Теплый
ламповый

Десятка самых необычных
автомобильных фар

Думаете, навороченная люстра от Бю Макклеллена с 20-ю тысячами лампочек, которая весит больше 20 тонн – это круто? Поверьте, автомобильная светотехника пусть и не бывает размером с дом, зато может быть не менее оригинальной и экстравагантной. Мотор собрал десять самых необычных фар мира.

Приземистая Mazda Furai впечатляет с любого ракурса. Автомобиль сделан в смелом стиле концепта Nagare, который придумал бывший шеф-дизайнер марки голландец Лоренс ван дер Акер. Но струящиеся хитро переплетающиеся поверхности кузова и сложные детали – ничто по сравнению с задними фонарями, которые выглядят как летающий макаронный монстр. Впрочем, передняя оптика Furai не сильно уступала задней, а для полноты картины стилисты решили подсветить еще и боковые воздухозаборники.

Кстати, обычно концепт-кары компании делают достаточно халтурно: кнопки в них не нажимаются, стекла не открываются, кондиционеры не работают, а вместо заявленных в технических характеристиках суперсиловых установок внутрь устанавливают маломощные электромоторы, чтобы автомобиль просто мог переехать с места на место. В случае с Furai ситуация другая: прототип построен на базе существующего автомобиля – и не какого-то там, а 787B, победителя марафона в Ле-Мане в 1991 году.

В конце девяностых – начале двухтысячных американские дизайнеры будто помешались – начали рисовать концепт-кары один агрессивнее другого. Вот посмотрите на Buick Bengal – разве глядя на его хищные фары вы не чувствуете, будто вас гипнотизирует змея? А эта пасть – она не будет сниться вам в кошмарах?

У Bengal был V6 объемом 3,4 литра с приводным нагнетателем, который развивал 250 лошадиных сил. Вот только крутящий момент он передавал на... передние колеса. Так что более всего этот Buick был опасен для своих же передних шин.

Зато Bengal имел трансформируемый интерьер (двух- или четырехместный), удобные открывающиеся против хода задние полудверцы и голосовое управление.

Для своего времени автомобили Cord были инновационными настолько, что покажи людям тех лет космический шаттл, они бы не сильно удивились. Этот американский автомобиль оснащался передним приводом, четырехступенчатой полуавтоматической коробкой передач, двигателем V8 с опциональным приводным нагнетателем и независимой передней подвеской.

А еще у него были очень интересные потайные фары, которые в автомобильной промышленности стали модными лишь к концу 1970-х годов. Но именно на Cord они появились впервые. Правда, управлять ими водителю приходилось вручную, причем по отдельности – никаких сервоприводов в то время предусмотрено не было.

Еще один знаменитый оптический фетиш – наполовину спрятанные фары со шторками на Alfa Romeo Montreal. Этот автомобиль был представлен на выставке в Канаде в качестве концепт-кара, но вызвал такой фурор, что руководство решило запустить его в серию.

Montreal была очень способной машиной для своих времен: она оснащалась компактным двигателем V8 объемом всего 2,6 литра с системой смазки с сухим картером, который развивал 200 лошадиных сил. Учитывая массу в 1270 килограммов, этого хватало, чтобы разгонять купе до 220 километров в час, а разгон до сотни занимал 7,4 секунды.

Помимо решетчатого козырька, аналогично была оформлена и задняя стойка машины. Кстати, впервые подобный головной свет появился на Alfa Romeo еще в 1963 году на прототипе 2600 Coupe Speciale, сделанном кузовным ателье Pininfarina.

И снова игры в прятки! Dodge Charger не был первым автомобилем с потайными фарами, замаскированными под решетку радиатора. Но, пожалуй, был самым импозантным из них. Особенно удались версии первых годов выпуска: на всю ширину передка у них были сплошные решетки.

К тому же Dodge Charger был блистательным масл-каром: под его капот устанавливались одни из самых мощных моторов своего времени. Например, V8 объемом 440 кубических дюймов (7,4 литра) мощностью 375 лошадиных сил или знаменитый семилитровый крайслеровский Hemi с полусферическими камерами сгорания, развивавший 425 сил и разгонявший купе до сотни за 5,3 секунды.

Когда в середине 60-х годов автоиндустрия вовсю увлеклась экспериментами с потайной светотехникой, компания Lamborghini решила пойти своим путем. Итальянцы тоже поэкспериментировали с фарами и по полной оттянулись на модели Miura.

На первый взляд, фары у Miura были самые банальные: круглые, не потайные. Но все было несколько хитрее: в дневное время суток эти кругляши наклонялись, обеспечивая, по задумке создателей, лучшую аэродинамику – а ночью слегка поворачивались в обратную сторону, чтобы световой пучок не распугивал пролетавшие над машиной Боинги. Выглядело все это безумно красиво, но вот беда – решение едва ли серьезно повлияло на общую аэродинамику машины, позднее признанную крайне неудачной.

Osee в переводе с французского означает смелый. Его дизайнеры задались вопросом – а почему бы не сделать автомобилю светотехнику, напоминающую логотип марки? А что, смело!

Помимо интересного оформления задней части, Citroen Osee мог похвастать трехместной посадочной формулой, как у суперкара McLaren F1, и откидным фонарем кабины. Технически, правда, в нем не было ничего особенного: позади сидений трудился заурядный трехлитровый V6 – мотора мощнее у французов просто не нашлось.

Этот фордовский концепт, построенный в студии Ghia, не имел никакого отношения к фашистам – просто он был один из пары концептов Zig и Zag, представленных студией Ghia в 1990 году на моторшоу в Турине.

Десятка самых необычных автомобильных фар. Фото 24

Оба автомобиля были выполнены в невероятно модном по тем временам биостиле и оба были построены на агрегатах малолитражки Ford Fiesta. Оба оснащались революционной по тем временам светотехникой с кучей отдельных мелких линз вместо блок-фар. Единственная разница – Zig был черным родстером, а Zag – белым фургончиком.

Автомобиль оснащался вполне стандартным мотором объемом 1,6 литра мощностью 109 лошадиных сил и передним приводом, однако за счет легкого пластикового кузова он теоретически мог развить первую сотню за восемь секунд.

Вообще-то этот автомобиль задал стилистику чуть ли всему американскому автомпрому 50-х: именно на нем появились плавники в форме вертикальных стабилизаторов, декоративные сопла в духе реактивной авиации и прочие элементы аэрокосмического стиля. За облик LeSabre отвечал лично главный дизайнер General Motors Харли Эрл.

Фары тоже были креативнее некуда: за ближний и дальний свет у LaSabre отвечали два спаренных прожектора, расположенные прямо по центру над решеткой радиатора – а места по бокам заняли габариты и повторители указателей поворота. Сзади LaSabre тоже был внушителен – в огромное сопло был встроен гигантский стоп-сигнал.

Как и многие проекты Эрла, Buick LaSabre стал его личным автомобилем после того, как два года поколесил по выставкам. Тем более, что технически он был вполне прогрессивным: кузов был изготовлен из алюминия, магния и стеклопластика, под капотом располагался наддувный V8 объемом 3,5 литра, способный работать на бензине или метаноле, а коробка передач была смонтирована в блоке задним мостом по схеме transaxle.

Десятка самых необычных автомобильных фар. Фото 29

Впрочем, в отличие от реактивного стиля, автором централизованных фар Харли Эрла не назвать. Ведь еще до войны компания Peugeot производила подобные автомобили со светотехникой под решеткой радиатора: например, кабриолет 402 Eclipse или вот такое купе 402 Andreau, выпущенное тиражом в пять экземпляров.

Названная в честь Жана Андро – выдающегося французского инженера и большого спеца по аэродинамике – эта версия Peugeot 402 была обтекаемее некуда. Закрытые задние колеса, каплевидный кузов и огромный плавник сзади (привет, Харли!) – по тем временам все было очень инновационно. \m