Горы удовольствия

"Мотор" проинспектировал самые драйверские
дороги Старого Света

Минувшим летом Мотор в очередной раз отправился в Европу. Но не для того, чтобы посетить туристические города, памятники архитектуры и прочие навевающие скуку места, а для того, чтобы узнать, на что годятся самые красивые и драйверские дороги Старого Света. По крайней мере те, о которых рассказывают в интернете и специализированных путеводителях. Наша задача – увидеть все своими глазами.

Помимо маршрута, второй по значимости пункт подобной поездки – правильная машина. Она должна быть заднеприводной, со спортивным характером, не пасующим перед закрученными горными серпантинам, и в меру прожорливой, чтобы не сильно ударить по кошельку с учетом недешевого европейского бензина. А еще неплохо, чтобы она была открытой: так водитель сможет получить удовольствие не только от драйва, но и от окружающего пейзажа.

Сопоставив вводные, мы нашли идеального спутника – родстер Mazda MX-5. Самый культовый и едва ли не самый драйверский двухместный автомобиль без крыши.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света
Это не просто MX-5, а версия Roadster, которая в России официально не продается. У нее нет жесткой складной крыши - ее заменяет тряпичный "верх", у нее чуть иные настройки шасси, а вот мотор и трансмиссия те же: атмосферный 2.0 мощностью 160 лошадиных сил и традиционная "механика"

MX-5 – наш старый знакомый, который был у Мотора на длительном тесте. Кроме того, именно на нем мы покоряли приморские и горные дороги Крыма. Он хорош во всем, что касается активной езды, но вот подойдет ли ЭмИкс для того, чтобы преодолеть на нем 4,5 тысячи километров?

*Коротко об оценках. Чем выше оценка у драйва, фотогеничности и доступности, тем лучше дорога по каждому из этих параметров. Безлюдность, оцененная на пятерку, означает, что здесь мало попутных и встречных машин, и можно ехать достаточно быстро. Двойка, соответственно, означает плотный трафик.

Шварцвальдхохштрассе / Германия

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 2

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 3

Трехчасовой перелет до Дюссельдорфа из Москвы, получение ключей от автомобиля в аэропорту. Подключаем навигатор, легким движением руки (никаких электроприводов!) складываем крышу за сиденья и вбиваем первый пункт назначения — Шварцвальдхохштрассе или дорога под номером 500. От Дюссельдорфа до нее чуть меньше четырехсот километров, и все они – по скоростным автобанам.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 5

Главное, не увлечься безлимитной ездой и не забыть свернуть с шоссе в сторону Баден-Бадена, от которого начинается Шварцвальдхохштрассе и тянется на протяжении 60 километров вплоть до городка Фройденштадт. Эта горная дорога, считающаяся одной из самых живописных и интересных в Германии, проходит через покрытый густым лесом горный массив, мимо Рейна, озера Муммельзее и целой россыпи альпийских деревушек. Двухполосное шоссе очень подвижное — высота над уровнем моря здесь постоянно меняется: от 220 метров в районе Баден-Бадена, до 1029 метров у Муммельзее и 750 у Фройденштадта.

Жаль, что с точки зрения драйва и красоты пейзажей дорога через Черный лес не представляет собой ничего особенного. Немалое количество автомобилей, размеренное движение и сменяющиеся вереницы плавных ходовых поворотов. Которые могли бы показаться интересными только в том случае, если количество попутного трафика на шоссе уменьшилось бы втрое.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 7

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 8

Швейцарский перевал Зустен, построенный в 1938-1945 году, связывает города Иннерткирхен и Вассен. Он находится на высоте 2264 метра над уровнем моря и, судя по фотографиям в интернете, обещал оказаться отличной горной дорогой с прекрасными видами. Но, к сожалению, перевал был закрыт из-за обвала, поэтому к следующей точке маршрута пришлось ехать в объезд, наматывая лишнюю сотню километров и сжигая недешевый бензин. И это несмотря на то, что ЭмИкс даже на серпантинах оставался весьма экономичным. За всю поездку средний расход топлива, если верить компьютеру, не превысил девяти литров на сотню, однако слишком маленький бак заставлял слишком уж часто заезжать на заправки.

Но если не везет, то это надолго: на трассе в сторону Оберальпа пришлось отстоять в серьезной полуторачасовой пробке. Из-за аварии с участием грузовика дорога была полностью перекрыта. Впрочем, ожидание того стоило: дорога к перевалу Оберальп оказалась фантастической! Подъем по серпантину от подножия гор, покрытых зеленой растительностью, через длиннющие тоннели и открытые участки, мимо водопадов из тающего снега, и финиш в окружении заснеженных вершин на высоте 2046 метров над уровнем моря, откуда открывается потрясающий вид на зеленую долину.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 10

К сожалению, здесь оказалось людно – много автомобилей, мотоциклистов и даже небольших фургончиков по доставке продуктов в близлежащие деревни. Дорога не очень быстрая, но очень красивая. А если повезет не попасть в трафик, то здесь откроются и скоростные прямики с плавными, перетекающими друг в друга повторами, и множество непростых шпилек.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 12

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 13

Следующий пункт поездки – перевал Сан Бернардино, который ведущие телешоу Top Gear в одном из выпусков назвали одной из лучших в мире дорог. До нее от Оберальпа всего 140 километров, которые незаметно пролетаешь по отличной четырехполосной магистрали с ограничением 120 километров в час.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 15

От магистрали в сторону перевала в гору уходит узкая дорожка шириной в полторы машины. По ней попадаешь на безлюдный серпантин с отличным асфальтом и прекрасно просматриваемыми поворотами различной крутизны, которые вполне можно аккуратно резать. И всё это – весьма скоростные S-образные связки и шпильки в окружении заснеженных гор, вершины которых скрываются в облаках, и чистейшего воздуха. Не зря мы выбрали родстер!

На вершине, расположенной на высоте 2066 метров, есть небольшое горное озеро. Здесь можно немного остыть перед второй частью перевала, которая теперь уже будет вести не вверх, а вниз. И этот отрезок маршрута еще красочнее и быстрее. Он настолько хорош, что было бы у нас в запасе побольше времени, то мы бы проехали его еще пару раз. Top Gear прав — это великолепная дорога.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 17

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 18

Из Швейцарии перебираемся в Италию и направляемся в сторону шоссе SS222, которое многие называют едва ли не самой живописной дорогой в стране. Впрочем, красивых дорог здесь немало: практически любое местное шоссе окружено тосканскими пейзажами – достаточно лишь съехать с автострад, пользоваться которыми имеет смысл только если нужно попасть из точки А в точку Б максимально быстро. В противном случае вы не получите никакого удовольствия ни от природы, ни от закрученных дорожек по холмам.

Трасса SS222 или Via Chiantigana тянется на протяжении 60 километров от Флоренции до Сиены через холмы Кьянти. Здесь, пожалуй, единственное место в Европе, где совершенно не огорчают ограничения скорости. Даже если бы власти завесили всю трассу знаками 20.

Хочется ехать не спеша: виноградники, холмы, луга, кипарисы, стоящие в отдалении от дорог поместья и древние деревушки. Вот только и водительского удовольствия почти никакого. Да, отличное качество дорожного покрытия, немного машин, но как-то без азарта. Здесь приятно просто ехать, полностью подчинившись итальянскому ритму жизни, часто останавливаться, фотографировать пейзажи и разглядывать окрестности. Однако за драйв – двойка.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 21

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 22

Знаменитый итальянский перевал Стельвио (Passo dello Stelvio) тоже отметился в передаче Top Gear. Подъем к нему начинается от города Бормио по дороге SS38, если ехать через Италию, или через Давос – если ехать через Швейцарию, но согласиться на крюк длиной почти в 100 километров. И в том, и в другом случае вас ждут фантастические пейзажи — дороги из обеих стран ведут через национальные парки и множество серпантинов.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 24

Мы выбрали вариант поездки через Швейцарию, но в конце маршрута нас ждало разочарование. Все потому, что шикарные горные дороги и красоты, встреченные на пути, оказались в несколько раз более впечатляющими, чем сам перевал Стельвио.

Стельвио — самый высокий асфальтированный перевал в восточной части Альп и второй по высоте в этих горах вообще. Он уступает лишь Коль-де-л'Изеран во Франции. Стельвио находится на 2757 метрах над уровнем моря и по мере подъема температура воздуха падает от плюс 32 градусов по Цельсию у подножия до плюс семи-восьми на самой вершине. Поэтому постепенно в родстере приходится сначала поднимать стекла, а потом включать отопитель и обогрев сидений. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы не мерзнуть в машине даже при опущенной крыше.

С набором высоты машин становится все меньше (за полтора часа поездки к Стельвио нам не попался ни один автомобиль), дорога сужается, меняется с асфальтированного на грунтовое покрытие и обратно, появляются небольшие участки засыпанные снегом, ничем не огражденные обрывы становятся все более пугающими, а двигатель начинает задыхаться, заставляя постоянно переключаться на пониженные передачи.

С верхней точки перевала Стельвио выглядит впечатляюще. Еще бы, это одна из самых извилистых дорог Европы, насчитывающая более 48 шпилек, местами довольно узких. Но когда начинаешь ехать по этому серпантину, оказывается, что не все так здорово, как кажется поначалу. Это очень узкая дорога с заплатками, по которой ехать быстро очень сложно. Много закрытых поворотов, а иногда покрытие сужается настолько, что в некоторых поворотах непросто будет разъехаться даже с мотоциклистом.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 25

И это при том, что во время нашей поездки по Стельвио машин на перевале почти не было – только велосипедисты и мотоциклисты. Но если автомобилей прибавится, то серпантин превратится в одну большую пробку.

Нет, абсолютно никакого драйва. Поэтому если и ехать на Стельвио, то, как это ни странно, не ради самого серпантина, а только ради природы и горных дорог, которые ведут к самому перевалу – на них не заскучаешь!

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 27

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 28

Легендарный французский перевал Коль де Турини — горный спецучасток проводящегося уже более века Ралли Монте-Карло. Это – 32 километра чистого драйверского удовольствия! Начало — съезд на дорогу 2566 от городка Соспель, а затем вверх по узкой ленте щербатого асфальта, на которой едва умещаются два автомобиля, до вершины перевала на высоте 1607 метров над уровнем моря, и потом вниз – до местечка Ла-Болен Везюби.

Справа отвесная скала, слева пропасть, а виражи нанизаны один на другой. Слепые повороты сменяют друг друга, выходя на крутую шпильку. Короткий разгон, и ты едва успеваешь оттормозиться перед очередной связкой, облизывая каменные выступы. Переключаешься вниз, быстрый разгон и все повторяется вновь, километр за километром. Одних только шпилек на этом отрезке дороги – 34, а остальных поворотов просто не счесть.

Работать рулем приходится постоянно, концентрация максимальная – ведь от пропасти тебя отделяют лишь небольшие каменные отбойники, кое-где сколотые от столкновений с автомобилями. Из-за закрытого поворота может выскочить мотоциклист, а на твоей полосе может оказаться велосипедист, почему-то решивший ехать по середине дороги. Ехать здесь можно очень быстро, но при этом нужно быть очень аккуратным.

Зато машин на Коль де Турини почти нет — за несколько часов, проведенных здесь, навстречу попались три-четыре автомобиля. Да и то, похоже, это были жители местных деревушек, которые ехали никуда не торопясь. Итак, Коль де Турини – твердая пятерка!

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 31

Компанию в этой поездке нам составил топовый вариант Mazda MX-5 с двухлитровым мотором мощностью 160 лошадиных сил, шестиступенчатой механической коробкой передач, самоблокирующимся задним дифференциалом, однотрубными амортизаторами Bilstein и креслами Recaro. А самое главное, машина была оснащена мягкой складывающейся вручную крышей – в такой версии ЭмИкс в России не продается. Отличается ли она чем-нибудь от варианта с жестким верхом?

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 33

Автобан

На скоростных шоссе на MX-5 совсем не хочется набирать паспортную "максималку" в 218 километров в час. После 160-ти родстер становится нервозным, а на двухстах неровности заставляют машину соскакивать с траектории. Предельная скорость для комфортного, но в то же время быстрого передвижения, находится в районе 170 километров в час.

Слегка. Родстер показался нам чуть более живым и чуть более подвижным: крены поменьше, а реакции на руль чуть быстрее. Брезент у MX-5 почти ничего не весит и, в отличие от 34-килограммового пластикового варианта, его можно складывать даже на скорости.

В сильный ливень и холод тоже нет никаких проблем – стекла прилегают плотно, а отопитель мощный. Наконец, 150-литрового багажника, объем которого не меняется вне зависимости от положения крыши, вполне достаточно для двух больших сумок.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 34

В остальном такой ЭмИкс ничем не отличается от купе-кабриолета. У него все тот же точный руль, короткая коробка и выдержавшие испытания серпантинами тормоза (их эффективность, даже несмотря на характерный запах при перегреве, падала минимально). Машина отлично управляется тягой и вообще здорово подходит для быстрой езды по серпантинам. Мощности мотора, правда, не всегда хватает, поэтому его приходится постоянно удерживать в зоне высоких оборотов – где-то около пяти тысяч, на которых достигается максимальный крутящий момент в 188 Нм.

"Мотор" проинспектировал самые драйверские дороги Старого Света. Фото 35

Но если с драверской задачей MX-5 справился на отлично, то в остальном для дальних путешествий этот родстер подходит плохо. Тесный салон, маленький багажник и крошечный бензобак, который даже при среднем расходе топлива в девять литров на сотню, заставлял часто заезжать на заправки. И все же, спросите меня: выбрал бы я ЭмИкс для подобной поездки снова? Да. Потому что он восхитителен! \m