Хозяин вернулся

Себастьен Ожье вернул себе лидерство в чемпионате мира

Третья подряд победа и второй подряд дубль Volkswagen, историческое достижение Hyundai, дерзость Мадса Остберга и бесконечные аварии. Мотор подводит итоги Ралли Мексики, третьего этапа чемпионата мира сезона 2014 года.


Интрига

Организаторам Ралли Мексики стоит рассмотреть возможность перехода на однодневный формат. Интрига в прошедшей в минувшие выходные гонке жила не более суток. И если бы финиш был дан после одиннадцати спецучастков вечером в пятницу, можно было бы безо всяких преувеличений называть мексиканский этап чемпионата мира и захватывающим, и драматичным.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC

Именно в первый день уместились практически все главные события мексиканского ралли: неожиданное лидерство Мадса Остберга, атака на норвежца Себастьена Ожье, ошибки, вылеты и аварии доброй половины пилотов WRC. В пятницу утром приговорили свои автомобили Андреас Миккельсен и Отт Тянак, днем из-за проблем с машиной сошел вроде бы неплохо разогнавшийся Микко Хирвонен, а под вечер разбили свои машины Крис Мик и Роберт Кубица – причем поляк перевернул свою Фиесту не где-нибудь в горах, а на суперспешле. В то же время за лидерство в гонке развернулась настоящая борьба между тремя лидерами чемпионата мира: Яри-Матти Латвалой, Себастьеном Ожье и Мадсом Остбергом. По ходу первой половины этой однодневной гонки лидировал преимущественно именно норвежец из Citroen.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC. Фото 1
Первая гонка в чемпионате мира на гравии для Роберта Кубицы прошла так же, как и первые гонки на асфальте и на снегу – не без аварии

Когда Ожье вышел в лидеры и оторвался на полминуты, продолжать гонку было бессмысленно. Зачем? За оставшиеся два дня не произошло ровным счетом ничего интересного: в аварию угодил Остберг, гарантировав VW очередной дубль, Тьерри Невилль еле дотащил свою Hyundai до подиума с отставанием от победителя в пять с лишним минут, а следом на финиш накатили и остальные экипажи высшего класса – в большинстве своем выжившие лишь благодаря системе Rally 2.


Триумф: Себастьен Ожье

Давайте смотреть правде в глаза, а не в промежуточный протокол личного зачета. Себастьен Ожье вернул себе лидерство в чемпионате и теперь на три очка опережает своего напарника по Volkswagen Яри-Матти Латвалу. Три очка, конечно, мелочь. Столько дают за победу на любом Power Stage, но реальное преимущество Себастьена над Яри-Матти надо искать в другом протоколе – том, что был выписан по итогам гонки в Мексике. Ожье вновь показал, кто в доме хозяин, привезя Латвале на финише более минуты.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC. Фото 2
Polo WRС работает, как часы. Себастьену Ожье и Жульену Инграссия, в отличие от некоторых, не пришлось заливать в систему охлаждения пиво

В том, что именно эти двое в итоге и поделят между собой титул, сомнений быть не может. Они выиграли все три прошедшие гонки, у каждого из них теперь примерно вдвое больше очков, чем у идущего третьим Мадса Остберга. И каждый из них стартует в гонках за рулем чертовски быстрого и фантастически надежного Polo WRC. Но чтобы навязать напарнику борьбу, Яри-Матти Латвале нужно что-то предпринимать. В тех гонках, в которых Ожье не ошибается, финн едет намного медленнее. А рассчитывать на то, что Себастьен будет ошибаться чаще, не приходится. Чаще ошибаться – это скорее про самого Латвалу.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC. Фото 3

Ожье в Мексике был безупречен. К победе в гонке Себ прибавил три дополнительных очка за лучшее время на Power Stage.


Борьба: Мадс Остберг против VW

Стройный марш пилотов VW к финишу нарушили лишь два обстоятельства родом из Норвегии: вылеты Андреаса Миккельсена и восстание Мадса Остберга. Пилот Citroen – единственный, кто позволил себе хотя бы ненадолго свергнуть с верхней строчки протокола действующего чемпиона мира. Утром в пятницу вообще могло сложиться впечатление, что норвежец планирует не только остаться лидером, но и удрать. Мадс выиграл два подряд допа, а сбавил темп только из-за того, что штурман Йонас Андерссон забыл после очередной дорожной секции снять заглушку с радиатора – впрочем, даже после этого Остберг остался лидером.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC. Фото 4
Даже набрав в Мексике всего два очка Мадс Остберг удержался на третьем месте в личном зачете чемпионата

Да, удержать Ожье в итоге не удалось, но до конца пятничных допов Мадс доехал со вторым временем абсолюта и неплохим отрывом от Латвалы. Жаль, что всерьез побороться финну и норвежцу все-таки не довелось. Уже в субботу утром Мадс лишил гонку последней интриги, приговорив левую заднюю подвеску на (вы не поверите) тринадцатом спецучастке. Именно после этого допа сформировался окончательный вариант тройки призеров мексиканской гонки: Яри-Матти Латвала вышел на чистое второе место, а Тьерри Невилль, к тому моменту уже проигрывавший лидеру около четырех минут, – на третье.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC. Фото 5
Микко Хирвонен долгое время оставался в тени доминировавшего в чемпионате Себастьена Леба. Теперь делится бесценным опытом с Яри-Матти Латвалой. Пригодится

Схлопотав почти полчаса штрафа по системе Rally 2 за столь ранний сход в субботу, Мадс в итоге добрался до финиша девятым и заработал всего два очка. За результат – неуд. Но за старания – зачет.


Крутой: Тьерри Невилль

Учитывая отставание Тьерри от парней из Volkswagen, петь бельгийцу и его корейской команде хвалебные песни как-то неловко. Hyundai i20 WRC ходом проиграла немецкому Polo пять с лишним минут. Невилль поднялся на подиум только потому, что на него не смогли подняться другие. Путь к третьему месту на финише Тьерри открыли соперники, самостоятельно разлетевшись по канавам – Невиллю оставалось только не сглупить. Из живых конкурентов в классе WRC в начале второго дня у бельгийца остался один лишь Элфин Эванс. Но валлиец даже не думал о том, чтобы бороться, сразу решив, что синица в виде четвертого места на финише ему дороже.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC. Фото 6

При всем этом нельзя не отметить: для Hyundai гонка в Мексике – прорыв. Первый финиш без помощи Rally 2 и какой-никакой, но все-таки подиум. Для молодой команды это достижение.

Эту гонку корейцы запомнят. Не только потому что заработали в ней первый в своей истории подиум, но и из-за драматичного финала. Уже после окончания заключительного допа радиатор i20 Невилля потек. К счастью, у Тьерри под рукой оказалась… огромная бутылка пива Корона, которую организаторы вручили бельгийцу сразу после финиша последнего СУ. Ее содержимое экипаж и залил в систему охлаждения, чтобы добраться-таки до последней контрольной отметки. И получить бутылку шампанского.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC. Фото 7
Уговорить i20 доехать до финиша Тьерри Невилль и Николя Жильсуль смогли только влив в нее некоторое количество... пива

Неудачник: Андреас Миккельсен

Вообще, неудачников на Ралли Мексики было много. Но если выделять из них главного, то это, безусловно, Андреас Миккельсен. После второго места в Швеции хотелось увидеть подтверждение, что норвежец может бороться с напарниками на равных не только на снегу, но вместо этого гонка в Мексике подтвердила лишь то, что Миккельсен – по-прежнему всего-навсего третий пилот чемпионской команды.

Себастьен Ожье вышел в лидеры WRC. Фото 8
Ошибались в Мексике почти все, но дважды воспользоваться системой Rally 2 удалось только Андреасу

Андреас первым из всего канала WRC вырвал подвеску своего автомобиля – уже на третьем допе. То, что до этого он проигрывал только Ожье, особого значения не имеет – слишком уж мало к тому времени проехали пилоты, а в группе лидеров держался даже Микко Хирвонен.

Вернувшись в гонку по системе Rally 2, Андреас практически сразу убрался еще раз – причем не просто вырвав подвеску, а совершив кульбит уже на втором допе в субботу. Еще одно возвращение по Rally 2 в воскресенье можно было объяснить лишь желанием побороться за бонусные очки на Power Stage, но Андреас закончил телевизионный доп десятым.


Евгений Новиков

После каждой гонки Мотор спрашивает Евгения Новикова о ключевых особенностях завершившегося этапа WRC с точки зрения пилота:

"Главная особенность гонки в Мексике состоит в том, что большая часть допов проходит в высоко горах, пилоты поднимаются более чем на 2000 метров над уровнем моря, что сказывается на работе двигателя. Из-за того, что воздух в горах разреженный, необходимо все время поддерживать максимально высокую скорость в поворотах.

Любая потеря сказывается очень сильно – скорость потом набирается очень медленно из-за нехватки мощности. Так что цена ошибки тут намного больше, чем на других этапах.

Плюс ко всему, я бы сказал, что в Мексике очень скользкий гравий. Вокруг много камней – так что шанс повредить машину очень велик. Еще одна особенность – протяженные допы по 50 километров. Очень непростые спецучастки, с постоянной сменой ритма». \m


Видеообзор Ралли Мексики

Cпецучастки 1-5

Cпецучастки 6-11

Cпецучастки 12-13

Cпецучастки 14-18

Cпецучастки 19-22