Возвращение чемпиона

Себастьян Феттель одержал первую победу в 2012 году

Четвертый победитель в четырех гонках, робкое вождение Кими Райкконена, механики с коктейлем Молотова, а также клоуны в паддоке, бесконечные беды Михаэля Шумахера и многое-многое другое. Формула-1 побывала в Бахрейне – «Мотор» подводит итоги насыщенного уикенда на автодроме «Сахир» и за его пределами.

До гонки

На протяжении всего уикенда в Бахрейне спорт конфликтовал с политикой. В четверг внимание паддока было привлечено к Force India: в микроавтобус с механиками команды угодил коктейль Молотова, брошенный кем-то из протестующих в сторону полицейских. В результате инцидента несколько сотрудников коллектива покинули Бахрейн, а сама конюшня решила не участвовать во второй пятничной тренировке, чтобы отправить персонал в отели до наступления темноты. Про Force India в паддоке столько не говорили с того момента, как Адриан Сутиль год назад в Шанхае пырнул разбитым бокалом совладельца Lotus Renault GP Эрика Люкса в шею.

Политическая обстановка в Бахрейне

была главной темой для разговоров в последние недели. После некоторых колебаний Формула-1 все же приехала в королевство, однако далеко не все были в восторге от такого решения. Вот, что "Мотору" рассказали журналисты перед командировкой в Бахрейн.

В FOM, похоже, решили, что с Force India достаточно общественного внимания, и телевизионная бригада чемпионата просто игнорировала команду во время квалификации. За час с лишним, что продолжалась трансляция главной субботней сессии, автомобиль команды лишь раз попался на экраны, да и то случайно – когда Марк Уэббер в ходе своей решающей попытки обогнал Пола Ди Ресту. Экклстоун заявил, что случившееся – лишь совпадение, но анонимный источник в самой команде сообщил прессе, что то была «расплата»: если бы неосторожные механики Force India не влезали в чужие споры или хотя бы не рассказывали об этом журналистам, уикенд Ф-1 в Бахрейне вполне мог сойти и за «обычный».

Квалификация на «Сахире» заставила паддок хотя бы на время отвлечься от конфликта суннитов и шиитов. Первая сенсация субботы – непопадание во второй сегмент Михаэля Шумахера: из-за проблем с DRS немец не смог совершить вторую попытку, и в итоге из борьбы его вывел Хейкки Ковалайнен на Caterham. Во втором сегменте не повезло уже Кими Райкконену – финну, решившему сэкономить шины для гонки, не досталось места в десятке. Ну а главный сюрприз в третьей части сессии преподнес Себастьян Феттель: кто-то уже успел списать Red Bull Racing со счетов, но явно рано. Чемпион мира завоевал 31-й поул в карьере и вновь показал всем свой указательный палец. И это было только начало.


Гонка

Залогом победы Феттеля стал стартовый отрезок Гран-при. Себастьян успел создать неплохой отрыв от основного пелотона, пока Кими Райкконен разбирался с остальными пилотами. Квалификацию Кими можно назвать провальной, но именно благодаря нескольким сохраненным комплектам шин в субботу финн был быстрейшим на протяжении почти всей гонки. Став, в итоге, главным соперником Феттеля.

Себастьян Феттель одержал первую победу в 2012 году

Ход гонки и ее результаты

можно посмотреть в традиционном онлайне и в новостной заметке по итогам Гран-при

Кими катапультировался с 11 места на старте и после первого круга был уже седьмым. После этого он неоправданно долго возился с Фелипе Массой, однако к окончанию первой волны пит-стопов все-таки пробрался на третью позицию. На второй к этому времени был уже Роман Грожан. Француз провел не менее впечатляющий первый отрезок, но именно это, возможно, и лишило Lotus победы – на протяжении пары кругов напарник сдерживал более быстрого Райкконена. Обгон Кими сложно назвать «боевым» - Роман учтиво посторонился в начале 24 круга, но время все равно было потеряно. Догнать Феттеля Райкконен все-таки успел, но лишь перед финальной серией пит-стопов. Единственная серьезная атака финна не увенчалась успехом, но тогда казалось, что их будет еще несколько. Увы, к разочарованию Эрика Булье после последнего пит-стопа Феттель смог взвинтить темп и унести ноги.

Марк Уэббер, следовавший позади первой тройки, неудобств лидерам не создавал. Австралиец быстро понял, что сдержать пилотов Lotus не в состоянии, и сосредоточился на том, чтобы не упустить четвертое место. Претендентов на него было не так много: Нико Росберг, оказавшийся на финише пятым, был больше занят оборонительными действиями. В одном и том же месте в конце первого сектора немец жестко выдавил с трассы сначала Льюиса Хэмилтона, а потом и Фернандо Алонсо – и англичанин, и испанец, уворачиваясь от «серебряной стрелы», проехали всеми колесами по незаасфальтированной части пустыни. Впрочем, стюарды в действиях Нико ничего противозаконного не усмотрели.

Себастьян Феттель одержал первую победу в 2012 году. Фото 1

Отдельных слов заслуживает бригада механиков McLaren. Льюис Хэмилтон мог финишировать по крайней мере пятым, но дважды по ходу гонки терял время на пит-стопах. Оба раза сложности возникали с креплением заднего левого колеса – после гонки глава команды Мартин Уитмарш рассказал, что из-за двух подряд неудачных пит-стопов было принято решение заменить механика на проблемной позиции. Тем не менее, шесть очков, которых, возможно, не досчитался Льюис из-за пит-стопов, уже не вернуть, – а они могли бы помочь британцу сохранить первую строчку в промежуточном протоколе чемпионата.

Вместо него на трехнедельный перерыв лидером сезона теперь отправляется Феттель.


Гран-при Бахрейна, который вы (возможно) не видели

«Мотор» отыскал занимательные снимки из паддока в твиттерах команд, пилотов и журналистов.


Успех: Себастьян Феттель

Хотели посмотреть на Себастьяна Феттеля за рулем не самой быстрой машины – смотрите. В Китае Себастьян откатал квалификацию и гонку со старой выхлопной системой и дал возможность Эдриану Ньюи хорошенько проанализировать все имеющиеся в распоряжении команды варианты. Неделя – достаточный срок для того, чтобы он смог сделать надлежащие выводы. Если бы не малайзийский инцидент с участием Нараина «Огурца» Картикеяна, Феттель лидировал бы в чемпионате уже с солидным преимуществом.

Поул, ни единой ошибки в гонке, победа. Но все не так просто, как кажется. В Бахрейне была машина и побыстрее, чем Red Bull RB8. Тем ценнее успех Себастьяна.

Провал: Михаэль Шумахер

Шуми – главный неудачник не только Гран-при Бахрейна, но и всей первой части чемпионата. Пока ни один уикенд «семикратный» не может провести без проблем – и большая их часть возникает не по его вине. Да, возможно, в своей первой квалификационной попытке он был не безгрешен, и безусловно мог проехать круг на 13 тысячных секунды быстрее – именно столько в итоге выиграл у него Хейкки Ковалайнен. Но продолжить борьбу помешала неисправность в работе DRS. Даже после этого у Шуми оставались шансы неплохо провести гонку – в его распоряжении было три нетронутых комплекта Soft, и будь температура в воскресенье чуть повыше, они могли стать серьезным оружием. Но за пару часов до старта в пустыне почему-то пошел дождь: трасса остыла и износ резины в гонке оказался не столь существенным, как предполагалось изначально. Шуми продрался в очковую зону, но два десятых места в четырех гонках – это совсем не то, на что Михаэль мог рассчитывать на старте сезона.


  • **Себастьян Феттель о темпе Кими Райкконена:** «Учитывая, что Кими, похоже, с кем-то заключил выгодный контракт и каждый новый отрезок начинал на новых шинах, его было очень трудно сдержать».

  • **Кими Райкконен об уроках Гран-при Китая:** «После предыдущей гонки многие, наверное, думали, что мы идиоты, как и после вчерашнего [решения сэкономить резину], но в итоге мы оказались правы».

  • **Фернандо Алонсо об обороне Нико Росберга и решении стюардов не наказывать немца:** «Если бы на месте зоны безопасности была стена, я бы наверное сейчас об этом не рассуждал...»

Запомнилось: атака Райкконена на Феттеля

Вряд ли неудачная атака на 36 круге Гран-при Бахрейна будет сниться Кими Райкконену по ночам, но, возможно, именно в этом эпизоде финн упустил победу. На протяжении всего уикенда Lotus E20 была очень быстра на прямых, и Кими, пришпорив машину при помощи KERS и DRS, подлетел к Феттелю на торможении перед первым поворотом. Казалось, Себ оставил калитку незапертой, и у финна была возможность просунуться между RB8 немца и апексом, но Кими принял влево и отступил – скорее всего, подумав, что затем представится более реальная возможность для обгона. Не представилась.


@Истории с гонки: Пресс-центр в twitter@87327@@Каждый уважающий себя журналист в паддоке Гран-при Бахрейна считал нужным хоть как-то «пройтись» по Берни Экклстоуну или Жану Тодту. Фотограф Джеймс Мой в пятницу заявил, что те, «кто говорят нам, что здесь безопасно, прибыли в паддок с двумя охранниками каждый». «Немного лицемерно, не так ли?» – задал риторический вопрос Джеймс. Журналисты до сих пор недовольны тем, что Тодт так и не созвал по случаю поездки Ф-1 в мятежный Бахрейн пресс-конференцию. Корреспондент Speed TV Уилл Бакстон нашел в интернете фотографию президента FIA, ярко иллюстрирующую его поведение в последние недели. На снимке не слишком четко видно лицо Тодта, поэтому со своей стороны не будем утверждать, что это был именно он.@ Забавы ради каждое утро журналисты по пути на трассу считали количество полицейских машин. Аналитик Autosport Адам Купер в субботу установил личный рекорд – 88. Вопреки сообщениям о том, что в воскресенье охрана автодрома была усилена, Ян Паркс из Press Association перед гонкой насчитал всего 86 автомобилей. Возможно, Ян просто жил ближе к трассе.@ В пятницу тот же Паркс разразился тирадой в 139 печатных знаков (весомая часть которых была восклицательными) в адрес охранников автодрома, не пустивших его в паддок с бутылкой воды. К воскресенью блюстители порядка, видимо, перестали бояться жидкостей, и Ян, как сообщил его друг из Reuters Алан Болдуин, все-таки пронес емкость в пресс-центр. Стоит отметить, что даже жадные до денег европейские капиталисты предоставляют журналистам воду бесплатно непосредственно на рабочем месте, не говоря уже про щедрых организаторов гонок на Ближнем Востоке. Возможно, Ян проносит в бутылках на трассу совсем другую жидкость...@ В воскресенье перед гонкой (видимо, обеспокоенный историей с бутылками) пообщаться с Парксом и Болдуином в пресс-центр пришел Экклстоун, прихватив с собой по случаю руководителя Гран-при Заеда Аль-Заяни. Последний в короткой дружественной беседе высказал мысль о том, что надо бы провести еще одну гонку в Бахрейне в 2012 году – вместо той, что была отменена в прошлом. «Думаю, он просто пошутил», – осторожно предположил Болдуин.


Оценки от «Мотора»

«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Бахрейна собственные оценки.

* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.

Red Bull Racing: 9/10*

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Себастьян Феттель 1 1 25 53
Марк Уэббер 3 4 12 48

Уикенд как из прошлого сезона: Феттель добыл для команды поул и победу, а Марк Уэббер в четвертый раз подряд финишировал четверым. Добавить нечего: Red Bull Racing, несмотря на все проблемы начала сезона, отправляется в Европу лидируя в обоих зачетах. На то они, наверное, и чемпионы.

McLaren: 5/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Дженсон Баттон 4 18 0 43
Льюис Хэмилтон 2 8 4 49

Парням в Уокинге будет, о чем подумать в предстоящие пару недель. Разобравшись всего месяц назад с соперниками в Мельбурне, McLaren дала повод считать себя фаворитом чемпионата. Но от былой формы не осталось и следа – мало того, что нескольких очков подопечные Мартина Уитмарша недосчитались из-за непрекращающихся ошибок на пит-стопах и технических проблем, так еще и MP4-27 выглядит совсем не так здорово, как в марте.

Ferrari: 6/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Фернандо Алонсо 9 7 6 43
Фелипе Масса 14 9 2 2

Еще один солидный уикенд в исполнении Алонсо – вряд ли F2012 могла позволить испанцу финишировать в Бахрейне выше седьмого места. В первых четырех гонках Фернандо собрал почти все, что только мог. Фелипе Масса, в свою очередь, наконец конвертировал сожженный бензин в заработанные очки. По ходу Гран-при бразилец даже висел на хвосте у Алонсо, но вряд ли в самой команде обрадовались бы борьбе двух южан. Темп Массы в Бахрейне был идеальным для Ferrari: Фелипе проиграл напарнику совсем чуть-чуть и смог при этом набрать очки. До Гран-при Испании его теперь точно не уволят.

Mercedes AMG: 6/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Михаэль Шумахер 22 10 1 2
Нико Росберг 5 5 10 35

Mercedes AMG приехала в Бахрейн побеждать: по своим характеристикам «Сахир» во многом схож с автодромом в Шанхае, но «серебряные стрелы» летали по Бахрейну уже не с той ошеломляющей скоростью, что неделей ранее. Уикенд Шуми был испорчен в субботу, и при нынешнем раскладе сил вряд ли «семикратный» мог рассчитывать на что-то большее, чем десятое место, после старта с 22-го. Тем более, что в гонке W03 даже в руках победителя Гран-при Китая Нико Росберга, мягко говоря, выглядел не лучшим образом. Тем не менее, молодой немец добился, пожалуй, лучшего результата, на который Mercedes AMG могла рассчитывать в гонке – автомобили Red Bull Racing и Lotus были просто быстрее.

Lotus: 9/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Кими Райкконен 11 2 18 34
Роман Грожан 7 3 15 23

Команда давненько не уезжала в Энстоун с призовыми кубками, а теперь отправляется на базу сразу с двумя. Да, самый крупный трофей достался соседям из Милтон-Кинса, но поводов для оптимизма более чем достаточно: оба пилота Lotus впервые в сезоне проехали «чистые» гонки, и этого оказалось достаточно, чтобы они поднялись на подиум. В воскресенье E20 была быстрейшей машиной в пелотоне - стартуй Кими чуть ближе к лидерам, он мог бы доставить Себастьяну Феттелю больше проблем.

Force India: 7/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Пол Ди Реста 10 6 8 15
Нико Хюлькенберг 13 12 0 2

Если вы в шляпе – снимите: Пол Ди Реста в Бахрейне творил чудеса. Еще неделю назад Force India выглядела безнадежно, и, если судить по выступлениям Нико Хюлькенберга в Бахрейне, с тех пор мало что изменилось. Но протеже Mercedes-Benz был великолепен: в субботу телевизионщики не захотели показывать его машину (даже несмотря на то, что он пробился в десятку), но в воскресенье шотландец просто не оставил им выбора. Ди Реста – единственный, кто набрал очки, совершив лишь два пит-стопа и при этом не слишком уступив по темпу лидерам. Force India на шестой строчке в итоговом протоколе смотрится инородно, но выступление Пола – еще один повод сказать, что в этом году от гонщиков тоже многое зависит. Если в конце сезона Михаэль Шумахер решит уйти из Формулы-1 еще годика на три, Пол наверняка будет первым, кому позвонит Росс Браун.

Sauber: 4/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Камуи Кобаяси 12 13 0 9
Серхио Перес 8 11 0 22

Вы еще не забыли, что четыре недели назад Серхио Перес едва не выиграл Гран-при Малайзии? Сейчас в это верится с большим трудом. Из Бахрейна Sauber уезжает с пустыми руками, и причины тому не стоит искать в каком-то стечении обстоятельств: скорость C31 в гонке банально не позволяла Пересу и Камуи Кобаяси надеяться на очки. Может быть, это был просто не день Sauber? Или, наоборот, «день Sauber» был в Малайзии? Как-то надо определиться.

Toro Rosso: 4/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Дэниэл Риккардо 6 15 0 2
Жан-Эрик Вернь 17 14 0 4

Дэниэл Риккардо шокировал всех в субботу, втащив STR7 на шестое место в квалификации, но продолжения в гонке не последовало: провалив старт, австралиец затем полгонки боролся с Виталием Петровым из Caterham. Жан-Эрик Вернь был более стабилен, но плюсов в этом еще меньше: непопадание во второй сегмент квалификации и 14 место на финише – поводов обнаружить в себе нового Феттеля француз пока не предоставил. То же самое, пусть и в меньшей степени, относится к Риккардо.

Williams: 3/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Пастор Мальдонадо 21 сход 0 4
Бруно Сенна 15 22 0 14

Два схода из двух возможных – похоже, в Williams очень хотели покинуть трассу в Бахрейне еще до наступления темноты. Если отбросить шутки в сторону, у Williams получился сложный уикенд: темп FW34 позволял рассчитывать лишь на малые очки, но и за них пришлось бы побороться. Ноль очков: итог хоть и печален, но более или менее закономерен.

Caterham: 6/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Хейкки Ковалайнен 16 17 0 0
Виталий Петров 18 16 0 0

У «зеленых» был отличный повод для веселья в субботу: в квалификации Хейкки Ковалайнен выкинул из числа 17 лучших Верня и Шумахера и впервые втащил Caterham CT01 во вторую часть квалификации. В гонке для финна все пошло наперекосяк с самого старта – прокол отбросил Хейкки далеко назад, и Виталий Петров вновь увидел клетчатый флаг раньше напарника.

HRT: 3/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Педро де ла Роса 20 20 0 0
Нараин Картикеян 24 21 0 0

Педро де ла Роса и Нараин Картикеян довезли машины до финиша, и команда в итоговом пресс-релизе отрапортовала, что «цель, поставленная перед началом уикенда, была достигнута». Наши поздравления.

Marussia: 3/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Тимо Глок 23 19 0 0
Шарль Пик 19 сход 0 0

Впервые в сезоне хотя бы одна из «Марусь» не была классифицирована – на автомобиле Шарля Пика случились неполадки в работе мотора. Тимо Глок доехал до финиша... и слава богу.


Следующая остановка

Формула-1 возвращается в Европу. До следующей гонки целых три недели, но это не значит, что команды собираются бездельничать. Перед Гран-при Испании в Барселоне им предстоит провести тесты в Мюджелло.

Себастьян Феттель одержал первую победу в 2012 году. Фото 2

Подводя промежуточный итог чемпионата, можно с уверенностью сказать: пока понятно только то, что ничего непонятно. Четыре гонки выиграли четыре пилота на четырех разных машинах. Расстановка сил меняется от этапа к этапу, и глупее занятия, чем делать прогнозы, даже трудно себе представить. В теории, на победу в чемпионате могут рассчитывать и Red Bull, и McLaren и даже Ferrari с Mercedes AMG. Именно эти команды заняли четыре первых места в Кубке конструкторов по итогам прошлого сезона. Стало быть, теперь пришла очередь выиграть гонку и Lotus, которая была пятой? Скорость у E20 есть, чемпион мира тоже присутствует – пора побеждать. В конце концов, в этом была бы хоть какая-то логика. \m

Результаты Гран-при Бахрейна Формулы-1

Место Гонщик Команда Время
1. Себастьян Феттель Red Bull 1.35:10.9
2. Кими Райкконен Lotus +3.3
3. Роман Грожан Lotus +10.1
4. Марк Уэббер Red Bull +31.7
5. Нико Росберг Mercedes AMG +55.4
6. Пол ди Реста Force India +57.5
7. Фернандо Алонсо Ferrari +57.8
8. Льюис Хэмилтон McLaren +58.9
9. Фелипе Масса Ferrari +1:04.9
10. Михаэль Шумахер Mercedes AMG +1:11.4
11. Серхио Перес Sauber +1:12.7
12. Нико Хюлькенберг Force India +1:16.5
13. Камуи Кобаяси Sauber +1:30.3
14. Жан-Эрик Вернь Toro Rosso +1:33.7
15. Дэниэл Риккардо Toro Rosso +1 круг
16. Виталий Петров Caterham +1 круг
17. Хейкки Ковалайнен Caterham +1 круг
18. Дженсон Баттон McLaren +1 круг
19. Тимо Глок Marussia +2 круга
20. Педро де ла Роса HRT +2 круга
21. Нараин Картикеян HRT +2 круга
22. Бруно Сенна Williams +3 круга
-. Пастор Мальдонадо Williams сход
-. Шарль Пик Marussia сход

Положение в личном зачете после четвертого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Себастьян Феттель Red Bull 53
2. Льюис Хэмилтон McLaren 49
3. Марк Уэббер Red Bull 48
4. Дженсон Баттон McLaren 43
5. Фернандо Алонсо Ferrari 43
6. Нико Росберг Mercedes AMG 35
7. Кими Райкконен Lotus 34
8. Роман Грожан Lotus 23
9. Серхио Перес Sauber 22
10. Пол ди Реста Force India 15
11. Бруно Сенна Williams 14
12. Камуи Кобаяси Sauber 9
13. Жан-Эрик Вернь Toro Rosso 4
14. Пастор Мальдонадо Williams 4
15. Нико Хюлькенберг Force India 2
16. Дэниэл Риккардо Toro Rosso 2
17. Фелипе Масса Ferrari 2
18. Михаэль Шумахер Mercedes AMG 2

Положение в Кубке конструкторов

Место Команда Очки
1. Red Bull 101
2. McLaren 92
3. Lotus 57
4. Ferrari 45
5. Mercedes AMG 37
6. Sauber 31
7. Williams 18
8. Force India 17
9. Toro Rosso 6
-. Marussia 0
-. Caterham 0
-. HRT 0