Условный
рефлекс

Спортакадемия Mazda
и другие школы
зимнего вождения

Большинство водителей наверняка хоть раз попадали в такую ситуацию: пустая дорога, скорость чуть выше разрешенной, впереди поворот. Скользкий поворот. Движение рулем, колеса теряют сцепление с покрытием и начинается снос — автомобиль «отказывается» поворачивать и, несмотря на повернутый руль, едет прямо, аккурат за пределы дороги.

Испуг, мысленные подсчеты повреждений и естественная реакция в этой ситуации — довернуть рулевое колесо еще больше. И это главная ошибка, обычно приводящая к аварии: в сторону поворота руль крутить нельзя! Вот почему задача всех школ вождения – «переписать» неправильные рефлексы водителей, заменив их новыми, которые помогут хоть и не полностью избавить водителя от аварийных ситуаций на дороге, но хотя бы минимизируют их последствия.

Спортакадемия Mazda и другие школы зимнего вождения

Статистика

Из 3 миллионов машин, проданных в России в 2012 году, лишь 2,7 процента имели задний привод. А доля автомобилей с "автоматом" превышает 45 процентов.

Несмотря на подходящую к концу зиму, которая, впрочем, еще способна преподнести погодные сюрпризы, школы вождения многих автопроизводителей продолжают проводить свои зимние курсы. Одна из них — Спортивная академия Mazda — учит справляться с самыми неприятными ситуациями на дороге: со сносом и заносом. Автомобили для обучающихся – это переднеприводные «трешки» со 150-сильным мотором и автоматической трансмиссией. Ведь пока это самое популярное сочетание в России: передний привод и автомат.

Зимние курсы Спортивной академии Mazda — это четыре часа занятий (час на инструктаж и три на практику) на подмосковном автодроме «Мячково». Даже если вы уже много лет за рулем, теоретическую часть не стоит недооценивать. Здесь нарисуют схемы и объяснят физику поведения автомобиля на скользком покрытии, которую инструкторы еще раз, при наличии ошибок, повторят уже во время руления на трассе.

Спортакадемия Mazda и другие школы зимнего вождения. Фото 1

Перед началом первого упражнения – борьба со сносом – необходимо запомнить простые истины: ни в коем случае не доворачивать руль (иначе колеса так и не смогут зацепиться за покрытие, а именно восстановление «зацепа» и является основной задачей), не добавлять резко газ и не нажимать панически на тормоз. Потому что все это дополнительно нагрузит ведущие (они же управляемые) колеса.

Нужные действия отрабатываются уже на треке. Все упражнение — это две обычные змейки, соединенные ледовой шпилькой. Здесь практикуется загрузка передней оси перед объездом препятствия и отработка нового рефлекса — распрямить руль при потере сцепления или, как минимум, не выкручивать его еще больше. Но сделать поначалу это очень непросто!

Для второго упражнения приготовлены слегка «модифицированные» Mazda3 — с летней задней резиной. Здесь отрабатывается занос и точные действия рулем и газом, потому что при любом резком движении задние колеса мгновенно стремятся опередить передние. Главное, что надо понять — чем больше угол заноса, тем больше тяги нужно подавать на переднюю ось. А как только машина начала выравнивать траекторию, необходимо плавно уменьшать газ, но не отпускать педаль акселератора полностью. Иначе автомобиль стабилизируется слишком быстро и слишком резко, и занос начнется снова, но уже в другую сторону, вплоть до полного разворота.

Спортакадемия Mazda и другие школы зимнего вождения. Фото 2

Это же упражнение помогает избавиться от другого неправильного рефлекса — ожидания реакции автомобиля на действия водителя. Порой машина уже готова стабилизироваться, но водитель замечает это слишком поздно (пусть и на долю секунды): колеса остаются повернутыми и автомобиль начинает скользить в другую сторону. Время требуется и автоматической коробке передач – чтобы, например, перейти на пониженную ступень. Неудивительно, что на этом задании разворотов и вылетов в снежный бруствер бывает гораздо больше, чем на простой змейке до этого.

На закуску — самый «фан». Мини-гонки по полному кругу автодрома «Мячково» для закрепления навыков. Сначала пару кругов следом за автомобилем инструктора, показывающим оптимальную траекторию, а затем – самостоятельные заезды. Для обычных учеников предусмотрены хэтчбеки Mazda3, а для журналистов на этот раз были подготовлены заднеприводные и более азартные на ледяном покрытии родстеры MX-5 на шипованных шинах. Эта машина, как показал наш тест пяти самых безбашенных автомобилей для зимней езды, была очень быстра на треке, но оказалась не самой простой в управляемых скольжениях. Но если научиться, то удовольствия от повадок заднеприводного родстера можно получить на пару месяцев вперед.

Записаться на курсы вождения можно на сайте «Мазды». В группу набирают по 12 человек, а стоимость занятия составляет 9,5 тысячи рублей.

Конечно, за четыре часа привить себе настоящие рефлексы правильной зимней езды не получится. Однако понять, что происходит с автомобилем в той или иной ситуации, и как водитель должен реагировать на его поведение на скользкой дороге за одно занятие вполне можно. Главное, не забывать потом применять эти навыки на практике.

Свои курсы зимнего вождения есть еще у нескольких компаний в России. В их числе, например, MINI, которая разработала несколько программ, от базовой до «продвинутой», включая специальный дрифт-курс. Занятия проходят на специальной площадке на территории горнолыжного комплекса «Сорочаны». Автомобили — хэтчбеки Купер и кроссоверы Countryman. Стоимость — от 12 до 35 тысяч рублей.

Спортакадемия Mazda и другие школы зимнего вождения. Фото 5

BMW Driving Experience

У BMW есть программа Winter Driving Experience, в которой базовые занятия стоимостью от 23 тысяч рублей проходят все в тех же «Сорочанах». Машины для обучения — почти полный модельный ряд марки, от копеек до 555-сильных кроссоверов X6M. На топовые курсы BMW Fascination, которые обойдутся почти в четыре тысячи евро, можно отправиться в Швецию, где в течение четырех дней дают погонять на «заряженных» M3 по трассами, проложенным по озерам Лапландии.

Зимние занятия Mercedes-Benz проходят на автодроме ФСО России и стоят от 18 тысяч рублей. Программы — от традиционных ознакомительных, в которых изучаются основы, до «продвинутых» с упражнениями типа «змейки в скольжении», «скоростного объезда препятствия без торможения», «торможения в повороте» и дрифта. Автомобили — С-, Е-, CLS-, S-, SL-Class, а также вседорожники GLK, M, GL и G-Class.

Спортакадемия Mazda и другие школы зимнего вождения. Фото 6

Mercedes-Benz Driving Academy

Audi проводит свои курсы повышения водительского мастерства в подмосковной Яхроме. Существует три базовые программы: шестичасовой базовый «Мастер», восьмичасовой продвинутый «Эксперт» и 10-часовой «Профи». При этом у «Ауди» курсы можно пройти бесплатно при покупке автомобиля – в виде подарка от дилера при наличии квоты на соответствующий курс. Более «продвинутые» программы «Школы quattro» проходят в Карелии и Югре. Занятия там длятся несколько дней вместо одного, трассы длиннее, упражнения сложнее, шины – злее, а стоимость достигает 80 тысяч рублей, без перелета и трансфера.

Спортакадемия Mazda и другие школы зимнего вождения. Фото 7

Audi quattro camp

Зимние школы есть у «Ягуара» и Порше, но их занятия проходят, в основном, за границей. На автомобилях Mitsubishi (или даже своем собственном) можно поездить в школе Driving Art. Последняя предлагает три зимних занятия по 120 минут общей стоимостью 15,9 тысячи рублей (при условии езды на своей машине — 12,3 тысячи). Здесь изучается активное вождение: прохождение поворота в заносе, силовое скольжение, борьба с ритмическим заносом, «полицейский» разворот. \m