Как у взрослых

Российский автоспорт нашел способ привлечь зрителей

В 2012 году российский кольцевой автоспорт переживает очередную волну реформ. Правда, в отличие от прошлых лет, на сей раз изменения действительно могут помочь развитию автогонок.

Новый сезон отечественного чемпионата по кузовным гонкам стартует 18-19 мая на трассе Смоленское кольцо в окрестностях города Дорогобуж Смоленской области. Этот этап станет первым из восьми, запланированных на 2012 год, причем финальный заезд пройдет на этом же автодроме.

Поклонники автомобильного спорта в нашей стране привыкли к тому, что отечественные компании то и дело меняют приоритеты и не могут договориться друг с другом. Неудивительно, что профессиональные гонки в России долгое время оставались в зачаточном состоянии: соревнования больше походили на серию междусобойчиков, чем на этапы реального национального первенства.

Попытки систематизировать разрозненные гоночные классы предпринимались неоднократно, но раз за разом у сторонников объединения находились противники. Одной из наиболее успешных попыток организации единого чемпионата России стала серия RTCC, учрежденная Сергеем Крыловым в 2004 году. Это первенство предлагало участникам сразиться в одном из четырех классов машин: вершиной пирамиды стал почти профессиональный Туринг, а в основании лежал класс Национальный, участие в котором мог себе позволить практически любой желающий. Единственным условием было наличие автомобиля российской сборки.

Параллельным курсом шли устроители кузовного кубка Lada Granta. Отдельные уикенды устраивала диковинная серия Legends, а где-то на периферии гоночного сообщества возникло первенство МитДжет. В 2012 году руководители всех этих чемпионатов перестали делить несуществующий рынок отечественного автоспорта и сели за стол переговоров. Результатом стало учреждение нового первенства: Russian Racing Championship (RRC).

Российский автоспорт нашел способ привлечь зрителей

Российская автомобильная федерация

инспектирует трассы, выдает гоночные лицензии пилотам и следит за соблюдением правил в национальных чемпионатах. Именно РАФ выписала суперлицензию Виталию Петрову и команде Marussia, благодаря которым в официальных трансляциях их появление сопровождается российским флажком.

Учредителем и правообладателем серии RRC стала Российская автомобильная федерация (РАФ) – тот самый орган, который представляет Россию в Международной автофедерации (FIA). Такая практика является привычной для европейских соревнований: к примеру, истинным владельцем Формулы-1 является FIA, а компания Delta Topco (которой руководит бессменный Берни Экклстоун) арендует коммерческие права на чемпионат мира до 2111 года включительно.

Исполнительным директором RRC чиновники РАФ назначили Сергея Крылова – идеолога коммерческого первенства RTCC, добившегося наибольшего успеха среди отечественных гоночных серий. Налаженные связи Крылова с холдингом ВГТРК позволили новоявленному чемпионату сразу заручиться поддержкой телевещателя: начиная со второго этапа сезона в Татарстане, 52-минутные видео-обзоры будут регулярно выходить на канале Спорт 2. Сама гонка на трассе Казань-ринг состоится 2-3 июня. Дата премьерного эфира пока не определена, но обычно в таких случаях обзор оказывается на экранах примерно через неделю после мероприятия.

Параллельно чемпионат будет выкладывать записи гонок на сайт rutracker.org – уникальный случай, когда организаторы спортивных соревнований предлагают официально скачать свои программы с торрент-трекерра.

Серия RRC объединит в себе сразу восемь гоночных классов. Костяк составят привычные по RTCC категории кузовных автомобилей: Туринг, Супер-продакшн, Туринг-лайт и Национальный. Заезды по-прежнему будут проходить в сдвоенном формате – вместе стартуют двухлитровые автомобили Туринга и Супер-продакшна, а зачет Туринг-лайт продолжит соседствовать с категорией Национальный. Правда, начисление очков в каждом классе будет проходить по-своему: участников объединили не ради введения абсолютного зачета, а для повышения зрелищности.

Наиболее престижной категорией является Туринг, на старт которого выходят стопроцентные гоночные автомобили. Этот класс можно назвать российским ответом международному первенству WTCC, британскому BTCC и прочим кузовным сериям: регламент максимально приближен к зарубежным аналогам, а к участию допускают SEAT Leon, BMW 320, BMW E46 и Honda Civic.

В 2012 году к зарубежным маркам прибавится Lada Granta S2000, получившая омологацию RRC. Автомобиль подготовит объединенная команда ЛУКОЙЛ РЕЙСИНГ Тим ЛАДА, образовавшаяся в результате слияния четырехкратных чемпионов Туринг-лайта Lukoil Racing Team и давних участников того же класса Lada Sport Racing. Эти коллективы долгое время боролись между собой, но, как и в случае с чемпионатами, в 2012 году забыли раздоры и затеяли совместный проект на более высоком уровне.

Российский автоспорт нашел способ привлечь зрителей. Фото 1
Пилотами команды-фаворита класса Туринг стали чемпион России в зачете Туринг-лайт Михаил Козловский из Санкт-Петербурга и тольяттинец Павел Кальманович (на фото).

За победы в Туринг-лайте поспорят Ford Fiesta, Volkswagen Polo, Peugeot 206 и Lada Kalina, а подавляющее большинство представителей Супер-продакшна выбрали Honda Civic. Наконец, в зачете Национальный будут представлены Renault Logan, та же Калина (но с меньшим количеством переделок относительно стандартной комплектации) и автомобили марки ВАЗ разных лет и спецификаций.

Традиционно этот класс был наиболее дешевым среди кузовных категорий, а потому в нем не было фирменных примочек профессиональных гонок типа постоянной работы с настройками. Но времена меняются, и даже недавние любители хотят почувствовать себя маститыми пилотами: с 2012 года участникам Национального разрешили пользоваться односторонней телеметрией. Электроника будет фиксировать все действия пилотов, а в боксах смогут в режиме реального времени следить за состоянием машины.

Главной приманкой для любителей гонок с открытыми колесами станет возрождение формульной серии: в 2012 году стартует сезон Формулы-Россия. Автомобили для этого чемпионата купили в итальянской Формуле-Abarth – первой ступеньке для молодых гонщиков, только пробующих пересесть из карта в настоящий болид.

Не остался в стороне и кубок Lada Granta. Правда, основной целью этой моносерии АвтоВАЗ считает обкатку автомобилей для чемпионата мира WTCC и подготовку новых пилотов, а потому полностью синхронизировать расписание кубка с графиком RRC не удалось: два чемпионата проведут лишь один общий уикенд на автодроме Санкт-Петербург в конце августа. Первый этап кубка Lada Granta уже сопроводил венгерские заезды WTCC, а в будущем детище АвтоВАЗа посетит Украину и организует несколько самостоятельных гоночных уикендов.

Зато новоявленная серия GT Open не пропустит ни одного этапа RRC: график чемпионата гран-туризмо полностью совпадает с Турингом, а на старт первенства выйдут автомобили марок Jaguar, Ferrari, Aston Martin, Dodge и Porsche. Главной звездой серии GT-Open станет Алексей Васильев, участвовавший в международных соревнованиях Le-Mans Series и FIA GT: в отечественном чемпионате москвич будет управлять Ferrari 430.

Российский автоспорт нашел способ привлечь зрителей. Фото 2
Россия станет всего второй страной в мире, в которой начнется собственный розыгрыш титула в категории GT4 -- до сих пор подобный чемпионат проводился только в Бельгии. Чтобы не изобретать велосипед, в России позаимствовали технический регламент у коллег: по сути, это единственный существующий свод правил, описывающий точные характеристики и требования GT4.

Наконец, в плотном графике заездов нашлось место и для любительских серий МитДжет и Легенды. МитДжеты – это маленькие двухместные машины, рассчитанные на вчерашних участников прокатного картинга. Во время обучения на пассажирском месте сидит инструктор, а на гонках правое кресло остается свободным. Легенды – это класс для фанатов ретро: каждый автомобиль стилизован так, словно был выпущен в середине прошлого века. При этом начинка позволяет соревноваться на скорости до 200 километров в час.

Пожалуй, в первый раз за много лет организаторы российских автоспортивных соревнований получили шанс сделать действительно привлекательный чемпионат, на гонки которого можно прийти всей семьей. Расписание первого этапа в Смоленской области составлено настолько плотно, чтобы зрители не успевали соскучиться по борьбе на трассе за недолгие перерывы между заездами. К тому же, каждый посетитель сможет беспрепятственно пройти в паддок и увидеть, как автомобили готовят к гонкам.

Зарезервировать место по Интернету нельзя – билеты продаются только при входе: 100 рублей на субботу (тренировки и квалификации) и 150 на воскресенье, 20 мая (день основных заездов). Впрочем, три тысячи сидячих мест вряд ли заполнятся полностью даже при столь демократичных ценах: автодром Смоленское кольцо расположен достаточно далеко от крупных населенных пунктов, что может отпугнуть потенциальных посетителей долгой дорогой и пробками на подъездах к трассе. Впрочем, большинство мировых автодромов тоже построены вдали от городов, поэтому есть шанс, что ко дню гонки болельщики все же подтянутся посмотреть на открытие первого сезона RRC. \m

Календарь чемпионата России RRC

Этап Дата Трасса
1 19-20 мая «Смоленское кольцо»
2 2-3 июня «Казань-ринг»
3 16-17 июня «Нижегородское кольцо»
4 30 июня – 1 июля Мячково
5 4-5 августа Moscow Raceway
6 18-19 августа Автодром «Санкт-Петербург»
7 15-16 сентября Moscow Raceway
8 29-30 сентября «Смоленское кольцо»

Курсивом отмечен совместный этап с кубком Lada Granta, жирным – уикенды, в рамках которых состоятся заезды Формулы-Россия.