Земляки

За кого болеть
в чемпионате России
по автогонкам

На старт нового сезона чемпионата России по кольцевым гонкам RRC выйдут 53 пилота из 23 городов. Мотор рассказывает о самых ярких участниках первенства, чтобы каждый зритель смог выбрать гонщика по душе. Или по месту рождения.

Гонки RRC 2013 года пройдут в пяти городах. Сезон стартует в эти выходные в Нижегородской области, а затем посетит Подмосковье, Казань, Тольятти и Смоленскую область. И все эти регионы делегировали в чемпионат своих представителей.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 1

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 3

Главная звезда предстоящего сезона. На счету Алексея Дудукало девять титулов чемпиона России, выступления в Еврокубке SEAT Leon и два полных сезона в чемпионате мира WTCC. Если бы не авария на первом этапе, Дудукало сейчас по-прежнему сражался бы с грандами мирового «Туринга» ― но увы, Алексей так невовремя выбил из борьбы своего напарника, что заводская команда Lada не на шутку рассердилась и перевела спортсмена в RRC. Для Дудукало это шаг назад, ведь здесь он выигрывал еще десять лет назад, но для самого чемпионата Алексей ― ценнейший актив. На химчанина будут равняться. Для «обычных» пилотов Дудукало станет кем-то вроде Шумахера: соперником, которого непременно надо победить.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 5

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 7

По традиции, город Тольятти широко представлен в российских чемпионатах: близость «АвтоВАЗа» позволяет местным спортсменам с малых лет рассчитывать на поддержку Волжского автозавода. В 2013 году одним из членов заводской команды в категории «Туринг-лайт» будет 23-летний Павел Кальманович. Пилот дебютировал в автоспорте в семилетнем возрасте, а в кузовных гонках тольяттинец участвует с 2008 года. В прошлом сезоне Павел оказался в «Туринге»: после двух лет в «Туринг-Лайте» спортсмен пошел на повышение. Переход не сложился – Кальманович остался лишь девятым. Теперь Павел возвращается в знакомый класс. Разумеется, гонщик поедет на «Ладе».

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 9

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 11

Культовая фигура российского автоспорта. За более чем тридцатилетнюю карьеру Владимир Червань поучаствовал во всех видах гонок, которые только могут быть: картинг, ралли, кросс, ледовые соревнования... В автоспортивной среде орловчанин прославился отчаянной манерой езды в стиле «или грудь в крестах, или голова в кустах». В 2013 году уроженец Города первого салюта примет участие в полном сезоне серии RRC в классе «Супер-продакшн». Череваню уже давно нечего доказывать, но, зная характер Владимира, никто не сомневается, что он станет грозным соперником.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 13

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 15

Участник войны в Афганистане, экс-президент футбольного клуба и бывший глава городского округа Химки ― это все он. Владимир Стрельченко родился в Новосибирске, но после завершения военной службы перебрался в Московскую область. С 2005 года политик регулярно участвует в чемпионате России по кольцевым гонкам. Пиком карьеры Стрельченко стал чемпионский титул 2009 года в самом престижном классе Туринг. В новом сезоне отставной мэр пошел на понижение гоночной категории: вместо Туринга полковник запаса поедет в зачете Супер-продакшн на Honda Civic Type-R.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 17

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 19

Автоспорт все сильнее проникает в среду госчиновников: в 2011 году примеру Владимира Стрельченко последовал депутат чебоксарского госсовета Серегй Шалунов. Председатель совета директоров ООО Кейлис групп не только дебютировал в соревнованиях в возрасте 42 лет, но даже основал собственную команду под названием Акватек Рэйсинг Тим. Этот коллектив провел целый сезон в Кубке Lada Granta, а в следующем году Шалунов расширил программу, придя в RRC. По итогам чемпионата Сергей занял девятое место в категории «Туринг-Лайт». Новый сезон чебоксарец проведет в классе «Национальный», где будет пилотировать «Калину».

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 21

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 23

Если вам близка идеология дауншифтеров и вы подумываете о смене нелюбимой работы, присмотритесь к этому пилоту. Владислав Кубасов работал коммерческим директором, когда «заболел» автоспортом. Все началось с посещения гонки обычным зрителем, а вскоре Кубасов променял неплохую должность на роль механика-стажера в раллийной команде AVM-sport. За полтора года Владислав дорос до шеф-механика, затем вернулся в бизнес, а в 2010 году вместе с братом основал собственный коллектив ― «ВПК-Спорт» (расшифровывается как Владислав и Павел Кубасовы). Теперь пилот участвует в классе «Туринг-Лайт», а за его команду выступают сразу четыре спортсмена.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 25

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 27

Автоспорт в Омске умирает – это признает сам Михаил Грачев. Тем не менее, будущий чемпион страны получил хорошую картинговую подготовку в родном городе: в тот момент детские автогонки находились на подъеме. До 19 лет Грачев ездил в местном картинге, но травма вынудила омича прервать выступления. Спустя полтора года Михаил вернулся в автоспорт и начал выстраивать профессиональную карьеру. Грачев дважды выиграл национальное первенство по автокроссу, параллельно выступая в кольцевых гонках, а в 2012 году пилот и вовсе завоевал два титула одновременно: вместе с соревнованиями на грунте омич стал лучшим в классе Туринг-Лайт. Досрочная победа в RRC привела Михаила в большую команду: новый сезон спортсмен начнет в составе ТНК Racing Team на туринговом BMW 320i. Но, несмотря на все успехи, Грачев так и не смог превратить гонки в источник заработка: параллельно с заездами 25-летнему омскому экономисту-менеджеру приходится работать в трех местах одновременно.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 29

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 31

В 2013 году два этапа RRC пройдут на автодроме «Смоленское кольцо» в Дорогобужском районе Смоленской области. Трасса обязана своим появлением уроженцу этих мест Сергею Петрикову, а самим гоночным комплексом руководит его сын Олег. Помимо сооружения международного автодрома Петриковы известны своим предприятием «Дорогобужкотломаш» и любовью к гонкам: Олег участвует в соревнованиях с 2003 года. Спортсмен начинал в национальном кубке Volkswagen Polo, а вскоре попробовал силы на европейских турнирах: Петриков-младший несколько сезонов провел в голландской кузовной серии Dutch Supercar Challenge и Еврокубке SEAT Leon. В 2013 году Олег выступит в отечественном «Туринге» на BMW 320i.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 33

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 35

Поклонникам гонок из Татарстана можно позавидовать: спортсмены из этой республики регулярно берут призовые места в ралли-кроссе и ралли-рейдах. «Кольцо» тоже не остается без внимания: в новом сезоне на старт RRC выйдут сразу несколько пилотов из Казани. Но если имена мастера спорта Евгения Ручкана и участника легендарного «Дакара» Эдуарда Куприянова наверняка известны местным болельщикам, то Айдар Нуриев ― человек новый. Сейчас пилоту 18 лет: Нуриев семь лет провел в картинге, а в прошлом сезоне дебютировал в RRC в категории «Национальный». Айдар сразу справился с более взрослыми земляками и занял четвертое место в общем зачете. В новом чемпионате казанец продолжит гоняться в RRC на «Ладе Калина».

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 37

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 39

Единственная женщина в российском кольцевом чемпионате попала в наш список не случайно: Наталья приходится дочерью одиннадцатикратному чемпиону СССР по автогонкам Владимиру Гольцову. Отец будущей спортсменки участвовал не только в союзных соревнованиях, но и в ралли-рейде «Париж-Дакар»: с таким генами предсказать стремления Натальи несложно. Ижевчанка впервые села за руль в пять лет, а в гонках дебютировала в 2006 году. В прошлом сезоне Гольцова стала вице-чемпионкой в классе «Национальный» ― на сине-розовой «Калине». В 2013 году Наталья пересядет на новую машину: теперь гонщица рассчитывает на чемпионский титул.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 41

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 43

В сельском поселении Ягодное Самарской области проживает 4400 человек. Один из них ― чемпион России по кольцевым гонкам в классе «Туринг-Лайт» Сергей Нуждин. Спортсмен начинал карьеру в картинге, затем стал дипломированным инженером, десять лет гонялся в заводской команде «АвтоВАЗа», а потом решил организовать собственное дело. Последние пять лет Нуждин участвует в гонках в составе команды «ПСМ Team80», половина которой принадлежит ему. В 2013 году Сергей будет выступать на автомобиле, который построил лично. Lada Priora S2000 Нуждина ― уникальный автомобиль. Достаточно сказать, что в категории «Туринг» это единственная машина, целиком и полностью созданная в России ― даже «Гранты», формально приписанные к тольяттинской компании «ТМС-Спорт», на деле проектировали французы из чемпионского коллектива ORECA.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 45

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 47

Партнер и совладелец команды Нуждина «ПСМ Team80» Александр Сальников вынужден представлять сразу два города. Пилот родился во Владимире, но уже много лет живет в Ярославле. Спортсмен начинал гоночную карьеру с ралли, а в 2010 году переключился на «кольцо». Теперь Сальников выступает в классе «Туринг-Лайт» на Ладе Калина, созданной усилиями его коллектива ― в «ПСМ Team80» гордятся, что выставляют на старт только машины собственного производства. Принципиальность окупилась в прошлом году, когда конюшня стала чемпионом в командном зачете.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 49

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 51

Хотите знать, кто поставляет АвтоВАЗу пластмассу и делает сиденья для Калин? Вот этот человек: генеральный директор ОАО Пластик Максим Симонов. Поначалу сызранец только выполнял заказы АвтоВАЗа, но потом решил, что на тольяттинских автомобилях можно еще и ездить – и дебютировал в Кубке Lada Granta. Симонов добился победы в своем втором полном сезоне: в 2012 году новоявленный спортсмен взял чемпионский титул в личном зачете. Параллельно Максим попробовал себя в категории Национальный серии RRC. В новом сезоне Симонов выступит в двух чемпионатах одновременно: в RRC он поедет на Калине, а в монокубке – на Гранте.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 53

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 55

Самый молодой участник зачета Туринг-Лайт за всю историю RRC: в минувшем феврале Артему Кабакову исполнилось 15 лет. Несмотря на юный возраст, в активе екатеринбуржца уже есть победы в кольцевых гонках ― в прошлом году спортсмен выигрывал заезды грузинского кубка Legends. Кабаков дебютировал в серьезном автоспорте в сезоне-2012 – до этого Артем занимался только прокатным картингом. Теперь пилота тренирует чемпион России Формулы-3 Виктор Шайтар. В новом сезоне среди соперников Кабакова окажутся пилоты, которым перевалило за 50: в таких случаях говорят, что Артем сгодился бы им во внуки.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 57

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 59

Если вас не впечатлил 15-летний пилот, то мы готовы представить 14-летнего. Знакомьтесь: ученик из Ульяновска Егор Санин. На счету школьника победа в ледовой гонке «Волжский трек 2012» с призовым фондом в 150 тысяч рублей, два титула чемпиона России по ралли-кроссу и восемь лет карьеры за плечами. Санина тренирует корифей раллийных и кроссовых гонок Дмитрий Брагин. В 2013 году Егор дебютирует в асфальтово-кольцевой дисциплине: ульяновец примет участие в классе «Национальный» за рулем «Лады Калина». Эта модель уже принесла Санину несколько побед, так что от Егора можно ждать высоких результатов. Пилоту достался автомобиль под номером 51.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 61

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 63

В последний раз вологодские спортсмены добивались серьезных успехов в кольцевых автогонках в 1970-х годах. В прошлом сезоне Даниил Ковалев исправил ситуацию. Вологжанин дебютировал в чемпионате RRC на последнем этапе сезона в Смоленской области и сходу одержал победу в классе «Туринг-Лайт» ― а ведь спортсмену противостояли титулованные гонщики с огромным опытом. На счету самого Ковалева до этого момента были только эпизодические старты в ледовых и трековых гонках. В новом году Даниил вновь сразится с лучшими пилотами «Туринг-Лайта»: спортсмен будет управлять Honda Civic 1997 года выпуска. Пока Ковалев подтвержден только на первый этап, но при должном финансировании Даниил надеется расширить программу.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 65

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 67

За последние десять лет в чемпионате России по кольцевым гонкам выступали два Александра Львова. Один из них в ушел в европейские соревнования грузовиков ETRC, а другой остался на родине и продолжил эпизодически участвовать в RRC. Путанице поспособствовало происхождение спортсменов: оба родились в Санкт-Петербурге. В 2013 году в категории «Туринг-Лайт» должен поехать «отечественный» Львов ― тот, который едва не выиграл зачет «Супер-продакшн» в 2011 году. В тот раз Александр уступил чемпионское звание из-за слишком редких стартов. Похоже, все может повториться в новом сезоне: 42-летний петербуржец оплатил взнос за весь чемпионат-2013, но на первый этап в Нижний Новгород просто не приехал.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 69

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 71

С 2012 года свой пилот в RRC есть и у Костромы. Земляки знаменитого хирурга Сергея Спасокукоцкого могут поболеть за 19-летнего Андрея Масленникова. Спортсмен начинал гоночную карьеру в автокроссе и ралли-кроссе, а затем перебрался в кольцевые соревнования. В своем дебютном сезоне в классе «Национальный» костромич занял восьмое место и даже побывал на пьедестале почета ― неплохой результат для первой попытки. Предстоящий чемпионат Масленников начнет за рулем новой «Калины», построенной специально для RRC. Параллельно с гонками пилот учится в Костромской государственной сельскохозяйственной академии.

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 73

За кого болеть в чемпионате России по кольцевым автогонкам. Фото 75

Первый шаг RRC в сторону международного статуса: в 2013 году с россиянами поборется семикратный чемпион Казахстана по автокроссу Александр Артемьев. Уроженец Южной столицы Казахстана решил перейти в российское первенство после того, как у себя на родине выиграл все, что можно ― помимо автокросса, Александр пробовал себя в ралли и ледовых гонках. Артемьев дебютировал в RRC в 2011 году, а уже в следующем сезоне стал бронзовым призером в классе «Национальный». В новом чемпионате 28-летний спортсмен будет управлять «Ладой Калина» ― при этом пилот собирается по-прежнему жить в родной Алма-Ате, приезжая в Россию только на гонки. \m

Календарь чемпионата RRC на 2013 год

Номер Дата Автодром
1. 17-19 мая Нижегородское кольцо
2. 7-9 июня Moscow Raceway
3. 28-30 июня Смоленское кольцо
4. 12-14 июля Казань-Ринг
5. 16-18 августа Казань-Ринг
6. 30 августа - 1 сентября Смоленское кольцо
7. 13-15 сентября Нижегородское кольцо
8. 28-29 сентября Тольятти-ринг