Наследники "Хаммера"

Американские военные
ищут новый внедорожник

Армейский внедорожник Humvee – прародитель гражданских Hummer – перестал устраивать американских военных. Если раньше им требовался джип для переброски грузов и личного состава, а также машина для патрулирования и сопровождения военных колонн, то последние военные конфликты показали, что для этих целей нужно нечто большее, чем просто вездеход.

За последние годы на полях сражений в Ираке и Афганистане осталось слишком много подбитых Humvee. В этом нет ничего странного, ведь из всех отправленных на войну внедорожников только четверть имели хоть какую-то бронезащиту. Все остальные легко пробивались из стрелкового оружия, не говоря уже о гранатометах, минах и фугасах.

В связи с этим Пентагон решил, что к 2015 году вооруженным силам США нужен новый броневик. И если тактические задачи перед ним ставятся все те же – разведка, патрулирование, сопровождение и доставка военных, то уровень безопасности у него должен быть на порядок выше. Такие внедорожники называются JLTV (Joint Light Tactical Vehicle), «легкий тактический автомобиль». Слово joint (объединенный), которое во многих переводах попросту опускают, в данном контексте говорит о том, что новый автомобиль должен влиться в сеть других военных машин и уметь быстро передавать собранную информацию. Иными словами, новый броневик станет частью военной компьютерной сети, а не просто средством передвижения.

Программа выбора кандидата на замену Хаммеру довольно сложна. На данный момент есть шесть претендентов, представивших на суд американских военных свои серийные образцы или прототипы. Во второй тур конкурса выйдут только три прототипа. Компаниям, их построившим, выделят по 65 миллионов долларов на начало серийного производства. Затем пройдет еще один конкурс, учитывающий возможности массового производства этих машин. Абсолютный победитель получит уже по-настоящему большой куш – заказ на пять миллиардов долларов.


BRV-O

Краткие характеристики

Вооружение:
Экипаж:

Об этом автомобиле на данный момент известно, пожалуй, меньше остальных. Производить его будет AM General – та самая компания, что делала оригинальный Humvee. Главная особенность нового BRV-O – это бронекапсула, вокруг которой построен автомобиль. Однако помимо нее предусмотрена еще и модульная защита наиболее важных частей. На крыше броневика установлена пулеметная турель, обеспечивающая не только хороший обзор, но и круговую защиту стрелка.

Двери, оснащенные небольшими пуленепробиваемыми окошками, открываются как в Rolls Royce – навстречу друг другу, что обеспечит дополнительную защиту при погрузке и выходе из машины. Для преодоления препятствий на BRV-O предусмотрена пневмоподвеска, при необходимости увеличивающая дорожный просвет. Единственное, что пока точно известно, – это то, что полезная нагрузка BRV-O составит 1600 килограммов, а оснащаться он будет шестиступенчатой автоматической коробкой передач.


Eagle IV

Краткие характеристики

Вооружение:
Экипаж:
Вес (кг):
Скорость (км/ч):
Запас хода (км):
Размеры Д/Ш/В (м):

Это уже четвертое поколение военного внедорожника, созданное специалистами из частной швейцарской фирмы Mowag. Предыдущие три машины были основаны на шасси Humvee, однако последний вариант получил новую платформу Duro, которая не только увеличила полезную нагрузку до 2400 килограммов, но и уменьшила ширину автомобиля на 160 миллиметров. Теперь два Eagle легко помещаются в самый распространенный транспортный самолет ВВС США «С130 Геркулес» без подготовки.

На крышу можно установить пулемет калибра 7.62 (максимальный калибр составит 12.7) или гранатомет калибра 40 миллиметров.

Чтобы обезопасить автомобиль и пехоту, в Eagle предусмотрена возможность выбрасывания дымовых шашек. Бортовая броня выдерживает взрыв мины до шести килограммов в тротиловом эквиваленте под каждым колесом. Под капотом «Орла» стоит двигатель Cummins объемом 5,9 литра, развивающий 250 лошадиных сил. С автоматической коробкой передач максимальная скорость составляет 110 километров в час. Поскольку автомобиль уже выпускается серийно, для разных стран предусмотрена разная комплектация. Для войск Бундесвера на нем, например, устанавливается пулемет с дистанционным управлением.


L-ATV

Краткие характеристики

Вооружение:
Экипаж:

В видеоролике представлены шесть поколений машин, разработанных специально для войсковых операций американской компанией Oshkosh Defense. Под капотом броневика может быть установлена необычная дизель-электрическая силовая установка ProPulse. Ее основная цель – даже не экономия топлива, а производство электричества: до 70 киловатт для различных армейских нужд в труднодоступных местах.

Небронированному прототипу, который участвовал в гонке Baja 1000 в Мексике в 2010 году, удалось разогнаться до 140 километров в час. Все благодаря независимой подвеске TAK-4i, у которой свободный ход составляет 508 миллиметров. Это пока лучший результат по данному показателю среди всех армейских машин в США.

Броня L-ATV сделана по принципу капсулы и может выдержать прямые попадания стрелкового оружия и гранат. В качестве основного вооружения выступает все тот же набор пулеметов, но при желании на броневик можно установить гранатомет или даже противотанковый ракетный комплекс, управлять которым можно как непосредственно с турели, так и из кабины.


Lockheed JLTV

Краткие характеристики

Вооружение:
Вес (кг):
Максимальная скорость (км/ч)
Запас хода (км):

Фирма Lockheed представила на суд американских военных не один, а сразу пять различных вариантов своего JLTV. В зависимости от модификации, автомобиль может выполнять функции наступательно-тактического броневика, командного пункта с возможностью управления различной техникой, играть роль грузового транспорта, доставлять отряды пехоты или же участвовать в разведке местности.

Для каждого случая предусмотрена своя компоновка кузова: от пикапа до шестидверного броневика с соответствующим оснащением. Все автомобили будут поставляться с автоматической системой пожаротушения, а также электронной системой диагностики неисправностей. Мощность двигателей пока не разглашается, однако предполагается, что Lockheed оснастит свои машины гибридными дизель-электрическими установками.


Saratoga

Краткие характеристики

Вооружение:
Экипаж:
Вес (кг):
Размеры Д/Ш/В (м):

Этот симпатичный внедорожник производит американская компания Navistar Defense. Автомобиль создан для того, чтобы заполнить сегмент между существующим внедорожником Humvee и JLTV. Пока это лишь концепт, но уже известно, что под капотом у него будет стоять шестилитровый турбодизельный двигатель, выдающий 360 лошадиных сил.

Коробка передач – автоматическая шестиступенчатая. Вооружение – стандартный набор пулеметов или 40-миллиметровый гранатомет. Броня представляет собой металлические или керамические листы, надежно защищающие от легкого стрелкового оружия и осколочных снарядов. Шины снабжены системой центральной подкачки воздуха, что пригодится при операциях в песчаных пустынях.


Ford V8 Valanx

Краткие характеристики

Вооружение:
Экипаж:
Вес (кг):
Скорость (км/ч):
Запас хода (км):
Размеры Д/Ш/В (м):

Автомобиль представляет корпорация BAE, которая помимо внедорожников занимается танками, самолетами и всем, что нужно для ведения боевых действий. Однако разработку конкретно этой модели ведут сразу несколько компаний размером поменьше. За подвеску, например, отвечает поставщик компонентов Meritor, за сетевую систему связи – Northrop Grumman, известный в военных кругах как производитель начинки для беспилотников, а двигатель для Valanx предложит концерн Ford.

Это тот же мотор, что ставят на огромный пикап F-Series Super Duty. Неплохая заявка на успех – с турбодизельным двигателем 7.6 литра наверняка будет не трудно произвести впечатление на военную комиссию.


Российский Хаммер

Благодаря армейским заказам на свет появилось множество прекрасных автомобилей: Gelandewagen, Lamborghini LM002, Hummer и Jeep Wrangler... А в России – Уазик, который тоже выпускался и в военном варианте, и в гражданском.

Американские военные ищут новый внедорожник

Гражданский "Тигр" Арзамасского завода.

Но если оригинальный Humvee устарел за 30 лет производста, то российский УАЗ в этом году будет отмечать свой 40-летний юбилей! Впрочем, российская армия сейчас тоже находится в поиске подходящей замены вечному Уазику.

Без скандала уже не обошлось. Проведенный недавно министерством обороны конкурс на поставку в армию новых внедорожников выиграли итальянцы из Iveco... При том, что в России уже существует полноценный аналог американского Хаммера – арзамасский «Тигр».

Однако вопрос, похоже, уже решенный: до 2020 года российские вооруженные силы получат 1775 итальянских машин на сумму 30 миллиардов рублей.

Впрочем, небольшая партия «Тигров», даже несмотря на поражение от Iveco, уже поступила в войска. А на подходе и более перспективные разработки. Что Россия сможет противопоставить своему вероятному противнику? Вот список машин, которые попали или могут попасть в российские войска.


ГАЗ 2330 Тигр

Краткие характеристики

Вооружение:
Экипаж:
Дорожный просвет (мм):
Вес (кг):
Скорость (км/ч):
Запас хода (км):
Размеры Д/Ш/В (м):

Сейчас «Тигры» выпускаются на заводе АМЗ в пяти различных комплектациях. Два броневика с классом защиты 5 и 3, армейский вариант с классом бронирования 3, командно-штабная машина и небронированный вариант в пятидверном кузове. Под капотом – 180-сильный турбодизель Cummins В-180 рабочим объемом 5,9 литра, который комплектуется либо механической, либо автоматической трансмиссией. Кузов самого крепкого «Тигра» с защитой пятого уровня настолько прочен, что фактически из рамного превращается в несущий. Однако армейский вариант обладает лишь третьим классом брони.

Класс защиты

Сравнение стандартов бронезащиты можно посмотреть здесь

Как и его американские собратья, наш автомобиль может противостоять легкому стрелковому оружию, однако с защитой от мин дело обстоит несколько хуже. По этому параметру он и проиграл Iveco. Зато у Тигра есть бронированные окошки бойниц – при необходимости экипаж может отстреливаться из табельного оружия, а не только при помощи пулемета на крыше. Еще одно важное преимущество – проходимость на пересеченной местности. При испытаниях на снежном поле «Тигр» обставил не только Iveco, но и военный «Урал».


Iveco LMV M65

Краткие характеристики

Вооружение:
Экипаж:
Дорожный просвет (мм):
Вес (кг):
Скорость (км/ч):
Запас хода (км):
Размеры Д/Ш/В (м):

Когда дело дошло до принятия автомобилей на вооружение и организации их производства в Воронеже, итальянский LMV M65 был переименован в «Рысь». Главным преимуществом этого автомобиля является защита днища 6-го класса. Это значит, что экипаж останется цел даже после взрыва мины до шести килограммов в тротиловом эквиваленте. Автомобиль изначально разрабатывался под эти требования. Остальная броня является модульной и по желанию заказчика можно установить либо стальные, либо керамические бронелисты.

Под капотом у Рыси – трехлитровый турбодизельный двигатель мощностью 185 лошадиных сил. Но главный недостаток автомобиля совсем другой – его стоимость. По данным из открытых источников, «Рыси» в небронированном варианте стоит 170 тысяч евро, с броней — 250 тысяч, с установленным вооружением — свыше 450 тысяч евро.

Правда, помимо России LMV M65 уже стоит на вооружении 10 европейских стран.


Скорпион-ЛТА

Краткие характеристики

Вооружение:
Экипаж:
Дорожный просвет (мм):
Вес (кг):
Скорость (км/ч):
Запас хода (км):
Размеры Д/Ш/В (м):

Третий внедорожник, у которого есть шансы попасть в русские «Хаммеры», разработан фирмой «Защита». Под капотом у него стоит американский шестилитровый дизельный мотор мощностью 280 лошадиных сил с автоматической коробкой передач. На данном этапе этот прототип «Скорпиона» построен на иностранных компонентах, однако, если удастся получить госзаказ, планируется перейти на российский двигатель и трансмиссию.

«Скорпион» бронирован по классу 6а (крыша – 5 класс). Днище имеет V-образную форму для лучшего рассеивания силы удара при подрыве на минах и фугасах до шести килограммов в тротиловом эквиваленте. Кроме того, у компании есть прототип транспортно-десантного варианта с открытым кузовом. \m