Разочарованные

Ford и еще семь марок,
покинувших WRC
в последние годы

В минувшее воскресенье состоялся последний этап чемпионата мира по ралли 2012 года. Он же стал последним в WRC для заводской команды Ford: «Голубой овал» уходит из мирового ралли. Провожая Ford из чемпионата, «Мотор» решил вспомнить еще семь марок, покинувших WRC за последние десять лет.


Ford

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы

Решение компании Ford покинуть мировое ралли – мощнейший удар из всех, что в последнее время получал WRC. Команда «Голубого овала» пережила два экономических кризиса, годы доминирования Citroen и оставалась в чемпионате, несмотря на многочисленные проблемы с промоутером. А теперь ушла.

Причины для этого были посерьезнее экономического кризиса: за 15 лет сотрудничества с компанией Малькольма Уилсона M-Sport Ford лишь дважды выиграл титул в зачете марок. И все. Последние пять лет подопечные Уилсона только и делали, что проигрывали пилотам Citroen все решающие схватки. И все же французы просто обязаны отправить в офис Ford of Europe хотя бы открытку по случаю ухода. Без «американцев» победы Себастьяна Леба и самой Citroen в WRC были бы невыносимо скучны.

Что потом?

У «Голубого овала» по-прежнему остается NASCAR, но будет странно, если Ford не запустит в ближайшее время новую гоночную программу в Европе. Руководство марки уже давно подумывает о том, не попытать ли счастья в WTCC. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, но новостей о начале полноценной кампании ждут уже год с лишним, а Ford по-прежнему не торопится. Будет забавно, если «Голубой овал» все-таки решится на переход в WTCC в 2014 году. Тогда у марки появится еще один шанс проиграть Citroen во главе с Лебом.


MINI

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы. Фото 2

Кампания MINI, пожалуй, была самой странной в новейшей истории WRC. С большим воодушевлением мировое ралли могло бы отреагировать только на возвращение марки Lancia или, скажем, самого Вальтера Рерля. Второе пришествие MINI в ралли должно было стать главным символом возрождения WRC. До этого на протяжении нескольких лет подряд из чемпионата мира только уходили. А MINI стала первой маркой, решившей проследовать в обратном направлении.

Все закончилось очень быстро. Prodrive удалась неплохая машина, но спустя всего три месяца после того, как раллийный Countryman впервые выкатили на старт гонки в мае 2011 года, пошли слухи о том, что программу могут закрыть. Из всех своих обещаний BMW выполнила только одно: 2011 год действительно был потрачен на полномасштабную подготовку. Дани Сордо за рулем MINI успел напугать всех вторым местом на Ралли Франции, но как только должна была стартовать полноценная кампания, BMW лишила команду заводского статуса.

Кто-то говорит, что немцам не понравился скандал, связанный с арестом Владимира Антонова – на тот момент промоутера WRC. Кто-то, что руководство марки разругалось с Дэвидом Ричардсом. Кто-то, что BMW понадобился дополнительный бюджет на DTM. Суть не в этом. Клиентские MINI все еще катаются по трассам WRC, но уже никого не пугают.

Что потом?

Похоже, что ничего хорошего. Спортивная история MINI (скорее даже Mini) была связана только с ралли. Представить MINI в WTCC сложно, в DTM – невозможно. Потешный монокубок для ветеранов-любителей в Германии – самое серьезное, что есть сейчас у MINI в автомобильном спорте. Жаль.


Subaru

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы. Фото 4

Программу Subaru в чемпионате мира по ралли, как и несколько других японских программ, смыло волной экономического кризиса 2008 года. Вместе с «плеядами» автомобильный спорт покинули Honda (Формула-1), Mitsubishi Motors («Дакар») и Suzuki (WRC), спустя еще сезон – Toyota (тоже Формула-1).

К моменту своего ухода Subaru не побеждала в гонках на протяжении трех лет. Последнее ралли марка выиграла в Великобритании в 2005 году. Себастьян Леб тогда намеренно отдал победу Петтеру Сольбергу, чтобы не выигрывать титул в день смерти Майкла Парка, штурмана Маркко Мартина. Subaru явно не поспевала за темпом развития Citroen и Ford, откатываясь с каждым годом все дальше.

С конвейера сходили все новые и новые Impreza, но компания Prodrive, занимавшаяся в те годы заводской программой Subaru, так и не могла построить быстрый автомобиль. Как только новый автомобиль удавалось избавить от детских болезней, японцы выпускали следующую версию Impreza и все начиналось сначала.

Что потом?

Подразделение STI по-прежнему поставляет огромное количество автомобилей группы N частным командам, выступающим как в P-WRC, так и в национальных чемпионатах.


Suzuki

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы. Фото 6

По поводу ухода Suzuki из WRC мало кто сожалел. Кампания японцев продлилась по сути всего год: SX4 впервые выкатили на трассу под конец сезона 2007 года, а на следующий год компания приняла участие в первенстве по полной программе.

Машина получилась и медленной, и ненадежной одновременно. Поводов заподозрить, что она способна в будущем выигрывать гонки, не было. В Suzuki решили, что инвестировать в развитие SX4 смысла нет – особенно за пару лет до смены регламента. Японцы объявили о прекращении программы, используя хорошо знакомую формулировку про «реакцию на последствия экономического кризиса». Вместе с тем, руководство Suzuki обещало подумать о возможном возвращении в чемпионат после смены регламента. Думают до сих пор.

Что потом?

Малышка Suzuki Swift Super 1600 до сих пор покупается клиентами для выступления на этапах национальных чемпионатах. Но о ведущих сериях Suzuki пока не помышляет.


Mitsubishi Motors

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы. Фото 8

В свое время «Три бриллианта» доминировали в чемпионате мира почти так же, как Citroen в последние десять лет. Томми Мякинен на Mitsubishi Evo выиграл четыре подряд титула. Покинь японцы чемпионат сразу, по ним можно было бы и заскучать.

Но марка Mitsubishi ушла из WRC так же, как сейчас планирует сделать это Леб – медленно. Но если Себ собирается просто «растянуть удовольствие», то японцы банально отбывали номер. С каждым годом заводские Lancer все реже выходили на старт. Японская марка вроде бы и подумывала о том, чтобы перезапустить программу еще раз, но в итоге тихо ушла. Без скандалов и ссылок на тяжелые времена.

Что потом?

Автомобили Mitsubishi долгое время доминировали в ралли-рейдах. Автомобили Pajero были непобедимы на «Дакаре» с 2004 по 2007 годы, в то время, когда программа в классическом ралли уже фактически была свернута. Марафон 2009 года стал последним для «Трех бриллиантов» – спортивное подразделение Ralliart подготовило новый автомобиль на базе модели Lancer, но с ним марка Mitsubishi Motors полностью провалила свой последний «Дакар». В 2010-м Ralliart и вовсе было решено закрыть. Сейчас Mitsubishi Motors автоспортом не занимается, хотя гражданские эволюшны еще выпускает.


Skoda

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы. Фото 10

Чехи пришли в мировое ралли в не самый подходящий момент. В чемпионате и без Skoda хватало заводских команд, и добраться до подиума лидеру марки Армину Шварцу удалось лишь на третий год программы.

Дебютировав в WRC с Octavia, Skoda так и не смогла заставить ее поехать быстро. В 2003 году ей на смену пришла Fabia. Потенциал у машины, похоже, был неплохой, но чехам так и не удалось раскрыть его на все сто процентов. Лучшей гонкой Skoda в WRC справедливо считается Ралли Австралии 2005 года. Колин МакРей, отправившийся помогать чехам перед пенсией, шел третьим вплоть до дневного сервиса в воскресенье. До финиша оставалось три допа, преимущество над ближайшим преследователем составляло минуту... Поговаривают, если бы Колин смог добраться до конца гонки, команда просуществовала бы еще несколько лет. Но неисправность сцепления не дала возможности летучему шотландцу дотащить Fabia до подиума.

В 2006 году заводскую команду Skoda поддержала Red Bull, но сотрудничество закончилось после первого же совместного сезона. С его завершением чехи окончательно ушли из WRC.

Что потом?

После не самой успешной и наверняка не самой дешевой кампании в WRC руководство Skoda провело масштабную чистку в рядах спортивного подразделения. Новым руководителем Skoda Motorsport стал Михал Храбанек, практически полностью сменился менеджмент, а спустя еще пару лет чехи запустили очередной раллийный проект. На базе новой Fabia был построен автомобиль категории Super 2000, который сейчас безо всяких оговорок является лучшим в своем классе. На счету Skoda три титула в зачете марок IRC, а ее пилоты Юхо Ханнинен и Андреас Миккельсен на двоих выиграли и три личных титула. Skoda будет продолжать выступать в ралли. Долгое время ходили слухи, что чехи могут вернуться в чемпионат мира, но вместо Шкоды в WRC решила выступать марка Volkswagen, старший брат Skoda по концерну.


Peugeot

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы. Фото 12

Peugeot – одна из самых успешных марок в чемпионате мира. Последняя кампания французов была, пожалуй, еще более запоминающейся, чем в 1980-х, когда Peugeot 205 принесла марке четыре титула.

В 1999-м на базе 206-ой Peugeot удалось создать один из самых эффектных раллийных автомобилей. С бамперами, растянутыми до положенных по регламенту размеров, малышка оказалась быстра и надежна. Маркус Гронхольм, который, кажется, со своим ростом мог бы с легкостью перешагнуть через 206, выиграл за ее рулем два титула, а сама Peugeot трижды становилась лучшей в командном зачете.

Пришедшая на смену 307 оказалась не столь удачной. Маркус без устали ругал инженеров, но судьбу программы решило вовсе не это. В PSA сделали ставку на Citroen. «Шевроны» и «львы» некоторое время выступали в WRC одновременно, но наблюдать за сражением двух своих марок в одном чемпионате руководители альянса не захотели.

Что потом?

Потом были гонки на выносливость, когда Peugeot Sport решилась на отчаянный поступок – бросить вызов Audi в Ле-Мане. Прототип 908 сразу же поехал быстрее, чем машины ингольштадтцев, но любой автолюбитель из Рязани легко вам назовет причину, почему французская машина была хуже немецкой. Peugeot ломались, как школьницы на выпускном. До финиша «24 часов» 2010 года не добралась ни одна из четырех 908 – все сошли из-за отказов моторов. За пять лет одолеть Audi удалось лишь раз, а в 2011 году машины «четырех колец» были не только надежнее, но и быстрее. В итоге французы закрыли программу.

Параллельно Peugeot продолжала заниматься и ралли. На базе 207 был создан автомобиль категории Super 2000 – один из самых продаваемых сейчас в своем классе. Французы, выступая в первенстве IRC полузаводскими командами, выиграли пару титулов, но это продолжалось лишь до тех пор, пока за дело не взялась Skoda. Сейчас Пежо собирается выпускать ралли-кары на базе нового Peugeot 208, но о ее планах по возвращению в большой спорт пока ничего не известно.


Hyundai

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы. Фото 14

Мы не уверены, что отличные показатели продаж Hyundai Accent в России связанны именно с раллийной программой корейцев, но в начале XXI века марка выступала в WRC именно с этой моделью! Учитывая, что для азиатских марок (не считая японских) это была первая серьезная кампания в автомобильном спорте, результат вряд ли мог получиться другим: за три с половиной сезона пилоты команды всего десять раз пробивались в очковую зону. И то лишь в тех случаях, когда Hyundai доезжала до финиша, а другие сделать этого не могли.

В общем, Accent, на базе которого за пять лет было построено три спецификации, так и остался тем самым Accent, который мы знаем.

Ford и еще семь марок, покинувших WRC в последние годы. Фото 15
Что потом?

Еще в 2003 году руководство Hyundai объявило о том, что надеется рано или поздно вернуться в WRC. Еще девять лет ушли, видимо, на то, чтобы выбрать из модельного ряда машину получше Accent. Что выйдет из i20, пока не понятно. Но хуже, чем с Акцентом, будет вряд ли. Hyundai объявила о том, что начнет новую кампанию в 2014 году. \m