Уникум
из Цумикона

Самые безумные концепт-кары Rinspeed

Rinspeed, пожалуй, самое необычное тюнинг-ателье в мире. Как ни странно, находится оно в Швейцарии – стране, славящейся коровами, шоколадом и запретом на гонки. Деятельность этой компании началась в 1977 году с превращения серийных автомобилей в спортивные. Однако инженеры из Цумикона, где находится штаб-квартира Rinspeed, быстро смекнули, что выделиться таким образом на фоне конкурентов будет сложно. Так на свет появились Porsche 911 в кузове универсал, Mercedes-трансформер, Lotus-амфибия и куча других сумасшедших концептов. «Мотор» вспоминает самые яркие из них.

Этот автомобиль и Сальвадор Дали принял бы за кошмарный сон. Однако Франк Риндеркнехт – глава Ринспида – твердо решил шокировать мир своими автомобильными выходками. Он взял Mercedes-Benz M-class и сделал на его базе единственный в своем роде бананообразный пикап, оборудованный... лифтом!

Самые безумные концепт-кары Rinspeed. Фото 2

Volkswagen Golf I Turbo

Свою тюнинг-карьеру компания Rinspeed начала с установки люков в машины -- в 1979 году на Женевском автосалоне она представила свой первый "концепт" на базе VW Golf

Идея заключалась в том, чтобы виртуозно решить главную проблему всех без исключения пикапов – большую погрузочную высоту кузова, из-за чего туда тяжело загнать байк или, например, катер на воздушной подушке. Так на свет явилось устройство под названием X-Tra-Lift – нечто вроде платформы с электрическим приводом.

На «лифт» Rinspeed оформил патент и сейчас готов оснастить им любой грузовик, а вот концепт X-Trem M.U.V. был выпущен в единственном экземпляре. В конце XX века он даже побывал в Москве, но с тех пор покоится в музее в Швейцарии – как образец самых передовых технологий той эпохи. Модель оснащалась бортовым компьютером на базе процессора Celeron тактовой частотой 333 МГц и сенсорным экраном. «Икс-Трем» уже в 1999 году предоставлял водителю возможность проверять электронную почту и выходить в интернет.

В 2001 году швейцарцы зареклись от использования больших V-образных пожирателей топлива и собрались блюсти самые жесткие экологические нормы. Однако от строительства быстрых моделей не отказались. В новый, XXI век Rinspeed вступил с двигателем, работающим на отходах с кухни – таким мотором оснастили концепт-кар Rone. 1,8-литровый мотор мог использовать биотопливо, приготовленное из банановых шкурок и недоеденных котлет, выбрасывал на 95 процентов меньше вредных веществ, чем обычный ДВС, и развивал при этом 120 «лошадей» и максимальный крутящий момент в 165 Нм. Этого вполне хватало, чтобы разгонять 750-килограммовый автомобиль до 100 километров в час менее, чем за шесть секунд. Кстати, на 100 килограммах помоев Rone мог преодолеть приблизительно 100 километров пути.

Другой особенностью Rinspeed Rone был одноместный «динамический кокпит» (Dynamic Cockpit Control Concept), который мог менять свое положение в зависимости от скорости. Высота концепта составляла всего 97 сантиметров и водитель располагался в нем почти лежа – для снижения центра масс. Это было удобно на больших скоростях и на треке, но совсем не подходило для города. Поэтому до 40 километров в час кабина Rone находилась в самом высоком положении, но по мере роста скорости опускалась к земле на 30 сантиметров.

На этом, правда, «динамика» кокпита не заканчивалась. Все внутреннее убранство было установлено на шарниры, и при возникновении центробежной силы в повороте некоторые части кабины смещались. Таким образом у водителя создавалось ощущение, словно он едет на мотоцикле. Сказать что-то о функциональности такой конструкции сложно, но эмоции у водителя наверняка были невероятные.

Основой для этого концепта послужил Mercedes-Benz A-class. Правда, общих деталей с «донором» у модели почти не осталось: даже оптика – и та была взята с «Цэшки». Машина оборудовалась 120-сильным 1,7-литровым мотором, способным работать на смеси природного газа и дизеля в пропорции 40 к 60. Жидкое топливо было необходимо, так как без него не имеющий свечей двигатель просто не смог бы разжечь смесь. Агрегат получился очень сложным и дорогим в производстве. Инженерам потребовалось перепрограммировать систему управления мотором, установить резервуар для газа и все это – ради небольшой экономии денег на дизеле и спасении нескольких сурикатов.

Но главная сумасшедшая идея, воплощенная в Presto – это кузов-трансформер, менявший свою длину. Дело в том, что в центре концепта были расположены два электропривода и при необходимости водитель мог превратить четырехместный родстер длиной 3,7 метра... в двухместный длиной три метра. Практично! Особенно при парковке.

Наверное, это был самый смелый и самый спорный проект ателье. В 2003 году Rinspeed представил в Женеве что-то вроде пикапа, который был построен на базе легендарного Porsсhe 911. Причем швейцарцы модифицировали не только кузов, но и двигатель: они посадили «оппозитник» на газовую диету – мощность от этого не изменилась, а вот гордость немцев наверняка пострадала изрядно.

Новым концептом Rinspeed избавил спорткар от главного недостатка – от непрактичности. В серийном 911, конечно, без проблем разместятся двое, но куда девать чемоданы? Зато в Bedouin поместятся и чемоданы, и даже велосипеды, а уж если нажатием кнопки преобразовать пикап в универсал, подняв алюминиевую крышу над грузовым отсеком...

Дизайн концепт-кара - настоящее попурри из кристаллов Сваровски, хрусталя, кожи и краски невероятных оттенков и цветов. Все это, быть может, выглядело немного лучше, не окажись «Бедуин» на 15 сантиметров выше стандартного 911.

С этой моделью Rinsped попал в книгу рекордов Гиннесса. Спортивный автомобильчик Splash проделал путь от Великобритании до Франции всего за три часа. Сделал он это, к слову, по воде – через пролив Ла-Манш – за что и был назван самым быстрым в мире автомобилем на подводных крыльях.

После достижения скорости в 30 километров в час (на воде) он взмывал на полметра над гладью за счет подводных крыльев, а максимальная скорость на воде составляла 80 километров в час. В движение автомобиль приводил винт, который был соединен с двигателем от снегохода объемом 750 «кубиков», на который дополнительно установили турбокомпрессор. Он же крутил колеса и, несмотря на малый объем, позволял на суше разгонятся до «сотни» всего за 5,9 секунды.

Для перехода в сухопутный режим «Сплэшу» требовалось всего несколько секунд, в течении которых заднее водное крыло поднималось и превращалось в обычное антикрыло, а два других, что располагались по бокам, прятались в кузов.

К 2008 году Франка Ридеркнехта стали подозревать в работе на МИ-6 под кодовым именем Кью, потому что последняя разработка ателье представляла ни что иное, как «универсальное средство передвижения секретного агента». Концепт sQuba, построенный на базе Lotus Elise, в отличие от предыдущей модели, мог плавать не только по воде, но и под ней, на глубине до 10 метров.

Для переключения из сухопутного в режим субмарины водителю нужно было лишь надеть маску, которая соединялась с кислородным баллоном, ведь sQuba – родстер. Лишить авто крыши инженеры решили в целях экономии веса: к салону, наполненному воздухом, пришлось бы добавить две тонны балласта, а это сказалось бы на управляемости. Под водой «сКьюбу» двигали два винта и две водяные пушки, расположенные у передних колесных арок. На глубине sQuba в течении часа мог преодолеть три километра.

Убедиться в том, что мы не врем, и этот автомобиль действительно плавает, можно на этом видео.

Прототип eXasis мог бы обрести невероятную популярность в кругу эксгибиционистов, но, как и все собранные здесь модели, на конвейер он так и не попал. Почему? Наверное, потому, что eXasis имел слишком прозрачный кузов. Сквозь него можно увидеть элементы подвески, мотор и водителя от головы до пят. Детали обшивки, сиденья Recaro – все было выполнено из материала под названием Makrolon (из него же делают компакт-диски). Все это добро крепилось к трубчатому алюминиевому каркасу, что в сочетании с небольшим и очень легким мотором давало всего 750 килограммов живого веса.

Под прозрачный капот eXasis установили 750-кубовый двигатель от мотоцикла, работающий на биоэтаноле. Его мощность – 150 лошадиных сил. В 2007 году эти цифры полностью соответствовали, например, теории Porsche о том, что каждая «лошадь» должна тянуть не более пяти килограммов. С места до «сотни» eXasis был готов разогнаться за 4,8 секунды, что на секунду быстрее трекового Caterham Seven Supersport с полноценным двигателем Ford объемом 1,6 литра!

Rinspeed Senso – не автомобиль, а персональный психолог! Надоела работа? Пробки? Достало серое небо? Senso поможет решить любую из этих проблем. Для этого у прототипа есть целый арсенал датчиков, камер, LCD-панелей и быстродействующих микросхем от компании HP. Концепт измеряет пульс водителя, оценивает частоту и скорость его перестроений, следит за тем, насколько быстро водитель догоняет впередиидущие машины и как близко он к ним подъезжает. На основе собранных данных Senso устанавливает, в каком расположении духа находится хозяин. Если что-то не так (например, любимая команда проиграла чемпионат по керлингу), то автомобиль начнет всячески его развлекать.

Перед глазами водителя – четыре монитора, на которые автомобиль может транслировать различные цветные узоры — возбуждающие оранжево-желтые, расслабляющие сине-фиолетовые или нейтральные зеленые. Kокпит еще и подсвечивается. Сам интерьер состоит из панелей, которые, в зависимости от настроения водителя, мягко светятся зеленым, голубым или оранжевым светом. Senso также может издавать звуки и источать ароматы. Например, если водитель засыпает – его пробудит лимон и профессиональный массаж, встроенный в кресла Recaro.

Непонятно, что заставило швейцарцев задуматься над созданием пляжного автомобильчика, но идею – построить лучший транспорт для поездок по побережью Сан Тропе – они проработали идеально. В Bamboo продумана каждая деталь: сиденья непромокаемые, а мягкая крыша – надувная, чтобы ее можно было использовать в качестве матрасов. Сзади вместо кресел – лежаки с забавными принтами, а в багажнике имеются два велосипеда для романтических покатушек по набережной.

Многие детали интерьера выполнены из бамбукового полотна и разрисованы культовым нью-йоркским мастером поп-арта Джеймсом Рицци. Справа от водителя находится планшет HTC, основная функция которого – транслировать изображения и текстовые сообщения на отдельный дисплей, находящийся на месте решетки радиатора. На нем же может отображаться статус в Facebook или «позывные» любимой радиостанции. В общем, в Bamboo есть абсолютно все необходимое для тинейджера XXI века. Не хватает только двигателя V8 – вместо него здесь стоит электромотор с 105-километровым запасом хода. Сколько часов у него займет разгон до «сотни», неизвестно – в документации указан только разгон до 50 километров в час за 4,7 секунды. Впрочем, куда торопиться, если вокруг солнце, море и песок?

С этим проектом швейцарцы хотели создать новый класс – Multi Utility Vehicle или, сокращенно, M.U.V. На русский это можно перевести, как «Многофункциональное практичное транспортное средство». Впрочем, свое название автомобиль не оправдал: с обшивкой из змеиной кожи его создатели явно переборщили, как и с водолазным скафандром B.O.B. в кузове.

В.О.В. - аппарат, состоящий из огромного шлема, служащего воздушным куполом водолазу, и подводного мотороллера с электромотором. Данный вид транспорта занимает практически все свободное пространство в кузове пикапа. На нем можно погружаться под воду и перемещаться там, причем достаточно быстро. Это, конечно, круто, но автомобиль получился чересчур многофункциональным и совершенно непрактичным.

К шестидесяти годам бунтарская натура Франка Ридеркнехта вроде успокоилась. Швейцарец обратил внимание на городские пробки, не забывая при этом и об экологии. К открывающемуся в 2013 году Женевскому автосалону ателье построит первый экземпляр ситимобиля. Деталей о нем пока известно не так много, но в целом концепция ясна: microMax будет поддерживать и развивать популярную сегодня тему «попутчика». Водители таких микроавтобусов через специальное приложение будут строить маршруты, собирать тех, кому по пути, экономя тем самым и свои, и муниципальные деньги, которые город тратит на дороги и общественный транспорт.

Но самое интересное в концепт-каре – это компоновка салона. Здесь есть Wi-Fi, кофеварка и микроволновка, но нет сидений (разве только детское). Пассажирам предлагается стоять, пристегнувшись ремнями. Благодаря такому подходу микроавтобус длиной с Mini и высотой чуть более двух метров способен вместить четырех человек и багаж. Что же, если и это не поможет побороть пробки, то к 2014 году будем ждать летающий автомобиль Rinspeed. \m