Время собирать
пазлы

Как Даниил Квят готовится
к первому сезону в Формуле-1

Второй российский пилот в истории Формулы-1 Даниил Квят на прошлой неделе начал подготовку к новому сезону. По плану он должен был отработать два дня на тестах в испанском Хересе, однако Toro Rosso, как и многие другие команды, столкнулись с техническими неполадками. Мотор вернулся из Хереса и вынужден констатировать: 19-летний дебютант готов к старту чемпионата лучше, чем собственная команда и ее поставщик моторов.

Босс Toro Rosso Франц Тост мог бы опустить некоторые подробности. Презентация дочерней команды Red Bull получилась самой долгой из всех проведенных в Хересе на прошлой неделе – не в последнюю очередь из-за продолжительной речи руководителя. Австриец говорил так, будто перед ним собрались не журналисты, освещающие Формулу 1, а студенты. О масштабных изменениях в регламенте, об увеличенных боковых понтонах и новом носовом обтекателе, о контракте с новым поставщиком моторов и о новом спонсоре.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1

Ко всему прочему, у нас в этом году новый пилот, – заключает Тост, произнося фамилию Даниила на свой лад: Кият. Точно так же четыре последних года ее воспроизводит еще один австриец из гоночной системы Red Bull – доктор Хельмут Марко, благодаря которому Квят и оказался в команде. У Ниры Хуанко, ведущей телеканала Antena 3, которая во время презентации переводила речь Тоста на испанский, фамилия Даниила звучит более правдоподобно. Но и она на секунду отрывается от работы, чтобы оглянуться на пилота: Прости, если неправильно произнесла твою фамилию, я знаю, у многих с этим проблемы.

Для большинства собравшихся, несмотря на их гигантский суммарный стаж работы в Ф-1, новый пилот Toro Rosso – это просто 19-летний русский со странной фамилией.

На проблемы журналистки с произношением сам Даниил реагирует едва заметной улыбкой. Он привык.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 1

Когда дойдете до середины, остановитесь и посмотрите сюда, – фотограф Toro Rosso возвышается над рядами телеоператоров с камерами на стремянке и командует презентацией. Даниил и его напарник Жан-Эрик Вернь стягивают красное покрывало и, как было велено, останавливаются. Все движения строго по команде. Когда официальная часть закончена, Жан-Эрик берет у кого-то телефон, чтобы сделать пару снимков. Квят с деланной грацией присаживается на колесо и позирует. Потом берет у кого-то свой телефон и в шутку жалуется пресс-атташе команды Марилуизе, что в комбинезоне нет карманов для мелочи.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 2
Для Верня сезон 2014 года станет третьим в Формуле-1 и команде Toro Rosso

Первые интервью пилотов на фоне нового болида проходят по-разному. Вокруг француза толпа журналистов, но заканчивают они довольно быстро. У Квята журналистов меньше, но его не отпускают дольше. На эти вопросы он отвечал тысячу раз: «Вы считаете, что дебютировать в этом году легче из-за смены регламента?», «Вы готовы к Формуле-1?».

Очередной изъезженный вопрос – корреспондента британского Sky Sports о выборе стартового номера – Даниил отбивает с улыбкой. А вам я еще не говорил? – и после паузы вновь повторяет все то же самое. – Думал недолго... Родился 26-го... Нравится, как смотрится на машине.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 3

Марилуиза около пяти раз произносит словосочетание последний вопрос, но в итоге взять интервью под самым распространенным у журналистов предлогом пожалуйста-нам-всего-две-минуты удается еще двум телевизионным бригадам.

В плотном кольце прессы оказывается и технический директор Toro Rosso Джеймс Ки. Естественно, ему задают этот вопрос: У вас в команде дебютант чемпионата. При всех изменениях в регламенте, насколько сложнее вам придется? В официальном языке Формулы-1 у Ки есть всего два варианта ответа. Если упростить, то любой член команды в интервью может сказать, что его гонщик либо хорош, либо очень хорош.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 4
Джеймс Ки присоединился к команде в конце 2012 года

Джеймс начинает кивать, когда вопрос еще формулируется, но, дослушав, делает паузу, пожимает плечами и слегка закатывает глаза, всем видом давая понять: Парни, вы даже не представляете насколько это не проблема. Ответ на вопрос Сможете ли вы опираться на его мнение о машине? у Ки получается коротким: Да.

"Мы были очень впечатлены в прошлом году, когда он проехал пару тренировок. Вспомните: в Бразилии, под дождем, он выехал и сразу был быстр. Очень хорошо, что он хочет учиться – это здорово».

Допрос Квята продолжается в гостевой зоне Toro Rosso. Российское подразделение Red Bull привезло в Херес группу журналистов из России. Время беспрерывного общения с прессой близится к полутора часам, и спрашивать Даниила начинают уже о самом общении с прессой: Мне даже интересно. Я иногда даже новое о себе что-то узнаю. Вот узнал, например, что у меня папа магнат.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 5

Это что-то новое. Разговор о спонсорах с представителями непрофильных российских СМИ, наверное еще никогда не был таким коротким. Вопросы о деньгах Квяту достались в наследство от бурной деятельности Оксаны Косаченко – в России до сих пор практически все уверены, что в Формулу-1 без собственных спонсоров пробиться невозможно. Квята подобные вопросы из равновесия не выводят. Он продолжает отвечать на них терпеливо, но теперь позволяет себе еще и отшутиться, например: Мой папа может подарить команде свитер.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 6

Перед началами заездов в Хересе предполагалось, что в первый день тестов за руль Toro Rosso сядет Вернь, а Квят начнет обкатывать болид во второй день. Я с самого начала предпочитал сесть за руль во второй день. Вероятность, что возникнут какие-то проблемы меньше, – эти слова Даниил произнес за день до начала тестов. И совершил одну из немногих ошибок – как потом выяснилось, лучше было бы сесть за руль первому.

Жан-Эрик Вернь проехал во вторник 15 кругов. Для первого дня, если сравнить с остальными командами, – просто отличный результат. Тогда было еще сложно представить, что команды с моторами Renault, включая Toro Rosso, за все четыре тестовых дня проедут наименьшую дистанцию. И из всех пилотов с двигателем Renault за спиной Квяту повезет меньше всего.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 7
Гоночный инженер Даниила Марко Матасса раньше работал с Дэниэлом Риккардо

Среда. К полудню, через три часа после старта сессии Даниил не проехал ни одного круга. Официальная позиция команды: у нас возникли проблемы с электроникой, – с улыбкой говорит Марилуиза. – И не пытайтесь что-нибудь выведать у него на русском. Она может не беспокоиться – о проблемах с машиной Даниил распространяться не намерен. С самого утра в свой первый тестовый день он ходит по паддоку в джинсах – плохой знак. Но на вопросы прямо не отвечает: Просто решили в джинсах поездить сегодня.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 8

Боксы Toro Rosso закрыты весь день. В комбинезоне и накинутой сверху жилетке Квят выходит из гостевой зоны примерно за полтора часа до конца сессии. Но на вопросительный взгляд, брошенный на комбинезон, у Квята есть еще одна шутка: Это треники. Менее чем через час треники вновь придется сменить на джинсы. В свой первый официальный тестовый день сезона Квят так и не выехал из боксов. Именно в этот день стало понятно, что у команд Renault, а значит и у Toro Rosso, действительно серьезные проблемы.

Вечер. 18:45 – время официального брифинга с прессой после первого тестового дня. Отменять групповое интервью в Toro Rosso не стали – не очень понятно, почему. Перед началом встречи Марилуиза вновь озвучивает официальную позицию команды, и говорит: О сегодняшнем дне Даниил говорить не будет, если у кого-то есть вопросы на общие темы, можете задавать.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 9

Пауза. Журналисты все равно интересуются, не разочаровывает ли то, что не удалось проехать ни круга. Интервью получается странным. Пресса словно проверяет, знаком ли Квят со словарем фразеологизмов пилота Формулы-1. Не на того напали. Даниил хоть завтра сдаст экзамен по предмету на отлично, сообщая, что не собирается опускать руки, что тесты для того и существуют, чтобы выявлять проблемы и что остается только работать еще напряженнее.

Он из тех, кто в ответ на банальный вопрос всегда готов напомнить о том, что очки начисляются в воскресенье, что для того, чтобы их заработать, надо выкладываться на сто десять процентов, и при этом никогда не забудет, что команда проделала отличную работу.

Этим вечером он останется на трассе до 23:00, чтобы что-то обсудить с инженерами. После того, как проехал ровно ноль кругов.

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 10
Единственный тестовый день в Хересе Квят провел на мокрой трассе

Свои девять кругов он проедет только в пятницу. Выходит, что с Вернем и правда было бы выгоднее поменяться. Жан-Эрик в Хересе в общей сложности накатал за рулем STR9 45 кругов. Больше из пилотов на машинах с моторами Renault смог проехать только Камуи Кобаяси. Но в то же время девять кругов Квята – это всего на один-два меньше, чем у пилотов старшей команды Red Bull Дэниэла Риккардо и Себастьяна Феттеля.

Формулу-1 в самый неподходящий момент угораздило поменять регламент. Toro Rosso угораздило сменить двигатель с Ferrari на Renault. Все, что на первых тестах Даниила Квята могло пойти не так, пошло не так. 19-летний новичок Toro Rosso в пятницу до обеда проехал восемь кругов, а затем, едва выехав на трассу вновь, на ней остановился. Что еще сказать?

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1. Фото 11

Квят знает: Мы не из тех, кто опускает руки. Мы собрали маленькие кусочки для нашего большого пазла. Надеюсь, они помогут нам в будущем. Я верю в команду, верю в Renault.

Он-то к Формуле-1 явно готов. А вот она пока как-то не очень. \m