Концепты
по-итальянски

Десять потрясающих прототипов от студии Bertone

О самых интересных концепт-карах ателье Bertone Мотор в начале января уже писал. Но вот незадача: за свою столетнюю историю эта фирма из Турина сделала так много красивых автомобилей, что рассказать только о десяти из них – преступление. Поэтому сегодня мы решили вспомнить еще одну десятку концептов Bertone.

Маленький открытый родстер Autobianchi A112 Runabout был сконструирован Bertone для того, чтобы получить заказ от компании Fiat на разработку дизайна новой переднеприводной модели. В конце шестидесятых Европа начала активно отказываться от классической компоновки, и Нуччио Бертоне посчитал, что надо сначала «показать товар», а уже потом бороться за заказ.

Так и вышло: Бертоне построил красивую машину, похожую на лодку на колесах, а через три года она превратилась в серийный родстер Fiat X1/9. Который в итоге решили делать заднеприводным и… заднемоторным!

Десять потрясающих прототипов от студии Bertone. Фото 2
Серийный Fiat X1/9

Автор этого автомобиля – Джорджетто Джуджаро, основатель студии Italdesign, который в то время был главным дизайнером Bertone. Многие считают, что Corvair Testudo – один из первых настоящих шедевров Джуджаро.

Дверей у машины не было – весь «фонарь» кабины откидывался целиком, как у самолета, обеспечивая доступ в салон и водителю, и пассажиру. Еще одна интересная особенность – приподнимающиеся (но не «потайные» фары). Через три года такое же решение, кстати, дебютировало на Lamborghini Miura.

Более странной машины для бренда Lamborghini придумать сложно. Минивэн Genesis получил 455-сильный мотор V12 от Lamborghini Countach Quattrovalvole, но быстрым не был: из-за древнего трехдиапазонного «автомата» General Motors и массы под две тонны.

Да и спортивно он не выглядел: несмотря на ширину почти в два метра, из-за характерного остекления машина все равно выглядела высокой – не помогли даже хитрющие двери, открывающиеся вверх и захватывающие лобовое стекло.

Автомобиль планировался как замена модели Lamborghini Urraco P300, и потому был построен на его же укороченной платформе. Прототип стал полностью рабочим: он даже проехал свыше 60 тысяч тестовых километров. Но в серию так и не пошел.

В основном, из-за салона: в отличие от Urraco с посадочной формулой 2+2, Bravo был двухместным – а новый суперкар для двоих у Lamborghini появился как раз в том же году – это был Countach.

Stratos Zero и Майкл Джексон

Lancia Stratos Zero оказалась настолько футуристичной, что вполне сошла на роль «летающей тарелки» в фильме Майкла Джексона Moonwalker, который вышел почти 20 лет спустя. В эпизоде Smooth Criminal певец перевоплощается в машину и удирает от погони.

Концепт Lancia Stratos Zero выглядел очень круто и являлся апогеем клиновидного стиля 70-х. Традиционных дверей у машины не было – входить и выходить предполагалось через лобовое стекло, поднимающееся наподобие капота. А сам капот (крышка, закрывающая моторный отсек) получился треугольным, и открывался, как крышка рояля. Мир еще не видел столь безумного концепт-кара.

Автомобиль базировался на агрегатах Lancia Fulvia и имел V-образный четырехцилиндровый двигатель объемом 1,6 литра. Долгое время Stratos Zero хранился в музее Bertone, но в 2011 году финансовое состояние компании стало столь плачевным, что ей пришлось распродать часть своих концептов. Stratos Zero был куплен неким счастливчиком за 761 тысячу евро.

Очередной шедевр Марчелло Гандини – четырехместный концепт Lamborghini Marzal. Автомобиль шокировал посетителей женевского автосалона своими прозрачными дверьми типа «крыло чайки», необычной светотехникой и неземной красоты салоном с отделкой под соты.

Под капотом разместили 175-сильную рядную «шестерку» – половинку от четырехлитрового мотора V12 Lamborghini. Как и Stratos Zero, в 2011 году Marzal был продан, но почти вдвое дороже – за 1 миллион 350 тысяч евро.

Концепт-кар с чудаковатым названием Kayak появился в 1995 году и являлся видением нового стиля фирмы Lancia от студии Бертоне. Стиль получился отменным: современным, элегантным и с массой отсылок к красивейшим купе Lancia 50-х и 60-х годов. Жаль, компания не прислушалась к дизайнерам и начала творить непонятно что: современные модели Lancia не могут похвастать и десятой долей шарма концепта Kayak.

Появившийся в 1964 году Ford Mustang очень понравился Нуччио Бертоне, но итальянский дизайнер захотел изменить в его образе несколько деталей. И в следующем году появился Mustang от Bertone, с изящной решеткой радиатора с «потайными» фарами, хитрым задним стеклом и более «европейскими» пропорциями. Кстати, это был сотый по счету проект гениального дизайнера.

Руководство компании Ford было в восторге от творения Нуччио, но о серийном производстве речи не шло. Но это не помешало Джузеппе Бертоне оставить уникальный автомобиль себе и еще пару лет кататься на нем по Италии.

В 1991 году компания Bertone решила вдохнуть новую жизнь в уже устаревший к тому времени Lotus Esprit, и выкатила на автосалон в Нью-Йорке концепт-кар Emotion. Он базировался на агрегатах Esprit, имел ту же колесную базу в 2,45 метра, но общая длина за счет относительно коротких свесов составляла всего 4,06 метра.

Автомобиль выделялся своей лаконичностью и простотой – и это в то время, когда дизайнеры как раз начали заигрывать с причудливыми (а иногда и извращенными) биоформами. К сожалению, компания Lotus не стала использовать наработки Bertone, а продолжила выпускать привычный Esprit до 2004 года.

Да не трапезатрапеция! Именно так переводится название концепта NSU Trapeze, и неудивительно – достаточно взглянуть на машину в профиль. Еще одна «трапеция» была в интерьере из-за специфичной компоновки: автомобиль оснащался расположенным почти по центру 115-сильным роторно-поршневым двигателем Ro80, а два задних сиденья находились по бокам от мотора.

Дай итальянцам Porsche – они и его заставят выглядеть, как итальянскую машину! При взгляде на 911 Roadster Bertone в его очертаниях можно узреть что угодно – от Alfa Romeo до Lancia – но только не Porsche! И уж тем более, глядя на этот силуэт, не догадаешься, что мотор у машины находится сзади.

Заказ на машину поступил от одного из американских дилеров Porsche – тот планировал продавать родстер ограниченной серией. Но... \m