Включить/выключить

Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST
нового поколения

До двух – двух с половиной тысяч оборотов в салоне 250-сильного Ford Focus ST совсем тихо, как в гражданском хэтчбеке. Но стоит продавить педаль газа чуть сильнее, и салон наполнится глухим, слегка синтетическим рокотом, идущим из недр передней панели. Это включается «симпозер» – акустический резонатор, усиливающий звуковые пульсации в системе впуска. Отпустишь акселератор – тишина, нажмешь – рык. «Вкл./выкл.». Даже жаль, что на передней панели нет соответствующей клавиши, потому что в имидж нового Focus ST она бы вписалась идеально.

Предыдущий Focus ST никогда не считался эталоном в классе «заряженных» хэтчбеков. Тяжелый, не самый быстрый и не самый подвижный, отстающий от конкурентов на треке. Впрочем, достоинства у него тоже были: харизматичный пятицилиндровый турбомотор с мощной тягой, компромиссная подвеска – плотная, но не вытряхивающая душу на плохих дорогах, плюс высокая практичность. Этим-то он и подкупал: удачным сочетанием практичности и спортивности, возможностью заказать как трех-, так и пятидверный кузов, минимумом уникальных деталей в технической начинке и вполне адекватной ценой.


Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST нового поколения

Новый Focus ST – дальнейшее развитие все той же идеологии. В его линейке теперь вообще нет трехдверного варианта, зато есть универсал с багажником объемом полтора кубометра. Да и спортивных атрибутов в его облике сохранилось совсем немного: крупные колеса, спойлер на задней двери и сдвоенный патрубок выхлопной трубы в форме знака «бесконечность», выведенный по центру бампера.

Жаль только, что «рыбья морда» нового передка его совсем не красит – обычный «Фокус» выглядит и гармоничнее, и агрессивнее.

Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST нового поколения. Фото 1
Рыбья «морда» нового хот-хэтча – на любителя. А вместо насыщенного рыжего цвета фирменным для Focus ST предлагается золотисто-желтый. Тоже очень яркий.

Главная доминанта в интерьере Focus ST – сиденья Recaro, которые можно заказать с отделкой под цвет кузова. Плотные, в меру глубокие, они хорошо держат тело в поворотах, а цветные вставки – синие, красные или оранжевые – заметно оживляют стандартный, по сути, салон «Фокуса». Да-да, ведь здесь обычный четырехспицевый руль с едва заметной накладкой ST в нижней части обода, знакомая мультимедийная установка с запутанным интерфейсом и маленьким ЖК-дисплеем. И никаких псевдокарбоновых деталей, алюминия и прочих атрибутов традиционного «хот-хэтча»!

Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST нового поколения. Фото 2
  1. Руль обтянут приятной на ощупь кожей с перфорацией, вот только выглядит он не очень спортивно.
  2. Оцифровка спидометра и тахометра у Focus ST более информативная, чем у обычного Фокуса, а стрелки приборов теперь светятся красным.
  3. Дополнительные приборы кажутся игрушечными – они выглядят незамысловато и «плоско», да и читаются с трудом.
  4. Буквы ST в салоне встречаются повсюду – на руле, на рычаге коробки передач, на порогах, вышиты на сиденьях. В некоторых версиях логотип ST может быть выгравирован даже на пластике центральной консоли.

Нет откровений и по технике. Двухлитровый турбомотор серии EcoBoost, сменивший пятицилиндровый «вольвовский» агрегат и оснащенный низкоинерционным турбонагнетателем BorgWarner и непосредственным впрыском топлива, развивает внушительные 250 лошадиных сил и 340 Нм крутящего момента (360 в режиме «овербуст»). Причем на демократичном бензине Аи-95. Но почти такой же двигатель сейчас можно встретить и на гражданском Ford Mondeo…

Трансмиссия – классическая шестиступенчатая «механика», позаимствованная у обычного Фокуса, но с измененными передаточными числами. Шасси – по-прежнему «пассивное», зато с заниженной на 10 миллиметров подвеской, в которой перенастроили пружины, амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Нет ни отдельных поворотных кулаков спереди, как на Opel Astra OPC, Renault Megane RS или на прошлом Focus RS, ни блокировки межколесного дифференциала – его функции выполняет электроника, подтормаживающая в повороте внутреннее колесо.

Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST нового поколения. Фото 3
Шестиступенчатая механическая трансмиссия настроена идеально – четкий привод и отличная избирательность. Столь точную механику в этом классе надо еще поискать.

Но вот какая штука. На дороге этот набор на первый взгляд простых технических решений превращается в удивительно вкусный коктейль драйверских впечатлений, разбавляющий монотонное течение ежедневных поездок.

В городской толчее Focus ST выдает свой «заряженный» характер лишь изредка слышным сопением впуска, да более плотным ходом на неровной дороге. Привод сцепления – легкий и информативный. Можно и плавно тронуться, и спокойно ехать в медленном потоке, не выматывая пассажиров постоянными рывками. Тяги у турбомотора – с избытком. На третьей передаче хэтчбек может уверенно разгоняться буквально с холостых – с 40-50 и до 160 километров в час! Ровное, мощное ускорение, словно под капотом не четырехцилиндровый турбомотор, а многолитровая атмосферная «шестерка».

Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST нового поколения. Фото 4
С силовым подруливанием – главной бедой мощных переднеприводных хэтчбеков – Focus ST борется с помощью электромеханического усилителя руля, который короткими управляющими импульсами, незаметными для водителя, пресекает попытки передних колес увести автомобиль в сторону.

Превращение «Фокуса СТ» из расслабленного и, на первый взгляд, скучного семейного тихони в подтянутого атлета происходит где-то на границе второй и третьей передачи – когда ты уже выкрутил вторую почти «в звон» и вот-вот включишь следующую. Словно кто-то незаметно щелкает переключателем: включить, выключить.

Под полным дросселем клекот мотора в салоне становится агрессивно-раздраженным, руль с ростом скорости заметно тяжелеет, а чем выше становится темп, тем меньше инертности остается в реакциях хэтчбека на действия водителя.

Турболаг? Пф-ф! Focus ST таких слов просто не знает!

За правой ступней хэтчбек следует как привязанный: сколько нажал, столько тяги и получил. Причем тут же, без заминки. Дозировать тягу и управлять балансом автомобиля получается очень точно, а внушительные 340 Нм крутящего момента не превращают передние покрышки в сажу после первой связки поворотов. Наоборот, Focus ST распоряжается доступной тягой с максимальной эффективностью. Да, делает это он с помощью электроники, но как же здорово, и как интеллигентно!

Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST нового поколения. Фото 5

Система стабилизации «Фокуса СТ» помогает водителю и на входе в поворот, и на выходе. В начале маневра она слегка подтормаживает внутреннее переднее колесо, создавая дополнительный вращающий момент, а на фазе ускорения опять придерживает его тормозными механизмами, направляя избыток тяги на опорное колесо, имеющее лучшее сцепление с асфальтом. При этом вмешательство электроники почти не ощущается: автомобиль просто следует за рулем и фантастически послушно ввинчивается в поворот под тягой.

Подвижность нового Focus ST в медленных связках впечатляет – хэтчбек крутится вокруг своей оси с энтузиазмом заднеприводного купе.

А как хорош руль! Точный, информативный и очень «короткий» – благодаря рулевой рейке с переменным шагом зубьев он делает меньше двух оборотов от упора до упора. Электромеханическая конструкция усилителя, конечно, добавляет синтетики в поток информации от передних колес, однако по качеству обратной связи и по ее насыщенности рулевое управление Focus ST – едва ли не лучшее в классе.

Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST нового поколения. Фото 6
Тормоза – цепкие и в меру острые. Дозировать тормозное усилие можно очень точно, что позволяет дотормаживать уже в повороте, дополнительно загружая передние колеса. Правда, после длительной поездки по серпантину тормоза перегреваются и начинают уставать, ведь их задействуют еще и система стабилизации и электронная имитация межколесной блокировки.

Покоряет и то, с какой легкостью «Фокус СТ» поддерживает высокий темп на серпантине. Автомобиль не заставляет водителя бороться с собой и не навязывает ему свои ездовые привычки – напротив, он изо всех сил помогает получить удовольствие от быстрой езды на любом подходящем участке дороги. И неважно, ровный он будет или нет, медленный или быстрый, плоский или трехмерный: Focus ST готов в любой момент собраться, втянуть живот и рвануть в бой.

Тестируем хот-хэтч Ford Focus ST нового поколения. Фото 7
У Ford Focus ST есть одно важное преимущество перед конкурентами - его можно заказать версию с кузовом универсал. Едет сарай ничуть не хуже хэтча, зато практичности в нем еще больше: 1500 литров свободного места при сложенных задних сиденьях. Раньше в России продавался заряженный универсал Skoda Octavia RS, однако теперь Focus ST окажется единственным автомобилем в классе, доступным с этим типом кузова.

Серьезный недостаток у нового Ford Focus ST, помимо спорной внешности и аляповатого салона, всего один. Да и тот скорее идеологический: этот автомобиль чересчур покладист. Новому хэтчбеку отчаянно не хватает какой-то чертовщинки в характере или хотя бы здоровой спортивной злости.

С другой стороны, ведь именно таким его и задумывали создатели. Если верить фордовцам, они изначально создавали практичный и приятный автомобиль на каждый день. Но не для тех водителей, которые проводят этот день на треке, а для тех, кому на одной и той же машине приходится ездить на работу, стоять в пробках, возить семью по магазинам, и при этом хочется получать от нее удовольствие.

А это значит, что у VW Golf GTI, некогда самого сбалансированного хот-хэтча в семейном классе, появилась не менее интересная по управляемости, но более быстрая альтернатива.

И пусть эмоции, которые дарит Focus ST, могли бы быть чуть ярче, зато делиться ими со своим владельцем он готов семь дней в неделю, без перерывов и выходных. Ведь менять их так же просто, как щелкать переключателем. \m


История подразделения Ford TeamRS

Renault Megane RS против VW Golf GTI 35 Edition


Технические характеристики Ford Focus ST

2.0 MT
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 1999
Макс. мощность, л.с. 250
Макс. момент, Нм 360
Тип привода передний
Трансмиссия механическая 6-ступенчатая
Передняя подвеска независимая McPherson
Задняя подвеска независимая многорычажная
Тормоза дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4358×1823×1484
Колесная база, мм н/д
Снаряженная масса, кг н/д
Макс. скорость, км/час 248
Разгон 0–100 км/ч, с 6,5
Расход топлива (комб.), л/100 км 7,2
Объем топливного бака, л 55
Объем багажного отделения, л 363
Размер шин 235/40 R18
Цена, рублей от 1 220 000