ВТОРОЙ
ВОСХОД

История марки Datsun,
решившей завоевать Россию

Смена имени с Datsun на Nissan в 1983 году только в США обошлась компании в полмиллиарда долларов. Сегодня, спустя почти 30 лет после ребрендинга, Nissan потратит не меньше, чтобы воскресить марку. Правда, теперь Datsun будет покорять сердца совсем других покупателей – в России, Индии и Индонезии.

Что за бренд такой – Datsun? Datsun – это дочерняя фирма компании DAT Motorcar Co., которая в начале прошлого столетия выпускала в основном легкие грузовики. Марка появилась в 1931 году как Datson, что символизировало: она – сын DAT. Но через три года компанию DAT купила фирма Nissan и новые владельцы решили сделать ребрендинг, сменив имя на Datsun. Теперь оно обыгрывало флаг Японии, на котором изображено восходящее солнце – sun.

История марки Datsun, решившей завоевать Россию
Один из первых автомобилей DAT%Модель 41, которая выпускалась с 1916 года и оснащалась мотором объемом 2,3 литра мощностью 15 лошадиных сил.

Datsun – не единственная марка, приобретенная «Ниссаном». Была еще и Prince Motor Company, известная своими моделями Skyline и Gloria: их Nissan получил в свой модельный ряд после слияния в 1966 году. Но, по иронии судьбы, именно Datsun, – сын, да еще и приемный, – стал отцом машин Nissan. Дело в том, что до 1960 года легковые модели концерна выпускались только под брендом Datsun, а сам Nissan производил в основном грузовики. А когда в 1960-х годах японцы решили выйти на американский рынок, бренд Datsun был выбран без раздумий.

Дело в том, что американцы могли воспринять бренд Nissan негативно – память о Второй мировой войне была еще слишком свежа, а военную технику в Японию поставлял именно Nissan. Datsun же никогда не воевал и к армии не имел никакого отношения. В 1960-х годах о таком еще помнили.


Эволюция логотипа Datsun

История марки Datsun, решившей завоевать Россию. Фото 1

От конкурентов Datsun отличало то, что он всегда был недорогим. В тех же Штатах (а они были первым и самым важным экспортным рынком) его покупали в качестве второй машины молодые семьи во времена послевоенного бэби-бума. В основном это были дешевые седаны и хэтчбеки – Bluebird, Sunny, Stanza, Violet. Но в историю вошли не только дешевенькие малолитражки Datsun.

История марки Datsun, решившей завоевать Россию. Фото 2
Семейство Datsun 1000 в 1950-х годах приносило марке основной доход: дорогие японские машины большим спросом тогда не пользовались

Знаменитая Nissan Fairlady, которую сегодня мы знаем под именем 370Z, начала свой путь еще в 1959 году как Datsun Sports. Модель с кодовым обозначением S211 представляла собой маленький родстер с кузовом из стеклопластика, четырехцилиндровым двигателем объемом всего один литр и мощностью 36 лошадиных сил. Уже через полтора года ее модернизировали (в частности, мощность увеличилась до 47 лошадиных сил) и нарекли Datsun Fairlady – правда, только на местном рынке. А к 1967 году под капотом маленького «Датсана» трудился уже двухлитровый мотор мощностью 150 лошадиных сил, который крутился до внушительных по тем временам 7000 оборотов в минуту.

Но настоящим успехом фирмы Datsun стала модель 240Z (в Японии – по-прежнему Fairlady): недорогое спортивное купе уже с металлическим кузовом, которое появилось в 1969 году. Оно вышло на рынок, когда эпоха масл-каров близилась к концу, поэтому его шестицилиндровый рядный двигатель объемом 2,4 литра мощностью 151 лошадиную силу (через пару лет отдача мотора стала выше), способный разогнать машину с места до сотни за восемь секунд, уже не вызывал усмешек. Datsun 240Z имел независимую переднюю и заднюю подвеску, дисковые тормоза, рулевое управление типа «рейка-шестерня» и весил чуть больше тонны. Японцы продавали по 50 тысяч 240Z/Fairlady в год, но сейчас их сложно встретить на дороге. Почти все сгнили, как консервные банки: стойкостью к коррозии, как выяснилось, их кузова не отличались.

Но, конечно, основными моделями марки Datsun были бюджетные малолитражки. Правда, они не могли похвастать ни мощными моторами, ни красотой, ни надежностью. В 1960-х годах над японскими машинами в США смеялись, но... все мы знаем, чем это закончилось.

И все же марку пустили под нож: с 1983 года в Штатах в рамках концепции глобализации все «Датсаны» были переименованы в «Ниссаны». На некоторых рынках марка Datsun просуществовала чуть дольше – до 1986 года. После этого попыток реанимировать марку не предпринималось – пикап на базе Nissan Frontier, выпускавшийся только на японском рынке под именем Datsun с 2001 по 2003 год, не в счет.

Камбэк

Datsun воскрес 21 марта 2012 года. Правда, пока что бренд возрождается только в России, Индии и Индонезии. Учитывая неразрывную связь Nissan с Renault (уж кто-кто, а они знают про бюджетные автомобили все) – это может получиться интересно.

Продажи должны стартовать в 2014 году. Через два года после этого японцы рассчитывают в одной только России продать 100 тысяч машин марки Datsun. Всего же продажи у нас составят около 30 процентов от троицы Datsun-Nissan-Infiniti. Для бренда Datsun будет сформирована отдельная дилерская сеть. Скорее всего, начнут с городов-миллионников, а потом салоны откроются в городах поменьше.

Наличие отдельной дилерской сети оправдано. Сейчас у Nissan есть две бюджетные модели: похожая на коробочку Tiida и корейский седан Samsung SM3, переименованный на нашем рынке в Almera Classic. А скоро появится еще и новая Almera – леворульная версия Nissan Bluebird, которая продается в Японии с 2006 года. Ее будут собирать на АвтоВАЗе.

История марки Datsun, решившей завоевать Россию. Фото 3
Nissan Almera нового поколения, судя по всему, задержится у нас ненадолго и будет вытеснена недорогими моделями Datsun

С появлением автомобилей Datsun модели Almera и Tiida могут исчезнуть с нашего рынка – спрос не тот. Что будет вместо них? Японцы пока хранят молчание, но слухов много – вплоть до того, что базовая версия самой простой машины Datsun будет стоить от 200 тысяч рублей. Что это будут за машины? Точно можно сказать – вряд ли под маркой Nissan мы увидим универсал Logan MCV.


Пять машин, которые мы ждем от Datsun

История марки Datsun, решившей завоевать Россию. Фото 4
Практичный семиместный универсал%Как Logan MCV, но по-японски. Нам действительно нужна альтернатива ВАЗовской «четверке» – недорогая и современная.
История марки Datsun, решившей завоевать Россию. Фото 5
Недорогой седан%Он должен иметь очень низкую цену, огромный багажник и солидный клиренс – минимум 170 мм. Таким автомобилем Datsun сможет поставить выскочку Renault Logan на место.
История марки Datsun, решившей завоевать Россию. Фото 6
Ультрадешевый хэтчбек%Пусть он будет простым, как Tata Nano, но не будет самопроизвольно воспламеняться. Пусть он будет очень маленьким и даже некрасивым – но хотелось бы, чтобы у него были все необходимые средства активной и пассивной безопасности. И пусть он будет надежным!
История марки Datsun, решившей завоевать Россию. Фото 7
Кроссовер%А лучше – внедорожник с серьезной трансмиссией. Даже если он будет предельно спартанским – ничего страшного! Вряд ли в Datsun смогут сделать что-то хуже, чем УАЗ.
История марки Datsun, решившей завоевать Россию. Фото 8
Недорогой родстер%А почему бы и нет? Автомобиль ведь – не только средство передвижения, но и предмет любви многих автолюбителей. Дайте нам преемника Datsun Sports или 240Z – и к неизвестному в нашей стране бренду навсегда станут относиться с уважением!

Официально известно, что для начала будет две модели. Обе, по всей видимости, B-класса – ниссановцы (или датсановцы?) говорят, что они будут компактными, но хорошо оснащенными, а среди конкурентов они видят Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo Sedan. Значит, точно не 200 тысяч.

Вполне возможно, что модели Datsun получат часть агрегатов от старых моделей Renault или даже от Lada Granta. Производство будет налажено в России, но не в Санкт-Петербурге, где делаются дорогие «Ниссаны», и не на Калининградском «Автоторе», который и так загружен по максимуму. Значит, «Датсаны» будут производиться либо на мощностях АвтоВАЗа, либо в Ижевске.

Made in Russia

Версия о производстве на "АвтоВАЗе" пока кажется наиболее реалистичной: к 2014 году альянс Renault-Nissan станет основным владельцем Волжского автозавода и вложит в его реконструкцию более 750 миллионов евро. Эти деньги пойдут в том числе и на создание производства по выпуску автомобилей Nissan. А где "Ниссан", там и "Датсан".

Японцы особенно акцентируют внимание, что среди разработчиков новых машин будут и российские специалисты. Вряд ли это будут инженеры – скорее дизайнеры из московской дизайн-студии Renault-Nissan, которая откроется в Москве примерно через полгода.

Одно можно сказать точно – рынок недорогих автомобилей сейчас наиболее конкурентен. На нем уже были свои триумфаторы: Ford Focus первого поколения, Renault Logan, Hyundai Solaris. Будем ждать ответного хода от Datsun. И он может быть очень интересным. \m


Пять моделей Datsun, ставших культовыми

Datsun 240Z (Fairlady)
Datsun Bluebird
Datsun 810
Datsun Sunny
Datsun серии Z