Главный финн

Интервью с вице-чемпионом мира по ралли Микко Хирвоненом

Микко Хирвонен – наиболее успешный финский раллист, который выступает в этом году в чемпионате мира WRC. В преддверии главной гонки сезона, которая пройдет на родине Хирвонена, «Мотор» расспросил Микко о том, как поднять популярность WRC, кто из молодых гонщиков придет ему на смену и зачем пилоту Citroen держать в гараже Ford.

Как известно, в Финляндии ралли ничуть не уступает по популярности хоккею. В этом виде автомобильных гонок финны постоянно на виду: они берут и качеством (среди них семь чемпионов мира), и количеством ― на большинстве этапов WRC финский флажок преобладает над остальными в списке стартующих экипажей.

Большая часть пятимиллионного населения этой страны либо занимается, либо увлеченно следит за раллийными перипетиями ― причем речь идет не только о статусных сериях вроде чемпионата мира или IRC, но и о менее значимых первенствах, среди которых локальные чемпионаты европейских стран. А со 2 по 4 августа в Финляндии пройдет гонка WRC ― и это будет по-настоящему большое событие.

Мы встретились с трехкратным вице-чемпионом мира по ралли Микко Хирвоненом за две с половиной недели до старта его домашней гонки, когда спортсмен приехал в Москву для участия в ежегодном мероприятии Moscow City Racing. Репортажи с этого шоу показали все ведущие каналы, а вот гонки WRC в России транслирует только кабельный «Авто Плюс». Увы, в настоящее время привлекательность ралли для телекомпаний остается на невысоком уровне.

Микко, как нам привлечь зрителей к гонкам WRC?

- Это сложный вопрос (_вздыхает_). Понимаешь, дело ведь не в том, что ралли ― незрелищный вид спорта. Наоборот, здесь может произойти множество событий, регулярно возникает острое соперничество за места в очковой зоне. У WRC есть все для получения зрительской аудитории ― нам остается только найти правильный способ показать людям красоту нашего спорта. Я не знаю, как это сделать ― но я и не занимаюсь подобной работой.

В Финляндии трансляции раллийных гонок организованы на очень высоком уровне, но даже без телеэфиров многие болельщики предпочитают находить информацию в Интернете. Возможно, стоит заняться этим направлением

А может, в календарь чемпионата стоит добавить больше гонок?

- Нет, простое расширение расписания ничего не даст, если все гонки будут похожи друг на друга. Нам нужны этапы со своим характером. Какие-то гонки могут быть длиннее остальных, как это [было](http://motor.ru/news/2011/12/26/wrc/) в [Аргентине](http://motor.ru/news/2012/04/26/wrc/), на других может быть смешанное покрытие... География также важна: мне бы хотелось поучаствовать в ралли в России. Появление этапа WRC в вашей стране понравилось бы автопроизводителям. Все-таки мы участвуем в чемпионате мира, а значит, мы должны показать, что гоняемся в любых условиях на разных типах дорог по всему земному шару.

Ты можешь выбрать два своих любимых ралли из календаря WRC?

- Я назову Финляндию и Швецию. О, я знаю, что ты сейчас скажешь – давай я поправлюсь, пока не поздно.

Нет, все нормально. Финляндия и Швеция ― почему бы нет?

- Ну, я же родом из Финляндии. В WRC есть много интересных этапов – это чистая правда. В Новой Зеландии потрясающие спецучастки. [Монте-Карло](http://motor.ru/articles/2011/01/26/monte2011/) ― это всегда нечто особенное. Пусть у меня будет четыре любимых ралли.

Кого из молодых гонщиков ты бы назвал будущими претендентами на чемпионский титул?

- Конечно же, Яри-Матти Латвала ― его ждет множество побед. Он уже сейчас [претендует](http://motor.ru/news/2010/11/15/wrc/) на чемпионское звание. Еще есть Новиков и [Невилль](http://motor.ru/news/2011/12/20/citroen/) ― они быстрые пилоты. Возможно, в этот список стоит включить [Андреаса Миккельсена](http://motor.ru/news/2011/11/05/irc/) с Мадсом Остбергом. Некоторые перспективные пилоты уже выступают в WRC на постоянной основе, но чемпионат должен предоставлять больше возможностей раскрыться для молодых спортсменов. Серии необходимо больше команд, которые могли бы трудоустроить гонщиков и предоставить им возможность тестироваться – вот тогда мы увидим качественный скачок.

А как насчет твоих соотечественников ― как зовут следующую финскую звезду ралли?

- Есть такой парень. Его имя [Эсапекка Лаппи](http://www.ewrc-results.com/profile.php?p=9371). Ему 21 год и он участвует в чемпионате Финляндии: в этом году он выиграл пять гонок подряд. Думаю, у него большое будущее.

А что ты думаешь о [Евгении Новикове](http://motor.ru/articles/2011/03/19/novikov/)?

- Когда он начинал, в WRC только и говорили, что об этом сумасшедшем русском, который едет на полной скорости везде и всегда. В его таланте сомнений не было ни у кого – но в этом сезоне к скорости добавилась стабильность. Определенно, если он продолжит в том же духе, то добьется успехов. Он постоянно набирается опыта. Ну и конечно Дени Жиродэ также повлиял на него, ведь это очень опытный штурман.

Вице-чемпион мира по ралли рассказал о настоящем и будущем WRC
Евгений Новиков за рулем Ford Fiesta WRC

Поговорим о команде. Минувшей зимой ты [перешел](http://motor.ru/news/2011/11/16/citrowrc/) из Ford, где провел семь лет, в Citroen. Ты продолжаешь общаться с прежним коллективом?

- Конечно. Я гонялся там столько времени, что многие инженеры и механики стали для меня близкими друзьями. Я поддерживаю с ними контакт.

Выступая за Ford, ты наверняка задумывался о причинах [постоянных побед](http://motor.ru/articles/2009/03/17/rallycyprus/) Себастьена Леба. Теперь вы стали напарниками. Что-то прояснилось?

- Частично да. На самом деле, в команде Citroen все работает как часы – сам коллектив очень силен. Но то, что я заметил, будучи рядом с Себастьеном, нельзя списать только на машину или команду – Леб действительно превосходный пилот. Очень стабильный. В любых условиях на каждом спецучастке он способен выдавать быстрейшие времена – ну или почти быстрейшие. Просто он лучший.

Ты еще надеешься побороться с ним за титул в этом году?

- Чемпионат не будет закончен, пока не завершится последняя гонка. Никогда не знаешь, что произойдет на следующем этапе, так что я буду просто бороться за высокие места в каждом заезде ― одно ралли за другим. Так или иначе, моей главной задачей на этот год остается помощь Citroen в завоевании чемпионского звания среди производителей. К концу года я буду счастлив просто найти свое место в команде. Лучше понять машину, теснее познакомиться со всем коллективом, показать свою скорость. И вот тогда я смогу бросить вызов Себастьену.

Вы с Лебом имеете доступ к настройкам друг друга?

- Да, у нас всегда есть такая информация. Обычно наши регулировки очень похожи: нельзя сказать, что они полностью совпадают, но они предельно близки между собой. В Ford было точно так же. Когда вы работаете в команде, то всегда стараетесь помогать друг другу.

Вице-чемпион мира по ралли рассказал о настоящем и будущем WRC. Фото 1
Микко Хирвонен и Себастьен Леб

Можно сказать, что ты уже познал в ралли все, что только можно?

- Нет, я не перестаю учиться ― любой гонщик может улучшить свой пилотаж хотя бы в каком-то компоненте. Хотя знаешь, возможно, Себастьен Леб с его [восемью титулами](http://motor.ru/articles/2011/11/15/loeb/) уже узнал о ралли абсолютно все. Надо будет его спросить.

У вас с Себастьеном одинаковые программы тестов?

- В целом, да. Рано или поздно мы оба обязательно опробуем все, что приготовил Citroen. Только если после первых же тестов какого-то компонента команда решает, что не будет использовать новый узел в гонках, то у меня отпадает необходимость в его обкатке ― таким образом мы можем сэкономить время, отведенное нам для испытаний. Это важно, так как FIA накладывает ограничения на тесты. Мы имеем право проводить испытательные заезды всего 46 дней в году ― разумеется, мы по полной программе используем каждый день из этой квоты.

Этой весной Евгений Новиков [назвал](http://motor.ru/news/2012/05/05/fordwrc/) Ford Fiesta «хрупкой» машиной, упрекнув ее в том, что автомобиль ломается там, где Citroen спокойно едет дальше (_Микко едва дает закончить вопрос, радостно смеясь от такой характеристики_). Ты пилотировал и «Фиесту», и DS3 ― что скажешь о выводах Евгения?

- Можно просто посмотреть на результаты ― и все станет понятно. Действительно, в прошлом году в команде были некоторые проблемы с Ford Fiesta, да и в этом сезоне я вижу, что неполадки продолжаются. У Citroen не было никаких поломок в 2012 году – эта машина очень надежна.

Вице-чемпион мира по ралли рассказал о настоящем и будущем WRC. Фото 2
Хирвонен и его бывший автомобиль Ford Fiesta

Несмотря на то, что Микко оказался легким в общении собеседником, ему приходилось тщательно обдумывать ответы ― на интервью присутствовала пресс-атташе Citroen Линда, которая внимательно следила за тем, что бы Хирвонен не сболтнул лишнего. На вопросах о «Форде» пилот регулярно оглядывался на Линду, словно глазами спрашивая у нее разрешения на тот или иной ответ.

Я слышал, что у тебя есть раритетный Ford Escort...

- Да, эта машина у меня в гараже, но на самом деле за ней не стоит никакой истории. Это просто старенький раллийный Ford Escort, ничего больше.

Но ведь такие же машины участвовали в WRC. Ты ездишь на ней?

- Уже нет.

Тут Микко снова не смог сдержать улыбку: «нужные» ответы становились все более нелепыми.

Ладно, раз ты не хочешь говорить о «Форде», назови какую-нибудь из известных в прошлом раллийных машин, на которой тебе хотелось бы проехать больше всего. Я имею в виду автомобили из разряда Lancia Stratos HF, [Alpine A110](http://motor.ru/video/2012/06/29/alpines/), Audi Quattro, Toyota Celica...

- Знаешь, я все-таки выберу ту машину, что есть у меня ― Ford Escort. У нее лучший звук из всех раллийных автомобилей. Еще я бы добавил Lancia 307, ой, нет - 037. Настоящий монстр группы В.

Если бы у тебя была возможность собрать команду из двух величайших раллистов всех времен без учета эпохи их выступлений, кого бы ты выбрал?

- Я уже выступаю в такой команде.

Хирвонен расплылся в довольной улыбке ― ему представилась возможность и Citroen похвалить, и себя не обидеть.

Нет, так не пойдет. Назови пилотов, которые уже завершили карьеру в WRC.

- А [Леба](http://motor.ru/articles/2011/05/04/loeb/) нельзя включить?

Нет.

- Точно?

Абсолютно.

- Ох. Тогда я выберу трех: Томми Мякинен, Карлос Сайнс и Вальтер Рёрль.

Хорошо, вернемся в наши дни. Какую победу ты можешь назвать своей лучшей в чемпионате мира?

- Первый успех ― это всегда нечто особенное, поэтому Ралли Австралии 2006 года всегда будет стоять особняком в списке моих побед. На второе место я бы поставил [Ралли Финляндии](http://motor.ru/news/2009/08/02/champ/) 2009 года ― в тот раз я впервые в карьере [выиграл](http://motor.ru/articles/2009/07/31/rallyfin/) домашний этап WRC.

Вице-чемпион мира по ралли рассказал о настоящем и будущем WRC. Фото 3
Ралли Австралии 2006 года: штурман Ярмо Лехтинен, руководитель команды Ford M-Sport Малькольм Уилсон и Микко Хирвонен

А как насчет будущего? Нет желания присоединиться к Лебу и Гронхольму на Всемирных играх [X Games](http://motor.ru/news/2012/06/15/loeb/)?

- Есть. [X Games](http://motor.ru/news/2012/07/02/loeb/) ― это превосходное шоу. Если у меня появится возможность, я с радостью туда отправлюсь. Я пару раз участвовал в соревнованиях по ралли-кроссу, получил огромное удовольствие.

Может, и на «Дакар» поедешь?

- Почему бы нет ― это тоже классная гонка. Но я ни за что не выйду на старт на мотоцикле ― я не самоубийца.

Как ты тренируешься? Есть какие-то виды спорта, которые особенно хорошо помогают подготовиться к специфическим нагрузкам ралли?

- Пожалуй, это хоккей и бокс. Особенно бокс ― он отлично развивает мускулатуру плеч, груди и живота, помогает сконцентрироваться. Я много боксирую. Когда у меня есть время, я смотрю боксерские матчи по телевизору. Мне нравится финский спортсмен Роберт Хелениус ― в последнее время он дерется все лучше и лучше, и я надеюсь, что вскоре он сможет бросить вызов Кличко.

А ты не мог бы составить рейтинг качеств, необходимых для профессионального раллиста. Просто расставь цифры напротив названий: "1" - важно, "7" – нет.

- Непростое задание! Слушай, это действительно сложно ― влияние оказывают все эти факторы, расставить их по местам непросто. Ты ведь понимаешь, что все это может быть совершенно неправильным?

Ты гонщик, тебе виднее.

- Хорошо, я старался.

Вице-чемпион мира по ралли рассказал о настоящем и будущем WRC. Фото 4
"Рейтинг Хирвонена"

У меня есть еще одни вопрос, Микко. Какой наиболее ценный совет ты получили за время своей раллийной карьеры?

Хирвонен задумался. После минутного молчания Микко начал медленно формулировать свою мысль. Похоже, совет, о котором зашла речь, Микко получил еще в то время, когда все вокруг него говорили только на финском языке ― и пилоту потребовалось время, чтобы как можно точнее перевести его на английский.

- Мне сказали: «Это ты ведешь машину и ты несешь ответственность за свою гонку. Конечно, следует оставаться скромным и прислушиваться к более опытным людям, чтобы ты мог узнать о ралли как можно больше. Но в первую очередь тебе нужно понять, что полагаться можно только на самого себя». Я прекрасно запомнил этот совет. \m