Остаться в живых

Десять жутких аварий,
в которых не пострадал
ни один пилот

Из забавы для отчаянных парней, готовых рисковать жизнью каждые выходные, автомобильные гонки в XXI веке превратились в один из самых безопасных видов спорта. Пастор Мальдонадо на Гран-при Монако на скорости около 200 километров в час влетел в бетонный отбойник, а через несколько секунд, пересчитав по его собственным словам, все ли руки и ноги целы, самостоятельно выбрался из машины. Мотор собрал коллекцию жутких аварий за прошедшие десять лет, в результате которых пилоты отделались лишь ссадинами и синяками.

Фернандо Алонсо

Формула-1, Гран-при БразилииСан-Паулу, Бразилия, 6 апреля 2003 года

На Гран-при Бразилии 2003 года Фернандо Алонсо заработал свой первый подиум в Формуле-1. Вот только подняться на него испанец не смог. Под конец гонки ныне один из лучших друзей Алонсо Марк Уэббер разбил свой Jaguar в скоростном вираже третьего сектора, рассыпав по трассе колеса. Судьи вывесили желтые флаги, лидеры Гран-при Джанкарло Физикелла и Кими Райкконен спокойно объехали образовавшуюся шикану, но горячий испанский юноша подлетел к повороту на полном газу. Предпоследний поворот на Интерлагосе слепой – Фернандо просто не видел, что едет прямиком в оторванное колесо Jaguar Марка…

Renault Алонсо разворотила стену из покрышек и волчком пронеслась до противоположной – бетонной. Судьи остановили гонку, зафиксировав результаты на текущий момент. Фернандо остался третьим в классификации, но вместо церемонии награждения отправился на медосмотр.

Петтер Сольберг

WRC, Ралли ГерманияТриер, Германия, 21 августа 2004

Тому, что Себастьен Леб выиграл восемь из девяти проведенных в рамках WRC Ралли Германии, есть простое объяснение – гонку в окрестностях Триера называют одной из самых сложных в WRC. На отдельных спецучастках трассу обрамляют торчащие из земли бетонные ограждения-зубья, и именно об одно из них приложился в 2004 году тогда еще действующий чемпион мира Петтер Сольберг. Subaru с оранжевой единичкой на борту отправилась в полет и несколько раз жестко приземлилась на разные части кузова.

Самое удивительное, что цел и невредим остался тогдашний штурман Петтера Фил Миллз. Глядя на то, что осталось от машины после аварии, особенно в той части, где сидел Фил, сложно представить, как в спрессованной Impreza нашлось место для рослого валлийца.

Райан Бриско

Indycar, Peak Antifreeze Indy 300 Джольет, штат Иллинойс, США, 11 сентября, 2005 года

Выход на старт овальной гонки Indycar, в определенном смысле, – попытка самоубийства. Скорости в главном формульном чемпионате Америки доходят до 400 километров в час, а машины несутся в считанных сантиметрах друг от друга. Авария Райана Бриско в Иллинойсе смотрится даже круче, чем те, что наснимал в своем гоночном боевике Driven Сильвестр Сталлоне.

Райан столкнулся с Алексом Барроном и машина взлетела в воздух. После удара о стену последовал взрыв, автомобиль Бриско разлетелся на мелкие кусочки. Райан перенес аварию значительно лучше машины, мог передвигаться самостоятельно, но без легких травм все же не обошлось. Тем не менее, спустя два месяца он восстановился полностью.

Кэтрин Легг

ChampCar, Grand Prix of Road AmericaЭлкхарт лейк, Штат Висконсин, США, 24 сентября 2006 года

Кэтрин Легг в Америке не запомнилась высокими гоночными результатами, да и по внешним данным не могла тягаться с главной гонщицей США Даникой Патрик. Но в конце сентября 2006 года на одном из этапов ChampCar она все-таки оказалась в центре внимания. Кэтрин не повезло. Непосредственно перед поворотом от ее автомобиля отлетел элемент заднего антикрыла, Легг зашла в поворот на привычной скорости, но из-за недостатка прижимной силы потеряла контроль над машиной.

Болид Кэтрин раскололся напополам, монокок перевернулся несколько раз, но гонщица дошла до моторхоума команды на своих двоих.

Роберт Кубица

Формула-1, Гран-при КанадыМонреаль, Канада, 10 июня 2007 года

В жизни Роберта Кубицы было немало аварий. В 2003-м после дорожного инцидента в руку поляка вставили 18 титановых болтов, в 2011-м, после раллийной аварии в Италии, с его рукой провели еще примерно 20 операций. Между двумя этими эпизодами уместился, пожалуй, самый эффектный краш Роберта в карьере: в 2007 году в Канаде поляк дважды за пару секунд приложился о бетонные стены трассы в Монреале.

Тогда обошлось практически без последствий. Роберт провел ночь в госпитале, но врачи не обнаружили у него серьезных травм. Сам Кубица был готов стартовать уже в следующей гонке в Индианаполисе, но руководство BMW решило дать поляку полностью восстановиться, усадив за руль юного Себастьяна Феттеля – для ныне трехкратного чемпиона мира та гонка стала первой в Формуле-1.

Дарио Франкитти

Indycar, Firestone Indy 400Бруклин, штат Мичиган, США 5 августа, 2007 года

Дарио Франкитти всегда был одним из самых быстрых пилотов Indycar, но долгое время, еще до того, как шотландец завоевал все свои титулы, он был знаменит скорее благодаря браку с голливудской актрисой Эшли Джадд и невероятным авариям в Мичигане и Кентукки с перерывом в неделю в августе 2007-го. На 143 круге гонки Firestone Indy 400 Дарио едва вышел в лидеры, как легкий контакт с автомобилем Дэна Уилдона на скорости под 350 километров в час отправил его в полет. Хуже ситуации сложно представить – Дарио дважды приземлился на трассу вверх тормашками, а затем в том же положении проскреб еще несколько десятков метров. Когда маршалы перевернули машину, Франкитти выбрался из нее самостоятельно…

/http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=kQs7oAuYZEY

А через неделю он взлетел еще раз – в Спарте, в штате Кентукки. Уже после клетчатого флага Дарио наскочил на замедлившегося Коске Матсуру, снова перевернулся и снова остался цел и невредим.

Потом Дарио выиграл четыре титула в Indycar и три Инди-500. Но такие аварии, видимо, все-таки не проходят бесследно: Дарио развелся с Эшли Джадд.

Майкл МакДауэлл

NASCAR Sprint Cup Series, Samsung 500Форт-Уэрт, штат Техас, 4 апреля 2008 года

В NASCAR происходит немало зрелищных аварий. Завалы с участием нескольких десятков машин случаются хотя бы пару раз за сезон, но большая часть ударов проходит по касательной. Однако Майкл МакДауэлл в квалификации к гонке Sprint Cup 2008 года в Техасе влетел в защитный барьер под прямым углом. Телевизионная графика NASCAR дает понять, что в момент, когда машину повело, педаль газа еще была утоплена в пол до предела. Обратным движением руля МакДауэлл попытался поймать автомобиль, но стало только хуже. Майкл ехал со скоростью под 200 миль в час (около 320 километров в час) и сбросил лишь полтора десятка перед контактом со стеной.

Я не потерял сознание, я чувствовал каждый переворот, – [рассказывал](http://www.youtube.com/watch?v=EBSrN-EZYMY) Майкл сразу после аварии. – Мне жаль парней, которым придется восстанавливать эту машину

Яри-Матти Латвала

WRC, Ралли ПортугалияФаро, Португалия, 3 апреля 2009 года

Эту аварию Яри-Матти Латвала называл самой большой в своей карьере. Финну, авторитет которого в этом деле непререкаем, можно верить. Он один мог бы стать героем подобного рейтинга, вот только большинство его аварий скорее нелепы, чем опасны. Впрочем, в 2010 году в Португалии Яри-Матти действительно повезло, что и он, и его штурман Микка Антилла остались невредимы. Ошибка была не слишком серьезной: Латвала чуть поторопился зайти в поворот, его Focus накренился и перевалив через барьер безопасности отправился... в пропасть.

Ученые до сих пор не установили, сколько именно раз перевернулся Ford финна. Существует несколько версий. Если посчитать среднее арифметическое, то получится, что не меньше семнадцати…

Александр Према

DTM, Adria International RacewayАдрия, Италия, 31 октября, 2010 года

Эта авария Александра Према в каком-то смысле стоила французу хорошей карьеры. За три года до гонки DTM в Адрии француз нашел себе неплохое местечко в Audi – выступал за команду четырех колец в Ле-Мане, а также был постоянным участником DTM. Проблемы начались в конце первого круга предпоследнего этапа сезона 2010 года. Алекса выдавили с мокрой трассы на газон и спустя пять секунд его Audi превратилась в груду искореженного металла.

Audi решила дать своему пилоту отдохнуть, освободив его от выступлений в последнем этапе в Шанхае, но Према вместо того, чтобы поваляться в койке, решил пробежать марафон в Нью-Йорке, тем самым нарушив приказ команды. Когда об этом узнало руководство марки, Алекс был незамедлительно уволен.

Майк Роккенфеллер

24 часа Ле-МанаЛе-Ман, Франция, 11 июня 2011 года

Если у руководителя Audi Motorsport Вольфганга Ульриха перед гонкой в Ле-Мане в 2011 году еще оставались не седые волосы на голове, то к рассвету их точно не осталось. Из двух аварий, что случились с пилотами четырех колец в ходе суточного марафона два года назад, авария Аллана МакНиша смотрится, конечно, эффектнее: шотландец вышел в лидеры под занавес первого часа гонки, но решил зачем-то в связке поворотов обойти круговую Ferrari…

То, что МакНиш вышел из машины самостоятельно – конечно, удивительно. Но еще удивительнее, что фонтаном из обломков Audi R18 не задело ни кого из фотографов и маршалов, что наблюдали за аварией из-за барьера.

Авария Майка Роккенфеллера незадолго до полуночи была еще страшнее. Сценарий словно был списан под копирку. Круговая Ferrari уже вроде бы осталась позади, но легкий контакт отправил пилота Audi в разворот. Правда если МакНиш перед ударом проскакал сотню метров по гравийной ловушке, Рокки моментально врезался в стену – авария произошла в начале прямой Мюльсан, на одном из самых скоростных участков трассы.

Спустя год ситуация повторилась уже с одним из экипажей Toyota. Энтони Дэвидсон, обгоняя на круг пилота Ferrari, также не смог избежать столкновения. И если МакНиш с Роккенфеллером отделались по сути лишь легким испугом, то британец сломал ногу и заработал несколько трещин позвоночника.

Бонус

Кенни БракIndycar, Chevy 500Форт-Уэрт, штат Техас, 12 октября 2003

Кенни Брак: Я не помню как случилась авария, но судя по телевизионной картинке, я вышел широко из второго поворота, чтобы набрать больше скорости на прямой. Машины соприкоснулись… и я был выброшен на большой столб, что обрамлял ворота в третьем повороте. На этом мой день закончился. И список травм оказался достаточно большим. Я сломал грудную клетку, спинные позвонки, тазобедренную кость в нескольких местах, раздробил лодыжки и пару ребер – но это врачи обнаружили спустя две-три недели. Сразу после аварии это было не так важно. Доктор на трассе собирал части моей левой лодыжки в пластиковую коробку, которую потом отправил вместе с вертолетом, который доставил меня в госпиталь.

Кенни Брак восстановился после своей аварии через 18 месяцев и даже снова вышел на старт гонки.

P.S. Мотор предупреждает: не пытайтесь повторить это самостоятельно. \m