Ралли — народу

Пять причин, почему приход "Фольксвагена"
сделает WRC интереснее

Марка Volkswagen готова к старту кампании в чемпионате мира по ралли. О чем еще раз объявила в Монте-Карло. Проведя субботний вечер на площади у знаменитого казино, Мотор окончательно разобрался, зачем VW и WRC нужны друг другу.

Таких презентаций в мировом автоспорте не было давно. Во времена, когда даже команды Формулы-1 скромно презентуют свои новые автомобили непосредственно перед началом тестов, VW устроила невероятную по размаху вечеринку в Монако.

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее

Ровно 320 гостей, в числе которых 227 журналистов, привезли из разных уголков света в Монте-Карло, разместили в отеле Monte Carlo Bay на Авеню Принцессы Грейс, свезли на пресс-конференцию в роскошный зал Sporting D'Hiver, что на углу площади Казино, накормили и напоили в Hotel de Paris. И все для того, чтобы… не сказать и не показать ничего нового. Разве что представить двукратного чемпиона IRC Андреаса Миккельсена в качестве третьего пилота. Но весь сыр-бор был, конечно, не ради норвежца.

Все дело в том, что марка Volkswagen пришла в WRC не только за победами. Марка Volkswagen пришла в WRC, чтобы об этом узнали все.

Спорт

Самый очевидный плюс от появления VW в WRC: в чемпионате впервые за долгое время появился серьезный участник, который готов играть по-крупному. И у Фольксвагена сейчас есть все для успеха. В отличие, скажем, от MINI, о финансовых проблемах которой стало известно фактически еще до старта первого этапа в январе 2012 года.

Потратив на презентацию в Монако столько, сколько пилот-частник мог бы потратить на сезон в чемпионате, VW дал понять главное: не стоит сомневаться в серьезности его намерений.

Состав команды VW на сезон 2013 года выглядит, по меньшей мере, неплохо. Немецкий коллектив уже сейчас можно называть главным соперником Citroen, пусть сами немцы пока и открещиваются от любых прогнозов. Да, в WRC уже нет заводской команды Ford. Но вот что по этому поводу говорит руководитель VW Motorsport Йост Капито, бывший глава Ford Team RS: «Для меня M-Sport – по-прежнему заводская команда. Они лишились финансовой поддержки со стороны производителя, но теперь их спонсирует Катар. А все работы по модернизации машины были завершены еще до расставания с бюджетом «Форда». Так что они будут очень сильны. Кроме того, я жду, что также подтянется Prodrive, и, скорее всего, Hyundai проведет несколько гонок уже в 2013 году".

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 2
Двигатель: 4 цилиндра, рядный, 1,6 турбо; Мощность: 315 л.с.Коробка передач: 6-ступенчатая, секвентальная; Подвеска: McPhersonХод: 180 мм на асфальте, 275 мм на гравии; Колеса: 8х18 (асфальт), 7х15 (гравий)Шины: Michelin; Габариты: 3976 х 1820 х 1356 ммКолесная база: 2480 мм; Масса: 1200 кгРазгон до 100 км/ч: 3,9 секунды

Йосту Капито можно не верить. Особенно когда он говорит про Prodrive или корейцев. Предпосылок для прогресса первых, по сути, нет, а от последних никаких заявлений о том, что они начнут кампанию в ближайшие 12 месяцев, пока не было. Но и без этого нам будет за чем последить. Прежде всего, за самой командой VW. И за её противостоянием с Citroen.

Сейчас, конечно, всем фанатам ралли досадно от того, что французы убрали вишенку с торта: Себастьен Леб проедет лишь четыре гонки. Без девятикратного чемпиона возможная победа VW не будет столь сладкой. Я хочу выиграть у него на трассе, – сказал на презентации в Монако Яри-Матти Латвала. – С одной стороны, в последние девять лет он не давал никому шанса, но с другой… Если он подойдет ко мне и спросит, уйти ему или остаться, я скажу: «Оставайся». И знаете, мне кажется, шанс, что он решит продолжить, есть. Он проедет гонки в Монако и Швеции, это два первых этапа чемпионата. И если он выиграет оба… Мне кажется, ему будет сложно отказаться от борьбы за десятый титул.

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 4

Яри-Матти не единственный, кто так думает. Расписание девятикратного чемпиона мира на сезон 2013 года удивляет многих. С Ралли Монте-Карло все понятно: эту гонку Себ любит. Но Швеция? Аргентина? Некоторые считают, что в Citroen хотят подстраховаться на случай, если с ролью лидера не справится Микко Хирвонен. Даже после пятого этапа в Аргентине у Леба может сохраниться шанс на победу в чемпионате. И многое будет зависеть от… результатов Volkswagen. Если французы поймут, что рискуют проиграть немцам в их первый сезон, то произойти может все, что угодно. Можете считать это бредом, но желающих, чтобы Себ повременил с уходом на пенсию, сейчас намного меньше, чем год назад.

Пилоты

Volkswagen заполучил двух самых быстрых и перспективных пилотов чемпионата. Себастьен Ожье и Яри-Матти Латвала – безусловно, наиболее интересная пара гонщиков нашего времени.

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 5

Если Polo WRC будет способен выигрывать гонки, можете не сомневаться, мы узнаем об этом сразу. Скорости хватит у любого из пилотов: Ожье еще три года назад был назван Себастьеном Лебом самым быстрым пилотом WRC, и потому лишился места в Citroen. Гонщик, которого испугался Леб – самая крутая из всех возможных формулировок. Но Латвала при этом, возможно, еще быстрее. Да, за несколько лет в Ford финн так и не обрел стабильности. Но что, если это случится прямо сейчас?

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 6
Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 7
Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 8

Но даже если VW вдруг начнет выигрывать все подряд, с Себастьеном и Яри-Матти скучно не будет. У нас абсолютно равные возможности, – комментарии по поводу статуса в команде Латвала сопровождал активной жестикуляцией. – Это то, что меня волновало прежде всего. И я убедился в этом еще раз, когда мы выбирали стартовые номера. Когда встал вопрос, кому достанется «седьмой», а кому – «восьмой», мы долго не могли решить, каким же образом их распределить. В итоге кто-то просто спросил: «У кого есть монетка?». Я выиграл.

Деньги

Еще до того, как марка VW объявила о том, что начинает подготовку к участию в чемпионате, появились слухи о том, что немцы хотят заполучить Себастьена Леба. Позже была озвучена и сумма: якобы в Volkswagen готовы были предложить лучшему пилоту всех времен и народов 15 миллионов евро в год. Он отказался.

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 9

Ничего страшного. У Citroen удалось увести других. Технический директор Франсуа-Ксавье Демайсон теперь работает на Volkswagen, здесь же – бывший менеджер шевронов Свен Смитс. Йост Капито – главный спортсмен из Форда, теперь тоже работает на немцев. И это только самые заметные приобретения.

В уходящем году, не приняв участие ни в одной гонке, Volkswagen Polo R WRC провел, фактически, полный сезон. Один только Ожье откатал на тестах за рулем этого автомобиля больше 6000 километров. Для сравнения, боевые пилоты за тот же период проехали в гонках около 4500.

Перебраться через океан, чтобы устроить тесты в Мексике? Почему нет? Перекрыть площадь Казино в Монако для проведения презентации? Пожалуйста.

У Volkswagen Motorsport – самый большой штат из всех участников WRC. Только в техническом департаменте над Polo трудятся 100 человек, а всего в спортивном подразделении марки работают уже 200 сотрудников.

И это значит, что VW не жалеет денег на свою новую программу. В подобные цифры поверить сложно, но некоторые предполагают, что бюджет команды на год составляет астрономические для WRC 100 миллионов евро. И существенная их часть будет пущена не только на то, чтобы стартовать в тринадцати гонках.

PR

Когда Себастьен Ожье выкатил Polo WRC на помост перед казино, над площадью парил карманный вертолет с закрепленной на нем камерой, который вел прямую трансляцию события. На подиуме француза и его штурмана Жульена Инграссия ждали коллеги: глава маркетинговой службы VW Motorsport Штефан Мозер и посол бренда Жаки Икс. Шестикратный победитель 24 часов Ле-Мана работал на церемонии… переводчиком. Среди гостей, наблюдавших за происходящим с террасы Hotel de Paris, были чемпионы мира Юха Канккунен и Маркку Аллен – их пригласили просто так.

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 10

Незадолго до этого герр Мозер начал официальную часть с ключевой для всей программы фразы: Мы хотим привлечь внимание не только фанатов ралли, мы хотим чтобы ралли стало интересно и остальным. Мы хотим вернуть ралли людям. Эти слова были сказаны в начале пресс-конференции, трансляцию которой мог посмотреть любой желающий в интернете.

Одновременно со стартом церемонии, работу начал мощный промо-сайт RallyTheWorld, с которым Volkswagen отправляется в 365-дневное приключение в чемпионате мира по ралли вместе с болельщиками. И если из 200 сотрудников VW Motorsport одна сотня будет заниматься спортом, то все остальные – пиаром. После каждого спецучастка пилоты команды будут давать короткие комментарии представителям пресс-службы команды, а спустя несколько минут ролики с допов будут доступны для журналистов и болельщиков.

Volkswagen будет возить представителей мировых СМИ на этапы чемпионата пачками – и это самое простое, что они могли придумать. Для болельщиков стартовал шуточный конкурс, в котором VW ищет нового члена команды – держателя шлемов. Любой желающий может загрузить на сайт программы фотографию и принять участие в розыгрыше поездки на Ралли Монте-Карло.

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 11

Промоутер WRC

В WRC время перемен. Контракт с предыдущим промоутером чемпионата мира по ралли -- компанией North One Sport был расторгнут в начале года из-за проблем с законом у ее фактического владельца Владимира Антонова. Так что минувший сезон чемпионат провел без промоутера. Продвижением WRC самостоятельно занималась Международная Автомобильная Федерация, что едва не привело к срыву чемпионата 2013 года -- организаторы гонок просто отказались подписывать соглашения с FIA на предложенных условиях. К счастью, эта проблема решена: новым промоутером WRC станет Red Bull Media House -- медийное подразделение австрийской компании по производству энергетических напитков.

Конечно, все мы были взволнованы ситуацией с промоутером, – отвечал на проблемные вопросы на пресс-конференции Йост Капито. Ведь почти весь минувший год после скандала вокруг North One Sport, занимавшейся на протяжении нескольких лет продвижением чемпионата, WRC провела без промоутера. Контракт с Red Bull Media House по-прежнему не подписан, хоть к этому все и идет. Но если вы поняли нашу идею, то мы фактически готовы взять на себя часть функций по продвижению ралли, – добавил он.

Не сходя с мест, Капито, Латвала, Ожье и Миккельсен отвечали на вопросы журналистов на протяжении полутора часов. И продолжали говорить до тех пор, пока не пора было отправляться на площадь Казино… где они говорили еще и еще. А потом вновь отвечали на вопросы за ужином. Они прекрасно понимают, что им придется делать это регулярно. Гораздо чаще, чем они делали это раньше. И они к этому готовы, – поделился своими планами Штефан Мозер с представителями российской группы журналистов. – Мы могли бы провести презентацию в Вольфсбурге. Но зачем? Нам надо было заявить о начале программы громко. И именно поэтому вы здесь.

Будущее

Вы помните каким был биатлон в 1970-х? Бородатые мужики по одному убегали в лес, затем появлялись на стрельбище, делали, что надо, и опять убегали, – как и многие в VW, Мозер убежден, что классическое ралли стало слишком классическим. Чемпионату мира нужен новый формат, новые идеи. Подобные DRS, KERS или капризным шинам Pirelli в Формуле-1. К тому же, за 40 лет существования WRC практически никак не изменился в угоду телевидения. Пилоты по-прежнему просто уезжают в лес.

Немногие знают, но именно мы первыми предложили в качестве промоутера чемпионата Red Bull, – откровенничает Мозер. – И мне кажется, это единственная компания, которая способна изменить ситуацию. Мы проводили исследования перед стартом кампании, и для нас не секрет, что WRC – не самый популярный гоночный чемпионат. В Германии, например, до него никому нет дела. Наша задача – это изменить.

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее. Фото 12

Посмотрите, что теперь собой представляет биатлон. Биатлон сейчас – один из самых телевизионных видов спорта. Они сбрили бороды, они бегают по лесу значительно меньше, чаще стреляют, у них есть масс-старты. Я не говорю, что нам теперь надо выпускать экипажи со старта вместе. Хотя… У меня есть пара идей – заявил под конец вечера Мозер.

Некоторые из таких идей были высказаны за ужином и, учитывая количество выпитого, не все из них стоит приводить здесь. Ведь мы сейчас о другом. Собственно спорт концерну VW интересен меньше всего. Volkswagen пришел не только для того, чтобы стать чемпионом. Он пришел, чтобы изменить чемпионат мира. \m