Кегельбан

Авария на старте Гран-при Бельгии
оживила интригу в Формуле-1

Формула-1 вышла из отпуска и напомнила о том, сколь непредсказуемой она может быть в этом сезоне. Стартовый страйк Романа Грожана, первая баранка Фернандо Алонсо, коллекция штрафов Пастора Мальдонадо, прорыв Себастьяна Феттеля и уверенная победа Дженсона Баттона. Мотор подводит итоги этапа в Бельгии.

До гонки

В пятницу в Спа шел дождь. Дело привычное, но даже для Спа воды на трассе было многовато. О том, что тренировки прошли не совсем обычно, говорит хотя бы тот факт, что итоговый протокол второй сессии возглавил Шарль Пик на Marussia.

По-настоящему уикенд стартовал только в субботу. Перед квалификацией у команд осталась лишь одна часовая сессия, чтобы поработать над настройками, и, возможно, именно это повлияло на итоговое распределение мест на стартовой решетке.

Авария на старте Гран-при Бельгии оживила интригу в Формуле-1

Едва ли не главным претендентом на победу в Спа перед началом уикенда считался Кими Райкконен. Финна из Lotus за пять недель перерыва по очереди признали одним из претендентов на титул все возможные конкуренты, E20 летом была очень быстра, а еще быстрее машина должна была стать благодаря особой конструкции DDRS. Девайс, как называют систему Lotus в паддоке, был опробован еще полтора месяца назад в Хоккенхайме. В Спа команда собиралась впервые выступить с ним в гонке и по прогнозам могла получить дополнительные полсекунды с круга. Но пятничный дождь лишил подопечных Эрика Булье возможности этот самый девайс откалибровать.

Но даже без него Кими смог повторить лучший квалификационный результат сезона. Четвертым Райкконен стартовал в Китае и Испании, четвертым должен был стартовать и в Бельгии, но спустя пару часов после окончания сессии пошел на повышение, после того как судьи вновь наказали Пастора Мальдонадо. Венесуэлец, показавший третье время, потерял три позиции из-за блокировки Нико Хюлькенберга. И это был далеко не последний штраф Пастора в Спа.

Авария на старте Гран-при Бельгии оживила интригу в Формуле-1. Фото 1

Первый ряд поделили между собой Камуи Кобаяси и Дженсон Баттон, и сложно сказать, чей результат стал неожиданнее. Японец провел лучшую квалификацию в карьере, а британец впервые оказался на поуле за все время выступлений в составе McLaren. Так называемые претенденты на титул, не считая Райкконена, дружно провалились. Довольным мог считаться лишь Фернандо Алонсо: шестое время в квалификации, после штрафа Мальдонадо принесшее ему пятую позицию на старте. Не самый очевидный повод для радости, но три ближайших преследователя в чемпионате квалификацию провели еще хуже.

Марк Уэббер показал седьмое время, но из-за штрафа за замену коробки передач отправился на 12-е место на стартовой решетке. Льюис Хэмилтон занял освободившуюся седьмую позицию – в квалификации британец отказался от новой версии заднего антикрыла McLaren и даже близко не смог приблизиться к времени напарника. Себастьян Феттель и вовсе не прошел в Q3 и десятое место на стартовой решетке занял лишь благодаря штрафу напарника.

Как эти парни собирались догонять Алонсо в чемпионате, на момент начала гонки было не слишком понятно.


Гонка

На помощь догоняющим Алонсо неожиданно пришел Роман Грожан. Француз нередко в этом году попадал в передряги на первых кругах, но в Спа превзошел сам себя. Зажав McLaren Льюиса Хэмилтона на разгоне к первому повороту, Роман спровоцировал массовый завал. Легкого контакта хватило, чтобы MP4-27 стал неуправляемым. Льюис избежал контакта со стеной, но пропихнул E20 Грожана дальше – в толпу. На орехи досталось Серхио Пересу, Камуи Кобаяси и, самое главное, Фернандо Алонсо. Себастьян Феттель и Кими Райкконен успели убраться из первого поворота еще до того, как до него по воздуху добрался E20 Грожана.

Теоретически, в массовом столкновении должен был поучаствовать и Пастор Мальдонадо, но, совершив фальстарт, пилот Williams успел миновать опасный участок трассы вовремя. Правда, его гонка также была испорчена. Как у Пастора частенько и случается – им самим.

Авария на старте Гран-при Бельгии оживила интригу в Формуле-1. Фото 2

Из участников завала гонку смог продолжить только Кобаяси. Но японец поехал дальше уже на изрядно подбитом Sauber, а также провел пару внеплановых пит-стопов. Гонка, которая могла стать лучшей в истории команды, обернулась кошмаром.

Ход гонки и ее результаты

можно посмотреть в традиционном онлайне и в новостной заметке по итогам Гран-при

Вопрос о победителе был снят довольно быстро. Райкконен не мог угнаться за Баттоном, к тому же резина на машине британца изнашивалась значительно медленнее. Дженс совершил лишь один пит-стоп и лидировал от старта до самого финиша с огромным отрывом. Скорости Lotus в итоге не хватило не только для того, чтобы побороться за победу, но и для того, чтобы удержаться на втором месте.

Самое время похвалить Себастьяна Феттеля – немец провел выдающуюся гонку. Стартовый завал чемпиону мира практически не помог: на выходе из первого поворота он был позади даже Caterham Хейкки Ковалайнена, но в итоге совершил впечатляющий прорыв. Себ, как и Баттон, останавливался в боксах один-единственный раз. Начни Феттель гонку чуть более уверенно, Дженсону пришлось бы не так легко.

Авария на старте Гран-при Бельгии оживила интригу в Формуле-1. Фото 3

Долгое время казалось, что в борьбе за подиум участвует и Михаэль Шумахер. Немец боролся с Кими Райкконеном и весьма успешно. Но шины на Mercedes AMG Шуми пришли в негодность за десять кругов до финиша и, пропустив Кими, немец поехал на второй пит-стоп.


Гран-при Бельгии, который вы не видели


Успех: Дженсон Баттон

Авария на старте Гран-при Бельгии оживила интригу в Формуле-1. Фото 4

Столь уверенно, как Дженсон Баттон выиграл гонку в Спа, не выигрывал в этом году никто. Кроме него самого. Гран-при Бельгии в этом отношении был очень похож на стартовый этап в Австралии. В такие дни Дженсона остановить просто невозможно. К сожалению, для него самого и его болельщиков, таких дней в этом году было всего два.

Провал: Роман Грожан

Авария на старте Гран-при Бельгии оживила интригу в Формуле-1. Фото 5

В паддоке не существовало двух мнений по поводу того, кто виноват в столкновении на старте. Роману и до этого было тяжело ориентироваться в ситуации, когда вокруг слишком много машин, но в Спа он превзошел сам себя. Авария была похожа на ту, что случилась в Монако, но если в княжестве Роман прижал к стенке Михаэля Шумахера, то здесь – Льюиса Хэмлтона. Тогда главным пострадавшим стал сам Роман, а теперь досталось сразу четверым пилотам. Причем в их числе был лидер чемпионата мира – Фернандо Алонсо. Теперь у Грожана появится время подумать о случившемся – стюарды наградили его дисквалификацией. Место за рулем E20 под номером 10 в Монце скорее всего займет Жером д'Амброзио.


  • "

  • **Фернандо Алонсо об аварии на старте:** "Я хорошо стартовал, но едва повернул в первый поворот, как мне показалось, что в меня на полном ходу врезался поезд".

  • **Роман Грожан о причинах столкновения с Хэмилтоном:** "В большинстве случаев я ошибаюсь на старте в оценке пространства перед машиной и по бокам. Разглядеть в зеркалах что-то трудно, а происходит все очень быстро".


Запомнилось: атака Райкконена на Шумахера

Авария на старте Гран-при Бельгии оживила интригу в Формуле-1. Фото 6

После своего второго пит-стопа Кими был быстрее Шумахера, но максимальной скорости Lotus E20 в конце длинных прямых не хватало для атаки. Обойдя было Шуми, Райкконен вновь пропустил его вперед. Надо было придумать что-то еще и на 34 круге Кими решился на весьма рискованный шаг. Выжав весь заряд KERS на короткой прямой после первого поворота, финн поравнялся с немцем и смело нырнул в Красную воду. Михаэль не стал рисковать столкновением и посторонился. Такое увидишь нечасто.


Оценки от «Мотора»

«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Бельгии собственные оценки.

* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.

Red Bull Racing: 7/10*

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Себастьян Феттель 10 2 18 140
Марк Уэббер 12 6 8 132

В субботу было сложно представить, что хотя бы кому-то из пилотов Red Bull удастся добраться до подиума. Конечно, им немного помог стартовый завал, но не надо забывать, что на первом круге Себастьян Феттель вообще не отыграл позиций относительно стартовой и некоторое время даже шел позади Ковалайнена. Гонка немца заслуживает самых громких похвал. Себ совершил несколько отличных обгонов и в Монцу отправится лишь с 24-очковым отставанием от Алонсо. То есть, теоретически уже через неделю он может уехать из Италии лидером чемпионата. Марк был медленнее, но набрал очки.

McLaren: 8/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Дженсон Баттон 1 1 25 101
Льюис Хэмилтон 7 сход 0 117

Дженсон великолепен. Да, чтобы побороться за титул, ему еще нужно сократить огромное отставание, но если Дженс и дальше будет так же силен, то все может быть. Льюис проехал в гонке всего пару сотен метров, но еще в субботу было понятно, что тягаться с Дженсоном ему в Спа не под силу.

Ferrari: 6/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Фернандо Алонсо 5 сход 0 164
Фелипе Масса 14 5 10 35

Фернандо сделал все, что от него зависело. В квалификации испанец опередил практически всех главных конкурентов в споре за титул и теоретически был способен еще сильнее оторваться от них в личном зачете. Итог известен. Алонсо не в чем себя упрекнуть – когда-нибудь подобное должно было случиться. Фелипе Масса справился неплохо и даже смог отобрать несколько очков у одного из прямых конкурентов напарника.

Mercedes AMG: 5/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Михаэль Шумахер 13 7 6 35
Нико Росберг 23 11 0 77

Росберг не попал в Q2, Шумахер – в Q3. К плохим квалификациям Серебряных стрел начинаешь привыкать. В гонке Шуми проявил себя молодцом, боролся, но шин не хватило, чтобы побороться за подиум. У Нико со старта с 23 места практически не было шансов даже на очки. Штутгартцам еще повезло, что возникли непредвиденные проблемы у Sauber. Теоретически, уже в этот уикенд швейцарцы могли бы обойти заводскую команду Mercedes-Benz в Кубке конструкторов.

Lotus: 6/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Кими Райкконен 3 3 15 131
Роман Грожан 8 сход 0 76

Большие ожидания перед началом уикенда вновь не оправдались. Никто не знает, что удалось бы Lotus с DDRS – без нее у Кими Райкконена не было шансов побороться с Дженсоном за победу, и даже Себастьян Феттель обошел финна в борьбе за второе место. Возможно, в Спа было слишком холодно для теплолюбивой E20. Возможно, Кими не стоило останавливаться в боксах дважды. В любом случае, слишком много возможно. В качестве позитива – финн сократил отставание от Алонсо в чемпионате и даже при отсутствии побед в гонках продолжает бороться за титул. Про Романа Грожана все необходимые слова были сказаны спустя 20 секунд после старта всеми болельщикам Формулы-1.

Force India: 7/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Пол Ди Реста 9 10 1 28
Нико Хюлькенберг 11 4 12 31

Парни из Force India удивляли по ходу всего уикенда, но особенно в воскресенье. Из толчеи первого поворота Хюлькенберг и ди Реста выбрались на третьем и четвертом местах, и, ко всеобщему удивлению, не спешили отставать от Кими Райкконена. Полу в лидирующей группе помешал остаться только отказ KERS, а Нико боролся с большими парнями почти на равных. 13 набранных очков позволили Force India опередить в чемпионате Williams.

Sauber: 7/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Камуи Кобаяси 2 сход 0 33
Серхио Перес 4 сход 0 47

Это мог быть лучший уикенд в истории команды Петера Заубера. Никогда в частные годы оба пилота конюшни не были расположены столь высоко на стартовом поле. Учитывая, что в гонках в этом сезоне Sauber выглядит сильнее, чем в квалификациях, воскресный Гран-при имел все шансы превратиться в бенефис швейцарского коллектива. Увы, отличная квалификация в итоге сыграла против Камуи Кобаяси и Серхио Переса. В игре Романа Грожана оба выступили в качестве кеглей.

Toro Rosso: 7/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Дэниэл Риккардо 16 9 2 4
Жан-Эрик Вернь 15 8 4 8

Вот уж кого не ждали. Очков для Toro Rosso, причем сразу так много, не предвещало ничего. Команда рассталась с техническим директором и уже забросила нынешний автомобиль, начав работать над следующим. Но в Спа свершилось маленькое чудо. И не сказать, что счет Toro Rosso пополнился только благодаря усилиям Романа Грожана. В Бельгии автомобили молодых быков были действительно быстры. Впрочем, скорее, это исключение.

Williams: 4/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Пастор Мальдонадо 6 сход 0 29
Бруно Сенна 17 12 0 24

Пастор стал невероятно предсказуем. На протяжении уже нескольких месяцев он повторяет, что надо двигаться дальше, но вместо этого продолжает коллекционировать штрафы. В Спа коллекция пополнилась тремя новыми – за блокировку соперника, фальстарт и столкновение с одной из Marussia. Удивительный человек. Бруно Сенна не такой удивительный. Он просто медленный.

Caterham: 3/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Хейкки Ковалайнен 18 17 0 0
Виталий Петров 19 14 0 0

В Caterham признали – новинки, которые команда опробовала еще в Сильверстоуне, так и не принесли должного эффекта. Круг отставания на финише от лидера в Спа – лучшее тому подтверждение. В Сингапуре будут дополнительные новинки, но чтобы догнать хотя бы середняков, Caterham нужно найти примерно секунду. Не найдут.

HRT: 2/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Педро де ла Роса 21 18 0 0
Нараин Картикеян 24 сход 0 0

Ничего необычного с HRT в Спа не случилось, как и повода для оценки повыше.

Marussia: 5/10

Пилот Позиция на старте Позиция на финише Очки в гонке Всего очков
Тимо Глок 20 15 0 0
Шарль Пик 22 16 0 0

Marussia привезла в Спа пакет обновлений, который позволил сократить отставание от Caterham. Глава команды Джон Бут даже заявил, что если бы не столкновение Глока с Мальдонадо, немец мог обойти на финише Петрова.


Следующая остановка

Авария на старте Гран-при Бельгии оживила интригу в Формуле-1. Фото 7

На протяжении трех ближайших месяцев Формула-1 будет давать представления практически каждую неделю. Уже в следующее воскресенье нас ждет гонка в Монце – это последний европейский этап сезона. Кумир тиффози Фернандо Алонсо приедет на Аутодромо Национале лидером чемпионата, но теперь его отрыв уже не кажется таким угрожающим. Десять секунд, которые прошли с момента старта Гран-при Бельгии, показали, насколько быстро все может измениться. \m