Гора

Интервью с Дэймоном Хиллом

Дэймон Хилл теперь телеведущий. Как эксперт Sky Sports, чемпион мира 1996 года анализирует итоги квалификаций и гонок Формулы-1 для британских болельщиков. В Барселоне «Мотор» на десять минут оторвал экс-пилота Ф-1 от выполнения прямых обязанностей и расспросил о новой работе, сыне-гонщике Джошуа и грядущем возвращении за руль боевого автомобиля.

Хилл – один из тех людей, которые с годами выглядят все лучше и лучше. Седина ему к лицу. Его уже невозможно представить в гоночном комбинезоне – куда легче в каком-нибудь министерском кресле. Годы работы в качестве президента Клуба британских гонщиков не прошли даром.

Даже с микрофоном он выглядит немного странно – как аристократ, случайно забредший на молодежную вечеринку. Но настоящий джентльмен в любой ситуации остается джентльменом. Поговорить? Без проблем. Когда надо, Дэймон просто учтиво посмотрит на часы и отпустит на прощание хорошую английскую шутку.

Интервью с комментатором-чемпионом Дэймоном Хиллом

Мистер Хилл, как вам новая работа?

- Это совершенно другой мир. Но мне очень интересно. Надеюсь, что могу привнести что-то свое в ход трансляции, рассказать что-то новое людям, которые интересуются Формулой-1. Да, некоторые вещи изменились в Формуле-1 с тех пор как я гонялся – в первую очередь, шины. И тут я мало чем могу помочь, пытаясь объяснить, как они работают. Но что-то осталось по-прежнему. Моторы Renault все так же хороши. Да и Williams побеждает. Все здорово. Многое еще похоже на мои годы.

Не смущает тот факт, что в Формуле-1 стало слишком много интернета? По сети разлетаются цитаты: Хилл сказал это, Хилл сказал то…

- Правда?

Конечно.

- Не знаю, не замечал. Что ж, до тех пор пока я не скажу какую-нибудь глупость, меня все устраивает. Я стараюсь помнить о том, чтобы все мои мысли, которые я высказываю в эфире, имели под собой какую-то базу. Формула-1 – отличный спорт. Особенно в этом сезоне – все настолько непредсказуемо.


Интервью с комментатором-чемпионом Дэймоном Хиллом. Фото 1
"До тех пор пока я не скажу в эфире какую-нибудь глупость, меня все устраивает. Я стараюсь помнить о том, чтобы все мои мысли, которые я высказываю в эфире, имели под собой какую-то базу".

- Людям нравится, что гонки стали такими насыщенными. Им есть, о чем поговорить – если я добавляю тем для разговора, что в этом плохого? Мне самому очень нравится то, что сейчас собой представляет Ф-1: высокие ставки, огромные инвестиции. Это все тоже привлекает людей. Я вернулся в паддок, я больше не пилотирую, но я наслаждаюсь тем, как борются великие пилоты, которые выходят на старт сейчас – мне нравится смотреть их гонки со стороны. И я рад поделиться своими знаниями и мыслями с теми, кто сидит у экранов.

Кстати, насчет пилотирования. Какие у вас ощущения перед [дебютом](http://motor.ru/news/2012/05/09/race/) в Volkswagen Scirocco R-Cup?

- Немного нервничаю.

Правда? Почему?

- В самом начале я думал, что это будет совсем небольшое событие – никто даже не обратит внимания. Но день за днем об этом пишут и спрашивают все больше и больше. Это немного пугает. Надо сказать, что я не собираюсь возвращаться в гонки – нет желания стать снова профессиональным пилотом и заниматься этим опять изо дня в день. Это всего лишь маленькая гонка. У нас есть некие благотворительные цели. Но в первую очередь для меня это, конечно, развлечение.


  • Жак Лаффит. Один из самых прославленных французских пилотов Ф-1 ныне -- прославленный комментатор. Лаффит комментирует гонки на телеканале TF1 с 1997 года. Ему хватает авторитета, чтобы по ходу заездов вести sms-переписку с Эриком Булье и оставаться комментатором даже после брани в эфире: в 1997 году Лаффит сочно выругался в микрофон после знаменитого столкновения Жака Вильнева и Михаэля Шумахера в Хересе.

  • Мартин Брандл. Стартовавший в более чем 150 Гран-при британец теперь уже большему числу любителей Формулы-1 в Британии известен не как пилот, а именно как комментатор. В 1997 году Мартин подсел в комментаторскую кабину к легендарному Марри Уокеру, и теперь садится в нее по ходу сезона каждые две недели вот уже 15 лет. По слухам, по контракту со SkySports Брандл получит за сезон 2012 года 1 миллион фунтов.

  • Кристиан Даннер. Карьера Даннера-гонщика в Ф-1 выдалась значительно более короткой, чем карьера Даннера-комментатора. Стартовав всего в 36 гонках в чемпионате, Кристиан не смог закрепиться в Гран-при и вскоре подался в журналистику. Первые репортажи он провел в конце 1990-х -- и до сих пор работает на телеканале RTL. Кроме того, Даннер ведет собственную колонку в журнале Speedweek.


Вы дебютировали в Ф-1 в 32 года. Сейчас же пилоты приходят в чемпионат совсем молодыми и часто просто теряются. Посмотрите на Хайме Альгерсуари: ему 22, а он уже лишился места в Ф-1 и тоже работает комментатором.

- Это правда очень тяжелый и жесткий спорт. Но таковы его законы. Тут всего 24 места, и из этих 24-х пилотов только некоторые могут выигрывать. Сейчас, кстати, в этом плане чуть проще – намного больше команд, чем в мое время, могут бороться за победы или попадание в первую тройку. Но чтобы добраться туда, надо иметь не только талант. Это требует огромного количества инвестиций. Да, мне кажется, что не всё всегда справедливо: у некоторых есть талант, но не хватает связей – это тоже очень важно. Но единственное, что можно сделать, это выигрывать – показать себя в картинге, попытаться попасть в какую-нибудь программу поддержки пилотов, как у Red Bull.

Интервью с комментатором-чемпионом Дэймоном Хиллом. Фото 2
Британским телевизионщикам повезло: "говорящими головами" с отличным английским паддок забит до отказа. В бригадах BBC и SkySports тех, кто ни разу не выходил на старт гонок Ф-1, значительно меньше, чем остальных. Слева направо: ведущий BBC Джек Хэмпфри, комментаторы Мартин Брандл и Дэвид Култхард, а также эксперты -- сын Джеки Стюарта Пол и Дэймон Хилл.

Вам не кажется, что та же Red Bull порой слишком жестока? Они растят молодых пилотов, но потом те оказываются за бортом – как программы, так и Формулы-1.

- Но так и должно быть. Они же не могут хранить людей, как деньги в банке. Они пробуют, они ищут, и только так они могут найти себе чемпиона. Единственный способ проверить – это посадить человека в машину и посмотреть, что он может в гонках Гран-при. Некоторые могут воспользоваться этой возможностью сразу – другим нужно больше времени. Но природа нынешней Ф-1 такова, что тебе надо быть на 100 процентов готовым ко всему, когда ты приходишь в чемпионат. Никто не будет прощать за ошибки.

Мы [говорили](http://motor.ru/articles/2011/12/21/daniilkvyat/) с одним из юниоров Red Bull Даниилом Квятом. Он рассказывал, что вы провели немало времени вместе в Новой Зеландии, много общались...

- Да, он очень приятный парень. Они гонялись с моим сыном _(Джошуа Хиллом – примечание «Мотора»)_. Дани всегда дружелюбен, общителен. Как пилот – смел, на него всегда можно положиться. Так что… я слежу за его карьерой. У него абсолютно точно есть талант. Большой талант. Я верю, что все получится.


  • Ники Лауда. Трехкратный чемпион мира помогает вести шоу на RTL до и после гонок. Лучше Ники немцам эксперта не найти: на пит-лейн нет ни одного человека, который посмел бы отказать Лауде в комментарии. Сам Ники охотно позирует на камеру: его знаменитая красная кепка -- по-прежнему один из самых дорогих рекламных носителей в паддоке.

  • Мика Сало. Экс-пилот Ferrari – находка для финского канала MTV3. Ни один эксперт не генерирует столько же сплетен. Это он велел Хейкки Ковалайнену убираться из Catreham, это он «уволил» из Williams Бруно Сенну, и это он по секрету рассказал, что у Роберта Кубицы нет большого пальца на руке. После «новости» про поляка финны шутили, что титул «идиот года» на родине достанется Мике без борьбы.

  • Хайме Альгерсуари. В свои 22 Хайме Альгерсуари уже успел провести два с половиной сезона в Ф-1 и потерять место в кокпите. Контракт со Sky позволяет ему оставаться в паддоке и быть на виду у боссов всех команд. Подобный трюк удалось в прошлом году провернуть Нико Хюлькенбергу -- поработав год на Sky, немец затем пристроился в Force India.


Как дела у Джошуа?

- Джошуа? Мне кажется, они скоро опять будут гоняться друг против друга в Спа. Их карьеры часто пересекались. Так как британский чемпионат Формулы-Renault 2.0 закрыт, Джош будет больше выступать в Североевропейском первенстве. Он тоже неплох, может выигрывать гонки – мне кажется, Джош очень конкурентоспособный пилот.

У него есть возможность когда-нибудь оказаться здесь, в Формуле-1?

- Это очень тяжело. Нужны деньги. Может быть помогут русские спонсоры? Нам бы это очень помогло. Когда понадобится бюджет – я тебя найду. Окей? \m