Слон и моськи

Себастьен Ожье хладнокровно
спустился с горы
и выиграл в Монте-Карло

Первая гонка и первая в сезоне победа Себастьена Ожье, два выигранных допа Роберта Кубицы, скомканный дебют Hyundai и многое другое. В Монте-Карло прошел первый этап нового сезона чемпионата мира по ралли. Мотор подводит итоги и делает выводы. Причем, не в одиночку, а с Евгением Новиковым.


Интрига

В прошедший уикенд будто прошли две разные гонки WRC. Первая – та, что длилась с утра четверга до обеда в пятницу, – классическое Ралли Монте-Карло: хаотичная, непредсказуемая борьба, гигантские отрывы, неожиданные ошибки и нелепые аварии. Вторая – с пятничного обеда и вплоть до финиша поздним вечером в субботу – типичное ралли образца прошлого сезона: Ожье лидирует, Ожье уходит в отрыв, Ожье побеждает.

Себастьен Ожье хладнокровно спустился с горы и выиграл в Монте-Карло
Четыре заводских (за исключением не совсем заводского коллектива M-Sport) команды на старте сезона -- последний раз такое было лишь в 2009 году.

Поначалу вообще казалось, что вопрос о победе молодого Себастьена в гонке не стоит. После четвертого СУ француз шел седьмым с отставанием от лидера около полутора минут. В любой другой гонке о победе в такой ситуации перестал бы думать даже Себастьен Леб, но в Монте отыгрывалось и не такое.

В первый день гонки можно было повосторгаться фантастическим дебютом Роберта Кубицы в составе M-Sport, а затем – подивиться наглости частника Бриана Буффье, который за один доп опередил всех конкурентов почти на минуту. Но свелось все к вполне предсказуемому финалу.


Триумф: Себастьен Ожье

Досадно. В Монте-Карло запахло вторым в карьере Ожье легким титулом. Он еще раз наглядно продемонстрировал, что слеплен совсем из другого теста, нежели остальные гонщики WRC. И то, как француз провел эту гонку, нельзя не отметить.

Начало получилось скомканным. Себ никуда не торопился, и после третьего допа, по которому больше половины пилотов WRC, включая Ожье, ехали на неправильной резине, впереди действующего чемпиона в абсолюте оказались даже представители WRC 2. Нечто подобное творилось в прошлом году на Ралли Франции – с одним лишь отличием. Тогда отставание Себа в первый день объяснялось банальным недосыпом после завоевания титула. Теперь объяснение было значительно проще: это Монте-Карло. Здесь случиться может все, что угодно. И оно случилось. Перетерпев опасные допы, во второй половине гонки Себ взял ее ход в свои руки.

Конечно, Ожье помогли ошибки соперников, но даже без них Себ наверняка справился бы с задачей. После девятого СУ, на котором Кубица разбил машину, Буффье ошибся, а Ожье вышел в лидеры, стало понятно, что ралли закончится уверенной победой действующего чемпиона.


Борьба: Крис Мик и Роберт Кубица

Себастьен Ожье хладнокровно спустился с горы и выиграл в Монте-Карло. Фото 1

Им обоим по отдельности совсем чуть-чуть не хватило для того, чтобы назваться героями гонки, а их борьбе – ровно столько же, чтобы назваться битвой.

Кубица удивил. Конечно, мы все подозревали – и даже надеялись – что он будет в WRC быстр. Но чтобы настолько… Мало того, что Роберт в Монте-Карло был быстрее двух основных пилотов M-Sport Микко Хирвонена и Элфина Эванса – он выиграл два стартовых допа, лидировал и даже бодался с Ожье. За что видимо, в конце концов, и поплатился. Ошибка случилась на 33 километре самого длинного спецучастка гонки: Роберт не разминулся с перилами моста.

Вплоть до этого момента поляк методично обменивался ударами с Крисом Миком. Утром в субботу Ожье разом опередил обоих и к началу злополучного девятого допа практически всем было понятно: этим двоим осталось делить между собой лишь третье место. Не исключено, что непонятным этот факт оставался только для Роберта. По спецучастку он шел намного быстрее Криса, примерно в темпе Ожье – а значит в темпе, в котором не может безнаказанно передвигаться за рулем раллийной машины ни один другой человек.


Крутой: Бриан Буффье

Себастьен Ожье хладнокровно спустился с горы и выиграл в Монте-Карло. Фото 2

О существовании Бриана Буффье в раллийном мире принято вспоминать примерно раз в год в середине января. Ралли Монте-Карло и Бриан созданы друг для друга. Один раз Буффье уже выигрывал свою любимую гонку – в 2011 году, когда она еще входила в календарь ныне почившего первенства IRC. Три года спустя он был близок к победе уже в WRC. Да, выиграть не удалось, но оттого выступление Бриана не стало менее сенсационным. Он лидировал на протяжении трети гонки и даже смог на мгновение остановить атаку Ожье. В субботу с утра, после трех подряд выигранных Себом допов, Буффье нашел в себе силы ответить, но затем, как и остальные, повалился на канаты. Чемпион мира в прошедший уикенд был непобедим. И стать в такой гонке вторым – тоже неплохо.


Неудачник: Тьерри Невилль и команда Hyundai

Себастьен Ожье хладнокровно спустился с горы и выиграл в Монте-Карло. Фото 3

Со столь долгожданным дебютом Hyundai получилось как-то неловко. Тьерри Невилль, который вроде как должен был показать всем, на что способен новенький i20 WRC, уже через семь километров после старта первого допа попал автомобилем в столб и сошел. Нам же осталось только собирать впечатления по крупицам.

На шейкдауне Тьерри был шестым, а на первом сплите опередил Ожье на 4,5 секунды. Если принять во внимание, что Дани Сордо на такой же технике после четвертого СУ шел вторым, то картина вырисовывается неплохая. Вот только после этого самого четвертого СУ испанец вынужден был сойти из-за проблем с электроникой.

Поэтому с выводами надо подождать до тех пор, пока Невилль не проедет по крайней мере один спецучасток целиком, а Сордо не финиширует хотя бы в одной гонке.


Евгений Новиков

После каждой гонки Мотор спрашивает Евгения Новикова о ключевых особенностях завершившегося этапа WRC с точки зрения пилота:

«Ралли Монте-Карло не зря называют одной из самых сложных гонок сезона. Прежде всего из-за постоянно меняющегося покрытия и перепадов высот. Ты можешь стартовать внизу, потом поднимаешься в горы – а там уже может быть все что угодно: снег, лед, мокрый асфальт, сухой асфальт. Угадать с выбором резины – самая сложная задача.

Выбор колес на секцию ограничен. С собой можно взять две запаски, а значит проехать один доп на сликах, а следующий на шипах просто невозможно. Приходится искать компромисс. В основном пилоты берут с собой две запаски другого типа и, если необходимо, устанавливают их по диагонали.

Это не идеальный вариант, но с точки зрения управления автомобилем оптимальный в подобных условиях.

Команды по-разному подходят в Монте-Карло к выбору шин. Тут важную роль играют экипажи-разведчики, которые проезжают по трассе непосредственно перед закрытием спецучастка – это примерно за полтора-три часа до старта, в зависимости от секции. У разведчиков есть копия стенограммы, куда можно внести коррективы, но погода за оставшееся время до старта может измениться – и здесь уже от разведчиков ничего не зависит. У некоторых команд есть специальные сотрудники, которые находятся непосредственно на допах и следят за изменениями условий. Но на каких шинах ехать решать приходится еще на сервисе. Поэтому что-то зависит и от везения.

По поводу гонки – не могу сказать, что меня что-то особенно удивило. Все закончилось так, как и должно было. Лидерство Кубицы в начале гонки сюрпризом не стало. Было понятно, что он может поехать быстро, но в то же время было очевидно, что он вряд ли смог бы доехать до финиша – по крайней мере, мне так кажется. По-настоящему удивил Буффье. Даже несмотря на то, что он знает эти допы лучше всех, второе место – очень достойный результат». \m


Видеообзор Ралли Монте-Карло

Cпецучастки 1-3

Cпецучастки 4-6

Cпецучастки 7-8

Cпецучастки 9-11

Cпецучастки 12-13