Неформат

Ищем корни RR Evoque в британской истории

[page]Неформатный|Evoque[/page]

Сначала это были обычные охотничьи фургончики, насквозь пропахшие дичью и ружейным порохом. Через несколько десятилетий они превратились в спортивные универсалы, построенные на базе дорогих купе. Сегодня автопроизводители снова обратили внимание на кузов shooting brake. Один из таких примеров - Range Rover Evoque.

Shooting brake

Подробнее о классических носителях идеологии "shooting brake" можно почитать на следующей странице.

В середине прошлого века термином shooting brake называли быстроходные трехдверные универсалы, обычно построенные на базе роскошных купе. Аристократы заказывали себе такие машины для выездов на охоту или другие спортивные мероприятия, связанные с огнестрельным оружием. Недаром в названии присутствует слово shooting, то-есть стрельба или охота. Вытянутый багажник был нужен для перевозки ружей, провизии, собак охотничьей породы или некрупной добычи. Но при этом считалось, что грузовой отсек должен гармонично дополнять облик купе.

До недавних пор чуть ли не единственным массовым автомобилем, напоминающем о духе настоящих shooting brake, оставался MINI Clubman. Недавно об этом забытом классе автомобиля вспомнили в Ferrari, представив роскошную полноприводную модель FF. А мы решили добавить в эту компанию еще одного участника – Range Rover Evoque.

Однозначного мнения на счет типа кузова Evoque не существует. Кто-то называет его хэтчбеком-переростком, другие – трехдверным кроссовером, что тоже не лучше. Нам же он кажется современным взглядом на то, как должен выглядеть практичный и одновременно стильный автомобиль из Британии.

Evoque роскошен и снаружи, и внутри. Но роскошь не всегда является синонимом удобства. Например, диапазон регулировки рулевой колонки мог бы быть чуточку больше – многим водителям хотелось бы опустить «баранку» ниже. Габариты ощущаются с трудом из-за мощных передних стоек и высокой линии остекления. Из-за трехдверной конструкции кузова проход на задний диван оказался узковат, но больше всего раздражает медленно работающий электропривод сиденья переднего пассажира. Правда, ни в одном из настоящих «охотничьих» универсалов, построенных на базе купе, доступ на задние сиденья никогда не был удобным, так что будем считать это историческим наследием.

Качество сборки? Не хочется придираться к надежности Range Rover, но наша машина с пробегом всего в пять с половиной тысяч километров уже имела несколько болячек. Крышка перчаточного ящика во время движения периодически открывалась сама – замок оказался слишком слабым, а не прогретый мотор однажды «зачихал», как будто под капотом установлен карбюратор вместо новомодного непосредственного впрыска.

На этом фоне «подвисающий софт» мультимедийной системы после ночных стоянок автомобиля на морозе казался сущим пустяком. И все же, нехорошо за 2,8 миллиона рублей так себя вести.

Ищем корни Range Rover Evoque в британской истории
  1. На рулевой колонке расположены клавиши переключения передач, но автоматическая коробка работает настолько «шустро», что особой потребности в ручной смене передач попросту нет.

  2. Выезжающая из недр центральной консоли шайба селектора АКПП досталась от автомобилей Jaguar.

  3. У рулевого колеса имеется достаточно эффективный подогрев.

  4. В автоматическом режиме система рециркуляции поступающего в салон воздуха работает с ощутимой задержкой.

  5. В «Эвоке» у системы Terrain Response есть дополнительный «асфальтовый» режим Dynamic.

  6. Evoque оснащен системой бесключевого доступа в салон.

Но про все «косяки» забываешь, стоит только продавить педаль газа до упора: Evoque едет очень здорово! Особенно с «фордовским» 240-сильным двухлитровым турбомотором Si4 Ecoboost. В масть ему и расторопный «автомат», который споро, но плавно перебирает шесть передач. Ощутимый подхват ощущается при оборотах чуть выше полутора тысяч и держится до четырех с лишним тысяч, покрывая основной диапазон. Да и на более высоких оборотах кроссовер продолжает мощно ускоряться. Так что Эвок и на светофорах не спасует, и на трассе будет очень динамичным.

Причем этот британец хорош не только на прямой, но и в поворотах. Невысокие крены, легкий и «отзывчивый» руль – на извилистой дороге порой забываешь о том, что едешь на высоком и не очень-то легком автомобиле. А ведь у мехатронного шасси Terrain Response есть еще режим Dynamic, который добавляет «перчинки» характеру кроссовера. Подвеска становится жестче, руль – «туже и острее», силовой агрегат еще быстрее реагирует на команды, а коробка передач при малейшем нажатии на газ переходит на ступеньку ниже.

Evoque, как и любая другая машина марки Land Rover, создавался с расчетом на «продвинутого» водителя, который вертит «баранку» с умом. Потому не удивляйтесь, если в напряженном повороте система стабилизации не будет сразу пресекать начавшееся скольжение машины. Начинающим водителям лучше быть поаккуратнее, зато любителям активной езды – в самый раз.

На зимней дороге «Эвок» знает несколько рецептов вкусного прохождения поворотов. Самый простой, но не самый разумный – «газ в пол» на выходе из каждого поворота. После фазы сноса к управлению автомобилем активно подключается задняя ось, и вторую часть поворота Evoque проходит в эффектном скольжении всех четырех колес. Правда, это требует значительного свободного пространства на дороге и возможно только при частично «усыпленной» системе стабилизации - полностью электронный «ошейник» на «Рейндже» не отключается. Поэтому в критической ситуации электроника уменьшает подачу топлива и «прикусывает» тормозные диски, выравнивая машину.

Второй способ заставить автомобиль ехать боком более правильный – резко отпустить газ на входе в поворот, чтобы за счет резкой разгрузки задней оси спровоцировать ее смещение, и затем уже подхватывать скольжение тягой. Кайф!

Но все это достаточно грубые приемы. Еще приятнее на «Эвоке» проходить повороты на грани сцепных свойств шин. Маленький Range Rover дает с ювелирной точностью уловить момент начала срыва колес, позволяя ехать очень быстро и с минимальной потерей темпа на скольжения.

Из общей стилистики shooting brake выбиваются, пожалуй, лишь выставленные напоказ внедорожные атрибуты Evoque: большой дорожный просвет, огромные колеса и защитный обвес кузова из черной пластмассы. С другой стороны, если мы говорим о новом взгляде на практичность, то почему нет? Ведь такой автомобиль куда больше подходит для гипотетических вылазок на охоту, чем классическое спорткупе с большим багажником.

Разбитые дороги для Evoque – не проблема. Адаптивные амортизаторы обладают завидной энергоемкостью. Конечно, подвеска молча переваривает далеко не все российские ухабы, но большинство изъянов покрытия с ней становятся менее заметными. Лишь на отбое из недр подвески иногда доносится не самый приятный стук.

Не боится Эвок и мелкого бездорожья, ведь по геометрической проходимости он почти не уступает родственному «Фрилендеру». Глубокие колеи, скользкие подъемы, заснеженные тропы, вывешивание колес – куда бы мы не загоняли гламурный кроссовер, отовсюду он выбирался самостоятельно. Лишь при длительной пробуксовке в глубоком снегу, когда «Эвок» уже «мордой» толкал перед собой целый сугроб, муфта не выдержала и перегрелась, высветив соответствующую надпись на дисплее борткомпьютера. Однако «Рейндж» ни разу не «сел на брюхо» и не остался обездвиженным.

Система Terrain Response, призванная помогать водителю на бездорожье, откровением не стала. Да, в режиме Grass/Gravel/Snow («трава/гравий/снег») она делает реакции двигателя на нажатие педали газа плавнее, что позволяет ездить по глубокому снегу без ненужной пробуксовки. Но несколько заездов в одних и тех же условиях показали, что хоть с ней, что без нее машина одинаково хорошо едет до тех пор, пока хватает возможностей муфты.

Попробовали мы и систему помощи при спуске с горы – работает эффективно, причем скорость перемещения машины варьируется в достаточно широком диапазоне с помощью кнопок круиз-контроля.

Подходит ли RR Evoque на роль современной интерпретации классического shooting brake? Вполне. Он эффектен, он быстр на асфальте и вне его, и практичен ровно настолько, чтобы его потенциальный владелец не задумывался о покупке обычного кроссовера или универсала.

А MINI... Прости, Clubman – ты первым попытался возродить славные британские традиции неформатного кузовостроения, но у Range Rover Evoque получилось лучше. \m

Технические характеристики Range Rover Evoque

Si4 2.0 (DYNAMIC) АКПП
Тип двигателя Бензиновый, R4, с турбонаддувом
Рабочий объем, см³ 1999
Макс. мощность, л.с./об/мин 240/6000
Макс. момент, Нм/об/мин 340 (360 в режиме Overboost)/1900-3500
Тип привода полный
Трансмиссия 6-ступенчатая, автоматическая
Передняя подвеска независимая, пружинная, МакФерсон, со стабилизатором
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором
Тормоза дисковые, вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4335х1965х1605
Колесная база, мм 2660
Снаряженная масса, кг 1640
Макс. скорость, км/час 217
Разгон 0100 км/ч, с 7,6
Расход топлива (комб.), л/100 км 8,7
Объем топливного бака, л 70
Размер шин 245/45 R20
Цена 2 760 200 рублей

[page]История|Shooting brake[/page]

История Shooting brake

История термина shooting brake берет свое начало в XIX веке, когда так называли транспортные средства для перевозки группы охотников, их снаряжения и дичи. Слово brake в данном случае обозначает как раз повозку – так ее иногда называли потому, что она «тормозила» собой коней, не давая им бежать в полную силу.

Ищем корни Range Rover Evoque в британской истории. Фото 1

Rolls-Royce Silver Ghost Shooting Brake 1910 года

Первыми шутингбрейками были фургончики с расположенными вдоль бортов сиденьями, стеллажами для ружей и местами для хранения добычи. Попасть в «охотничью» часть салона можно было либо с кормы автомобиля, либо сбоку. Так же называли и первые комфортабельные моторизированные экипажи, предназначенные для сафари. Так как стрельба из автомобиля была запрещена, вместо дверей и окон имелись свертывающиеся брезентовые завесы, защищавшие седоков в непогоду и при этом позволявшие охотникам быстро и незаметно покинуть экипаж.

В довоенные годы экипажи shooting brake превратились в роскошные грузопассажирские автомобили (estate cars), построенные по индивидуальному заказу в кузовных ателье на шасси автомобилей «с хорошей родословной». Часто такие универсалы создавались на базе «Роллс-Ройсов» или «Бентли», а их заказчиками были богатые охотники и спортсмены.

Но уже в 30-х годах прошлого века образ классического shooting brake начал постепенно размываться, и впоследствии этим термином долгое время называли все грузопассажирские автомобили, вне зависимости от жанра. Например, в эту категорию стали относить автомобили типа station wagon – что-то вроде современных универсалов, которые изначально использовались для перевозки пассажиров и их багажа от вокзалов и железнодорожных станций. В какой-то момент shooting brake, station wagon и estate стали обозначать один и тот же тип кузова – универсал.

Второе рождение автомобилей с кузовом shooting brake произошло в 60-70-х годах прошлого века. Так стали называть трехдверные универсалы со спортивной внешностью и покатой формой крыши, у которых вытянутые задние боковые окна заменяли привычные двери. Родиной этих автомобилей опять же стала Великобритания.

Машины обычно строили под заказ на базе быстроходных и роскошных купе, но периодически выпускались и недорогие массовые модели. Впоследствии некоторые хэтчбеки с удлиненной колесной базой и вытянутой задней частью кузова также стали причислять к «шутингбрейкам».

В последние два десятилетия популярность такого типа кузова фактически сошла на нет. Однако сегодня у этого забытого направления есть все шансы пройти очередную реинкарнацию. В частности, некоторые именитые концерны подумывают о выпуске автомобилей, выполненных в стилистике shooting brake, правда речь идет уже о пятидверных универсалах.