Бодрость духа

Тест-драйв «заряженного» семейства
Skoda Octavia RS

На новой «заряженной» Skoda Octavia мы уже поездили, причем едва ли не первыми в мире – сразу после премьеры «эр-эски» в английском Гудвуде. Теперь нужно разобраться в нюансах. И делать это мы будем не где-нибудь, а на одной из самых драйверских дорог Европы, румынском шоссе Transfăgărășan.

Трансфэгэрэш (Transfăgărășan) – уникальная 90-километровая горная трасса, построенная в семидесятых годах прошлого века по приказу тогдашнего главы Румынии Николае Чаушеску. Трасса, создававшаяся для военных нужд, теперь считается одной из самых затейливых и завораживающих автомобильных дорог во всей Европе.

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS
Постройка Трансфэгэрэша заняла четыре года. На ее прокладку в горах потребовалось около 6000 тонн динамита. Здесь пять тоннелей, самый длинный из которых растянулся на 884 метра.

Вьющаяся ужом асфальтовая лента, соединяющая регионы Валахия и Трансильвания, взбирается на двухкилометровую высоту горной гряды Фэгэрэш, чтобы потом снова рухнуть вниз, к подножью Карпат. Климат здесь настолько непредсказуем и переменчив, что для сквозного движения дорога открыта считанные месяцы в году – с конца июня по начало октября. Хотя иногда ее перекрывают даже в августе – из-за снегопадов…

Трансфэгэрэш сложен и опасен. Асфальт тут кое-где неровный и щербатый. На многих участках двухполосного шоссе нет отбойников и ограждений, поэтому ездить по этой дороге разрешено только в светлое время суток. Здесь так много поворотов, что средняя скорость движения автомобилей на всем 90-километровом отрезке трассы редко превышает 40 километров в час.

Правда, если вы едете на обычной машине… Но мы отправились в румынские горы на Skoda Octavia RS.

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 1
Тормоза у Octavia RS свои – они эффективнее и мощнее, чем на гражданских машинах, а суппорты у RS-ки выкрашены в красный цвет.

Все технические детали самой быстрой «Октавии» давно известны: она выпускается с кузовом «лифтбек» или «универсал» и оснащается либо 220-сильным бензиновым турбомотором 2.0, либо двухлитровым турбодизелем, развивающим 184 лошадиные силы. Привод – передний, трансмиссии для обоих моторов – шестиступенчатая «механика» или шестиступенчатый «робот» DSG. Бензиновые «эр-эски» разгоняются с места до ста километров в час за 6,8-7,1 секунды, в зависимости от коробки передач и типа кузова, а дизельные – за 8,1-8,3 секунды.

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 2
Это данные для лифтбека с механической коробкой передач. Версия с DSG будет на одну десятку медленнее, а универсал прибавит к этим цифрам еще по одной десятой.
Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 3
Чуть больше подробностей о технической начинке Octavia RS и оснащении - в нашем предыдущем материале.

Однако Skoda Octavia RS с дизелем в Россию поставлять почти наверняка не будут. Но невелика потеря: дизельная «эр-эска» не впечатляет ни динамикой, ни эластичностью мотора. Рабочий диапазон форсированного дизеля достаточно узкий – максимальные 380 Нм крутящего момента достигаются на отрезке 1750 – 3000 оборотов в минуту, а кривая мощности начинает свое падение с 4000 оборотов в минуту, поэтому «крутить» мотор выше нет никакого смысла. В результате, при езде по серпантину на машине с «механикой» водителю приходится орудовать рычагом коробки передач со скоростью уличного наперсточника, а на версии с «роботом» напрягаться должна уже электроника, выбирающая подходящую передачу.

От ускорения со средних скоростей – например, при обгонах, – в глазах не темнеет, а заметная инертность дизеля вообще не настраивает на езду на пределе.

К тому же, дизельные Octavia RS – что лифтбек, что универсал – получились чересчур тряскими. Подвеска въедливо повторяет микропрофиль дорожного полотна, не пропуская ни одного изъяна на асфальтовом покрытии. Для семейного автомобиля, пусть и с претензией на «спорт», такие настройки кажутся не самыми подходящими.

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 4
Список опций у Octavia RS будет почти таким же, как и у обычной машины: можно заказать продвинутую мультимедийную систему с сенсорным дисплеем, систему распознавания знаков и адаптивный круиз-контроль. Или панорамную крышу – чтобы задним пассажирам было не так страшно, когда водитель решит чуть поднажать.

Бензиновые «эр-эски» чуть мягче и не столь требовательны к качеству асфальта. Но главное, они намного «злее» своих дизельных собратьев.

У бензинового мотора почти такой же запас тяги – 350 Нм, однако полка крутящего момента тут длиннее, а турбоподхват со средних оборотов не стихает почти до ограничителя! В общем, классный агрегат, да еще и с приятным звуком: в обычном режиме управляющей двигателем электроники он издает низкий рокот, а в спортивном, когда активируется акустический симпозер, мотор начинает «разговаривать» с пассажирами еще громче и отчетливее.

Как и на VW Golf GTI, у двухлитрового наддувного мотора есть небольшая турбояма на малых оборотах, однако с ростом темпа на нее уже не обращаешь внимания. Да и требовать бритвенной остроты в реакциях от большой и тяжелой Octavia RS было бы глупо.

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 5
При агрессивной езде первыми сдаются шины, поэтому на дороге с большим количеством медленных поворотов Octavia RS требует аккуратного пилотажа.
Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 6
Телешоу Top Gear посвятило дороге Трансфэгэрэш целый сюжет. Посмотреть его можно на [YouTube](http://www.youtube.com/watch?vOLAtcrB0GZg).

На такой дороге как Трансфэгэрэш куда уместнее был бы маленький, мощный заднеприводный автомобиль, но и «Октавия» с шильдиком RS оказалась совсем не «овощем». Крены великоваты, зато баланс шасси близок к нейтральному – недостаточная поворачиваемость здесь почти незаметна. Руль – информативный, аккуратный и совсем не «длинный», благодаря прогрессивной нарезке зубьев на рейке.

Электронная имитация блокировки переднего дифференциала помогает чуть раньше открываться на выходе из поворота, а система стабилизации хоть и не отключается полностью, зато у нее есть режим «спорт», в котором она допускает азартные скольжения и позволяет активнее играть балансом автомобиля на сложных участках.

Даже тормоза, несмотря на явный перегрев после многокилометрового спуска по серпантину, ничуть не потеряли в эффективности.

А ведь их нагружает не только водитель, но и электроника, которая вне зависимости от выбранного режима ESP выборочно подтормаживает колеса, помогая «заправить» машину в очередной поворот.

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 7
Новая Octavia RS крупнее предшественницы - на 88 миллиметров длиннее на 45 миллиметров шире, а колесная база выросла на 102 миллиметра. Базовые колеса – 225/45 R17, самые большие – 225/40 R19.

Вопрос времени

В разгоне до "сотни" новая "эр-эска" проигрывает своим ближайшим конкурентам - Ford Focus ST и VW Golf GTI – 0,3-0,5 секунды.

Бензиновая «эр-эска» с DSG (наверняка, самый ожидаемый вариант в России) позволяет полностью сосредоточиться на пилотаже, но работает такая трансмиссия неидеально. При агрессивной езде она меняет передачи не молниеносно, словно пытаясь уберечь сложный механизм с двумя сцеплениями от ударных нагрузок, а иногда даже путается: ты хочешь вторую передачу, но «робот» внезапно переключается вверх в самый неподходящий момент. Можно, конечно, менять ступени вручную, однако без подрулевых лепестков (на тестовых машинах их не было) это не сильно-то облегчает водителю жизнь, если сравнивать с традиционной «механикой». Тем более, что «ручная» коробка передач у Octavia RS – просто отличная!

Сцепление мягкое, но информативное. Педали удачно расположены относительно друг-друга, поэтому совершать пируэты «носок-пятка» для перегазовки при переходе на пониженную – пара пустяков!

Благодаря «механике» водителю проще контролировать запас тяги перед сложными связками, да и разгон у «ручной» Octavia RS бодрее.

Причем не только по водительским ощущениям, но и по цифрам: версия с DSG проигрывает ей одну «десятку». Хотя обычно машины с «роботом», наоборот, получаются быстрее…

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 8
Самоблокирующегося дифференциала у Octavia RS нет даже среди опций. Его электронная имитация XDS работает неплохо, но с настоящим самоблоком она, конечно, не сравнится.

Довольно непривычно об этом говорить, но машина с механической трансмиссией не только быстрее, но и интерактивнее: она глубже вовлекает водителя в процесс управления, добавляя эмоций в довольно спокойный характер RS-ки. Неожиданно и то, что наиболее интересной Октавией эр-эс оказался бензиновый универсал на ручке. За счет иной развесовки он чуть-чуть азартнее реагирует на перераспределение веса в поворотах, оставаясь при этом максимально практичным и удобным для дальних поездок.

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 9
Российских цен на Skoda Octavia RS пока нет – скорее всего, они будут объявлены в начале осени. Но можно предположить, что RS-ка будет стоить чуть дешевле пятидверного VW Golf GTI, цены на который начинаются с 1,297 миллиона рублей.

Но важно понимать, что Octavia RS – не хот-хэтч. Это большой, достаточно комфортный автомобиль с мощным мотором, способным шасси и огромным багажником.

Машина, которая проглотит пяток чемоданов, велосипед и надувную лодку, а затем доставит все это в пункт назначения чуть быстрее, чем обычный универсал или вэн. И чуть азартнее. Но в этом чуть-чуть – как раз весь смысл чешской эр-эски. \m

Тест-драйв «заряженного» семейства Skoda Octavia RS. Фото 10
Будет ли в России универсал? Скорее всего, да. И это здорово – он и выглядит интересно, и багажник у него побольше: от 610 до 1740 литров против 590-1580 литров у лифтбека.
  • За деньги, которые попросят за Skoda Octavia RS в России, можно купить переднеприводный универсал Opel Insignia с двухлитровым турбомотором мощностью 220 лошадиных сил и «автоматом». «Инсигния» немного медленнее «эр-эски» (8 сек 0-100 км/ч), но не уступает ей в практичности. К тому же, это автомобиль более высокого класса D по европейской классификации, а цены на него начинаются с отметки в 1,141 миллиона рублей.

  • Российские цены на VW Golf GTI уже известны: базовый автомобиль будет стоить 1,271 миллиона рублей, что на 157 тысяч дороже, чем его предшественник. Правда, теперь 220-сильный GTI продается только с «роботом», а в его стандартное оснащение входит климат-контроль, биксеноновые фары головного света и не самая простая мультимедийная установка с восемью динамиками.

  • Ford Focus ST пока доступен только с механической трансмиссией и 250-сильным двухлитровым турбомотором. "Робота" нет даже в Европе. Зато, как и Octavia RS, Focus ST бывает и пятидверным хэтчбеком, и универсалом. Первый в России стоит от 1,251 миллиона рублей, а универсал обойдется примерно на 75 тысяч рублей дороже. Самым дорогим будет универсал с сиденьями Recaro – он стоит от 1,426 миллиона рублей.

Технические характеристики Skoda Octavia RS

2.0 TSI 2.0 TDI
Тип двигателя Бензиновый Дизельный
Рабочий объем 1984 см³ 1968 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин 220 / 4500 – 6200 184 / 3500 – 4000
Макс. момент, Нм/об/мин 350 / 1500 – 4400 380 / 1750 – 3000
Тип привода Передний Передний
Трансмиссия Механическая 6-ступенчатая (6-ступенчатая DSG)✽ Механическая 6-ступенчатая (6-ступенчатая DSG)✽
Передняя подвеска Независимая McPherson со стабилизатором Независимая McPherson со стабилизатором
Задняя подвеска Независимая многорычажная со стабилизатором Независимая многорычажная со стабилизатором
Тормоза Дисковые спереди и сзади Дисковые спереди и сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4685 х 1814 х 1449 4685 х 1814 х 1449
Колесная база, мм 2680 2680
Снаряженная масса, кг 1425 (1445)✽ 1470 (1490)✽
Макс. скорость, км/час 248 (245)✽ 232 (230)✽
Разгон 0-100 км/ч, с 6.8 (6.9)✽ 8.1 (8.2)✽
Расход топлива (комб.), л/100 км 6.2 (6.4)✽ 4.6 (5.0)✽
Объем багажного отделения, л 590 – 1580 590 – 1580
Объем топливного бака, л 50 50
Размер шин 225 / 45 R17 225 / 45 R17
Цена, рублей н.д. н.д.

✽ В скобках указаны данные для автомобилей с автоматической трансмиссией

Технические характеристики Skoda Octavia RS Combi

2.0 TSI 2.0 TDI
Тип двигателя Бензиновый Дизельный
Рабочий объем 1984 см³ 1968 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин 220 / 4500 – 6200 184 / 3500 – 4000
Макс. момент, Нм/об/мин 350 / 1500 – 4400 380 / 1750 – 3000
Тип привода Передний Передний
Трансмиссия Механическая 6-ступенчатая (6-ступенчатая DSG)✽ Механическая 6-ступенчатая (6-ступенчатая DSG)✽
Передняя подвеска Независимая McPherson со стабилизатором Независимая McPherson со стабилизатором
Задняя подвеска Независимая многорычажная со стабилизатором Независимая многорычажная со стабилизатором
Тормоза Дисковые спереди и сзади Дисковые спереди и сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4685 х 1814 х 1452 4685 х 1814 х 1452
Колесная база, мм 2680 2680
Снаряженная масса, кг 1442 (1462)✽ 1487 (1507)✽
Макс. скорость, км/час 244 (242)✽ 230 (228)✽
Разгон 0-100 км/ч, с 6.9 (7.1)✽ 8.2 (8.3)✽
Расход топлива (комб.), л/100 км 6.2 (6.4)✽ 4.6 (5.1)✽
Объем багажного отделения, л 610 – 1740 610 – 1740
Объем топливного бака, л 50 50
Размер шин 225 / 45 R17 225 / 45 R17
Цена, рублей н.д. н.д.

✽ В скобках указаны данные для автомобилей с автоматической трансмиссией