Вставай
с дивана!

Как обычному человеку стать
гонщиком чемпионата России

Гонщики – существа с другой планеты? Ничего подобного. Для того, чтобы самому стать пилотом, вам потребуется свободный уикенд, умение водить автомобиль, нормальное здоровье и несколько сотен тысяч рублей. Не нужна даже собственная машина.

Простая истина автоспорта гласит: профессиональные гонщики начинают с картинга. Действительно, для того, чтобы к взрослому возрасту дорасти до серьезных гоночных серий, набирать опыт нужно с раннего детства – а в это время путь открыт только в картинг. Конечно, бывают и исключения вроде Дэймона Хилла или Виталия Петрова, но подавляющее большинство пилотов международного уровня начали гоняться и пошли в школу практически одновременно.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России

Но что делать, если школа давно позади, да и к юношам относить себя все сложнее? На этом месте большинство любителей скорости тяжко вздохнет и отвернется – кажется, путь в большие гонки закрыт.

Но выход есть: взрослые поклонники автоспорта могут принять участие в полноценных кузовных соревнованиях.

В 2013 году большинство разновидностей кольцевых гонок России собраны под общей вывеской RRC. Гоночные уикенды этой серии объединяют как вполне серьезные классы вроде «Туринга», где среди прочих участвует экс-пилот международного первенства WTCC Алексей Дудукало, так и категории для начинающих спортсменов. Хорошие новости: таких категорий сразу несколько. Энтузиасту автоспорта нужно только выбрать машину по душе. Ну и скопить денег, конечно.

Мы приводим лишь ориентировочную стоимость участия в одном этапе, без учета расходов на экипировку и получение лицензии.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 2

Серию Legends («Легенды») можно назвать наиболее дешевой кольцевой категорией в России: по официальной версии за один этап участнику придется заплатить всего 60 тысяч рублей. В эту сумму входит и аренда автомобиля (30 тысяч), и вступительный взнос вместе с сервисом от профессиональных механиков. Еще одно преимущество для начинающих автоспортсменов – дешевая лицензия категории Е. Получение такого документа обойдется всего в 250 рублей, тогда как более престижным классам требуются продвинутые гоночные права, цена которых составляет несколько тысяч рублей.

Купить машину в собственность можно за 822 тысячи рублей, а эксплуатационные расходы на сезон без учета тестов составят еще 465 тысяч. Немаловажная деталь: только в категории Legends пилоты имеют право отказаться от системы защиты головы и шеи HANS. На этом можно сэкономить 45 тысяч рублей.

Сами «Легенды» представляют собой 1,3-литровые прототипы, специально построенные для гонок американской компанией 600 Racing Inc. «Фишкой» этого класса является похожесть машин на классические автомобили 1930-х годов: Ford, Chevrolet и Dodge. При массе в 500 килограммов «Легенды» выдают 130 лошадиных сил, набирая сотню быстрее четырех секунд. Гонки таких «веселых» автомобилей выглядят не очень серьезно ― чем и привлекают участников. По крайней мере, эта серия честно не пытается казаться профессиональным спортом, но почувствовать вкус борьбы здесь можно.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 5

Основной конкурент «Легенд» на поле недорогого автоспорта для дебютантов – серия МитДжет. Здешние машины также отличаются своеобразным внешним видом: автомобили отдаленно напоминают спорткары известных марок, при этом силуэты МитДжетов невозможно спутать с другими категориями. 520-килограммовые машины оснащаются 1,3-литровым мотоциклетным двигателем Yamaha, который развивает 150 лошадиных сил. Максимальная скорость – 210 километров в час.

Изначально МитДжеты появились во Франции: на родине этот класс эволюционировал настолько, что на старт выходят чемпионы мира Жак Вильнев и Себастьен Леб. В России к чемпионату относятся проще: арендовать заднеприводный МитДжет на один этап можно за 150 тысяч рублей. Если пилоту требуются тесты или дополнительные тренировочные заезды, стоимость возрастет до 200 тысяч. Покупка подержанного МитДжета обойдется в миллион рублей, а новый стоит почти полтора миллиона.

Дополнительное удорожание повлечет за собой обязательное использование системы HANS, однако износостойкая гражданская резина Yokohama компенсирует разницу. Покрышки S.Drive истираются настолько неохотно, что на сезон подчас хватает полутора комплектов: сравните с другими классами, где менять шины приходится после каждого этапа.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 8

От любителей – к полупрофессионалам. Национальный – самый массовый кузовной класс в российских гонках: на старт выходит множество пилотов на разношерстной технике, а сражения на трассе подчас оказываются острее борьбы в «Туринге». Секрет популярности в относительно низкой стоимости: арендовать машину на один этап можно за 120 тысяч рублей. Если добавить расходы на обслуживание, шины и топливо, стоимость возрастет до 185 тысяч, но если вы сам себе механик, то затраты можно сократить.

Лидерами Национального являются многочисленные Калины. В зависимости от настроек двигатель этого автомобиля способен развивать от 133 до 140 лошадиных сил. Заводская команда ОАО АвтоВАЗ готова отдать машину в аренду за 170 тысяч рублей за этап – в эту сумму входит доставка машины на трассу. Обслуживание обойдется еще в 50 тысяч. Заводской вариант, в теории, способен ездить быстрее, чем автомобили от частников, однако высокая цена отпугивает потенциальных клиентов: на данный момент у АвтоВАЗа есть четыре невостребованные Калины, подготовленные по регламенту Национального.

На старт серии допускаются седаны и хэтчбеки российского производства с 1,6-литровым двигателем, расположенным спереди, и мощностью до 140 лошадиных сил. Максимальная скорость – до 150 километров в час. У всех машин стандартизированные тормоза, электроника и механическая коробка передач, а в серийном корпусе амортизатора разрешается устанавливать лишь нерегулируемые стойки. Модели ВАЗ-2101, 2103, 2105, 2106, 2107 и ИЖ-2126 должны быть заднеприводными, у ВАЗ-1119, 2108 – 2115, «Приор» и «Грант», напротив, привод на переднюю ось.

Формально участвовать в «Национальном» могут и Renault Logan с Renault Sandero, собираемые на мощностях ОАО «АВТОФРАМОС», но на деле эти автомобили не заявлены в стартовом листе. По слухам, в 2014 году в перечень автомобилей «Национального» класса могут добавить Volkswagen Polo седан калужской сборки – правда, будет ли он пользоваться популярностью, сказать сложно.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 11

В классе «Туринг-Лайт» также участвуют 1,6-литровые автомобили с четырехцилиндровыми моторами и приводом на одну ось – разница в том, что здесь бал правят зарубежные марки. Двигатели разрешено делать мощнее (до 180 сил), в подвеске используются регулируемые стойки марки Ohlins, а коробка передач может быть секвентальной. На стартовой решетке можно встретить Honda Civic, Volkswagen Polo, Peugeot 206, Ford Fiesta и Citroen C2. С ними соседствует Лада Калина Спорт, подготовленная в соответствии с более либеральными техтребованиями, чем в Национальном.

Аренда подготовленного гоночного автомобиля с предоплаченным сервисом обойдется в 200-250 тысяч рублей за этап. Как всегда, тесты и шины оплачиваются отдельно. Вступительный взнос для «Туринг-Лайта» выше, чем для «Национального»: за допуск на старт РАФ требует не 15, а 20 тысяч рублей.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 14

Следующая ступень в кузовной иерархии ― класс «Супер-продакшн». Здесь участвуют двухлитровые машины, сопоставимые с грозным «Турингом» ― не зря предcтавители двух категорий стартуют в общем заезде, который называется «Объединенный 2000». Разница в том, что машины «Супер-продакшна» проще, дешевле и медленнее «туринговых» монстров: максимальная мощность двухлитрового мотора – до 240 сил, максимальная скорость – до 185 километров в час.

На старт обычно выходят устаревшие BMW 320, Opel Astra и Honda Civic. Арендовать машину на один этап можно за 300-350 тысяч рублей.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 17

Вершина кузовной пирамиды: в классе «Туринг» собраны лучшие российские гонщики, сохранившие верность национальному первенству RRC. Аренда «боевого» автомобиля обойдется в 400-450 тысяч рублей, но он стоит этих денег: это самые быстрые кузова в отечественном чемпионате. Все автомобили подготовлены по требованиям FIA Super2000 ― зачастую здесь участвуют списанные машины из международного и европейского чемпионата. Мощность таких автомобилей достигает 300 лошадиных сил, а скорость – 200 километров в час.

Завсегдатаи российского «Туринга» ― BMW 320si и Lada Granta. Отдельная песня ― SEAT Leon Supercopa. Эти машины выгоднее с точки зрения долговременной эксплуатации: по словам участников, на «Сеатах» детали служат намного дольше, позволяя сэкономить на обслуживании. К тому же, пилоты испанской марки могут поучаствовать в двух сериях сразу: параллельно с «Турингом» очки идут в зачет SEAT Leon Supercopa, куда допущены только гонщики на одноименных автомобилях.

Долгое время основной звездой отечественного «Туринга» был Михаил Ухов, но в 2013 году на трассу выйдет еще один знаковый пилот: в RRC вернется Алексей Дудукало. Теперь участники смогут бросить вызов пилоту уровня WTCC ― в прошлые годы о таком можно было только мечтать.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 20

«Самый дорогой и неэффективный автомобиль в российских кольцевых гонках», ― так охарактеризовал Ладу Гранта Спорт двукратный чемпион страны по ралли и генеральный директор команды b-tunng Андрей Севастьянов. Действительно, при цене, сопоставимой со стоимостью Супер-продакшна, Кубок Lada Granta предлагает участникам заведомо менее надежный автомобиль: в автоспортивной среде «Гранты» прославились частыми поломками. «Никого не интересует количество стартов, всех интересует количество финишей, ― объясняет Севастьянов. ― За те же деньги в «Туринге» вы восемь раз увидите клетчатый флаг, тогда как здесь ― только пять».

Между тем, при создании моносерии Кубок Lada Granta, учредивший ее завод «АвтоВАЗ» постарался максимально удешевить машину по сравнению с «туринговой» версией. Например, место иностранной коробки передач Hewland занял отечественный аналог от «ТМС-Спорт», подвеску также заменили в угоду цене: на смену Ohlins пришли более доступные детали от KW. Двигатель «кубковой» машины выдает 240 лошадиных сил против 280 у варианта для «Туринга»: разница обусловлена конструкцией турбины и программным обеспечением мотора. Наконец, у топовой «Гранты» тормоза большего диаметра, а подвеска – жестче и имеет больше настроек.

В 2013 году прямые эфиры гонок Кубка Lada Granta появятся на кабельном телеканале «Авто-плюс», а также на интернет-площадке «ВАЗ-ТВ».

Фактическая стоимость аренды «кубковой» «Гранты» составляет 150 тысяч рублей за этап: сюда включены четыре шины и сто литров топлива. Дополнительные 110 тысяч придется потратить на обслуживание во время заездов, еще 120 ― страховой депозит на случай серьезной аварии. Если клиент не разобьет машину, то в общей сложности за уикенд он потратит 260 тысяч рублей.

Машину, впрочем, можно и купить: за 1,9 миллиона рублей.

В 2013 году Кубок Lada Granta поедет по собственному расписанию, лишь изредка совпадающему с графиком RRC. Так что при желании пилоты регулярного чемпионата России могут попробовать себя в эпизодических стартах на «Гранте». Важное уточнение: только моносерия «АвтоВАЗа» проведет полноценное соревнование не в центральной части России ― 6 и 7 июля гонки Кубка Lada Granta состоятся в Красноярске. Первый же этап станет гонкой поддержки чемпионата мира WTCC: заезды пройдут 8 и 9 июня на подмосковной трассе Moscow Raceway.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 23

Гонки с открытыми колесами всегда стоят особняком ― даже если речь идет о сугубо национальном первенстве. Начать с того, что у организаторов чемпионата Формула-Россия есть всего десять машин ― и все они уже заняты. Руководитель гоночной серии Александр Ананьев намекнул, что через пару недель один из болидов все же может освободиться, но на него уже есть претенденты. Больше того: два пилота забронировали себе болиды на сезон-2014. Правда, к середине сезона в Россию привезут пять новых машин, но когда они смогут выйти на старт, пока неизвестно.

Все дело в том, что Формула-Россия ― серия для будущих профессионалов. Сюда приходят подростки, нацеленные на долгую карьеру в формульных гонках: джентльмен-драйверов здесь не жалуют. Официально стоимость аренды автомобиля держится в тайне: у каждого пилота ― индивидуальные условия. Администрация чемпионата даже помогает новым участникам найти спонсоров. Но для того, чтобы попасть в число этих счастливчиков, придется потрудиться.

Первый этап Формулы-Россия состоялся на трассе Moscow Raceway 4 и 5 мая. Никаких гонок поддержки не было: во время заезда на автодроме находилось не больше девяти автомобилей одновременно (один сломался перед началом уикенда). И все же организаторы подготовились по полной программе: девятерых пилотов опекали 130 маршалов.

В кулуарах называют сумму в 60 тысяч евро за сезон (чуть меньше двух с половиной миллионов рублей) – в пересчете на один гоночный уикенд это 10 тысяч евро (407 тысяч рублей). Тем не менее, поэтапные выступления в чемпионате не предусмотрены: желающие арендуют болид на целый сезон. В исключительных случаях ― на полгода.

В чемпионате участвуют автомобили Tatuus FA010 из итальянской Формулы-Abarth. Двигатель рабочим объемом 1,4 литра развивает 180 лошадиных сил, предельная скорость достигает 250 километров в час. Тех, кого не смутили специфические условия Формулы-Россия, предостережем: в болиде очень мало места. Так что многие бизнес-драйверы просто не смогут поместиться в кокпите формулы.

Что дальше

Чтобы попасть в стартовый состав одной из гоночных серий, денег и желания недостаточно ― для начала придется оформить медицинскую справку о пригодности к занятиям автоспортом. Такую выписку могут сделать в физкультурном диспансере за 500 рублей. Правда, для этого придется обойти всех врачей: претендентам стоит приготовиться провести в поликлинике целый день. Через каждые три месяца справку придется обновлять ― то есть, заново проходить врачей и сдавать анализы.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 25

С допуском от диспансера можно получить лицензию на участие в гонках категории Д. Оформление этого документа стоит 3000 рублей, но основная сложность не в этом: для статуса профессионального автогонщика функционеры федерации потребуют закончить сертифицированную школу экстремального вождения или предъявить справку от команды, которая готова зачислить кандидата в пилоты. Полные требования можно узнать на официальном сайте РАФ.

Все лицензии действуют до 31 декабря ― независимо от даты выдачи. При этом получить «гоночные права» можно с 16 лет: главное, чтобы претенденту исполнилось 16 к 1 января 2013 года.

Правила RRC допускают не только закрытые, но и открытые шлемы, больше знакомые любителям ралли, чем "кольца". В таких "касках" не так жарко, но и риск травмы в случае столкновения заметно увеличивается.

Следующий этап ― покупка экипировки. По регламенту RRC каждый участник обязан носить шлем, огнеупорный комбинезон, подшлемник и перчатки ― новый комплект сносного качества обойдется в 40 тысяч рублей. Если правильно ухаживать за вещами из негорючего номекса, то они прослужат около двух лет. Особо экономные могут взять экипировку в аренду, но такой вариант подойдет только на пару гонок: при долговременном участии в соревнованиях пилоту неизбежно захочется примерить более удобный комбинезон или подобрать собственный шлем.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 26

Система защиты головы и шеи HANS удвоит затраты на экипировку, но без нее не обойтись: это требование Международной автомобильной федерации (FIA). Устройство предохраняет от перелома шеи и серьезных травм: в некоторых случаях это оказывается даже важнее шлема.

Наконец, пилотам требуются тесты, топливо и покрышки. Но если стоимость тренировок оговаривается с каждой командой отдельно, то «расходные материалы» жестко закреплены регламентом: к примеру, все участники RRC обязаны использовать исключительно гоночную резину Yokohama. Прайс-лист доступен в Интернете: самыми дешевыми новыми покрышками оказались шины для класса «Национальный» ― 5850 рублей за одну штуку. Подержанная резина для Туринг-Лайта или Супер-продакшна обойдется в 4800 рублей за колесо, а шины для Сеатов стоят по 12 тысяч за колесо.

Монопольный поставщик бензина ― компания Dolfin. Тридцатилитровая канистра топлива стоит 2550 рублей: за один этап в среднем уходит три канистры.


Примерный перечень расходов в классе «Национальный» на один этап

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 27

Все классы быстрее «Национального» будут дороже, МитДжеты и «Легенды» ― дешевле. Бонусом идут транспортные расходы: до трассы придется как-то добираться, чем-то питаться и где-то ночевать.

Зачастую профессиональные команды готовят для клиентов комплексные предложения: от первичных тренировок с инструктором и помощи в поисках подходящего комбинезона до собственно участия в гонках. По такой схеме работают, к примеру, коллективы ПСМ Team 80 и b-tuning. При наличии лицензии можно сразу звонить по объявлениям, где говорится о машинах в аренду – такие предложения регулярно появляются и на официальном сайте серии RRC.

Как обычному человеку стать гонщиком чемпионата России. Фото 28

Любители Легенд найдут координаты устроителей первенства на сайте чемпионата; тем, кого заинтересовали МитДжеты, можно напрямую позвонить директору Летнего кубка – он предложит разные варианты участия и подберет индивидуальную программу.

О нехватке мест можно не беспокоиться ― к примеру, на трассе «Нижегородское кольцо» в категории «Объединенный 1600» на старт могут выйти до 43 автомобилей. К настоящему моменту подтверждены 15 пилотов «Туринг-Лайта» и 21 участник «Национального» ― два этих класса и поедут в гонке «Объединенного 1600». Первый этап RRC намечен на 18-19 мая. Но впереди еще семь этапов – есть время подготовиться. \m