Ветер в усах

Самые красивые усы и бороды в истории автоспорта

В автогонках нечасто встретишь пилотов с усами или бородой: большинство спортсменов предпочитают сбривать излишнюю растительность на лице, чтобы она не мешала им надевать шлем. И все же, на каждое правило найдется десяток исключений.

Большинство усачей и бородачей выходили на старт в середине прошлого века. Тогда волосы на лице не считались чем-то из ряда вон выходящим, а каждый гонщик волен был самостоятельно определять свой внешний облик. В наши дни запрет на ношение бороды зачастую прописывается в контракте – считается, что спонсорам приятнее видеть «опрятные» гладкие лица. В поиске бородачей мы углубились в историю – и выбрали самых колоритных гонщиков с растительностью на лице.

Для двукратного чемпиона мира Формулы-1 Грэма Хилла усы стали неотъемлемой частью образа: на протяжении рекордных 18 лет в чемпионате мира британец ни разу не отказывался от своего отличительного знака. Поросль над верхней губой Хилла-старшего время от времени менялась: на смену тонким аристократическим усикам 1960-х пришла более мужественная «щеточка», а в 1970-х добавились бакенбарды. Одно оставалось неизменным: усы английского джентльмена всегда были превосходно ухожены.

Грэм Хилл погиб в авиакатастрофе 38 лет назад – но до сих пор остается единственным обладателем так называемой Тройной короны автоспорта. На счету Хилла победы в трех самых сложных и престижных кольцевых гонках: Инди-500, 24 часах Ле-Мана и Гран-при Монако. В Монако Грэм и вовсе выигрывал пять раз – перебить это достижение смог только Айртон Сенна.

Может быть, приверженность Хилла усам была связана с его возрастом. Сложно представить, но легендарный пилот не имел водительских прав до 24 лет. В Формуле-1 Хилл дебютировал спустя пять лет, а еще через пять взял первый титул. Много лет спустя достижение Грэма повторит его сын Дэймон – и тоже отпустит усы, правда уже вместе с бородой.

Поклонники гонок в Северной Америке называют его не иначе как «Король»: в мире спорта фигуру Ричарда Петти можно сравнить разве что с Марадоной или Уэйном Гретцки. Во многом благодаря Петти NASCAR обрел ту популярность, которую имеет сейчас. До Ричарда гонки сток-каров были интересны лишь обитателям юга Соединенных Штатов – с приходом «Короля» о NASCAR начали писать газеты во всех уголках страны, а сам пилот превратился в символ скорости и мужественности.

Петти дебютировал в NASCAR в 1958 году – через 16 дней после своего 21-го дня рождения. Участвовать в соревнованиях в более молодом возрасте пилоту запрещал его отец – тоже гонщик. Едва начав карьеру, Ричард стал одним из фаворитов чемпионата, а в 1964 году выиграл первый титул. В тот момент усов у Петти не было, но вскоре он их отпустил. Кто знает, не они ли помогли гонщику завоевать семь титулов, рекордные двести побед в гонках и провести умопомрачительный сезон-1967 с 27 победами в 48 заездах. Ни до, ни после него никто так им не смог приблизиться к этому достижению.

Свидетели карьеры Ричарда Петти рассказывали, что после своих побед американец выходил к болельщикам и часами раздавал автографы. Спортсмен не покидал автодром до тех пор, пока каждый желающий не получал его подписи.

Сейчас 75-летний Петти остается в паддоке NASCAR в качестве владельца команды Richard Petty Motorsports. На лице у легендарного спортсмена до сих пор красуются ухоженные усы – что удивительно, без единого седого волоса. Красит бывший гонщик свои усы или нет – доподлинно неизвестно. Впрочем, если в последние годы подкрашиванием седины занимался даже куда более молодой Михаэль Шумахер, то Ричарду тем более можно простить эту слабость.

Найджел Мэнселл – последний яркий чемпион-усач в Формуле-1 – подобно Грэму Хиллу сделал усы своей отличительной особенностью. Густые волосы над губой придавали Биг-Найджу немного архаичный вид и превосходно сочетались с его агрессивным стилем пилотажа.

Мэнселл дебютировал в Формуле-1 в 1980 году. Лучшие годы британского спортсмена пришлись на эру противостояния Проста и Сенны – с такими соперниками пилот был вынужден оставаться вечно третьим. Удача улыбнулась Мэнселлу на излете карьеры: в 1992 году Найджел получил в свое распоряжение непобедимый Williams FW14B и не оставил конкурентам ни единого шанса. Выиграв титул, Мэнселл сразу же ушел из Формулы-1, перебравшись в IndyCar.

Впрочем, самым драматичным поворотом в жизни «Биг Найджа» многие все равно считают его решение избавиться от усов. Невозможное произошло в начале двухтысячных: современный Мэнселл гладко выбрит и похож на обыкновенного английского джентльмена средних лет.

Французский гонщик Анри Пескароло не добился в Формуле-1 почти ничего: на счету спортсмена 64 Гран-при и один подиум, завоеванный в 1970-м году. Основные успехи к Пескароло пришли в гонках на выносливость. Анри четырежды выигрывал «24 часа Ле-Мана», а по количеству стартов в этом марафоне французу и вовсе нет равных – спортсмен участвовал в суточной гонке 33 раза.

В случае с Пескароло его борода была не данью моде, а суровой необходимостью – Анри скрывал ожоги лица, полученные им на тестах в 1969 году. С 27 лет француз носит окладистую бороду, которая охватывает максимальную поверхность щек: сейчас волосы поседели, но 70-летний Пескароло и не думает бриться.

После завершения спортивной карьеры француз основал команду в гонках серии «Ле-Ман»: спортпрототипы Pescarolo выиграли множество марафонских заездов, а в составе экипажей зачастую можно было увидеть экс-пилотов Формулы-1. Увы, финансовый кризис не пощадил коллектив прославленного пилота: в январе 2013-го суд признал конюшню Анри Пескароло банкротом.

Усач и курильщик Кеке Росберг вряд ли смог бы пробиться в Формулу-1 в наши дни, но в конце 70-х случалось и не такое. Пилот появился в чемпионате мира довольно поздно: на момент дебюта Росбергу было 29 лет. Вереница команд-аутсайдеров, за которые поначалу выступал Кеке, не предвещала финну яркой карьеры, но в 1982 году пилот вытянул счастливый билет: в чемпионском коллективе Williams неожиданно освободилось место. Все раскрученные гонщики уже имели контракты с другими командами, так что Фрэнку Уильямсу пришлось выбирать из середняков. Приглашение досталось Росбергу.

В первый же год в Williams Кеке стал чемпионом – большинство соперников финна самоустранились в многочисленных авариях. Росберг провел в Формуле-1 еще четыре года, а затем переключился на гонки спортпрототипов и кузовную серию DTM. С 1995 года Кеке руководит собственной командой в немецком первенстве.

В отличие от Найджела Мэнселла, Росберг-старший после ухода из спорта не стал менять имидж и сохранил «усы Астерикса». Больше того, в последние годы Кеке освежил образ, добавив к усам короткую бородку. Главное, чтобы бороду не отращивал его сын Нико – вот кому растительность на лице категорически противопоказана.

Устрашитель, грубиян, «Железная голова» – это все он, Дэйл Эрнхардт-старший. Легенда NASCAR, семикратный чемпион высшего дивизиона Winston Cup и... самый нелюбимый болельщиками пилот. При жизни Эрнхардт прославился не столько выдающейся скоростью, сколько крутым нравом и неумением проигрывать. Ради победы Дэйл был готов на все: пихнуть соперника в борт на скорости за 200 километров в час было для него обычным делом.

Глядя на добродушное усатое лицо Эрнхардта, сложно представить, что за рулем гоночного автомобиля этот мужчина превращался в неконтролируемый ураган, который не прислушивался к советам и не гнушался провоцировать аварии. В хоккее таких называют тафгаями – вот только на льду вряд ли можно потерять жизнь. А на гоночном полотне от драмы до трагедии один шаг.

Фатальное столкновение Дэйла Эрнхардта произошло 18 февраля 2001 года: семикратный чемпион NASCAR погиб, врезавшись сначала в соперника, а затем в бетонный барьер. Тем не менее, Эрнхардт вошел в когорту величайших пилотов NASCAR: пожалуй, сейчас сравниться со славой «Устрашителя» может только непререкаемый авторитет Ричарда Петти. Сейчас в NASCAR выступает сын семикратного чемпиона. Дэйл Эрнхардт-младший далеко не такой бескомпромиссный и куда более любимый болельщиками, чем его отец. А еще «Джуниор» носит непокорную бороду – и все равно остается секс-символом современного NASCAR.

Многие спортсмены отращивают растительность на лице после завершения карьеры – для них отказ от бритья становится актом принятия своего возраста. В случае с Джоном Уотсоном все было наоборот: североирландец пришел в Формулу-1 бородатым молодым человеком, а ушел с тщательно выбритыми щеками.

Первые шаги в Формуле-1 Уотсон делал в командах-аутсайдерах, а в конце 1975 года Джона позвали в Penske – на замену погибшему Марку Донохъю. Британец задержался в команде еще на сезон, однако новый болид так разочаровал спортсмена, что он заключил с хозяином конюшни Роджером Пенске пари: в том случае, если Уотсону удастся выиграть гонку, ему придется сбрить свою бороду. В тот момент Джону казалось, что он ничего не теряет, ведь на его счету не было даже подиумов. Реальность превзошла ожидания: на Гран-при Австрии Уотсон победил. И выполнил обещание.

Впереди у британского спортсмена был переход в Brabham, долгая карьера в McLaren, в течение которой Уотсон однажды умудрился одержать победу с 22-го места на старте, а также кратковременная борьба за титул, которую Джон закончил на третьем месте. Лишившись места в Формуле-1, пилот перебрался в гонки категории GT, а затем устроился комментатором на британском телевидении. Впрочем, вся эта история происходила уже без бороды.

Бобби Рэйхол и усы шеврон – неразделимые понятия. Пик карьеры американского гонщика пришелся на восьмидесятые: в тот момент в наличии усов не было ничего удивительного. Удивительным был темп пилота: придя в IndyCar из гонок спортпрототипов, Рэйхол сходу завоевал вице-чемпионское звание, а в 1986 году выиграл марафон «Инди-500» и первый титул в личном зачете.

Карьера Рэйхола в IndyCar была долгой и успешной: соперники сменяли друг друга, а Бобби непременно боролся за победы. В 1992 году спортсмен выкупил гоночный коллектив Pat Patrick Racing, назвал его собственным именем и мгновенно выиграл третий титул. Достижение примечательно не только превращением конюшни-середняка в топ-команду, но и тем, что Рэйхол стал последним пилотом в истории IndyCar, которому удалось выиграть чемпионское звание за рулем собственного болида.

В 1998 году Бобби закончил спортивную карьеру и вскоре взялся строить карьеру управленца: к руководству Rahal/Letterman/Lanigan американец добавил пост президента серии CART, а также должность менеджера команды Jaguar в Формуле-1. Вынести такую нагрузку оказалось не под силу даже Рэйхолу: к исходу сезона-2000 Бобби лишился всей сторонней работы и сосредоточился на выстраивании карьеры своего сына Грэма. Теперь Рэйхол-младший сам выступает в IndyCar, а его отец следит за ним с капитанского мостика. Уже с бородой.

Эмерсон Фиттипальди никогда не носил бороду. Не было у него и усов. Зато у бразильца были невероятные бакенбарды.

Фиттипальди попал в Формулу-1 в 1970 году в качестве третьего пилота Team Lotus, но уже к концу сезона оказался лидером команды, а спустя два года стал чемпионом мира. Одержав победу в 25 лет, Эмерсон стал самым молодым обладателем титула в Формуле-1 – достижение бразильца держалось 33 года, пока его не перебили Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель.

Постарев, Фиттипальди выигрывать не прекратил. В сезоне-1989 спортсмен одержал победу в «Инди-500», превзойдя ближайшего конкурента на два круга, а в 1993 году вновь первенствовал на «Старой кирпичнице» – в возрасте 46 лет. Эмерсон завязал с гонками только после крупной аварии 1996 года, но даже потом нет-нет да и возвращался на место пилота – то в качестве водителя машины безопасности, а то и за рулем 650-сильного болида серии Grand Prix Masters. В этом чемпионате Фиттипальди провел три гонки и однажды добрался до подиума. На тот момент Эмерсону было 59 лет.

Самые красивые усы и бороды в истории автоспорта. Фото 28

Харальд Эртль – обладатель самого эпичного волосяного покрова на лице среди всех гонщиков в истории. Но первой профессией Эртля была спортивная журналистика. Все изменила покупка болида Формулы-5: в 1969 году пилот-любитель выиграл шесть гонок, и участие в соревнованиях переросло из простого хобби в полноценную карьеру. Австриец попробовал себя в Формуле-3 и Формуле-2, чемпионате Европы по кольцевым гонкам в классе «Туринг», а также в немецкой кузовной серии DRM – предшественнице нынешней DTM.

В сезоне-1975 Эртль дебютировал в Формуле-1. За пять лет в чемпионате мира Харальд пробился на старт 19 гонок, но так и не набрал ни одного очка. Впрочем, на счету австрийца есть куда более важное достижение: на Гран-при Германии 1976 года спортсмен спас жизнь своему соотечественнику Ники Лауде, вытащив чемпиона мира из горящего болида. Увы, спасти самого Эртля было некому: в 1982 году Харальд вместе с семьей попал в авиакатастрофу и погиб.

Перед этим пилот успел завязать с Формулой-1 и окончательно обосноваться в кузовных гонках. Современники Эртля шутили, что Харальд выбрал эту дисциплину за то, что в «кузовах» можно было ездить в открытом снизу шлеме – ведь такая конструкция не мешала спортсмену отращивать длинную бороду и роскошные усы. \m


Если бы современные пилоты Ф-1 носили усы...