Когда машины
были
широкими

Автомобильная реклама
середины XX века в работах
Артура Фитцпатрика

Все мальчишки в детстве рисовали автомобили. У большинства из них дальше каракулей на тетрадных полях дело не зашло, но есть люди, которые провели всю свою жизнь, рисуя машинки и заработав на этом не только деньги, но и славу. Один из них – классик автомобильной рекламы пятидесятых-семидесятых Артур Фитцпатрик.

Автомобильная реклама середины XX века в работах Артура Фитцпатрика
Pontiac Bonneville Vista, 1960 год

Краткий послужной список:

свыше 700 иллюстраций для печатной автомобильной рекламы, более 40 международных наград, членство в ассоциации автомобильных художников. Именем Фитцпатрика названа престижная художественная награда, а своим творчеством он вдохновил не одно поколение дизайнеров, художников и иллюстраторов.

Артур Фитцпатрик (друзья часто называли его Арт или Фитц) начал свою карьеру в 1937 году, когда ему было всего 18 лет: он работал дизайнером в детройтском кузовном ателье Briggs. Уже через год он перешел в компанию Darrin, где создавал кабриолеты, седаны и хардтопы на базе шасси Packard. Позже ателье было выкуплено самой компанией Packard: Фитц остался в компании и разработал дизайн модели Packard Clipper 1942 года.

Однако именно в этот момент США ввязались во Вторую мировую войну. Стране стало не до автомобилей, и Фитцпатрик поступил на службу в Военно-морские силы. Возвращение в профессию произошло быстро – не успев уволиться из ВМС, в 1945 году Фитцпатрик подписал контракт на создание автомобильной рекламы для марки Mercury – уже тогда он был известен как первоклассный художник и иллюстратор.

Автомобильная реклама середины XX века в работах Артура Фитцпатрика. Фото 1
"Разделение труда" в случае с Фитцпатриком и Кауфманом напрашивалось само собой: первый был автомобильным дизайнером, а второй – первоклассным художником.

Настоящий успех пришел к Фитцпатрику после того, как в 1949 году он начал работать вместе с Вэном Кауфманом, бывшим художником Disney. Артур рисовал сами автомобили, а Вэн – красивые фоны для них. Пара быстро нашла свой уникальный стиль: рекламные материалы от Фитцпатрика и Кауфмана выглядели гламурно, дорого и по-новому.

В 1959 году тандем иллюстраторов получил эксклюзивный контракт от Pontiac. Компания в этот момент как раз решила найти свежий подход к рекламе своей новой модельной гаммы Wide Track – и тогдашний шеф Pontiac Джон Делориан распорядился, чтобы всю принтовую рекламу для марки делали Фитцпатрик и Кауфман. Аналогично, кстати, затем поступил и вице-президент General Motors Боб Лутц – в 1970-х он подрядил Арта и Вэда на создание рекламных материалов марки Opel.

Автомобильная реклама середины XX века в работах Артура Фитцпатрика. Фото 2
Все американские модели концерна GM делались на одной платформе. Но в конце 1950-х стилисты Pontiac обратили внимание на то, как нелепо смотрятся глубоко "запрятанные" в арки колеса, и чуть не взбунтовались. Они предложили увеличить колею, чтобы автомобили выглядели более спортивно. Инженеры, к счастью, сопротивляться не стали: ведь помимо эстетической выгоды, "Понтиаки" с расширенной колеей лучше управлялись.

За вдохновением и зарисовками, вооружившись фотоаппаратами и этюдниками, художники ездили по всему миру. Рим, Париж, Монте-Карло, Акапулько, Гавайи, Пуэрто-Рико – каждый год Арт и Вэн садились в самолет и отправлялись в затяжное путешествие. При этом, по словам Фитцпатрика, одно и то же место для разных рекламных иллюстраций использовалось не больше пары раз.

Кажется, что Фитцпатрик и Кауфман работали в жанре реализма, но это не так. Во-первых, автомобили на иллюстрациях получались такими привлекательными еще и потому, что Артур сознательно искривлял им пропорции, изображая их шире, чем они были на самом деле. Во-вторых, желая подчеркнуть пропорции и чистоту линий кузова, Фитц намеренно забывал о таких деталях, как дворники или антенны – на иллюстрации они, по мнению художника, только отвлекали зрителя от красоты автомобиля. Наконец, машины на иллюстрациях были больше, чем нужно: они доминировали в общей композиции, а иногда едва влезали в кадр – и это тоже было сделано абсолютно намеренно.

Автомобильная реклама середины XX века в работах Артура Фитцпатрика. Фото 3
Автомобиль Packard Clipper 1942 модельного года – тоже одно из творений Фитцпатрика.

В какой-то момент руководство даже решило, что дуэт перегламурил: Арта и Вэна вызвали на ковер и ткнули пальцем на две иллюстрации, фон на которых выглядел слишком иностранным. К счастью для иллюстраторов, руководство указало на рекламные постеры, фоном для которых выступали Нью-Йорк и Вашингтон.

На первых порах пропорции автомобилей на иллюстрациях тоже вызывали недовольство в верхах. Узнав, что Фитцпатрик искажает размеры автомобилей по собственной воле, руководство едва не сделало ему нагоняй за художественную самодеятельность. Из ситуации Артур выкрутился изящно: он взял фотоаппарат, сфотографировал автомобиль с разных ракурсов, получившиеся снимки обвел по контуру – а в довесок к таким скетчам нарисовал аналогичный автомобиль, но с искривленными пропорциями. После чего принес свои работы начальству и предложил выбрать неправильную машину. Рисунок с самодеятельностью угадали только с третьего раза, и больше вопросов к художнику не возникало.

Автомобильная реклама середины XX века в работах Артура Фитцпатрика. Фото 4
Pontiac Bonneville, 1959 год
Автомобильная реклама середины XX века в работах Артура Фитцпатрика. Фото 5
Премия имени Фитцпатрика учреждена Ассоциацией автомобильных художников AFAS в 2013 году на конкурсе элегантности в Пеббл-Бич.

По результатам опросов, на протяжении десяти лет подряд работы Фитцпатрика и Кауфмана признавались самой лучшей журнальной рекламой – причем за Pontiac голосовало до 47 процентов респондентов! Да и результаты продаж не без помощи Арта и Вэна выросли: уже к 1962 году марка переместилась с седьмого на третье место на рынке США. Популярнее были только совсем уж массовые Chevrolet и Ford.

Брали иллюстраторы, кстати, безумные деньги. Мало того, что им оплачивали саму работу и постоянные путешествия по миру – в контракте Фитцпатрика было прописано, что каждые три месяца Pontiac должен предоставлять ему три новеньких автомобиля: обычно это были топ-модели Bonneville, GTO, Grand Prix или Le Mans.

Автомобильная реклама середины XX века в работах Артура Фитцпатрика. Фото 6
Opel Manta, 1973 год

Всего для компании Pontiac Фитцпатрик и Кауфман сделали 285 изображений. Вместе Фитцпатрик и Кауфман проработали 24 года – причем после ухода из компании Opel в конце 1970-х автомобильной рекламой ни Артур, ни Вэн больше не занимались. Кауфман умер в 1995 году, а Фитцпатрик жив-здоров и до сих пор живет на юге Калифорнии. Сейчас ему 94 года.

Впрочем, он не отошел от дел. Коллекционные почтовые марки Фитцпатрика с американскими спортивными автомобилями пятидесятых, изданные семь лет назад, разошлись тиражом 38 миллионов экземпляров, и по продажам вдвое обогнали аналогичную продукцию с диснеевскими персонажами. Кстати, сама студия Disney-Pixar в середине двухтысячных наняла Фитцпатрика в качестве консультанта при создании своего мультфильма «Тачки». Ведь кто, если не он, мог рассказать о том, как должны выглядеть автомобили – пусть даже и мультяшные. \m