Победит ли гибрид?

Главная интрига "24 часов Ле-Мана"

Audi и Toyota впервые в истории марафона 24 часов Ле-Мана выведут на старт гибридные прототипы. За сутки до старта соревнований Мотор решил изучить сильные и слабые стороны претендентов на победу в абсолютном зачете, а также вспомнить истории из прошлого и выделить фаворитов гонки в основных зачетах.

Предстоящий марафон в Ле-Мане станет 80-м по счету – гонка проводится с 1923 года и считается одной из трех самых престижных на планете, наряду с Гран-при Монако и заокеанской Инди-500. В субботу в 15:00 по среднеевропейскому времени (в 17:00 по Москве) на старт 24-часового марафона выйдут 56 экипажей.

LMP1

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание

-\AUDI

За минувший год ингольштадтцы лишились основного соперника последних лет, а сам Ле-Ман – главной интриги. Зимой компания Peugeot объявила о том, что закрывает программу в гонках на выносливость. Кампания французов в Ле-Мане была не слишком удачной – за пять лет, с 2007 по 2011 годы, львы одолели Audi лишь раз – так что решение глав концерна было пусть и неожиданным, но все-таки логичным.

В любом случае, в этом году нам будет не хватать утонченных 908-х. С Peugeot интрига в главном классе была обеспечена. Теперь же путь к победе для Audi фактически открыт.

Прошлое:

Audi выступает в Ле-Мане с 1999 года, выиграв практически все прошедшие с тех пор гонки. Первая победа пришла в 2000 году, после чего Audi пять раз выигрывала марафон с прототипом R8, затем сменила его на дизельный R10 и выиграла еще три гонки подряд.

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 1
Франк Била и Аллан МакНиш на прототипах R8, 2000 год

-\Смотреть-\24 часа Ле-Мана в прямом эфире покажут по телеканалу Eurosport. Гонка стартует в субботу в 17:00 по московскому времени, а прямые включения с трассы Eurosport можно будет увидеть с 11 утра. Трансляция самой гонки начнется в 16:15. В ходе заезда трансляция будет перемещаться с Eurosport на Eurosport 2 и обратно.

Победа в 2008 году получилась самой тяжелой. Огромное преимущество в скорости было на стороне Peugeot и лишь безошибочный пилотаж Аллана МакНиша, Ринальдо Капелло и Тома Кристенсена позволил Audi одолеть французов. Стало понятно, что технику необходимо обновлять и на следующий год ингольштадтцы представили прототип R15. Именно с ним немцы впервые проиграли Ле-Ман по-настоящему (в 2003 году победа была подарена марке Bentley на юбилей). Peugeot 908 были по-прежнему быстрее и два французских экипажа заняли два первых места. Годом позже Audi отыгралась, но во многом благодаря тому, что все четыре 908-е сошли с дистанции из-за поломок двигателей.

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 2
Победа Audi R18, 2011

Гонка 2011 года получилась одной из самых напряженных за всю историю 24 часов Ле-Мана. Audi подготовила новый прототип R18 с закрытым кокпитом, как у Пежо. В гонке два экипажа из трех сошли из-за столкновений с круговыми, но победа все-таки досталась немцам. Андре Лоттерер, Бенуа Трелуйе и Марсель Фесслер впервые в своей карьере выиграли суточный марафон, однако после 24 часов гонки они опередили лучший из экипажей Peugeot всего на 13 секунд!

Автомобили:

Ингольштадтцы привезли в Ле-Ман две новые модификации прототипа R18 – по две машины каждой. Это значит, что впервые в своей истории Audi будет представлена сразу четырьмя экипажами. Два из них будут пилотировать обычный дизельный R18 ultra, еще два – гибридный R18 e-tron quattro.

Гибридный прототип оснащен электромоторами на передней оси, 510-сильным дизельным двигателем V6, объемом 3,7 литра и маховиком от Williams Hybrid Power, который накапливает кинетическую энергию, а затем отдает ее, питая электродвигатели.

Несмотря на то, что гибридный прототип весит столько же, сколько и R18 ultra, у инженеров было меньше свободы при распределении балласта. По идее, это должно дать небольшое преимущество тем экипажам, которые выведут на старт обычные прототипы. Кроме того, топливный бак R18 e-tron quattro на два литра меньше. Однако квалификацию Ле-Мана выиграл именно гибрид.

И это логично: как показал шестичасовой марафон в Спа и тренировки в Ле-Мане, небольшое преимущество в скорости на стороне гибридного прототипа. Проблемы могут возникнуть лишь с надежностью сложной установки, ведь гибрид выйдет на старт марафона в Ле-Мане в первый раз.

Пилоты:

Audi расширила пилотский штат – немцам пришлось набирать состав на четвертый экипаж, плюс еще один человек потребовался для замены травмированного Тимо Бернхарда. В итоге, два экипажа у ингольштадтцев в этом году будут экспериментальными.

Гибридные прототипы в бой поведут проверенные бойцы: прошлогодние победители Ле-Мана Андре Лоттерер, Бенуа Трелуйе и Марсель Фесслер будут пилотировать автомобиль под номером 1, а звездный экипаж в составе Аллана МакНиша, Тома Кристенсена и Ринальдо Капелло – e-tron под номером 2.

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 3
У Тома Кристенсена, Ринальдо Капелло и Аллана МакНиша на троих 13 побед в Ле-Мане

В составе экипажа номер 3 за рулем обычного дизельного Audi R18 друг друга будут сменять Роман Дюма, Лоик Дюваль и Марк Жене. Двое последних еще в прошлом году выступали в Ле-Мане на прототипах Peugeot.

В четвертый экипаж вошли победитель Ле-Мана 2010 года Майк Роккенфеллер и два новичка: пилот DTM Оливер Джарвис и бывший тест-пилот Audi Марко Бонаноми.

Цель:

У Audi 10 побед в Ле-Мане. Просто еще одна им вряд ли нужна. Ингольштадтцы хотят победить с гибридом. Об этом говорит хотя бы выбор пилотов: два своих лучших экипажа глава команды Вольфганг Улрих пересадил на R18 e-tron.

Первая победа гибрида в Ле-Мане станет отличной рекламой – как когда-то таковой стала первая победа дизельного R10. Если гибридный план не сработает, у Audi есть два обычных прототипа, чтобы подстраховаться. Но выиграть с e-tron ингольштадтцам очень важно уже в этом году – пока Toyota еще не слишком сильна. Через год будет сложнее.


На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 4

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 5

-\TOYOTA

Организаторы гонок на выносливость, да и самого марафона в Ле-Мане, должники компании Toyota. После того, как свою гоночную программу закрыла марка Peugeot, японцы фактически спасли чемпионат мира по гонкам на выносливость, заявившись в него как второй производитель. Не случись этого, WEC пришлось бы отменять.

Изначально в Toyota планировали посвятить 2012 год подготовке к боевым выступлениям. Команда намеревалась принять участие в отдельных этапах чемпионата мира и затем провести тестовый старт в Ле-Мане. По-настоящему за победы японцы готовились бороться только в сезоне 2013 года, но решение Peugeot заставило Toyota форсировать программу.

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 6
Первый прототип гибридной "Тойоты" на тестах

Однако мало кто ждет от Toyota победы в первый же год. Дебют можно будет считать успешным, если хотя бы один из автомобилей доедет до финиша. Одолеть Audi с совершенно новым автомобилем и в первый год программы – задача практически невыполнимая. Тем более, учитывая тот факт, что Toyota выставит на старт всего два прототипа против четырех у Audi.

Прошлое:

Toyota возвращается в Ле-Ман после 13-летнего перерыва. Японцы по-прежнему мечтают выиграть суточный марафон – один раз они уже были очень близки к победе в 24 часах.

-\Слушать-\Радио Ле-Ман будет работать по ходу всей гонки. Слушать его можно здесь. Но только по-английски

В 1999 году Toyota и Audi уже встречались в Ле-Мане. Для немцев это был первый год программы, для японцев – последний из двух. Лучший из экипажей Audi финишировал тогда лишь третьим, в пяти кругах позади победителей из BMW и в четырех – позади экипажа Toyota. Ту гонку вполне могли выиграть и японцы.

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 7

В заключительной стадии марафона ведущий пилот Toyota Юкио Катаяма стремительно сокращал отрыв от прототипа BMW. От преимущества баварцев осталась всего минута, но догнать Катаяма так и не смог – на Toyota GTR-One взорвалась покрышка, и японец был вынужден вернуться в боксы на внеплановый пит-стоп.

Поэтому второе место в 1999-м – до сих пор лучший результат Toyota в Ле-Мане. С 2000 года японцы сосредоточились на программе в Формуле-1, которая кроме вторых мест тоже ничего им не принесла.

Автомобиль:

Прототип TS030 был представлен официально лишь в конце января этого года. Надо ли говорить, что времени на подготовку у Toyota было катастрофически мало? Плюс ко всему, в апреле на тестах единственную построенную к тому моменту машину разбил Николя Ляпьерр. Повреждения шасси оказались столь серьезными, что Toyota отказалась от участие в марафоне 6 часов Спа, который должен был стать дебютным для TS030. Теперь автомобиль будет впервые проверен в деле только в самом Ле-Мане – до главного марафона сезона Toyota так и не смогла принять участия ни в одной гонке.

Но главное – Toyota тоже построила гибридный прототип. Именно возможностью победить с гибридном организаторам 24 часов Ле-Мана и удалось затащить Toyota в гонки на выносливость. Для создателей Приуса это дело чести.

TS030, в отличие от дизельной Audi R18 e-tron, оснащен бензиновым двигателем. Силовая установка дополнена суперконденсаторами фирмы Nisshinbo, которые снимают энергию торможения с задних колес и им же затем придают дополнительное ускорение при помощи дополнительных электромоторов.

Всего Toyota выставит на старт в этом году два прототипа TS030. Главный вопрос – сможет ли хотя бы один из них добраться до финиша?

Пилоты:

Из шести пилотов, которые будут выступать за Toyota в предстоящем Ле-Мане, у пяти есть опыт участия в гонках Формулы-1. Один лишь Николя Ляпьерр никогда не выступал в гонках Гран-при.

Первый экипаж составят Себастьен Буэми, Энтони Дэвидсон и Стефан Сарразен. Первый еще в прошлом году выступал за Toro Rosso в Ф-1, двое последних в свою очередь в недавнем прошлом были членами команды Peugeot в Ле-Мане.

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 8
Себастьен Буэми, Стефан Сарразен и Энтони Дэвидсон сотворили сенсацию в квалификации, заняв третье место

-\Следить-\За положением дел на трассе можно наблюдать по системе хронометража чемпионата мира, которая доступна по ссылке

Выступал за Peugeot и один из членов второго экипажа – Александр Вурц. На его счету две победы в 24 часах Ле-Мана. Он поедет вместе с Ляпьерром и Кацуки Накаджимой. Последний – единственный японец во всей программе. Изначально планировалось, что в каждом из экипажей будет по одному представителю Японии, но незадолго до Ле-Мана Toyota объявила, что Хироаки Исиура, который должен был стать напарником Буэми и Дэвидсона, из-за болей в спине не сможет выйти на старт.

Цель:

Выиграть будет очень сложно. Для начала Toyota нужно хотя бы постараться довезти машины до финиша. Конечно, если Audi победит с гибридом, по имиджу японской марки будет нанесен серьезный удар, но остановить немцев Toyota пока вряд ли способна.


Остальные

Никто из частников бросить вызов заводским командам не сможет. Из остальных экипажей LMP1 интересно будет последить за Rebellion Racing под номером 12 – на старт выйдут Нил Джани, Ник Хайдфельд и Николя Прост.

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 9
Автомобиль Rebellion Racing

Неплохие шансы стать лучшими из остальных есть и у экипажа под номером 21 команды Strakka Racing. Дэни Уоттс, Джонни Кейн и Ник Левентис в квалификации заняли седьмое место, уступив только пилотам Toyota и Audi.

Интересно будет наблюдать за командой Анри Пескароло. Pescarolo, в последние годы бравшая в аренду автомобили у Peugeot, построила собственный прототип на базе катастрофически неудачного AMR-One от Aston Martin. Инженеры Пескароло переделали практически всю машину, но на ее доводку у них просто не осталось времени – впервые на трассу прототип вышел только в конце мая.


На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 10
Вне конкурса%%Вне зачета в марафоне будет стартовать спортпрототип под названием DeltaWing. Два года назад его разработчики участвовали в конкурсе на создание нового шасси для чемпионата INDYCAR, но организаторы серии сочли проект чересчур революционным. %Тем не менее, проект поддержала компания Nissan и именно при ее поддержке DeltaWing выйдет на старт "24 часов Ле-Мана".%DeltaWing легче стандартных ле-мановских прототипов, а благодаря его формам коэффициент лобового сопротивления вдвое меньше, чем у других участников соревнования. %DeltaWing оборудован рядным четырехцилиндровым двигателем Nissan объемом 1,6-литра с непосредственным впрыском топлива и турбонагнетателем. Его мощность -- 300 лошадиных сил.%В квалификации DeltaWing занял 29 место из 56 участников – лидерам класса LMP2 экипаж проиграл почти пять секунд.

LMP2

Основу пелотона 80-го суточного марафона в Ле-Мане составят автомобили категории LMP2. Выделить фаворитов в этом классе очень сложно – жесткий регламент уравнял шансы большинства команд. К тому же, едва ли не половина из них выведут на старт шасси ORECA с двигателями Nissan.

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 11

Из тех, кто обязательно будет бороться за победу – команды ADR-Delta (Ян Шаруз – Джон Мартин – Тор Грейвс), оба экипажа коллектива OAK Racing (Оливье Пла – Матье Лайю – Жак Николе; Бас Лейндерс – Максим Мартин – Дэвид Хайнемайер Ханссон), а также представители Signatech (Пьер Раг – Нельсон Пансьятичи – Роман Русинов; Франк Маллье – Оливье Ломбард – Джордан Трессон).

GT Pro / Am

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание. Фото 12

В классе GT главная борьба как всегда пойдет между машинами Chevrolet и Ferrari. Фаворитами будут считаться три экипажа AF Corse на Феррари, в одном из которых поедет Джанкарло Физикелла, а также четыре Corvette C6.R от команд Corvette Racing и Larbre Competition. \m