Все
в пустыню

Кто будет бороться за победу
на ралли-рейде "Дакар"

В южноамериканской пустыне Атакама 5 января стартует ралли-рейд Дакар – самый сложный и престижный автомобильный марафон в мире. На старт гонки выйдут почти 450 экипажей из 50 стран. Тридцать три участника будут представлять Россию.

Дакар-2014 станет самым длинным из всех Дакаров в Южной Америке: общая протяженность дистанции составит 9000 километров, из которых 5000 придется ехать в боевом режиме. В легенде появятся высокогорные допы, а две пары спецучастков сделают марафонскими – так называют особенно длинные отрезки дистанции, между которыми пилотам запрещено обращаться за посторонней помощью. Протяженность допов также увеличится: в рейд возвращаются 600-километровые спецучастки.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014"

Еще одной особенностью грядущего Дакара станет география: впервые в истории знаменитый ралли-рейд наведается в Боливию. На бивуаке в городе Уюни участников встретит президент страны Эво Моралес. Впрочем, такая честь уготована не всем – в Боливию заедут только мотогонщики и квадроциклисты. Остальные пилоты проследуют в объезд: внедорожники и грузовики ограничатся пейзажами Аргентины и Чили.

Разрозненность маршрута – последняя и, пожалуй, самая важная отличительная черта предстоящего соревнования. Впервые в истории 40 процентов зачетной дистанции мотоциклисты с квадроциклистами проведут в отрыве от своих коллег. В прежние годы представители различных классов часто жаловались на перекос в выборе маршрутов в ту или иную сторону. Новая легенда составлена по принципу и вашим, и нашим. Внедорожники и тягачи получили широкие и в меру сложные допы, не заставляющие втискиваться на непригодные для грузовиков серпантины. Мотоциклистам, в свою очередь, достанется отдельный маршрут, который будет крайне требователен как к пилотам, так и к технике.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 1
Еще до старта на "Дакаре" произошло маленькое чудо. В 2013 году братья-близнецы Жильбер и Ориоль Эскале решили вместе дебютировать в марафоне: испанцы собрали бюджет и приготовились выйти на старт на мотоциклах Suzuki с номерами 96 и 97. В последний момент один из спонсоров отказался их поддержать -- оставшегося бюджета хватало только на один байк. Братья настолько хотели поехать на "Дакар", что доверили право решить их судьбу собственной матери. Та вытянула жребий: мотоцикл достался Ориолю.Вся эта история могла бы остаться внутренним делом семейства Эскале, если бы не испанская пресса. Газета с репортажем о братьях попала в руки к Лукасу Крусу -- штурману экс-победителя "Дакара" Нассера Аль-Аттии. Гонщик-меценат мгновенно предложил свою помощь: Аль-Аттия взял на себя все расходы оставшегося без места Жильбера Эскале.

Мотоциклы

Самое интересное очное сражение Дакара-2014 ожидает нас в зачете мотоциклов – между Сирилом Депре и Марком Кома. Два лучших внедорожных мотогонщика современности вновь сойдутся в поединке за первое место в самом сложном и изматывающем зачете Дакара. В прошлом году мы были лишены этой дуэли: Кома пропускал гонку из-за травмы плеча. В отсутствие Марка выиграл, разумеется, Депре – но теперь к Сирилу вернулся его самый грозный соперник.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 2

Мотоциклист-танцор

В Норвегии мотогонщика Пола-Андерса Уллевольстера считают национальным героем: бешеная популярность спортсмена привела к тому, что его три раза приглашали на шоу "Танцы со звездами". В 2013 году пилот, наконец, согласился -- и занял шестое место. Самое удивительное, что в итоге телевизионное шоу помогло Уллевольстеру подготовится к новому ралли-рейду: на съемках Пол-Андерс тренировался по 6-10 часов в день, "прокачивая" координацию и физподготовку.

Особую пикантность грядущему сражению придает переход Депре в новую команду: после долгих лет в коллективе KTM француз перебрался к их заклятым соперникам из Yamaha. С весны Сирил доводил до ума японский байк, помогая инженерам подбирать правильные настройки и усиливать конструкцию: с таким опытом у Yamaha теперь как никогда много шансов прервать 12-летнюю гегемонию мотоциклов KTM. Помогать пятикратному победителю Дакара на новом месте будут верные оруженосцы Оливье Пайн и Франс Верховен – на спецучастках пилотам доверят везти воду и запасные детали для своего лидера.

По аналогичной схеме работают в KTM. Отныне ставка делается только на Кому: Франсиско Лопес, Рубен Фария и Давид Касту будут ассистировать Марку в борьбе с усилившейся армадой Yamaha.

Еще одним претендентом на победу в мотоциклетном зачете рассчитывает стать Honda. Для предстоящего марафона японская команда собрала звездный состав: пилотами станут обладатели призовых мест Дакара Элдер Родригес, Паоло Гонсалвеш и Хоан Барреда Борт. С меньшим бюджетом, но не меньшим энтузиазмом в бой уйдет марка Sherco: цвета этой конюшни будут защищать проверенные пилоты Ален Дюкло и Хуан Педреро.

Квадроциклы

Зачет квадроциклов давно превратился в южноамериканский междусобойчик: среди 40 стартующих пилотов 60 процентов представляют именно этот континент. Возможно, именно поэтому категория не пользуется особой популярностью среди европейских гонщиков. Последние четыре года в этом классе побеждали братья Патронелли: на счету Алехандро и Маркоса по два выигранных марафона. Ближайший Дакар старший из братьев пропустит, оставив Маркоса в одиночестве. Противостоять аргентинцу будут его многочисленные соотечественники.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 3
"Дакар-2013" Маркос Патронелли выиграл с часовым преимуществом над ближайшим преследователем. За пять лет на "Дакаре" пилот первенствовал на 14 спецучастках.

Главным конкурентом Патронелли-младшего следует признать серебряного призера прошлогоднего марафона Игнасио Касале. В минувшем сезоне 26-летний чилиец выиграл перуанский рейд Desafio Inca, считающийся подготовкой перед Дакаром. В другой крупной гонке – Desafio Ruta 40 – победил 22-летний аргентинец Лукас Бонетто. Оба молодых пилота попробуют остановить гегемонию Патронелли, но едва ли не больше внимания привлекает другой аргентинец – 18-летний Иеремия Гонсалес Фериоли. Для юного пилота предстоящий Дакар станет дебютным, но на менее статусных соревнованиях тинэйджер уже продемонстрировал свои бойцовские качества, позволившие ему финишировать в первой десятке.

Впервые в истории зачет квадроциклов пополнился представителем России: за рулем Raptor Yamaha под номером 296 на старт выйдет 22-летний Сергей Карякин. Вряд ли мы вправе ожидать от дебютанта победы, но уже само присутствие отечественного квадроциклиста на Дакаре можно назвать событием. В классе внедорожников россиян на порядок больше.

Внедорожники

Основная интрига автомобильного зачета Дакара – борьба партнеров по команде X-Raid. В технологическом плане немецкий гоночный коллектив слишком далеко оторвался от остальных – но это не значит, что за перипетиями Дакара будет неинтересно следить. Напротив, напарники способны устроить яркое шоу. В X-Raid не стремятся работать на лидера: команда снабжает своих пилотов равной техникой. Благодаря такому подходу у одиннадцатикратного победителя Дакара Стефана Петеранселя раз за разом оказываются достойные соперники, а сама гонка не превращается для него в увеселительную прогулку.

В 2014 году против Петеранселя выступят испанец Хуан Рома, поляк Кшиштоф Головчик, аргентинец Орландо Терранова и катарец Нассер Аль-Аттия. Аль-Аттия – триумфатор Дакара 2011 года и бронзовый медалист лондонских Олимпийских игр в стендовой стрельбе – после долгих лет борьбы с X-Raid все-таки присоединился к своим заклятым соперникам.

Тандем Аль-Аттия – Карлос Сайнс, так ярко выступавший в прошлом году, распался: друзья-чемпионы разбрелись по разным командам. И если Нассеру достался проверенный MINI ALL4 Racing, то его недавнему партнеру пришлось пересесть на багги SMG. Штурман Сайнса Тимо Готтшальк не питает иллюзий: по его словам, маршрут нового Дакара не подходит заднеприводным багги, а значит навязать борьбу признанным мастерам бездорожья вряд ли получится.

Что касается калифорнийских прототипов на базе Chevrolet Colorado, на которых Аль-Аттия с Сайнсом гонялись в сезоне-2013, то эти машины достались новообразованной команде EVR под управлением легенды Дакара Эрика Вигору. Француз, проживающий в США, основал собственную конюшню в марте 2013 года. В новом сезоне Вигору откажется от роли пилота ради полноценного управления коллективом: вместо Эрика за руль сядут американец Би Джей Болдуин и бывший пилот X-Raid Герлен Шишери. На счету Болдуина две победы в мексиканской Бахе 1000 и более пятисот песчаных гонок. Шишери и вовсе не нуждается в представлении: Герлен – один из самых быстрых и безбашенных участников Дакара.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 4
В 2013 году Герлен Шишери выступал на багги SMG, но в июне от француза ушел спонсор -- и четырехкратный чемпион мира по фрирайду, переквалифицировавшийся в автогонщика, остался не у дел. Приглашение Эрика Вигору спасло карьеру отвязного парижанина
Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 5
"Дакар" еще не начался, а Робби Гордон уже успел заблудиться. Американец пригнал свой Hummer на церемонию старта в Париж, после чего своим ходом поехал в Гавр, где автомобиль должны были погрузить на корабль, отплывающий в Южную Америку. Не имея под рукой стенограммы, Гордон потратил много часов на преодоление "незачетной" дистанции между двумя французскими городами. Робби едва не опоздал: на счастье американца, организаторы не стали отплывать, не дождавшись одного из самых популярных участников "Дакара"

Наконец, ход конем сделал любимец публики Робби Гордон. Пилот NASCAR, открыто называющий MINI машинами для девчонок, сменил автомобиль: вместо большого Hummer H3 американец поедет на новом 1200-сильном монстре самой дорогой категории Т1 под названием Hummer Super Truck. Потенциально этот автомобиль способен разогнаться до 322 километров в час – не каждый болид Формулы-1 возьмет такую планку.

При всем этом великолепии Гордону придется ограничиться приводом на два колеса. Прогнозировать результаты Hummer Super Truck не берется никто: на Дакаре всегда с осторожностью смотрят на дебютантов, ведь именно новые машины обычно ломаются первыми. Впрочем, порадовать победами на отдельных спецучастках Гордон вполне способен – хоть какая-то альтернатива засилью девчачьих MINI.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 6

Грузовики

Больше всего изменений за минувший год произошло в зачете грузовиков. Только здесь практически все фавориты либо сменили, либо серьезно обновили свои тягачи – грузовой парк Дакара давно не видел столь массового апгрейда.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 7
Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 8
Вместе с новым двигателем "Камазы" получили новую тормозную систему: узел был спроектирован совместными усилиями немецкой компании Knorr-Bremse и американской Wabco.

Кроме того, участникам пришлось снижать токсичность выхлопа двигателей: устроители ралли-рейда ужесточили требования к дымности из экологических соображений. Конечно же, эти требования не обошли стороной силовые установки Тутаевского моторного завода (ТМЗ), которыми традиционно оснащаются Камазы. Оставшиеся на складах КАМАЗ-Мастера двигатели ТМЗ пришлось душить всевозможными рестрикторами – такие агрегаты получили пилоты быстрых техничек Антон Шибалов и Дмитрий Сотников. Если их силовые установки продолжат дымить, штрафы последуют незамедлительно: за первый раз положено снятие 15 минут, а после четвертого случая нарушителей ждет дисквалификация.

Что касается гонщиков КамАЗа, едущих на результат, то они получили моторы швейцарской фирмы Liebherr – на 40 лошадиных сил мощнее российских. На ралли-марафоне Шелковый путь этот двигатель обкатал действующий триумфатор Дакара Эдуард Николаев. Результат получился неоднозначным: спортсмен ехал быстро, но грузовик сломался уже на втором допе. Впрочем, выхода у КамАЗа все равно нет: с 2016 года в ралли-рейдах будут запрещены моторы больше 16,5 литра, тогда как рабочий объем морально устаревших агрегатов ТМЗ равен 18.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 9
Чемпионский коллектив "КАМАЗ-Мастер" выставит на старт пять грузовиков. За победу будут бороться трое: Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов. В 2013 году эти пилоты в полном составе заняли весь пьедестал почета, так что на предстоящем ралли-марафоне по праву считаются фаворитами. Триумфаторы рейда "Африка" Антон Шибалов и Дмитрий Сотников будут помогать лидерам. Клиентских машин "КамАЗ" не готовит. Казахстанец Артур Ардавичус, в прошлом пользовавшийся поддержкой челнинской команды, отказался от российских грузовиков: вместо этого спортсмен выйдет на старт на Tatra.

Главным конкурентом КАМАЗ-Мастера по-прежнему является коллектив Жерара де Роя. К очередному Дакару специалисты голландской команды установили на IVECO новые моторы и подвеску: и без того крепкие грузовики теперь должны стать еще надежней. Застрельщиками, как всегда, станут сам Жерар де Рой и его двоюродный брат Ханс Стэйси. Увы, третий пилот голландской дружины Мики Биазон потерял свое место из-за сложностей со спонсорами.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 10

Как никогда силен будет коллектив Veka MAN. Каких-то три года назад основатель команды Питер Верслюйс впервые вышел на старт Дакара за рулем частного тягача, а сейчас превратился в наиболее быстро прогрессирующего участника грузового зачета. Ралли-рейд 2013 года голландец завершил на седьмой строчке. Теперь Верслюйс рассчитывает как минимум на подиум: ради этой цели Питер построил совершенно новый грузовик на базе MAN TGS 480. Быстрая и маневренная машина уже принесла пилоту победу в ежегодном пре-прологе Дакара, который проводится каждую осень. На зачетной дистанции помогать Верслюйсу будет опытный Марсель ван Влит – после успешного Дакара-2010 голландец почти ушел из спорта, но руководитель Veka MAN убедил его продолжить карьеру. Третьим номером станет экс-пилот команды Жерара де Роя Рене Куйперс.

На сюрпризы способны и грузовики GINAF X2222. Разные модификации этих тягачей подготовили команды Mammoet Rallysport и GINAF Rally Service. В составе первой выступит Мартин вен ден Бринк, а вторую возглавит сам Вулферт ван Гинкель – легенда голландского автоспорта строил собственную версию Жинафа с февраля прошлого года. Дакар-2013 гонщик пропустил, и теперь горит желанием восполнить этот пробел: его грузовик получил 18-литровый двигатель Caterpillar, а среди напарников фигурирует экс-пилот Формулы-1 Ян Ламмерс.

Кто будет бороться за победу на ралли-рейде "Дакар-2014". Фото 11
Не стоит забывать и о Tatra. Открытие "Дакара-2013" Мартин Коломы поведет в бой тягач совместного производства компаний Tatra и Buggyra с двигателем GYRTECH, а сын шестикратного победителя "Дакара" Карела Лопрайса Алес попробует покорить марафон на модели T815-2 с мотором Renault. По всем раскладам "Татре" должно быть слишком сложно бороться с продвинутыми конкурентами, но год за годом Лопрайс плюет на теорию и показывает результаты, соответствующие уровню лидеров -- несмотря на заведомо меньший бюджет и отсутствие армады "быстрых техничек"

Все рассуждения о шансах на победу закончатся 5 января – в этот день в аргентинском городе Росарио начнется первый спецучасток нового Дакара. На две недели участники останутся один на один со своими машинами и природой. \m