Fortwo

Любовь и ненависть

Длительный тест Smart fortwo: часть первая

Вам знакома ситуация, когда поиск свободного парковочного места занимает чуть ли не больше времени, чем сама поездка? Нам да, поэтому мы решили попробовать – а что, если ездить на очень маленьком автомобиле, который способен вылечить парковочный синдром? И взяли на длительный тест Smart fortwo. Такие как раз недавно начали официально продаваться в России.

На самом деле, серые Smart в Россию возят уже давно, да и сама придумка олигарха-часовщика Николаса Хайека выпускается аж с 1998 года – за это время она даже успела пережить смену поколений. Однако официально в России «Смарты» появились только год назад, и с тех пор разошлись тиражом около ста штук. Еще бы, при стартовой цене в 640 тысяч рублей! А наш Smart в комплектации Passion тянет на все 817 тысяч!

Длительный тест Smart fortwo: часть первая
В ходе последнего обновления Smart обзавелся светодиодными дневными огнями -- чтобы как у взрослых. А вот в фарах стоят обычные галогенные лампочки.

И ладно бы за эти деньги в машине было что-то эдакое. Так ведь нет. Литровый трехцилиндровый турбомотор мощностью 84 лошадиные силы (крутящий момент – 120 Нм), пятиступенчатый «робот» – в сумме этого хватает на не слишком убедительные 10,7 секунды до сотни. Еще в топ-комплектацию входят кондиционер, аудиосистема, стеклянная крыша, тканевый салон и воздух в шинах.

Я уже ездил на «Смарте» до этого – знакомый как-то одолжил на несколько дней свой fortwo Brabus первого поколения. То есть, я примерно знал, чего ожидать от этого автомобиля. Но все равно, увидев тестовый Smart, испытал сильнейшее волнение. Даже трепет. Не такой, какой испытываешь перед каким-нибудь эксклюзивным автомобилем или свиданием с красивой девушкой, а немного менее приятный – как перед визитом к врачу, например... Да, мне плевать на стереотипы и предрассудки. Более того, я очень люблю маленькие машины – но от мысли, что ближайший месяц я буду перемещаться именно на «Смарте», все равно становилось не по себе.

Тем более, что мой Smart был беленький и с красненьким салоном. Депутат Милонов, увидев такой на дороге, забросал бы камнями.

Момент, когда дергаешь за его дверную ручку, не сравнить ни с чем. Чувствуешь, из какой дешевой пластмассы она сделана. Из какого тонкого и податливого пластика выполнена наружная дверная панель. С каким дешевым звуком срабатывает замок. И потом – не то хлоп, не то бдзинь! – громкий звук захлопнутой двери.

Длительный тест Smart fortwo: часть первая. Фото 1
Припарковаться на "Смарте" проще простого.

О салоне достаточно сказать, что он красный. Красный салон – это клиника, вне зависимости от марки и класса машины. Хуже ярко-красных кресел в салоне «Смарта» только бордовые оконечники подрулевых рычажков, которые стыдно показывать несовершеннолетним детям. Но и это полбеды.

Эргономика? Еще немного, и можно сказать, что ее нет. Регулировка рулевой колонки отсутствует. Сам руль – с клавишами на спицах, но управлять музыкой с него почему-то нельзя, только круиз-контролем. Смешно! Казалось бы, мелочь, но дело в том, что штатные клавиши возле сенсорного дисплея настолько мелкие, что их надо искать при помощи овчарок, а нажимать – зубочисткой.

Длительный тест Smart fortwo: часть первая. Фото 2
  1. Внутри чувствуешь себя слоном в посудной лавке. Но дизайн приятный -- хотя красный цвет, конечно, быстро утомляет глаз.
  2. Плоские кресла неплохо подходят для города, но на трассе спина устает.
  3. Мультимедийная система с микроскопическими кнопками и ужасной графикой способна довести до белого каления не одного эстета.
  4. На "Смарте" превысить скорость не так-то и просто -- зачем тогда ему спидометр? А вот отсутствие тахометра -- большой недостаток.
  5. Несмотря на рейтинг нашего сайта 18+, мы не можем показать вам подрулевые рычажки "Смарта".
  6. Клавишей сбоку рычага включается автоматический режим. Даже не вздумайте пробовать!
  7. Усилия на педалях требуют привыкания.
  8. Кондиционер -- "полуавтоматический".

В рекламе своих машин компания Smart любит показывать, как юркий автомобильчик-проныра ловко гоняет в городском трафике, продирается сквозь тесные переулки и паркуется подобно богу. В «Смарте» при этом сидит довольная пара, а владельцы огромных внедорожников вокруг плачут горючими слезами. Титры.

На деле, как обычно, все немного не так.

«На стоянке всегда ставь на ручник – а то укатится», – наставляет меня техник перед тестом. «Если надо будет долить что-то, снимай переднюю панель кузова. Во-о-от так», – и показывает мне операцию, по сравнению с которой сборка и разборка автомата покажется полной ерундой.

Длительный тест Smart fortwo: часть первая. Фото 3

«Смарту» положена только одна коробка передач – пятиступенчатый «робот». Рычаг расположен привычно, между сидений, но это неудобно, ведь салон узкий, как лисья нора, поэтому за него можно случайно задеть. Например, ногой.

Однако настоящие врата в ад открываются, когда трогаешься с места. Момент, когда сомкнутся диски сцепления, предсказать невозможно. Поэтому вместо того, чтобы начать движение, ты либо стоишь, как истукан, либо, наоборот, «Смарт» бросается вперед, будто ему дали пинка. Вариант, когда с места автомобиль трогается с ускорением, пропорциональным нажатию на газ, – из разряда фантастики.

Усилие на педали тормоза (напольной, кстати!) тоже чудное: сначала педаль очень тугая, и для того, чтобы машина замедлялась, надо прикладывать ощутимое усилие. А потом, наоборот, становится легкой и чувствительной, заставляя водителя быть очень аккуратным.

Когда переводишь рычаг коробки в положение «езда» (привычного «драйва» тут нет), по умолчанию включается не автоматический, а ручной режим. И это намек! Конечно, сначала я попробовал поездить в «автомате», но терпения хватило минуты на три. Похоже, вместо того, чтобы разработать внятный алгоритм переключения передач, инженеры просто заменили его генератором случайных чисел. Даже Ванга не смогла бы предугадать, когда Smart соизволит сменить передачу.

Еще хуже то, что каждую смену передач при разгоне коробка сопровождает театральной паузой. В этот момент машина не просто перестает разгоняться – она сначала тормозит двигателем, что чертовски неприятно, и только потом меняет ступень. Поэтому автоматический режим лучше выключить и никогда не использовать.

Длительный тест Smart fortwo: часть первая. Фото 4

Ручной режим лучше. Но лишь настолько, насколько волк приятнее гиены. В этом режиме Smart трогается все так же нерешительно-яростно, а провалы тяги при переключении передач никуда не пропадают. Но тут хотя бы есть возможность контроля этих малоприятных процессов. Сгруппировался, чуть-чуть отпустил газ (так рывок будет меньше), зажмурился, дернул рычагом или подрулевым лепестком – и ждешь, пока передача наконец сменится.

Еще один преступный просчет – отсутствие тахометра. Точнее, это опция, которой на нашей машине не было. Как узнать, когда переключать передачу? Звук мотора как индикатор не годится: при интенсивном разгоне двигатель ревет чуть ли не с холостых. Остается приспосабливаться к спидометру. Вторую надо включать где-то на 60, третью на 80, четвертую на 120 километрах в час. Дальше, если хотите ехать динамично, можно не переключаться: максималка в 145 километров в час достигается именно на четвертой.

Эх, а ведь будь тут нормальная трансмиссия, Smart мог бы потрепать нервы многим в городском потоке! Разгон до сотни за 10,7 секунды, казалось бы, не ахти какое достижение, но с места до 60 километров в час малявка рвет так, что соперники по светофору на кредитных седанах испытывают сильнейший когнитивный диссонанс. Конечно, после сотни Smart сдувается, а на переключениях передач чудаковатая коробка теряет кучу времени, но факт – fortwo и правда весьма резвый!

Длительный тест Smart fortwo: часть первая. Фото 5
Еще один фетиш водителей «Смартов» -- ставить машину перпендикулярно дороге там, где "взрослые" паркуются параллельно. Делать так не стоит: во-первых, машина все равно немного выпирает, что может подпортить вашу карму, когда водитель соседнего автомобиля будет выруливать. А во-вторых, так нельзя по правилам.

Плавность хода? Как бы ее описать... Впрочем, это просто – ее нет! Маленький автомобиль с короткой базой и колесами от скейтборда имеет плавность хода тележки из супермаркета. Неровности, которые даже суперкару покажутся комариным укусом, Smart преодолевает как в последний раз. Его маленькое тельце бьется в конвульсиях, а пассажир начинает жалеть, что в качестве транспортного средства не выбрал отбойный молоток.

Неровности вносят свой вклад и в управляемость. Нужно четко прогнозировать, когда Smart подпрыгнет на очередной кочке и куда приземлится. Свой первый скоростной вираж на «Смарте» запоминаешь надолго. Четырехколесный коротышка настолько нестабилен на дуге, что прохождение изгиба дороги на ТТК считаешь подвигом. Smart едет так, как плавает рыба: переднюю и заднюю ось поочередно уводит зиг-загом.


Диаметр разворота

Длительный тест Smart fortwo: часть первая. Фото 6

А что же козырный туз в рукаве «Смарта» – его габариты? Вы будете смеяться, но поначалу парковаться на fortwo кажется очень неудобно – никак не удается сломать привычки. Хотя Smart fortwo можно уместить на коробке из-под обуви, первое время оставляешь чуть ли не метр свободного пространства и спереди, и сзади. Та же ерунда, когда ищешь парковочные места. Вот, смотришь: небольшое место есть, но Smart, пожалуй, все же не влезет. Выходишь – да там же два таких «Смарта» можно поставить!

Зато уже через неделю понимаешь, что наличие заднего парктроника – опция для героев фильма «Тупой и еще тупее». Мой, правда, не работал.

Пообвыкнув окончательно, начинаешь лезть в любую дырку, парковаться на любом свободном метре дороги и разворачиваться в один присест там, где раньше приходилось делать два-три подхода. Ведь диаметр разворота у Смарта – всего 8,5 метра.

Длительный тест Smart fortwo: часть первая. Фото 7

Так что, получается, кроме парковки в городе у «Смарта» нет никаких преимуществ? Первое время кажется именно так: привыкший к нормальному современному автомобилю водитель будет в шоке от fortwo. Но только поначалу: в ходе теста Smart не раз успел сильно нас удивить. Чем? Расскажем в следующий раз. \m

Эксплуатация

Общий пробег автомобиля, км
Пробег с начала теста, км
Расход топлива, л

Технические характеристики Smart fortwo

1.0 T AT Passion
Тип двигателя Бензиновый
Рабочий объем 999 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин 84 / 5250
Макс. момент, Нм/об/мин 120 / 2000 – 4750
Тип привода Задний
Трансмиссия Роботизированная 5-ступенчатая
Передняя подвеска н.д.
Задняя подвеска н.д.
Тормоза Дисковые спереди и барабанные сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 2695 × 1559 × 1565
Колесная база, мм 1867
Снаряженная масса, кг 770
Макс. скорость, км/час 145
Разгон 0-100 км/ч, с 10.7
Расход топлива (комб.), л/100 км 4.9
Объем багажного отделения, л 220 – 340
Объем топливного бака, л 33
Размер шин 175 / 55 R15 спереди и 195 / 50 R15 сзади
Цена, рублей 817 000