Первый
после Леба

Десять фактов о новом
чемпионе мира по ралли

В чемпионате мира по ралли появился первый за десять лет новый чемпион. В минувший уикенд Себастьен Ожье из Volkswagen стал первым обладателем титула после девяти побед подряд Себастьена Леба. «Мотор» решил рассказать о десяти самых интересных фактах в биографии нового чемпиона мира.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 1

Себастьен родился в местечке Гап на юго-востоке Франции – это неподалеку от горных массивов Альп Дофине. Сам городок расположен на высоте 745 метров над уровнем моря, так что в увлечении Себастьена лыжными гонками, а не автомобильными, не было ничего удивительного. Как и у Себастьена Леба (будучи подростком, Себ-старший занимался спортивной гимнастикой), у Ожье нет картингового опыта. В детстве он вообще не думал о том, чтобы стать гонщиком.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 3

Подростком Ожье заработал свои первые деньги будучи инструктором в курортном городке Орсьер Мерлет, что неподалеку от Гапа. Кроме того, он сам принимал участие в соревнованиях и даже имел разряд по горным лыжам. Но тогда спортивная карьера не сложилась. У меня получалось неплохо, – говорит Ожье, – но я никогда не был лучшим, никогда не боролся на высшем уровне. И именно это было сложнее всего принять. Поэтому я решил попробовать себя в другом спорте.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 5

Думаете, что разочаровавшись в своих способностях, Ожье-лыжник сразу стал Ожье-раллистом? Как бы не так. Всего десять лет назад нынешний чемпион мира по ралли профессионально играл в… лионский шар. Эта разновидность петанка довольно популярна во Франции, но не в остальном мире. В отличие от петанка, металлические шары в лионском варианте можно кидать с разбега и даже катать по земле.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 7
Петанк – популярная игра у людей из мира ралли. После окончания карьеры в WRC профессионально заняться им планирует штурман Себастьена Леба Даниэль Элена

Я думаю, это помогло мне научиться лучше контролировать эмоции. Лионский шар – непростой вид спорта. Он требует концентрации, в том числе умственной. Мне кажется, именно благодаря нему мне удалось обуздать свой соревновательный темперамент. Раньше у меня была тенденция проигрывать вдрызг.

В общем, Ожье ни много ни мало чемпион Франции по лионскому шару.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 9

Отец Себа был болельщиком Айртона Сенны, а дядя – пилотом-любителем, выступавшим в автокроссе. Так что гонками Ожье интересовался с самого детства, а закончив обучение, пошел на курсы подготовки механиков.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 11
Как быстро поменять колесо на раллийном автомобиле Ожье узнал еще до того, как сесть за руль

Карьера Себа в автоспорте началась, когда ему уже было 20 лет – с должности механика Peugeot Sport. Он обслуживал машины участников Rallye Jeunes, совместной программы марки и Федерации автоспорта Франции FFSA по поддержке молодых талантов. И именно в это время, глядя на молодых раллистов, Ожье понял, что вполне может управиться с гоночным автомобилем самостоятельно.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 13

Вас интересует, почему французы так успешны в ралли? Вот вам один из ответов: из личного кармана Себастьен Ожье потратил на собственную карьеру всего 20 евро. Они ушли на то, чтобы принять участие в конкурсе Федерации автомотоспорта Франции (FFSA) по поддержке молодых талантливых пилотов. Подобная программа есть и в Финляндии (это если вас интересует, почему в чемпионате мира по ралли много еще и финнов).


Что еще можно купить на 20 евро во Франции?

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 15

Себ – выходец из небогатой семьи. Отец Ожье работал заправщиком, мать – секретарем. Купить машину или оплатить выступление в составе одной из команд у Себастьена просто не было возможности. Но 20 евро на заявку в FFSA он заработал сам.

В программе Rallye Jeunes свою карьеру, к слову, начинал и Себастьен Леб. Ее же участником стал Ожье. Испытание на роль пилота Ожье-механику удалось пройти со второй попытки: гоночную карьеру Себ начал в 22 года. Затем, при поддержке федерации, которая полностью оплачивала его выступления, он выиграл французский Кубок Peugeot 206 в 2007 году и чемпионат в юниорском зачете WRC в 2008-м – за рулем Citroen C2 класса Super 1600. Затем FFSA помогла Ожье закрыть часть бюджета и во время выступлений в составе Citroen Junior в зачете WRC.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 16
Комбинезоны Ожье и штурмана Жульена Инграссии в начале карьеры были украшены нашивками FFSA

Сейчас, после того как Ожье стал зарабатывать гонками, он решил переехать в Швейцарию. И не стесняясь говорит, что главная причина этого – высокие французские налоги. Но несмотря на это, Себастьен не забыл, кто дал ему шанс проявить себя. Сейчас Ожье – один из инвесторов FFSA и Rallye Jeunes.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 18

В Гапе увлекаться можно не только лыжами, но еще и гонками. Ралли Монте-Карло проходит именно в этом регионе Франции, и Ожье в детстве посетил несколько ралли. Пока Себ был подростком, в WRC доминировал Томми Мякинен – именно финн был кумиром будущего чемпиона мира.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 20
Себастьен Леб начал побеждать в чемпионате мира еще тогда, когда Себастьен Ожье был механиком в Peugeot Sport

Чуть позже Ожье начал болеть за Леба. Себ-старший был для Себа-младшего примером для подражания. Леб, как и Ожье, выходец из семьи с небольшим достатком, и в своей карьере он всего добился сам.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 22

Первая личная встреча двух Себастьенов произошла в 2007 году. «Он приехал посмотреть на одну из гонок Peugeot Cup, в которой также выступал муж его сестры, – вспоминал Ожье перед началом Ралли Франции, последнего для Леба в WRC. – После гонки он подошел поздравить меня с выступлением. Это был особенный для меня момент. И эта встреча, конечно, помогла мне в будущем наладить контакты с командой Citoren, потому что он рассказал про меня нужным людям».

Статистика Ожье и Леба на момент завоевания первого титула в WRC
Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 24

Спустя полтора года после встречи с бывшим кумиром Себ-младший стал пилотом полузаводской Citroen Junior, а еще через полтора – его напарником по заводской команде.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 26

С Жульеном Инграссия Себ познакомился еще во времена выступлений в Peugeot Cup. Штурман Ожье, как ни странно, тоже участник Rallye Jeunes. Перед переходом в главный класс WRC ни у Себа, ни у Жульена практически не было опыта. Но, несмотря на советы сменить штурмана, Ожье делать этого не стал.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 28
Жульен Инграссия (слева) – соавтор всех побед Ожье

Расстаться они могли и в середине 2009 года. Жульен совершил несколько ошибок, из-за которых произошло несколько обидных вылетов, но этот трудный момент Ожье и Инграссия преодолели вместе.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 30

Полноценный дебют в высшем классе WRC состоялся в 2009 году. Ожье стал одним из пилотов молодежной команды Citroen вместе с Конрадом Раутенбахом (кто-то еще помнит такого?) и Евгением Новиковым. Причем, из всех троих наиболее перспективным считался именно россиянин! Новикову еще не было 20-ти, а гоночного опыта у него было больше. При этом 25-летний Ожье совершал много ошибок, а Евгений был даже быстрее.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 32
Евгений Новиков и Себастьен Ожье дебютировали в WRC почти одновременно

В Греции Новиков стал самым молодым в истории WRC победителем спецучастка – раньше, чем Ожье. Россиянин впервые показал лучшее время на третьем допе Ралли Акрополис, а Себ выиграл четвертый. Но если Евгений затем добрался до финиша только пятнадцатым, то француз стал вторым, впервые в карьере поднявшись на подиум.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 34

Отношения с Лебом испортились в 2011 году, когда бывший механик и чемпион Франции по лионскому шару выиграл пять гонок WRC в составе Citroen. Столько же побед было и на счету семикратного к тому времени чемпиона мира по ралли – у Леба.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 36
Некоторое время два Себастьена предпочитали разговаривать друг с другом только через прессу

Между двумя напарниками случился конфликт, а команда встала на сторону более опытного пилота, отодвинув новичка на второй план. Леб выиграл титул, а Ожье после окончания сезона вынужден был покинуть Citroen.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 38

Вариантов продолжения карьеры было не слишком много. Ожье звал к себе в Ford Малькольм Уилсон, но Себ принял решение заключить контракт с Volkswagen, который только готовился дебютировать в чемпионате в 2013 году. Это означало, что бороться за победы в гонках WRC в 2012 году Ожье не сможет.

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли. Фото 40
На плечи Ожье легла основная работа по доводке Polo WRC

Поэтому весь прошлый сезон Себ выступал на этапах за рулем Skoda Super 2000, а параллельно выкатывал Polo WRC на тестах. Всего за год Ожье накатал за рулем нового Volkswagen более 6000 километров, при том, что основные пилоты в гонках проехали около 4500. Так что к началу сезона 2013 года Себ был не просто хорошо знаком с автомобилем – автомобиль для победы в чемпионате он, в каком-то смысле, создал себе сам. \m