Это диагноз

Главные симптомы российского
авторынка в 2012 году

В прошедшем году часть россиян вставала в очереди за новоиспеченными бестселлерами – Renault Duster и Lada Granta, другая гораздо активнее, чем годом ранее, скупала люксовые модели, а третья группа, неожиданно многочисленная, открыла для себя прелести китайских моделей. Однако бурный рост продаж автомобилей, наблюдавшийся в начале года, уже к зиме полностью остановился. Впервые за три года.

В последние несколько лет российский авторынок бросает то в жар, то в холод. Во время кризиса температура тела больного опустилась до критически низкого уровня: из-за двукратного падения спроса многие дилерские центры обанкротились, а некоторые марки и вовсе покинули рынок. Позднее медикаментозное вмешательство в виде программы утилизации автохлама и субсидирования ставок по кредитам привели к горячке: наиболее доступные автомобили стали расхватывать, как новые айфоны. Символами первых послекризисных лет стали Renault Logan и… вазовская «классика», которая, почти как в поговорке, на пятом десятке лет жизни стала «ягодкой опять». Однако еще год назад большинству марок было далеко до докризисных объемов продаж.

Масштаб

По сравнению с рынком США в России продается в пять раз меньше машин: по итогам 2012 года американцы приобрели 14,5 миллиона автомобилей

Опубликованный Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) рейтинг популярности автомобилей в 2012 году выявил новых героев и антигероев. Главный результат – это суммарные объемы продаж, достигнутые всеми марками, вместе взятыми: чуть меньше 3 миллионов машин. Впрочем, это тот случай, когда рекордные показатели соседствуют с не самыми оптимистичными прогнозами экспертов.

Есть рекорд!

Весь 2012 год воротилы автобизнеса гадали, удастся ли превзойти абсолютный максимум продаж, достигнутый в 2008 году на пике докризисной эйфории. Понятно почему: финальная цифра – 2,935 миллиона единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, реализованных в 2012 году, – оказалась всего на 17 тысяч штук больше, чем показатель четырехлетней давности. Зато по сравнению с 2011 годом объем рынка вырос на 11 процентов.

Топ-10 самых популярных марок в 2012 году°

Марка 2012 год 2011 год Динамика
1 Lada 537 625 578 387 -7%
2 Chevrolet 205 042 173 484 18%
3 Renault 189 852 154 734 23%
4 Kia 187 330 152 873 23%
5 Hyundai 174 286 163 447 7%
6 Volkswagen 164 702 118 003 40%
7 Nissan 153 747 138 827 11%
8 Toyota 153 047 119 505 28%
9 Ford 130 809 118 031 11%
10 Skoda 99 062 74 074 34%

°Полная статистика продаж по всем маркам, продающимся на российском рынке – в материале «Российский авторынок побил докризисный рекорд продаж»

Главные симптомы российского авторынка в 2012 году

Премиальные марки в 2012 году росли быстрее рынка. Лидерам сегмента – BMW и Mercedes – удалось реализовать на треть больше автомобилей, чем годом ранее. В итоге эти бренды показали предельно близкие результаты: 37 515 и 37 436 проданных машин. В спину им дышит Audi с результатом в 33 512 реализованных моделей (рост в 44 процента)

На первый взгляд, за год расстановка сил среди бестселлеров почти не поменялась. Некоторые марки отыграли или потеряли одну-две позиции, а архаичные автомобили Daewoo наконец-то выпали из первой десятки, уступив место современной «Шкоде». На самом деле минувший год оказался богат на знаковые события: были марки и модели, совершившие настоящий прорыв, но не обошлось и без утрат.

Успех года: Duster атакует

«Автомобиль, созданный специально для России». Подобные фразы мы все чаще слышим из рекламных роликов про самые разные модели, но ни одна из них не соответствовала этому определению так же точно, как доступный кроссовер Renault, ставший в 2012 году одним из главных героев автомобильного рынка. В декабре он обошел по продажам даже «Ладу Калина»; поверженным оказался и принципиальный конкурент – «Шеви Нива». По результатам 12 месяцев тольяттинская модель пока еще сохранила лидерство (59 331 проданных машин против 47 344 у «Дастера»), но показатели последних месяцев у «француза» гораздо лучше, чем у детища GM-Avtovaz.

Например, в сентябре эти модели шли почти вровень, а с октября Duster пошел в уверенный отрыв. В декабре было продано 6 755 «Дастеров» против 4 736 экземпляров Сhevrolet Niva.

Главные симптомы российского авторынка в 2012 году. Фото 1

С 2013 года Duster подорожал в среднем на 20 тысяч рублей: самая доступная его версия теперь стоит от 469 тысяч рублей

Провал года

Renault Logan в 2012 году продавался почти на треть хуже, чем в 2011-м. Причина - в росте активности конкурентов: появилась Lada Granta, а еще часть покупателей "отъели" бюджетные Kia Rio с Hyundai Solaris и седаном VW Polo

Мечта о современном кроссовере еще никогда не была столь доступна для россиян. Представители Chevrolet, конечно, могут упирать на то, что на тяжелом бездорожье «Шеви Нива» выиграет у «Дастера» в одни ворота, но большинство автомобилистов трезво смотрит на вещи: штурмовать пересеченную местность мало кому нужно, а вот современный уровень комфорта, практичности, безопасности и надежности оценят все. Как итог: московский завод «Автофрамос» не справляется с валом заказов на французский кроссовер, и за «Дастерами» уже выстроились многомесячные очереди. Когда под новинку выделят большие производственные мощности, победа над «Шеви Нивой» станет еще более убедительной.

Кроме того, Chevrolet, много лет носивший титул иностранного бренда №1 на российском рынке, судя по всему, скоро утратит это звание. В декабре 2012 года самой продаваемой иностранной маркой стала Renault.

Рейтинг декабря: автомобильные марки

Марка Декабрь 2012 Декабрь 2011 Динамика
1 Lada 43354 43172 0%
2 Renault 17242 14741 17%
3 Chevrolet 15815 16420 -4%
4 Kia 14752 10677 38%
5 Ford 14162 13200 7%
6 Volkswagen 13310 13776 -3%
7 Hyundai 12845 16466 -22%
8 Toyota 12755 13975 -9%
9 Nissan 11677 16402 -29%
10 Skoda 9990 8887 12%

Реквием по «классике»

После тяжелой и продолжительной болезни на 43 году из жизни ушло заднеприводное семейство тольяттинских автомобилей. Едва ли не большинство сегодняшних автомобилистов в свое время получили первый опыт вождения (и свои первые права) именно на «классике».

Главные симптомы российского авторынка в 2012 году. Фото 2
Главные симптомы российского авторынка в 2012 году. Фото 3

В 2012 году на российский рынок впервые вышла марка Smart, входящая в концерн Daimler. За полгода продаж своих покупателей нашли всего 28 миниатюрных машинок - с этим результатом Smart занимает самую последнюю строчку рейтинга продаж AEБ

«Классика» почти полвека была лицом отечественного автопрома, хотя в разные годы она воспринимались по-разному. В 70-е и 80-е «копейки» и последовавшие за ними «трешки» и «шестерки» были символом достатка, самыми модными машинами СССР. Ну а в XXI веке ничто так не подчеркивало отсталость российской автомобильной отрасли, как продолжающие производиться устаревшие и весьма далекие от современных представлений о комфорте и безопасности «четверки», «пятерки» и «семерки».

Но всё. Теперь уже окончательно: последний универсал Lada 2104 сошел с конвейера Ижевского автозавода 17 сентября 2012 года. Однако даже на последнем году жизни «классика» оставалась бестселлером: с результатом в 32 444 проданных автомобиля она заняла 24 место в рейтинге популярности.

«Китайцы»: взрыв спроса

На протяжении всех тех лет, которые китайские автомобили присутствуют на нашем рынке, большинство покупателей относятся к ним настороженно. Но в 2012 году сразу у нескольких ведущих марок из Китая рост продаж превысил 100 процентов, а общее число реализованных в России китайских автомобилей достигло 83 тысяч штук! Это в полтора раза больше, чем в успешном предкризисном 2008 году.

Главные симптомы российского авторынка в 2012 году. Фото 4

Лидером среди марок из КНР остался Lifan, но другие крупные производители уже сейчас быстро догоняют его. На рынок вернулся FAW, покинувший Россию в начале 2010 года, начались продажи коммерческого транспорта марки BAW.

Однако не у всех китайских брендов дела складываются удачно. Осенью на черкесском заводе Derways, например, было прекращено производство машин под маркой Haima.

Рейтинг «китайцев»

Марка 2012 год 2011 год Динамика
1 Lifan 20544 17916 15%
2 Chery 19004 7278 161%
3 Geely 17566 6060 190%
4 Great Wall 14373 6777 112%
5 Vortex 5953 12103 -51%
6 BYD 2630 2004 31%
7 BAW 1845 -
8 Haima 591 3114 -81%
9 FAW 560 -
10 Foton 141 134 5%

Первый год «Гранты»

Поначалу эту тольяттинскую новинку россияне оценили неоднозначно. АвтоВАЗ как будто специально наградил свою разработку теми «минусами», за которые принято критиковать, например, Renault Logan: в угоду удешевлению конструкции в жертву были принесены и внешняя красота, и качество интерьера, и опции, и многое другое. Но, как и в случае с доступной французско-румынской моделью, Granta отличается сравнительно просторным салоном, хорошим шасси и, главное, весьма привлекательной ценой. Что и сыграло решающую роль.

Главные симптомы российского авторынка в 2012 году. Фото 5

Свой первый год жизни Lada Granta завершила триумфально: по итогам 12 месяцев она заняла второе место по продажам, лишь немного уступив «Приоре», а в декабре именно она стала абсолютным лидером российского рынка.


Самые продаваемые модели за 12 месяцев 2012 года

Главные симптомы российского авторынка в 2012 году. Фото 6

Самые продаваемые модели декабря 2012 года

Модель Декабрь 2012 Декабрь 2011 Динамика
1 Lada Granta 13 153 1 023 +1 186%
2 Lada Priora 10 429 9 480 10%
3 Ford Focus 9 831 9 093 8%
4 Hyundai Solaris 7 196 10 608 -32%
5 Renault Duster 6 659 40 +16 548%
6 Lada Kalina 6 095 11 214 -46%
7 Kia Rio 5 540 4 028 38%
8 Chevrolet Niva 5 381 6 633 -19%
9 Lada Samara 5 239 11 349 -54%
10 Daewoo Nexia 5 238 4 059 29%

Роста не будет

Российский авторынок часто сравнивают с европейским. Перед кризисом 2008 года многим экспертам казалось, что еще чуть-чуть и Россия станет главным рынком Европы. И пусть тогда этого не случилось, в 2011-2012 году специалисты вновь принялись смаковать статистику, по данным которой в нашей стране наблюдался устойчивый рост спроса, в то время как соседние рынки заметно лихорадило. Но, как это часто бывает, эксперты выдавали желаемое за действительное.

В ноябре 2012 года рост российского рынка впервые за три года полностью остановился, а в декабре прибавка составила лишь 1%.

Десять из десяти

По итогам 2012 года десять самых продаваемых на российском рынке автомобилей были выпущены на территории России

Что и в каких количествах покупают россияне, красноречиво говорит о том, какие изменения происходят в нашем уровне и образе жизни, и о самочувствии страны в целом. О том, чтобы стать самым крупным рынком Европы, сейчас речь уже не идет. Отставание от Германии составляет около 250 000 автомобилей, и все эксперты сходятся во мнении, что российский автобизнес на серьезные скачки пока не способен. Рынок достиг насыщения, и по прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, за следующие 12 месяцев продажи могут подняться разве что на 14 тысяч штук – до 2,95 миллиона экземпляров.

Любопытно, что заявленная погрешность прогноза – плюс-минус 5 процентов, что составляет 147 тысяч штук. Иными словами, рост никто не обещает, и возможно даже падение относительно показателей 2012 года.

Главные симптомы российского авторынка в 2012 году. Фото 7

Чем это обернется для покупателей? Уже известно, что у дилеров скопилось большое количество нераспроданных машин 2012 года выпуска, в связи с чем автопроизводители начали урезать квоты поставок на 2013 год. Некоторые эксперты поспешили заявить, что во втором полугодии 2013 года нас даже может ждать дефицит новых машин.

Другие, впрочем, предрекают не дефицит, а перенасыщение, так как внутренние объемы производства уже в этом году могут превысить спрос. Представители известного консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers прогнозируют увеличение экспорта автомобилей из России, как одно из возможных решений проблемы переполнения местного рынка.

А пока нас ждет традиционная распродажа застоявшихся экземпляров прошлого года выпуска. И если рынок в самом деле достиг насыщения, то, возможно, скидки на этот раз окажутся куда более привлекательными, чем прежде. \m