Квят


Сироткин

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1

Все идет к тому, что в 2014 году в Формуле-1 будут выступать сразу два российских пилота. Совсем недавно было объявлено о начале подготовки к чемпионату Сергея Сироткина в составе Sauber, а теперь последовали новости о подписании контракта Даниила Квята с Toro Rosso. Мотор решил сравнить двух российских гонщиков.

Квят и Сироткин – погодки. На момент старта первой гонки сезона 2014 года ни одному из них не будет еще и двадцати. В марте российские подростки разбавят топ-10 самых молодых пилотов в истории чемпионата, а 18-летний Сергей его ко всему прочему и возглавит.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1

Конечно, в отношении контракта Сироткина еще остаются вопросы. Официально Sauber не объявляла о том, что Сергей непременно выйдет на старт первой гонки сезона в Мельбурне – пока речь идет лишь о планомерной подготовке. Сироткин дебютирует в Формуле-1 только в том случае, если все пойдет по плану. Искренне на это надеясь, мы решили столкнуть двух будущих российских пилотов Формулы-1 лбами.

Опыта не хватает обоим. За плечами Сироткина всего три полных сезона в формульных сериях, у Квята – четыре, но важнее то, как были выстроены карьеры обоих.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 3
Даниил Квят выигрывал гонки в Формуле BMW, Формуле Renault 2.0, Евросерии Ф3 и GP3

Даниил прошел через сито одной из сложнейших юниорских серий Формулы Renault 2.0, откатав в классе два года, а затем сразу ввязался в схватку за титул в GP3. Европейская 2.0 и GP3 – пожалуй, два самых сильных по составу пилотов юниорских чемпионата, в которых на старт выходят почти по три десятка молодых и перспективных гонщиков. Квят всегда был в числе лидеров. По хорошему, для шлифовки не хватает одного добротного сезона во взрослой Формуле Renault 3.5, но в целом карьера Даниила была выстроена образцово.

Карьера Сироткина развивалась рывками, если не сказать «стихийно». Чемпионский титул в Формуле Abarth – хороший пункт в резюме, но не более того. Сразу после этого Сергей перескочил через пару ступеней, продолжив карьеру в AutoGP. Но здесь из полутора десятков пилотов по-настоящему «перспективными» можно было назвать лишь троих-четверых, включая его самого. Сироткин стал третьим в чемпионате, что просто «неплохо».

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 4
Во "взрослых" сериях у Сироткина лишь две победы – в 2012 году в не самой престижной AutoGP

Первый сезон в действительно сильной и представительной серии, Формуле Renault 3.5, Сергей закончил менее недели назад и по его итогам оказался на девятой строчке личного зачета. Не во всех бедах Сироткин повинен сам, но в Формуле-1 обычно обращают внимание лишь на итоговые протоколы. В любом случае, девятое место в Формуле Renault 3.5 – совсем не тот результат, который мог бы заинтересовать людей из паддока Ф-1. Наверное, не секрет, что подписывая контракт с Сергеем, в Sauber смотрели совсем на другие цифры. Не надо быть экспертом, чтобы понять: на Формулу-1 Сироткин – при несомненном таланте – пока не наработал.

Формулу-1 ждет большая встряска в следующем сезоне. Регламент чемпионата изменится кардинально – и это, кстати, плюс для обоих российских подростков. Осваиваться за рулем и привыкать к новым машинам придется не только им, но и всем остальным гонщикам. Можно даже помечтать, что недостаток опыта обоим сыграет на руку – ни Квяту, ни Сироткину по крайней мере не придется переучиваться. Но главное надо сказать о другом. О командах.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 7
На протяжении полугода Sauber будет готовить Сироткина к дебюту, а заодно и оценивать его

С коллективом Сироткину повезло чуть больше. Обе команды – середняки Формулы-1, так что за победы Даниил и Сергей будут в 2014 году бороться вряд ли. Если опираться на результаты нынешнего сезона (а в общем, и пары предыдущих), Sauber будет посильней. У швейцарцев одна из самых лучших баз среди всех команд чемпионата (не в последнюю очередь благодаря наследию BMW). Даже провалив начало нынешнего сезона, команда смогла выправить положение и в последних гонках уступает только большой четверке: Red Bull, Ferrari, Mercedes AMG и Lotus. Если швейцарцы и дальше продолжат набирать такими темпами, к концу чемпионата позади может остаться даже McLaren.


Статистика Sauber и Toro Rosso в сезоне 2013 года
Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 8

Toro Rosso – всего лишь дочерняя команда Red Bull, созданная только для того, чтобы выращивать из таких как Квят, таких как Феттель. Toro Rosso, в конце концов, это еще и бывшая Minardi – от этого тоже никуда не деться. Место во второй половине протокола Кубка конструкторов ей практически гарантировано. У команды нет денег на то, чтобы бороться с сильнейшими, да ей это не особенно и нужно. Главное – растить молодежь, позволить ей набить шишек.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 9
Квят проехал за рулем автомобиля Формулы-1 пока лишь 22 круга – на летних тестах с Toro Rosso

В сухом остатке: кажется, что машина в распоряжении Сироткина будет побыстрее. А значит больше будет и шансов на высокий результат. Но в том-то и дело, что это только кажется. Насколько сильны будут обе команды в следующем году, предугадать сложно. Когда в Формуле-1 меняется регламент, зачастую меняется и расстановка сил.

Оценивать достижения российских дебютантов будут не только по абсолютным показателям, но и по относительным – в сравнении с напарниками. С кем будет делить гараж Квят, уже известно – в пресс-релизе, посвященном подписанию контракта с Даниилом, Toro Rosso подтвердила продление соглашения с Жаном-Эриком Вернем. Француз начнет в 2014 году свой третий сезон в чемпионате мира.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 12
С Жаном-Эриком Вернем Даниил знаком уже несколько лет. Оба – выпускники Red Bull Junior

Вернь опытнее, но не потеряться на его фоне Даниилу вполне по силам. Жан-Эрик смотрелся скромнее своего напарника Дэниэла Риккардо, особенно в квалификациях. По субботам Вернь уступал австралийцу регулярно – Квят должен попробовать навязать ему борьбу. Стабильность в гонках вряд ли придет сразу, но в целом француз очень уж грозно не выглядит. Конечно, Жан-Эрик – не звезда, но, в то же время, спуска Квяту он точно не даст. В первом же совместном сезоне одолеть Верня Квяту будет очень сложно.

Кто будет напарником Сироткина, пока неизвестно. Если в Sauber каким-то чудом останется Нико Хюлькенберг, Сергею придется очень несладко. Немец в текущем сезоне изничтожил Эстебана Гутиерреса, а в следующем станет еще сильнее. На его фоне дебютант Сироткин, скорее всего, просто потеряется. Тем не менее, Нико скорее всего все-таки заберут в межсезонье в команду посильнее.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 13
Пара пилотов Sauber в 2013 году: Нико Хюлькенберг и Эстебан Гутиеррес. Возможно, кто-то из них будет напарником Сироткина

С Гутиерресом тягаться будет чуть проще, как и с любым другим вчерашним дебютантом. Но предположения строить пока очень рано. Sauber относительно того, кто сядет во второй автомобиль в следующем году, пока не обмолвилась ни намеком. Глава команды Мониша Кальтенборн лишь заметила, что не станет приглашать в команду еще одного дебютанта. Так или иначе, в ситуации Сергея практически любой вариант сложно назвать удачным. Быть разгромленным Хюлькенбергом – плохо. Проиграть Гутиерресу или пилоту того же калибра – возможно, еще хуже. В то, что Сергей сможет выиграть дуэль внутри команды, верится с трудом. Не потому что он плох. Просто в последние годы это не удавалось сделать ни одному из дебютантов.

Здесь споров вообще быть не может. Квят – участник самой престижной в мире программы поддержки молодых пилотов. Red Bull Junior довела до Формулы-1 уже почти десяток пилотов, вырастив себе почти что четырехкратного чемпиона мира. Быть атлетом Red Bull – это само по себе отличный знак качества.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 16
Квят (третий слева) – прошел через жесткий отбор Red Bull Junior

Сложно сказать, чего добился бы Квят, не имея поддержки Red Bull, но главное – теперь место в Toro Rosso на сезон 2014 года у него уже никто не отнимет. В то же время, будущее Сироткина от его спонсоров зависит куда сильнее, чем от него самого. Громоздкая система, выстроенная между российскими инвестиционными фондами, Национальным Институтом Авиационных Технологий и Sauber, пока не кажется прочной. После июльского пресс-релиза о начале сотрудничества ни одна из сторон так по сути и не поделилась подробностями.

Недостаток информации породил и продолжает порождать массу слухов, в прессе обсуждаются прежде всего не гоночные таланты пилота Сироткина, а количество нулей, прописанных в контракте. Мониша Кальтенборн уже несколько раз заявляла о том, что подробности последуют скоро, но они – подробности – не слишком торопятся. А потому поверить в то, что сделка сорвется, многим пока значительно легче, чем в обратное.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 17
Глава Sauber Мониша Кальтенборн

Положение Сироткина кажется более шатким по одной простой причине. Он сейчас лишь инструмент, при помощи которого государство пытается повысить интерес к Гран-при России в Сочи. Если «кто-то наверху» передумает, Сергей рискует лишиться не только места в Формуле-1, но и всей карьеры – один раз вылетев из чемпионата, вернуться будет уже очень сложно. Об этом многое может рассказать, например, Виталий Петров. Его поддержать решили тоже «сверху». И там же – «сверху» – потом поддерживать передумали. От самого Петрова – при том, что в гонках он был совсем не плох – уже мало что зависело.

Перед Квятом же сейчас два пути. Все очень просто. Судя по опыту его старших товарищей, у Даниила есть пара лет в запасе. Можно доказать своими результатами, что он достоин места в основной команде Red Bull (и, скажем, заменить там Феттеля, который вдруг решит перейти в Ferrari) – по этому пути удалось пройти Риккардо – и спустя три-четыре года уже начать выигрывать гонки. Но...

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 18
В запасе у Квята есть примерно два-три сезона. В Toro Rosso дают пилотам шанс и набраться опыта, и показать себя

Есть и другой путь. И по нему ушло гораздо больше пилотов. Это сегодня Квят – самый перспективный из юниоров Red Bull. Но такими же в свое время были Скотт Спид, Хайме Альгерсуари, Себастьен Буэми… Если через пару лет Даниил так и не конвертирует свой талант в сносные для гонщика Toro Rosso результаты, он вполне может составить им компанию. Жестко? Конечно. Но Квят играет по таким правилам уже без малого четыре года – с тех пор, как подписал контракт с Red Bull.

Формула-1 уже давно больше бизнес, чем спорт. Пилоты практически не попадают в чемпионат без спонсорской поддержки – это не секрет. Едва ли не к каждому дебютанту сейчас приклеен ярлык рента-драйвера. К Сироткину в том числе.

За Сергея даже обидно. Будучи одним из самых быстрых молодых пилотов своего поколения, Сироткин просто не успел это доказать. Его имя появилось в первом же пресс-релизе о начале сотрудничества – абсолютное большинство журналистов и болельщиков узнали о нем в этот самый момент. Логическая цепочка не могла сложиться иначе: «русские купили место в Формуле-1». Не слишком сильные результаты самого Сергея в Формуле-Renault 3.5 только сгустили краски. То, что он проводил в серии первый сезон, и то, что низкие результаты порой объяснялись ошибками команды, уже мало кого волновало.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 21
Частично минимизировать имиджевые потери Сироткину удалось в ходе визита на Гран-при Италии. В Монце Сергей поразил журналистов серьезным подходом к делу и уверенностью в себе

Неуклюжести всей этой истории добавило упоминание в том же самом релизе НИАТ. Партнером команды был назван институт, который возглавляет отец Сергея. Примитивная логическая цепочка стала еще логичнее и примитивнее: «Сироткина устроил в Формулу-1 отец». Теперь, как бы далеки ни были эти рассуждения от реальности, избавиться от своего ярлыка Сергею будет невероятно сложно.

На фоне Сироткина, Квят – весь в белом. Программу Red Bull Junior можно ругать сколько угодно. Порой со своими пилотами австрийцы (читай – глава программы Хельмут Марко) и правда обращаются, как дамы с перчатками. Но, ругая, не надо забывать об одном: Red Bull – единственная компания, которая позволяет пилотам добраться до чемпионата мира, не занимаясь поисками спонсоров и даже не ведя самостоятельно переговоры с командами. Юниоры Red Bull – те, кто в своей карьере всего добились благодаря результатам. Все проблемы решает доктор Марко, от них самих нужны только победы и подиумы. Квят – едва ли не эталонный образец молодого пилота Red Bull.

Сталкиваем лбами двух российских пилотов Формулы-1. Фото 22
Боевой пилот Toro Rosso в сезоне 2014 года Даниил Квят

Да, у него были ошибки. Без них он не упустил бы титул в Еврокубке Renault 2.0 в 2012 году. Без них, скорее всего, он сейчас лидировал бы в GP3. Но из Red Bull Junior не выгоняют за ошибки. Оттуда выгоняют за их повторение или тогда, когда доктор Марко поймет, что его молодой гонщик точно не Феттель. У Квята шансы стать Феттелем еще есть.

Показательно то, как именно Даниил застолбил за собой место в Toro Rosso. Сезон в GP3 начался для россиянина не слишком удачно – на протяжении первой половины чемпионата он плелся где-то в хвосте первой десятки личного зачета. Мощный спурт последовал аккурат после того, как стало известно о переходе Риккардо в Red Bull Racing. Даня вцепился в освободившийся кокпит руками и зубами, выиграв гонку в Спа и разорвав пелотон GP3 на мелкие кусочки в Монце. Именно такой хватки, наверное, не хватило для повышения другому юниору Red Bull Антонио Феликсу да Коште. Португалец считался фаворитом в борьбе за кокпит Toro Rosso, но в тот самый момент, когда это было необходимо, на мелкие кусочки никого не порвал. Не Феттель, – решил Хельмут Марко. \m