Огонь и лед

Кто быстрее зимой: хот-хэтч
или полноприводный «овощ»?

Что лучше, 280 лошадиных сил на переднем приводе с турбомотором или 114 сил на полном приводе с атмосферным двигателем? Кто быстрее, Opel Astra OPС на «ручке» или Subaru Impreza с вариатором? «Горячий» хэтч или совсем «холодный» седан? Ответ, который летом лежит на поверхности, зимой оказался уже не так очевиден. Выявлять победителя мы отправились на ледовую трассу в Мячково.

Небывало снежная зима в этом году наверняка заставила многих задуматься о полноприводном автомобиле. Обледенелые дороги, снежная каша и сугробы во дворах с трудом покоряются моноприводным машинам. Привычная картина: владелец беспомощно вращающего двумя колесами автомобиля обреченно идет за лопатой, а то и за трактором, а мимо спокойно проезжает какой-нибудь простенький кроссовер или... обычный седан Subaru Impreza. Вот оно – торжество полного привода!

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?
Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 1
Зимняя трасса АДМ в Мячково
Оранжевым отмечен фрагмент трека, на котором проходил тестПокрытие: укатанный снег, местами лед

Летом в сторону Импрезы никто и не взглянет. Зачем на нее смотреть, когда цена на автомобиль с 1,6‑литровым 114-сильным двигателем и вариатором начинается от 985 100 рублей? И это еще со скидкой! Его внешность заурядна, а при виде сзади и вовсе скучна. Интерьер примечателен только дешевым пластиком, кнопками подогрева сидений 25-летней давности и обивкой кресел, к которой все прилипает. И разгоняется Impreza совсем не по-спортивному: с мотором 1.6 это упражнение занимает мучительные 13 секунд. Тоска!

То ли дело Astra ОРС! Она всего на 200 000 рублей дороже, но насколько эффектнее! Крутой обвес, 20-дюймовые кованые диски, спортивные сиденья и руль, современный интерьер и потрясающее панорамное лобовое стекло. И начинка тут куда серьезнее: двухлитровый турбомотор мощностью 280 лошадиных сил, дифференциал повышенного трения, шестиступенчатая механическая коробка передач и отдельные поворотные кулаки в передней подвеске. Одним словом, OPC кладет «Импрезу» на обе лопатки.

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 2

Но это летом. Зимой избыточная мощность только мешает. С постоянной пробуксовкой на всех передачах самоблок справиться не в силах, а система стабилизации безбожно душит мотор. Да и в скользких поворотах не чувствуется всех прелестей хитрой передней подвески: пытаешься хоть как-то заправить мощный хэтч в поворот, а тебя без усилий обгоняет «овощная» Impreza. Неужели она настолько быстрее по-скользкому? Мы взяли автомобили, обутые в одинаковые нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R, и отправились на ледовый трек в Мячково. Сейчас выясним!

Opel Astra OPC

Предыдущая Astra OPC «славилась» своим умением ездить только по прямой. Уровень недостаточной поворачиваемости был настолько высоким, что для быстрого прохождения круга владельцам приходилось овладевать техникой торможения левой ногой. Новая Astra OPC, благодаря новой передней подвеске и самоблоку, стала гораздо интереснее на асфальте, но на льду Мячково все эти прелести сводит на нет взрывной характер мощного турбодвигателя. Чтобы избежать пробуксовки, стрелку тахометра необходимо держать ниже 2000 оборотов, в диапазоне, когда турбина еще «спит». На более высоких оборотах происходит резкий скачок тяги и, как следствие, пробуксовка и потеря сцепления.

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 3

Быстрый разгон на скользком покрытии на ОРС – большая проблема. Практически борьба. Обращаться с газом нужно предельно аккуратно. Помощь дифференциала Drexler с довольно высокой степенью блокировки, которая на асфальте (даже мокром или заснеженном) очевидна, на льду сходит на нет: слишком скользко. Широченным – 235 миллиметров – шинам просто не за что зацепиться! Какие там шесть секунд до сотни?! Даже на довольно длинных мячковских прямых «Астра» редко успевает набрать эти самые 100 километров в час.

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 4

Борьба продолжается и в поворотах. Приходится изрядно попотеть, чтобы заставить ОРС ехать быстро в виражах. На сброс газа и на провокационное контрсмещение реакция одна – автомобиль мажет мимо поворота. «Лекарство» то же самое, что и на предыдущей Astra OPC: в поворотах надо подтормаживать левой ногой или ручником. И, конечно же, следить за оборотами и выбранной передачей.

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 5

В результате борьба мощного переднеприводного автомобиля с ледяным покрытием мячковского трека обернулась весьма скромным временем круга – 58 секунд. Небыстро. Ледовый трек – не самое подходящее место для мощной Astra OPC. А что Subaru Impreza?

Subaru Impreza 1.6 AWD

Разница ощущается при первом же старте с места. Impreza даже с отключенной системой ESP разгоняется ровно и стабильно. В обычном состоянии многодисковая муфта распределяет крутящий момент в пропорции 60:40 в пользу передних колес. Но на скользком покрытии тяга постоянно мигрирует между осями, что обеспечивает гораздо лучший зацеп всех четырех колес. Церемониться с газом на старте здесь не нужно: нажал в пол – и Impreza поехала вперед, ограниченная только возможностями слабенького 1,6‑литрового атмосферного оппозитника. Но на ледяном прямике Subaru оказывается не медленнее Астры, которая более чем в два раза мощнее!

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 6

Однако отключить систему стабилизации на Subaru просто так не получится: снять электронный ошейник можно, только по-варварски выдернув нужный предохранитель и потеряв еще несколько важных функций – например, АБС и возможность включения задней передачи. В противном случае с включенной ESP Impreza в каждом вираже будет еле ползти. От Subaru в таком автомобиле – только название.

Но стоит выдернуть предохранитель, и автомобиль оживает! Появляется характер, за который фанаты марки все еще любят и покупают Subaru. Только без помощи электроники можно почувствовать, как автомобиль умеет ездить. А ездит он очень хорошо!

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 7

Как легко и уверенно этот маломощный седан пишет повороты! Никакой борьбы – только полное взаимопонимание. А если захотеть, то можно даже получить удовольствие. Однозначно большее, чем за рулем Астры: Impreza понимает все команды водителя с полуслова. В ответ на легкое контрсмещение машина тут же начинает плавно и предсказуемо скользить задней осью. Подобной же реакции можно добиться, слегка дернув за ручник перед входом в поворот: да-да, ручник здесь абсолютно рабочий инструмент, несмотря на полный привод.

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 8

Если все делать правильно и выставлять машину под нужным углом еще до поворота, то запустив Импрезу в скольжение, контролировать автомобиль можно одним лишь газом – рулить практически не надо! Вот они, раллийные гены Subaru, пусть и в весьма скромной дозировке. Но даже их оказалось достаточно, чтобы опередить Opel Astra OPC в Мячково почти на пять секунд. Время круга Импрезы – чуть меньше 54 секунд.

Скажете, что проигрыш в четыре секунды с 500 метров ледовой трассы не так велик? Как бы не так: четыре секунды – это очень много. И Астре на льду не помог ни мощный мотор, ни наличие снежных фрагментов покрытия и двух больших прямиков, где хэтчбек имел шансы отыграть потерянное в поворотах время, ни самоблок.

Кто быстрее зимой: хот-хэтч или полноприводный «овощ»?. Фото 9

Полный привод Subaru и ровная тяга атмосферного двигателя оказались важнее: «Импреза» проехала круг быстрее и, что самое главное, гораздо увереннее. Так что даже самый мощный хот-хэтч зимой может оказаться не таким уж и «горячим», а вот простенький, но полноприводный седан действительно может дать жару! \m

Технические характеристики

Opel Astra OPC Subaru Impreza 1.6 AWD
Тип двигателя Бензиновый L4 турбо Бензиновый H4
Рабочий объем 1998 см³ 1600 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин 280/5500 114/5600
Макс. момент, Нм/об/мин 400/2500-4500 150/4000
Тип привода передний с самоблокирующимся дифференциалом постоянный полный
Трансмиссия 6‑ступенчатая механическая вариатор Lineatronic
Передняя подвеска независимая McPherson независимая McPherson
Задняя подвеска полузависимая с механизмом Уатта независимая
Тормоза дисковые вентилируемые спереди и сзади дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4466×1840×1482 4580×1740×1465
Колесная база, мм 2695 2645
Снаряженная масса, кг 1550 1360
Макс. скорость, км/час 250 181
Разгон 0‑100 км/ч, с 6,0 12,6
Расход топлива (комб.), л/100 км 8,1 7,0
Объем топливного бака, л 56 55
Размер шин (пер./зад.) 245/35 R20 205/55 R16
Цена, рублей от 1 150 000 от 985 100