Mercedes оставили крылья

Все что нужно знать о заднем антикрыле W03

Международная автомобильная федерация отклонила протест команды Lotus, поданный в четверг перед началом Гран-при Китая против Mercedes AMG. Конструкция заднего антикрыла W03, автомобиля заводской конюшни штутгартского концерна, признана легальной – теперь соперникам придется ее копировать.

Споры разгорелись вокруг так называемого воздуховода W03. Конструкция, разработанная инженерами Mercedes AMG, позволяет развивать автомобилю большую скорость на прямых в момент использования DRS (Drag Reduction System) – системы снижения лобового сопротивления.

DRS появилась в Формуле-1 в начале сезона-2011. Благодаря ей пилоты получили возможность самостоятельно менять угол атаки верхнего элемента заднего антикрыла – активация происходит при нажатии кнопки на руле. Поднятие элерона снижает лобовое сопротивление и, соответственно, эффективность работы крыла в целом: это позволяет развивать большую скорость на прямых.

Почему воздуховоды болидов Mercedes испугали конкурентов

Система призвана облегчить совершение обгонов в Формуле-1 – в гонке использовать DRS можно только в предусмотренных для этого местах и лишь тем пилотам, которые находятся непосредственно позади соперников. Чтобы активировать систему, гонщик должен отставать от идущего впереди не более, чем на секунду. На большинстве трасс замер происходит перед началом самой длинной прямой, на которой в свою очередь есть участок, где и разрешено активировать DRS. О такой возможности гонщику сообщает автоматическая система: на руле появляется соответствующий сигнал.

\В 2011 году, по ходу первого сезона Формулы-1 с DRS, был установлен рекорд по количеству обгонов: как в отдельной гонке так и за весь чемпионат.

Во всех остальных сессиях кроме гонки – по ходу свободных заездов и квалификаций – использование DRS не ограничено. Пилоты активируют систему на всех прямых участках и в быстрых поворотах: на разных трассах DRS позволяет сократить время прохождения круга на несколько десятых секунды.

Как это работает?

DRS на W03 отличается от тех конструкций, что используют конкуренты. За счет системы воздушных каналов внутри элементов заднего антикрыла DRS на автомобилях Mercedes AMG работает более эффективно.

Основной принцип работы системы – тот же, на котором основывалась конструкция водуховода McLaren, представленного перед началом в сезона 2010 года на автомобиле MP4-25. Инженеры британской команды первыми придумали как снижать эффективность работы заднего антикрыла. Специальный канал, проходивший через всю машину, доставлял поток воздуха к заднему антикрылу – для этого конструкторам пришлось соорудить тоннель между верхней частью автомобиля, от воздухозаборника над головой пилота, и задним крылом. Направить в него воздух мог только пилот. Специальное отверстие, расположенное в носовой части машины, доставляло воздух в кокпит – зажимая его, пилот перенаправлял поток в тоннель, ведущий уже непосредственно к крылу. Набегавшая волна позволяла сбить основной поток с верхнего элерона и уменьшить эффективность его работы.

Почему воздуховоды болидов Mercedes испугали конкурентов. Фото 1
Vodafone McLaren MP4-25. Фото пользователя Gregory Moine с сайта flickr.com

Главное достоинство системы заключалось не только в том, что давало McLaren преимущество над соперниками, но в и том, что скопировать «воздуховод» было не так легко. Пилоты McLaren перекрывали отверстие внутри MP4-25 коленом левой ноги – свободной в то время, пока автомобиль движется по прямой. Чтобы полностью скопировать систему, другим коллективам пришлось бы заново перестраивать свои машины. Выход был найден. Большинство команд оснастили автомобили схожими конструкциями, но активировать «вторичные» f-duct их пилотам приходилось уже не ногами, а руками.

Зажимая отверстие внутри кокпита запястьем левой руки, большинство гонщиков в сезоне 2010 года фактически оставляли на руле лишь правую.

У чиновников FIA подобное положение дел позитивных эмоций не вызывало, в результате чего система была признана небезопасной. Перед началом сезона 2011 года регламент скорректировали - инженерам конюшен было запрещено выстраивать какие-либо конструкции в области между задним антикрылом и корпусом автомобиля. Плюс к этому, в свод правил был добавлен пункт, согласно которому пилоты теперь не имеют права совершать манипуляции, влияющие на аэродинамическую эффективность автомобиля, за исключением DRS.

0,2 секунды с круга

  • примерно столько болиды Mercedes якобы выигрывают у конкурентов за счет воздуховодов.

Именно этот пункт и стал причиной споров вокруг нового «воздуховода» Mercedes AMG. Инженеры команды упростили систему: входное отверстие на W03 расположено на торцевой пластине заднего антикрыла, непосредственно позади верхнего элерона. При неактивном положении DRS воздух в него не поступает и никак не влияет на аэродинамику. «Воздуховод» начинает работать только тогда, когда пилот «открывает» крыло. Поднимаясь, верхний элерон освобождает пространство для набегающего потока воздуха, – как полагают технические эксперты, попадая затем внутрь шасси, он направляется по специальным каналам через всю машину к переднему антикрылу, и снижает общий уровень прижимной силы.

Почему воздуховоды болидов Mercedes испугали конкурентов. Фото 2
Эта схема не претендует на стопроцентную точность, но примерное представление о том, как работают "хитрые" воздуховоды "Мерседеса", дает.

Как стало известно после заседания FIA в Шанхае, в самой команде Mercedes AMG конструкцию называют DDRS (Double DRS – «Двойная DRS»). Благодаря ей W03 действительно способна развивать большую скорость на прямых. Особенно полезна система по субботам, когда систему снижения лобового сопротивления можно использовать по максимуму (DRS в квалификации можно использовать в любое время). Но в гонке преимущество нивелируется – ведь на протяжении большей части дистанции активация DRS запрещена.

Основными оппонентами Mercedes AMG по вопросу легальности системы выступили представители Lotus и Red Bull Racing. Причины недовольства понятны. Команда Брауна – их главный соперник в квалификациях этого сезона. Борьба в лидирующей группе в 2012 году обострилась – машины по своим характеристикам близки друг к другу, и значение стартовой позиции возросло. Получая преимущество над соперниками в 0,2 секунды с круга в квалификации благодаря DDRS, Mercedes AMG становится одним из главных фаворитов по субботам. W03 позволил Михаэлю Шумахеру занять четвертое место на стартовой решетке в Австралии и третье в Малайзии – в прошлом году немец ни разу не поднимался выше пятого.

Почему воздуховоды болидов Mercedes испугали конкурентов. Фото 3

Гоночный темп автомобиля Mercedes AMG оценить было сложно – из-за проблем с коробкой передач в Мельбурне Шумахер не добрался до финиша, а в Куала-Лумпур откатился в глубину пелотона после столкновения на первом круге с соперником. У второго пилота Mercedes AMG Нико Росберга также пока не было ни одного «беспроблемного» уик-энда в 2012 году. Тем не менее, основания полагать, что по воскресеньям W03 выглядит скромнее конкурентов, все же есть.

Например, в Мельбурне Шумахера на первых кругах активно атаковал Себастьян Феттель, серьезно уступивший ему в квалификации. Red Bull RB8 в гоночной спецификации смотрелся в двух первых Гран-при солиднее и, судя по всему, мало чем уступает McLaren MP4-27 – безусловно, быстрейшему пока автомобилю чемпионата.

Другое дело, что для того, чтобы бороться с гонщиками McLaren, пилотам Red Bull надо стартовать как можно ближе к ним. И квалификационная скорость W03 – серьезное тому препятствие.

То же самое касается и Lotus – желание «обрубить крылья» немецким машинам продиктовано схожими мотивами.

Почему воздуховоды болидов Mercedes испугали конкурентов. Фото 4

Из команд лидирующей группы как раз у McLaren претензий к антикрыльям Mercedes AMG нет – глава команды Мартин Уитмарш несколько раз заявлял, что считает конструкцию соперников «интересной, но не противоречащей регламенту». Возможно, как раз потому что автомобили «штутгартцев» – это дополнительное препятствие для Red Bull и Lotus. Самой McLaren пилоты Mercedes AMG в двух прошедших квалификациях особых проблем пока не доставляли – оба раза Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон стартовали с первого и второго мест.

Крыльям – быть

Формальный повод подать протест у соперников был. Главный аргумент оппонентов Mercedes AMG состоит в том, что воздуховод на заднем антикрыле W03 открывается при активации DRS – то есть в тот момент, когда пилот нажимает на соответствующую кнопку на руле. Соответственно действие гонщика – собственно нажатие кнопки – открывает воздуховод. Вопрос лишь в интерпретации: считать ли это действие «манипуляцией, влияющей на изменение аэродинамики автомобиля». Руководители Red Bull Racing и Lotus на протяжении последнего месяца ограничивались устными претензиями – и технический делегат FIA несколько раз дал понять, что считает DDRS легальной. В итоге перед началом Гран-при Китая Lotus подала официальный протест.

2000 евро

  • такую сумму пришлось заплатить "Лотусу" за рассмотрение протеста комиссией FIA.

Заседание состоялось в четверг вечером в Шанхае, и по его итогам позиция Уайтинга и вместе с ней FIA не изменилась: протест был отклонен. Из выпущенного по итогам слушаний пресс-релиза можно понять, что эксперты федерации не считают систему нелегальной: «Приспособление Mercedes активируется не в результате движения гонщика. Это происходит вследствие изменения положения элемента, который приводится в действие гонщиком – это допускается текущим регламентом... Движения пилота не используются для непосредственного изменения аэродинамических характеристик машины. Изменение является побочным следствием движения подвижного элемента (DRS)».

В переводе с бюрократического языка: в FIA считают, что нажатие пилотом кнопки активации DRS и открытие воздуховода в результате движения крыла – это два отдельных процесса, пусть и связанных между собой.

Почему воздуховоды болидов Mercedes испугали конкурентов. Фото 5
Росс Браун, глава команды Mercedes AMG

Таким образом DDRS команды Mercedes AMG окончательно признана легальной – Lotus отказалась от права подать апелляцию. Теперь соперникам остается только скопировать систему. Но сделать это будет нелегко. По словам Росса Брауна, ее стоимость не так велика и разговоры конкурентов о том, что им придется потратить на ее разработку много денег, надуманны. Главная проблема состоит в том, что вряд ли кому-либо из соперников удастся по ходу сезона создать столь же эффективную DDRS, как у Mercedes AMG – автомобиль W03 изначально проектировался с ее учетом, и шасси было построено таким образом, чтобы преимущество системы могло быть использовано по максимуму.

На деле это означает, что Mercedes AMG по ходу сезона будет одним из главных «субботних» фаворитов. Окончательно утвердиться в этом качестве команда грозит уже в Китае. На трассе в Шанхае – самая длинная прямая чемпионата, и именно благодаря этому многие эксперты называют главными претендентами на «поул» пилотов Mercedes AMG. \m