Окрыленные
скоростью

Самые необычные машины, гонявшие
по соляному озеру Бонневиль

Они не ставили рекордов скорости «в абсолюте», как легендарные «Синие птицы» Кэмпбеллов, автомобиль-капля Джона Кобба или Blue Flame с ракетным двигателем. Но все они были феноменально быстры и по-своему интересны. «Мотор» изучил самые любопытные автомобили, гонявшие по соляному озеру Бонневиль.

So-Cal Lakester

В 1946 году, в первый же день после увольнения из армии, механик Алекс Ксайдиз основал ателье So-Cal Speedshop (So-Cal – это сокращение от Southern California, Южная Калифорния). Денег было немного, а погонять хотелось – и Ксайдиз решил развить высокую скорость не за счет мощности, а благодаря аэродинамике.

Он купил на свалке подвесной топливный бак от самолета Lockheed P-38 Lightning практически идеальной каплевидной формы – и с присущей всем армейцам смекалкой приладил его к раме в качестве кузова. Двигатель Ксайдис расположил за сиденьем – таким образом, развесовка автомобиля была смещена в сторону задней оси, что для гонок по соляным озерам – только плюс.

Мотор, который был установлен в Lakester, не поражал характеристиками даже по тем временам. Это был атмосферный V8 от Ford объемом 4,8 литра – ни приводных нагнетателей, ни специального топлива. Но скорость, которую развил «бак на колесах», впечатляла – 320 километров в час!

Bombshell Betty

Этот Buick Riviera 1952 года с рядным восьмицилиндровым мотором поставил рекорд скорости в классе XO/GCC, и не один – в последний раз он смог разогнаться до 226 километров в час. Но прославилась машина не этим.

Автор этого проекта – художник Джефф Брок. Из-за особенностей его профессии машина получилась не только спортивным снарядом, но и арт-объектом на колесах. Он радикально занизил крышу, ободрал кузов до металла, накрыл фары колпаками в форме ракетных боеголовок и заменил бампер на устрашающего вида обтекатель. Говорят, что помимо скорости, этот автомобиль поставил еще и рекорд по длительности технической инспекции – изумленные маршалы долго пытались найти под капотом врата в ад.

Mooneyes Moonliner

Ателье Mooneyes, располагающееся в Санта Фе Спрингз в Калифорнии – одно из культовых мест для любого хот-роддера. Его основатель Дин Мун-старший прославился не только гонками. Например, первая машина из серии Shelby Cobra была собрана именно в гараже Mooneyes – Кэролл Шелби и Мун-старший работали над ней в свободное от работы время. И самый первый «Бэтмобиль», построенный на базе Lincoln Futura для съемок в фильме, – тоже его работа.

Самые необычные машины, гонявшие по соляному озеру Бонневиль

Обтекаемый Moonliner с авиационным двигателем V12 Alisson, несмотря на характерную «скоростную» внешность, изначально был дрэгстером – и, между прочим, долго держал мировой рекорд прохождения четверти мили. Но и в Бонневиле машина поучаствовала, развив скорость свыше 456 километров в час. Неплохо для бывшего дрэгстера? Кстати, за рулем тогда сидел Гари Габелич – тот самый, который позже на ракетной машине Blue Flame первым преодолеет рубеж скорости в 1000 километров в час.

Vesco Turbinator

Этот «стримлайнер» оснащен газотурбинным двигателем, который развивает 3750 лошадиных сил при 16 тысячах оборотов в минуту. В 2001 году Turbinator смог разогнаться до 470 миль в час (750 километров в час), став самым быстрым автомобилем с приводом на колеса – все остальные машины, способные развить такую скорость, оснащаются либо реактивными, либо ракетными двигателями.

Пилотом «Турбинатора» был Дон Веско – легендарная личность в США. Еще в 1975 году Веско развил в Бонневиле скорость свыше 300 миль в час (480 километров в час) на мотоцикле Yamaha. А свои первые рекорды скорости он начал ставить еще в 16 лет. Очередное достижение за рулем болида Turbinator он установил в возрасте 62 года, за год до своей смерти.

Speed Demon

Этот автомобиль больше похож на самолет без крыльев. Сравнение, между прочим, уместнее некуда – на автомобиле Speed Demon был установлен мировой рекорд скорости для машин с традиционными поршневыми двигателями – 706 километров в час.

В недрах автомобиля с демоническим названием – не менее лютый агрегат объемом шесть литров на базе крайслеровского Hemi с турбонаддувом и с инфернальным именем Hellfire. Мощность тоже адская – 2500 лошадиных сил. Коробка передач – семиступенчатая.

Конструкция машины получилась довольно любопытной – в отличие от большинства бонневильских «стримлайнеров», водителю предлагается не тесный кокпит с узенькой амбразурой ветрового стекла, а полноценный фонарь, как на самолетах. Кроме того, у автомобиля четыре колеса, но оси, при этом, три! Передние два колеса стоят друг за другом.

JCB Dieselmax

Еще один рекордсмен, на этот раз – среди дизельных машин. Компания JCB известна своей строительной и сельскохозяйственной техникой – в общем, она не делает ничего, что могло бы возбудить настоящего любителя скорости. Вернее, не делала.

Болид JCB Dieselmax оснащен парой почти серийных четырехцилиндровых моторов объемом пять литров каждый. Почти – потому, что мощность каждого из двигателей по сравнению с серийной версией выросла в пять раз – в итоге Dieselmax получил два мотора по 750 сил каждый. Для охлаждения двигателя и впускного воздуха, помимо всего прочего, использовался еще и обычный... лед!

Кузов JCB Dieselmax сделан из углеволокна, а объем топливного бака – всего девять литров. В итоге, снаряженная масса автомобиля составила всего 2,7 тонны. В 2006 году JCB Dieselmax смог развить скорость 563 километра в час.

Mickey Tompson’s Challenger I

Официально Микки Томсон не ставил мировых рекордов скорости – однако его болид Challenger I первым преодолел рубеж скорости в 400 миль в час (640 километров в час) в 1960 году. Еще круче было то, что хот-родер Микки Томпсон собирал свою машину в гараже – в то время, когда Кэмпбелл-младший с колоссальной финансовой поддержкой несколько лет не мог преодолеть заветную планку в 400 миль в час.

Challenger I оснащался четырьмя моторами Pontiac объемом 6,8 литра каждый, и четырьмя коробками передач Cadillac – каждый силовой агрегат приводил свое колесо. К сожалению, рекорд Микки Томпсона засчитан не был: по правилам, необходимо проехать дистанцию в обе стороны, а болид Томпсона сломался на обратном пути.

Buckeye Bullet

Это в Европе студенческие команды собирают малюсенькие машинки для участия в соревнованиях Formula Student. А вот студенты университета Огайо на такие мелочи не размениваются – они сразу строят рекордные машины для Бонневиля. И, судя по всему, они не двоечники – ведь несколько рекордов им поставить удалось!

Машина Buckeye Bullet версии 2.5, как и все предыдущие машины команды, питается исключительно электричеством – для этого в нее запихнули 32 тысячи литий-ионных аккумуляторов A123 Systems. Полетел электромобиль так, как ни одной «Тесле» не снилось – 495 километров в час! Впрочем, студенты хотят построить Buckeye Bullet 3 – она должна превысить скорость в 400 миль в час (640 километров в час). Иначе, видимо, зачет не сдадут. \m