осталось провести восемь тестовых дней – больше не позволяет регламент чемпионата. Это значит, что на то, чтобы освоиться за рулем новой для себя машины, у Петрова будет не так много времени: команды традиционно делят между своими пилотами тестовое время поровну.

Скорее всего, Виталий перед началом сезона отработает за рулем CT-01 четыре-пять дней. Вряд ли этого достаточно, чтобы сразу же навязать борьбу напарнику, который находится в команде уже третий год. И скорее всего, в первых гонках Петров будет уступать Ковалайнену. Но главная задача россиянина – не проиграть в начале чемпионата слишком много.

Петров останется в Формуле-1 еще на один сезон. Фото 4
Caterham CT-01 - новый автомобиль
Виталия Петрова в Формуле-1

Что касается перспектив самой команды Caterham, то Фернандес надеется, что с новым болидом CT-01 его коллектив наконец-то начнет бороться за очки в гонках. Предпосылки для этого есть. На некоторых трассах в прошлом году отставание пилотов конюшни от гонщиков средней группы было минимальным. К тому же, в этом году команда впервые оснастила свой автомобиль системой KERS – это поможет отыграть примерно полсекунды с круга.

Первые тесты прошли для Caterham успешно – автомобиль практически не ломался. И даже с KERS проблем не возникало.

В любом случае, на дебютном Гран-при Австралии от Петрова не стоит ждать повторения прошлогоднего результата –- сенсацией станет даже его попадание в очковую зону. С переходом в новую команду и задачи, которые Виталию придется решать в гонках, станут другими. Важно другое – то, что среди 24 пилотов самого престижного автоспортивного чемпионата планеты по-прежнему есть один россиянин. \m