Плоскоголовый

Инспектируем двигатель для гоночной машины Бонневиля

Мотор продолжает следить за подготовкой гоночного хот-рода Buick 56S Coupe 1932 года, который российские компании ZZ Garage и Trump Cars готовят для установления рекорда скорости на американском соляном озере Бонневиль. И у нас есть хорошие новости: двигатель для автомобиля готов и отлажен – о нем и поговорим.

Под капотом Бьюика разместится мотор Ford V8 Flathead, который производился с 1932 по 1953 годы. Моторы этой серии имели рабочий объем от 2,2 до 5,7 литра. Они применялись во множестве фордовских моделей – от недорогих легковушек и грузовиков до роскошных автомобилей Lincoln.

Инспектируем двигатель для гоночной машины Бонневиля
Вход в ателье Vintage Hot Rod оформлен под старый автосервис. В деревянном домике располагается мини-музей и магазин сувениров, а в двух огромных ангарах позади -- производство.

Мотор серии Flathead стал культовым еще до войны, а американское издание Ward’s даже включило его в десятку самых значимых двигателей XX века. По сути, Flathead стал первым массовым V8: другие недорогие американские машины того времени довольствовались слабыми четырех- и шестицилиндровыми моторами, а агрегаты с числом цилиндров от восьми полагались только машинам класса люкс. Поэтому появившийся в 1932 году Ford Model B с этим мотором сразу же стал популярным. На Flathead со временем появилось множество тюнинговых деталей, и это еще одна причина, почему он стал любимым мотором среди хот-роддеров.

Инспектируем двигатель для гоночной машины Бонневиля. Фото 1
Винтажные моторы Ford Flathead до сих пор популярны у любителей хот-роддинга. Более того, в умелых руках они развивают до 700 лошадиных сил (разумеется, при использовании нагнетателя и нитрометана).

Двигатель был нижневальным, а распредвал и клапаны располагались в развале блока – как впускные, так и выпускные. Клапаны смотрели снизу-вверх и двигались параллельно поршням. А в плоских головках блока (откуда и появилось название Flathead – плоская голова) располагались, по сути, только камеры сгорания и свечи зажигания.

Инспектируем двигатель для гоночной машины Бонневиля. Фото 2
На картинке цифрами обозначены: 1. Коленвал; 2. Поршневая группа; 3. Клапаны; 4. Распределительный вал; 5. Впускной коллектор

Система выхлопа была сделана достаточно хитроумно: отработавшие газы проходили прямо через блок, через систему каналов, проложенную мимо цилиндров и водяной рубашки. Затем каналы соединялись в три (а не четыре!) выпускных отверстия с каждой стороны блока. Схема получилась оригинальная, однако из-за нее у двигателей Flathead часто были проблемы с перегревом.

Инспектируем двигатель для гоночной машины Бонневиля. Фото 3
Штатная рядная "восьмерка" Buick 56S Coupe развивала под 90 лошадиных сил. Однако восстановить мотор с найденной в России машины было крайне трудно, да и специалистов по ее форсировке найти тяжело. Поэтому команда решила перейти на мотор Ford -- технический регламент это позволяет.

Объем двигателя, который будет установлен в Buick – 4,7 литра. Его подготовкой занимался моторист Джон Бэк из ателье Vintage Hot Rod в Чико, что на севере Калифорнии. Изначально планировалось выжать из мотора около 180 лошадиных сил, но на динамоментрическом стенде мотор сходу выдал все 190 сил. И это – с установленными глушителями, снижающими развиваемую мощность. А без них двигатель сможет развить уже под 200 лошадиных сил.

Инспектируем двигатель для гоночной машины Бонневиля. Фото 4
Джон Бэк из ателье Vintage Hot Rod в Северной Калифорнии -- семикратный рекордсмен Бонневиля. Ему 70 лет, у него нет передних зубов, но он до сих пор продолжает гоняться на соляных озерах. До того, как в 2006 году он переехал в Vintage Hot Rod в Чико с Северной Калифорнии, Джон 25 лет руководил компанией Pro Machine в Оранж под Лос-Анджелесом. Джон -- большой специалист по старым моторам, и не только по ним. Например, несколько лет назад он по заказу компании Ford построил автомобиль с современным двухлитровым турбомотором мощностью около 800 сил. Как шутят в VHR, специализация Бэка -- не специализироваться ни на чем.

На первый взгляд, ничего особенного в моторе нет. У него нет нагнетателя, и работает он на обычном бензине. Секрет высокой отдачи – в мелочах. Оптимизированная форма камеры сгорания, правильные распредвалы, увеличенная степень сжатия – комплекс этих мер позволил достичь впечатляющих для мотора 1949 года выпуска показателей.

Инспектируем двигатель для гоночной машины Бонневиля. Фото 5
Автомобиль под стартовым номером "911" к Porsche отношения не имеет, зато считается самым быстрым родстером на планете: владелец ателье Vintage Hot Rod Дэйв Дэвидсон разогнался на нем до скорости 301,5 миль в час (485 километров в час).

Сам Джон Бэк, семикратный рекордсмен Бонневиля, тоже отправится на соленые озера – в этом году ателье Vintage Hot Rod выставляет там сразу пять автомобилей. В случае чего, Бэк окажет техническую поддержку и российской команде. Однако команда механиков у ZZ Garage будет своя, а руководить ею будет Джимми Шайн, главный специалист ателье So-Cal Speed Shop и ведущий множества автомобильных программ на канале Discovery. Но об этом – в следующий раз. \m