Четвертый рейх

Чемпионат DTM решил покорить мир,
начав с России

Deutsche Tourenwagen Masters начинает глобальную экспансию. Некогда простой немецкий чемпионат через несколько лет грозит превратиться в главную кузовную серию планеты. Захват начнется в ближайшие выходные с России. Мотор рассказывает о планах DTM и объясняет, почему капитуляция неизбежна.

Сейчас в это практически невозможно поверить: семь лет назад DTM стояла на пороге очередного краха. Чемпионат покинула одна из трех участвовавших в нем марок – Opel, – и та же недобрая мысль начала посещать членов совета директоров Audi. С одной лишь Mercedes-Benz проводить первенство – даже просто немецкое – было невозможно.

Audi в итоге приняла решение остаться, но перемены назрели. DTM необходим был новый регламент, который позволил бы не только сократить расходы и привлечь новых производителей, но и сделать гонки более интересными.

Такой регламент вступил в силу в 2012 году. Три модели трех разных производителей – словно близнецы. Около полусотни компонентов в автомобилях Audi, BMW и Mercedes-Benz стандартизированы, поставляются едиными производителями и ничем не отличаются друг от друга. Загибайте пальцы: коробка передач, подвеска, монокок, каркас безопасности, тормоза, блок управления двигателем. И это далеко не полный список.

При столь жестком регламенте невозможно ни добиться серьезного преимущества над соперниками в скорости, ни развязать гонку вооружений, в свое время убившую старый DTM. В 1996 году немецкий кузовной чемпионат развалился как раз из-за того, что в регламенте не было жестких ограничений.

  • 1. Регламент. За счет нового технического регламента борьба в DTM стала плотнее. Но и на этом организаторы не остановились. Руководителям серии не нравилось, что команды успевают слишком хорошо подготовиться к гонкам, и настройки машин к моменту старта практически не отличаются. С 2013 года уикенды DTM сокращены до двух дней. В распоряжении команд – лишь одна тренировка для поиска настроек.

  • 2. Шины. Еще два новшества для увеличения числа обгонов DTM позаимствовала у Формулы-1. С нынешнего сезона в распоряжении каждой команды есть по два типа шин от компании Hankook: мягкие и жесткие. Мягкие, как и в Формуле-1, позволяют ехать быстрее, но быстро изнашиваются. Жесткие – "медленнее", но позволяют проехать большую дистанцию. Благодаря этому удалось добиться тактического разнообразия.

  • 3. DRS. Как и в Формуле-1, автомобили DTM теперь оснащены системой снижения лобового сопротивления. Угол атаки заднего антикрыла пилоты могут уменьшать в случае, если отстают от соперника менее, чем на две секунды. В DTM не регламентированы участки, на которых разрешено использование DRS – активировать ее можно один раз за круг. Прибавка в скорости – около 7-8 километров в час.

Новые правила хорошо изучили в Баварии. BMW, покинувшая Формулу-1 в период экономического кризиса, переориентировала свою спортивную программу как раз на DTM. Больше того, теперь для мюнхенцев участие в немецкой кузовной серии – главное спортивное направление. Такого в истории DTM еще не было. Для Audi основной программой являются гонки на выносливость, а у Mercedes-Benz есть команда в Ф-1. Баварцы же сделали ставку на DTM. И не только растущая популярность в Европе тому причиной. Спустя три-четыре года простой немецкий чемпионат станет главным мировым кузовным трендом.

Первая на очереди цель – Россия. Гонка на Moscow Raceway состоится уже в ближайшие выходные. Контракт рассчитан на три года, но вряд ли BMW, Mercedes-Benz и Audi захотят расставаться с российским рынком так скоро. Вопрос о проведении этапа в России стоял перед организаторами DTM на протяжении почти десяти последних лет.

Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 4
Виталий Петров за рулем автомобиля Mercedes-Benz серии DTM на Moscow City Racing

Еще в 2005 году, при поддержке тогдашнего министра спорта Вячеслава Фетисова, организаторы немецкой кузовной серии строили планы по проведению городской гонки в Москве. В столицу России с промо-акциями даже приезжали команды, но договориться окончательно так и не удалось. Городская гонка грозила стать слишком дорогостоящей, а из стационарных автодромов в России тогда был лишь АДМ в Мячково, не имевший лицензии FIA. DTM пришлось ждать.

Moscow Raceway открылась летом 2012 года и уже приняла гонки нескольких солидных чемпионатов. Уже дважды на трассу под Волоколамском приезжали пилоты Мировой серии Renault, в июне там состоялся этап WTCC, но гонка DTM станет главным событием автоспортивного сезона в России.

Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 5
За две недели до гонки на Moscow Raceway российские болельщики уже могли рассмотреть автомобили DTM вблизи

Российских болельщиков с DTM усиленно начали знакомить зимой. Команда Audi привезла в Москву автомобиль и пилотов: Маттиаса Экстрема и Эдуардо Мортару. В июле, за несколько недель до гонки, десанты трех марок DTM высадились в Москве для участия в показательных заездах на Moscow City Racing.


Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 6
Маттиас Экстрем, %двукратный чемпион DTM, пилот Audi:%«Я могу гарантировать, что гонка в России будет одной из самых интересных в сезоне. DTM нечасто приезжает на новые трассы, никто из нас никогда не гонялся на Moscow Raceway, а сейчас у нас есть в распоряжении всего одна 90-минутная тренировка, чтобы познакомиться с трассой – и сразу квалификация. Это будет невероятно интересный уикенд! Кроме того, у болельщиков есть шанс прийти в паддок, понаблюдать за работой в боксах. DTM – это огромная индустрия. Приходите и убедитесь!».

В прошедшем октябре промоутер DTM компания ITR подписал соглашение с GTA, организатором японской серии SuperGT. Две серии пока существуют параллельно, у обеих свой технический регламент и свои участники. Если в европейской DTM выступают Audi, BMW и Mercedes-Benz, то в высшем классе SuperGT представлены концерны Nissan, Honda и Toyota – последняя маркой Lexus.

Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 9
SuperGT – самая популярная кузовная серия Японии

Результатом подписанного соглашения стало решение о переходе на единый регламент. Уже в следующем году в японском чемпионате за основу будет взят свод технических требований DTM. Но речи об объединении не идет. Одними и теми же командами в обеих сериях марки принимать участия не будут, но соглашение открывает дорогу для BMW, Mercedes-Benz и Audi в Японию. Фактически они могут построить еще несколько автомобилей по тем же требованиям, что есть сейчас в DTM и отправить их в Японию – либо передав их частным командам, либо поручив заводскую программу местным подразделениям. То же самое касается и японцев. Некоторые марки могут дебютировать в DTM уже в следующем году, правда пока никаких официальных заявлений на этот счет сделано не было.

Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 10
Гоночные Lexus ждут в Европе

Унифицировано будет практически все. Длина, ширина, колесная база, размер шин – все это будет одинаковым для всех участников обеих серий. Кроме того, стандартизируют и многие узлы автомобиля. Отличаться будут лишь двигатели: если в DTM останутся четырехлитровые V8, то Super GT перейдет на двухлитровые V4, которые станут обязательными и у немцев, но лишь с 2016 года. На малолитражки немецкая серия могла бы перейти и раньше, но проблема в BMW. Переговоры с японцами были завершены уже после того как баварцы разработали новый двигатель для серии. Заставлять их разрабатывать еще один мотор спустя всего полтора года в ITR не захотели. В период, когда производители будут использовать разные моторы, организаторы серий попытаются уравнять участников искусственными образом с помощью так называемого Balance of Performance. Правда, что конкретно будет в этом своде технических правил, сказать пока сложно. Полностью единым регламент станет в 2016 году.


Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 11
Ханс Вернер Ауфрехт, %глава компании ITR, промоутера DTM:%«У японских концернов те же проблемы, что и у европейских – высшее руководство компаний требует снижения затрат на гоночные программы. Мы предложили нашу концепцию, и они её приняли. Первые прототипы для категории GT 500, которая с 2014-го переходит на регламент DTM, уже готовы. Очень вероятно, что если не в 2014-м, то в 2015 году один или два производителя из Японии придут в DTM. Вместе с тем, два или три немецких автоконцерна из DTM будут выступать в Super GT».

Когда японская и европейская серия окончательно перейдут на новый регламент, с обеих сторон – через Тихий и Атлантический океаны – начнется массированное наступление на США. О соответствующих планах было объявлено в марте. Гонки будут проводиться под эгидой Grand Am, которая вскоре будет переименована в United SportsCar Racing. Тогда же, в марте, было объявлено, что при самом благоприятном сценарии американская серия с тем же регламентом, что и в DTM, стартует не раньше 2015 года. В июле датой дебюта был объявлен уже 2017-й.

Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 14
Гонки серии Grand AM

Многие детали до сих пор не озвучены. Ясно, что стороны потратят еще несколько лет, но главное – заинтересованность марок. Для всех шести производителей, что уже объединились в рамках сотрудничества DTM и Super GT, американский рынок важен не менее, чем российский. А в теории к числу участников серий после создания чемпионата в США могут прибавиться и американские марки. Тогда детище немецкого автоспорта действительно разрастется на весь мир.

Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 15
Возможно, гонки американской DTM будут проходить в рамках одних уикендов с NASCAR, но почти наверняка – не на овалах

Но задача покорить США – самая непростая из всех, стоящих перед DTM. В Америке собственная гоночная культура. Над DRS и KERS многие в США просто смеются, а гонки DTM большинству американцев могут показаться просто-напросто скучными. Есть опасения, что на фоне NASCAR новая серия будет всегда смотреться бледно. Но немцы не собираются сдаваться.


Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с России. Фото 16
Тото Вольфф,%глава спортивного подразделения Mercedes-Benz:%«У американцев своя культура, они в восторге от NASCAR, но большинству европейцев эти гонки кажутся скучными. Господин Ауфрехт тоже так думал, пока не приехал на один из этапов: как только гонка стартует, трибуны начинает трясти от рева моторов, женщины кричат, болельщики в восторге. Нам нужно понять, как устроить для них спектакль. И, возможно, немного отойти от выбранной в Европе концепции. Здесь DTM прежде всего соревнование марок. В Америке почти никому нет дела до машин. Им нужны звезды уровня Тони Стюарта, Дэйла Эрнхарда. Нам надо заполучить звезд и попробовать через них рекламировать марки».

Если все эти планы осуществятся, в DTM вполне могут задуматься о проведении своего рода мирового финала, на который будут съезжаться лучшие пилоты всех трех серий. Ждать осталось недолго. \m