Все для клиента

Интервью с директором Porsche Россия

Чем отличаются российские владельцы Porsche от немецких? Какая модель «Порше» больше всего нравится девушкам в России? Как в компании относятся к владельцам «серых» Cayenne? Об этом «Мотор» расспросил директора Porsche Россия Томаса Штерцеля – человека, у которого в детстве над кроватью никогда не висел плакат с «Порше».

Как поменялся российский клиент за последние 10 лет?

- Десять лет назад у желающих приобрести Porsche был довольно скудный выбор – всего лишь Boxster и 911. Все изменилось в 2003 году, когда появился Cayenne. С этого момента к нам стало обращаться больше женщин, а также те мужчины, которые не были так уж повернуты на спорте. Я думаю, что именно тогда психология покупателей переключилась с мощных моторов на богатое убранство машин и их внешний вид. А с появлением Panamera мы еще больше расширили аудиторию за счет тех, кому нужен спортивный седан.


Продажи автомобилей Porsche в России по моделям

"Мотор" поговорил с главой Porsche Россия о российских клиентах

Раз вы заговорили о женщинах – какая модель Porsche больше всего нравится россиянкам?

- Им очень нравится дизайн Panamera. Мне кажется, что они ценят подтянутый внешний вид этой машины, словно у Panamera нет ни грамма лишнего жира. Кроме того, их привлекает простота этой модели в управлении: ее мощь и спортивный характер не мешают в каждодневной езде по торговым центрам. Вообще, в отличие от спорткаров двадцатилетней давности, современные Porsche очень легко водить.

Я думаю, что русские женщины не только эмоциональны – они еще и очень рациональны. Поэтому такая простота в управлении часто подкупает их.

"Мотор" поговорил с главой Porsche Россия о российских клиентах. Фото 1

"Панамера", оказывается,
нравится женщинам
за стройный вид

Новый Porsche – это дорого. Куда проще начать знакомство с этой маркой с подержанной машины. Вам интересны эти клиенты?

- С подержанными машинами мы начали активно работать последние два года. Раньше это был не очень интересный рынок, но все меняется. Мы открыли программу гарантии Porsche Approved для таких машин: отправили технических специалистов на дополнительное обучение, чтобы они могли починить не только тот модельный ряд, что продается сейчас, но и знали подход к подержанным машинам предыдущих выпусков.

Программа доступна владельцам всех подержанных машин завезенных официально, не старше девяти лет и с пробегом не более 200 тысяч километров. Гарантию можно купить на один или на два года. Для начала, правда, придется пройти техосмотр по 111 пунктам (он будет стоить 2-10 тысяч рублей в зависимости от модели) и оплатить сертификат (на год он стоит 40 тысяч). Это позволит получить бесплатную замену агрегатов, а также гарантию на электрооборудование, кузов и прочее.

А как быть владельцам внедорожников Cayenne, привезенных из США? Гарантия им не грозит?

- В 2009 году подержанные "Кайены" из-за океана были большой проблемой для нас, потому что масштабы «серых» поставок были близки 1 к 1, однако после поднятия таможенных пошлин она исчезла. Но это не значит, что мы навсегда забыли о владельцах этих машин. Наоборот, мы всегда рады им помочь. Единственная проблема – у нас не всегда бывают запчасти, которые отличают серые автомобили: кузовные панели под квадратный номерной знак или сделанные специально для американского рынка агрегаты. В этих случаях нам приходится заказывать детали и долго ждать поставок редких запчастей.

"Мотор" поговорил с главой Porsche Россия о российских клиентах. Фото 2

Porsche Cayenne в России
продается в 20 раз лучше,
чем 911-й

Насколько российские клиенты ценят историю бренда? Или для них Porsche – это просто «крутая тачка», которой можно похвастаться?

- Человек, покупающий себе, например, Cayenne, вряд ли всерьез задумывается над нашей спортивной историей. Первое, на что он обращает внимание – это дизайн и престиж марки. Однако уже в процессе обладания Porsche многие клиенты начинают интересоваться историей бренда. И над этим нам предстоит еще много работать.

У Porsche прекрасная история спортивных побед: 1950-годы – Carrera Panamericana, 1970-е – Формула-1, 1980-е «Париж-Дакар», 1990-е – «Ле Ман». Мы стараемся развивать этот интерес. Когда мы привезли в ГУМ ретроспективу наших 911, мне кажется, она не прошла незамеченной, в том числе и у наших клиентов. Но, я думаю, что активно развиваться популярность наших спортивных побед начнет тогда, когда в России появятся настоящие гоночные треки.


Автоспорт

"Мотор" поговорил с главой Porsche Россия о российских клиентах. Фото 3

В этом смысле российские клиенты отличаются от европейских и американских?

- В Германии, конечно, много приверженцев Porsche, которые гордятся и историей, и самой компанией. В Америке этот интерес, как ни странно, ниже. Там люди интересуются больше своими собственными соревнованиями вроде Panamericana – гонки, в которой Porsche участвует с середины 1950-х годов. Но вот, что любопытно: в Мексике хорошо знают и американские, и европейские достижения, там даже проводятся гоночные кубки на автомобилях Porsche.

Вам интересно развивать автоспорт в России? Может быть даже инвестировать в строительство трасс?

- Пока нет. Мы наверняка будем арендовать трассы, проводить всевозможные мероприятия, включая соревнования клуба Porsche, но инвестировать пока не готовы.

"Мотор" поговорил с главой Porsche Россия о российских клиентах. Фото 4

Российских владельцев Porsche
компания собирает на треках
несколько раз в месяц

Российские клиенты хотят научиться ездить на автомобилях Porsche? Как часто они заказывают программы обучения вождению?

- Мы проводим встречи на треках для наших клиентов достаточно часто: два-три раза в месяц. Недавно было одно такое событие в Тушино. Наши дилеры собирают по 80 человек, чтобы каждый успел попробовать новые модели, а наши инструкторы успели показать новые возможности. Причем мы стараемся делать такие вещи не только в столице, но и предоставляем парк наших тестовых машин региональным дилерам – у нас это называется Roadshow. Мы проводим такие мероприятия в регионах 10-12 раз в году, чтобы там тоже имели возможность опробовать все наши новинки и получить хорошие впечатления.

Когда у Porsche появится собственная школа вождения в России?

- Для того, чтобы такая школа появилась, запрос должен быть выше – чтобы оправдать ее финансово. Кроме того, нужно подобрать хорошее место. Сейчас у нас есть международная школа с тремя уровнями сложности: первый для начинающих, второй и третий – для более продвинутых гонщиков. Причем перейти на более высокий уровень можно лишь закончив предыдущий.

Еще мы приглашаем клиентов в Финляндию на Camp4 и Camp4s, где можно протестировать машины на льду замерзшего озера.

Как вы работаете с фанатами классических автомобилей Porsche в России? Их много?

- Их не очень много в России. Увидеть классические машины можно во время всевозможных летних пробегов по Москве и Санкт-Петербургу. К тому же, россияне участвуют в Mille Miglia в Италии, да и наш дилер «Спорткар-Центр» часто показывает на различных мероприятиях классические автомобили.

История – это часть нашего бренда, но большого бизнеса в России в этой области пока нет.

А клуб владельцев Porsche вы поддерживаете?

- Мы стараемся им помогать, когда они о чем-то просят, но спонсировать клуб мы не можем – иначе весь эффект пропадет. Тот энтузиазм, который проявляют люди сами – он поистине бесценен. Если клуб станет коммерческим, то это похоронит его как идею.

"Мотор" поговорил с главой Porsche Россия о российских клиентах. Фото 5

Попробуйте вспомнить ваше первое впечатление от автомобиля Porsche. Что вы почувствовали в этот момент?

- Я родился в Восточной Германии за железным занавесом, и поверьте, в те времена там было не так уж и много автомобилей этой марки _(смеется)_. У моего деда был [Wanderer](http://en.wikipedia.org/wiki/Wanderer_(car)). В те времена гонки тоже были редкостью. Кажется, люди соревновались на Wartburg, но я не был большим фанатом этого дела.

Первый Porsche, который я могу припомнить, встретился мне много позже, когда наша семья перебралась в район Шварцвальда под Штутгартом – там я получил свою первую работу после объединения Германии. Я ехал из Шварцвальда в сторону швейцарской границы, и на автобане мою машину обогнал Porsche. Я не очень запомнил модель, но думаю, это был 911. Я сразу ощутил силу этой машины и мне понравилось, как она выглядела. Еще меня поразил звук. Это был первый раз, когда я увидел Porsche.
Конечно, я никогда не забуду, как я был горд, когда возвращался с работы за рулем 911. Это было уже позже, когда я начал работать в концерне. Кажется, к концу первой поездки я набрал около 180 километров в час, а через неделю превысил и 200. Но я не из тех автомобильных менеджеров, которые выросли с плакатом их любимого Porsche над кроватью. \m


"Мотор" поговорил с главой Porsche Россия о российских клиентах. Фото 6

Доктор Томас Штерцель%Родился 14 июля 1960 года в Восточной Германии в городе Хемниц. Женат, трое детей.%Изучал макроэкономику, социологию и арабскую культуру в университете Лейпцига. Там же защитил докторскую диссертацию по теме «Теория развития макроэкономики».%В 1990 году устроился работать на известную в Германии компанию по производству часов - Junghans Uhren GmbH, где отвечал за дочерние компании в Великобритании Японии и США, а также за открытие новых импортеров на Ближнем Востоке, в Индии и Африке. Получил награду за «Региональное развитие бренда» от ассоциации маркетологов Германии.
%В 1995 году Томас перешел в Porsche на позицию регионального менеджера, ответственного за Австралию, Ближний Восток и Латинскую Америку. %В 2000 году возглавил подразделение Porsche в Латинской Америке. С приходом Томаса продажи новых машин выросли больше чем в десять раз: с 256 до 3000 штук в год. %С 2009 года возглавляет Porsche Россия.%Говорит на немецком, английском и арабском, а также изучает испанский и русский языки.