Всех победить

Интервью с главой Skoda Motorsport

Пилоты Skoda победно маршируют по этапам IRC – в минувшие выходные гонщики чешской марки завершили победным дублем уже третью гонку из трех прошедших. И оснований полагать, что в ближайшем будущем ситуация изменится, пока нет – Skoda в этом году сражается за титулы в IRC фактически в одиночку.

Действующий чемпион IRC пилот Skoda UK Андреас Миккельсен сейчас лидирует в личном зачете сезона 2012 года, опережая пилотов заводского коллектива Skoda Юхо Ханнинена и Яна Копецки, а также гонщика Skoda Deutschland Зеппа Виеганда. Пятое место делят проехавшие по одной гонке за рулем Peugeot 207 Брайан Буффье и Луис Монцон – они отстают от Миккельсена уже на 40 с лишним очков и даже не думают попытаться его догнать. Это значит, что Шкоде достанутся все титулы IRC этого сезона. И не только потому что Fabia S2000 лучший автомобиль в этом классе, но и потому, что соперников у «чехов» в этом году просто нет.

Peugeot, закрыв программу в гонках на выносливость, махнула рукой и на IRC: французские хэтчбеки в руках частных пилотов – это рогатки в сравнении с арсеналом, вывозимым на гонки «Шкодой».

Отчасти, Skoda виновата в этом сама – раллийная программа чешской компании столь мощна, что у соперников просто нет стимула бороться. Чтобы победить, Peugeot пришлось бы вывернуться наизнанку самой и вывернуть свои карманы. Поэтому как только представился достойный повод, французы оставили Skoda воевать в IRC саму с собой.

"Мотор" расспросил главу Skoda Motorsport о том, почему "Шкода" вдруг осталась без соперников
Миккельсен создал себе столь существенный отрыв по очкам, что догнать его даже при желании теперь будет очень сложно.

«Мотор» решил спросить у главы спортивного отделения марки Михал Храбанек, почему из серии ушли бывшие соперники, какие задачи ставит для себя Skoda помимо сбора трофеев, и какая «чехам» польза от того, что на их машине гоняется заводской пилот Volkswagen...

Пан Храбанек, какие цели ставит перед собой Skoda Motorsport в нынешнем сезоне? Выиграть все гонки?

- Если говорить про IRC, то естественно мы бы хотели защитить оба титула. Это значит, что Андреас Миккельсен проедет 10-11 гонок – он наш основной кандидат на победу в личном зачете. Кроме него, мы будем задействовать в IRC Юхо Ханнинена и Яна Копецки, но они будут выступать не на всех этапах. Их задача – помочь Андреасу набрать достаточно очков, чтобы Skoda победила и в зачете производителей.

-Вторая цель – европейский чемпионат. Там будет выступать Юхо Ханнинен. Причина, по которой мы решили принять участие в европейском первенстве, проста – в ближайшем будущем ожидается объединение этого чемпионата с серией IRC. Мы хотим подготовиться. Кроме того, Skoda будет выступать и в чемпионате Чехии. Ян Копецки ответственнен за это первенство. Там мы также рассчитываем побороться за титулы.

Что вы думаете о ситуации, сложившейся в этом году в IRC? В первых гонках было, скажем так, не слишком много претендентов на победу...

- Да, по сравнению с прошлым сезоном, у нас действительно стало меньше машин в основном классе. Я не могу судить о том, что происходит в Peugeot Sport, я не знаком с деталями, но могу понять причины, по которым французы перестали выставлять на старт полузаводские машины в IRC. Они представили в Женеве модель 208 и не хотят больше продвигать старую. Это логичный шаг. Так что в этом году у нас будет не такой сбалансированный состав участников, как в прошлом. Но я думаю, на некоторых гонках мы увидим больше претендентов на победу. Будут гонки на Корсике, на Кипре, в Бельгии, Чехии – там пилотские составы наверняка окажутся сильнее. Но это всего лишь мое личное мнение.

"Мотор" расспросил главу Skoda Motorsport о том, почему "Шкода" вдруг осталась без соперников. Фото 1
Минувший сезон, без преувеличений, был лучшим в истории IRC – перед финальным этапом сразу пятеро пилотов сохраняли шансы на победу в личном зачете. Четверо из них выступали на Skoda Fabia, и лишь один -- на Peugeot 207.Столь напряженный финиш сезона обеспечила хитрая система начисления очков: на двух последних этапах разыгрывалось больше баллов, чем на предыдущих. А именно, все заработанные очки по итогам предпоследнего раунда в Шотландии умножались на полтора, а по итогам Ралли Кипра – удваивались. Личный титул в итоге достался Андреасу Миккельсену, который в «нормальных» условиях растерял бы все шансы еще до начала решающей стадии чемпионата.

Что вы думаете о системе начисления очков, которая применялась в прошлом году?

- Мне кажется сейчас, когда организаторы вернулась к прежней формуле, стало лучше. В прошлом сезоне – да, интрига сохранялась до самой последней гонки. Но система была слишком экстремальной. И может быть, даже не совсем честной, если судить с точки зрения участников, в первую очередь пилотов. Но так или иначе Skoda выиграла, так что все в порядке.

Вы принимали участие в принятии решения о возвращения к прежней очковой системе?

- Да, конечно. Мы обсудили все с организаторами и пришли к выводу, что, возможно, это было в каком-то смысле сумасшедшее решение. Правила должны быть прозрачнее. В этом сезоне коэффициенты будут только в последней гонке.

Но внимания к двум последним гонкам в прошлом году было приковано гораздо больше, чем обычно к IRC...

- Да, конечно. Для болельщиков концовка чемпионата получилась интересной, особенно на Кипре. Но мне кажется, не только из-за системы начисления очков. Была интересная идея проведения Golden Stage, который был показан в прямом эфире (после окончания последней гонки сезона на Кипре организаторы провели дополнительную короткое соревнование, с призовым фондом в 130 тысяч фунтов стерлингов, – примечание редактора).

"Мотор" расспросил главу Skoda Motorsport о том, почему "Шкода" вдруг осталась без соперников. Фото 2
Пилот Skoda UK Андреас Миккельсен в прошлом году выиграл всего две гонки в чемпионате, зато самые важные – успех в Шотландии и на Кипре принес ему больше очков, чем он заработал на всех предыдущих этапах. Но в итоговом протоколе норвежец опередил Яна Копецки всего на 1,5 балла.А в 2012 году Андреас почти наверняка станет двукратным чемпионом IRC – потому что кроме него претендентов на титул больше нет.

Миккельсен выступает не за заводской коллектив, но вы все равно делаете на него ставку...

- Проясню ситуацию: машина у Миккельсена такая же как у Яна и Юхо. Один к одному. Она подготовлена Skoda Motorsport и арендована командой Skoda UK, которая и обслуживает ее на гонках. Это один из алгоритмов работы с клиентами. При этом инженеры заводской команды и Skoda UK работают вместе. Вся телеметрия открыта, они постоянно обмениваются информацией, так что различия "заводской – не заводской" тут, скорее, условность.

Каким вам видится будущее IRC? Каким был бы идеальный сценарий для Skoda?

- Сложный вопрос. Будущее будет определено техническим регламентом. Нынешние машины Super 2000 планируется заменить автомобилями класса R4T с турбомоторами 1.6. Мы знаем, что Peugeot работает над таким автомобилем. Мы бы тоже хотели продолжить нашу программу, но этот год и следующий мы продолжим выступать с нынешней машиной.

-При этом мне кажется, нам нужны перемены. Так что объединение IRC с европейским чемпионатом – один из оптимальных сценариев.

"Мотор" расспросил главу Skoda Motorsport о том, почему "Шкода" вдруг осталась без соперников. Фото 3
Если в прошлом году сразу четыре пилота «Шкоды», выступавшие за заводскую команду и полузаводскую Skoda UK, боролись за титул, то теперь необходимости в столь мощной кампании нет. Даже привозя на гонки по два боевых экипажа, Skoda может быть практически уверена, что заработает дубль.

Заводская команда в прошлом году изначально делала ставку на Яна Копецки. То, что он в итоге не смог победить на Кипре – это следствие болезни его штурмана, Петра Стары?

- Я думаю, сначала надо вспомнить аварию в Бельгии, в которой Петр получил травму ключицы (Стары затем принял участие в нескольких гонках, но не смог стартовать в паре с Копецки на последнем этапе на Кипре, – примечание редактора). Во многом эта авария и повлияла на исход чемпионата. Ян разбил машину на шейкдауне и не смог принять участие в гонке, Хотя, как мне кажется, вполне был способен побороться за место на подиуме. Возможно, как раз очков из Бельгии ему и не хватило для победы.

- Однако на двух последних гонках фаворитом все равно был Андреас – он лучше выступает на гравии, чем Ян. Копецки показал в Шотландии и на Кипре все, на что способен, но было уже поздно. Вряд ли замена штурмана сильно повлияла на результат. Не забывайте, что титул выиграть мог и Ханнинен, и у Юхо шансы были даже выше. Но на Кипре он тоже разбил автомобиль – на первом же спецучастке первого дня. И очень сложно сказать, чья ошибка была серьезнее: та, которую допустил Ян в Бельгии или та, что была у Юхо на Кипре. Они оба очень надежные гонщики, но тоже могут ошибаться. Так или иначе, чемпионом все равно стал пилот на Skoda.

То, что сейчас в паре с Копецки выступает другой штурман – это следствие аварии в Бельгии?

- Сейчас Петр в полном порядке. Он здоров. Причина в другом: Стары никогда не был на сто процентов профессиональным штурманом. У него есть другая работа, и сейчас в его компании на него возложена дополнительная ответственность. Поэтому он уже не может уделять гонкам столько времени, сколько раньше. Яну же нужен штурман, который на все сто процентов посвящен ралли.

"Мотор" расспросил главу Skoda Motorsport о том, почему "Шкода" вдруг осталась без соперников. Фото 4
Fabia S2000 в этом году – важный элемент в стартовавшей год назад раллийной программе Volkswagen. Старший брат "Шкоды" по концерну готовится к дебюту в WRC, и использует чешский автомобиль для сбора информации. Себастьен Ожье выступает на этапах чемпионата за рулем "Фабии", что позволяет Volkswagen делать выводы относительно скорости собственного автомобиля – Polo WRC, который пока только готовится к дебюту. Зная, сколько времени Ожье проигрывает гонщикам Citroen и Ford, выступая на чешской машине, инженеры Volkswagen могут проводить сравнительные испытания. Обычно команда VW проводит тесты сразу после окончания этапов чемпионата мира, и нередко на тех же спецучастках: Ожье поочередно пилотирует Polo WRC и Fabia S2000. Так в Volkswagen понимают, сколько на данном этапе разработки проигрывают своим будущим конкурентам.

Насколько близки ваши отношения с Volkswagen Motorsport?

- Очень близки. Теперь даже ближе, чем раньше. Мы буквально каждый день обмениваемся информацией.

Себастьен Ожье давал рекомендации по поводу улучшения машины?

- Конечно. Мы обсуждаем его предложения – это один из плюсов сотрудничества.

Кто-нибудь из сотрудников Skoda Motorsport перешел на работу в Volkswagen, в новый проект?

- Нет. У нас в команде есть несколько человек, которые ответственны за контакт с Volkswagen, но не более того. У них собственная очень сильная команда, и я думаю, они будут быстры в WRC с самого старта и добьются успеха.

Пока непонятно, кто будет напарником Ожье в Volkswagen. Вам было бы приятно, если бы выбор пал на Ханнинена или Копецки?

- Это вопрос не ко мне. Я не знаю, хотят ли они этого. Не думаю, что это случится. Мне было бы приятно сохранить их в своей команде. Если поступит конкретное предложение – мы обсудим с ними возможный уход, но сейчас такого вопроса на повестке дня нет. Меня больше волнуют выступления собственной команды. \m