SeatLeon
SeatLeon Cupra

Голый король

Почему Seat Leon Cupra –
это праздник, но не наш

Мы уже знаем время этого скромного на вид хэтчбека на Северной Петле: 7 минут 58 целых и 44 сотых секунды – в паре секунд от среднемоторного Porsche Cayman S и быстрее BMW M3 E92 и Audi R8 V8. Это самая быстрая переднеприводная машина в мире на данный момент. Renault Megane RS повержена. Да здравствует король? Да здравствует! Но не у нас. И виноваты во всем немцы.

Очередной поворот – еще до апекса нажимаю на газ. Пиши пропало? Нет! Умная блокировка дифференциала под газом буквально затягивает машину в поворот. Никакого сноса, никаких силовых подруливаний, никакой нестабильности – просто фантастика. Двухлитровый турбомотор мощностью 280 лошадиных сил в режиме Cupra ревет низким, бурчащим гулом, DSG быстро, но мягко перещелкивает передачи, и Leon просто выстреливает из поворота. Дьявольски эффективно!

Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш
Внешне Cupra 280 от просто Cupra отличается лишь элементами: черные зеркала, 19-дюймовые колеса, тормозные механизмы с надписью Cupra и более массивный спойлер

Seat Leon Cupra всегда был вершиной развития переднеприводных хот-хэтчей на платформе VW Golf. Самый мощный, самый дерзкий, самый быстрый – недаром до пришествия в Россию Renault Megane RS именно Leon являлись законодателем мод в любительском чемпионате RHHCC. Но сейчас на трек-днях по всей России царствует машина из нормандского города Дьепп. Легкая, мощная и очень эффективная. Идеальная для трека, но для многих слишком хардкорная в обычной жизни. Особенно если говорить про Megane RS с пакетом Cup, который включает в себя более жесткую подвеску и самоблок. Поэтому, несмотря на все великолепие Renault, лидером рынка хот-хэтчей по продажам была совсем другая «эр-эска» – Skoda Octavia RS: комфортная, большая и полная компромиссов.

Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 1

И россияне не одиноки – на большинстве рынков лидером является компромиссный Golf GTI, а не ориентированный на трек хэтч от Renault. Наверное поэтому в Мартореле, создавая Leon Cupra, ориентировались на тех, кто ездит по дорогам общего пользования: в речах сеатовцев было куда больше слов про путешествия всей семьей к морю и про удобство в ежедневных поездках по городу, а не про секунды на треке. Даже грустно стало – неужели в мире больше не осталось места настоящим ultimate driving machine? Но теперь, когда мы узнали время Купры на Северной Петле, их слова кажутся фарсом.

Ведь какая разница, что они говорят – важно, что они делают!

Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 2
В меню Cupra Drive Profile по умолчанию зашиты три режима: "Комфорт", "Спорт" и "Купра", но можно создать и свой уникальный набор настроек. Изменить можно множество параметров вплоть до алгоритма работы адаптивного круиз-контроля.

Seat Leon Cupra – настоящее событие в мире хот-хэтчей. Это эффективность, возведенная в абсолют. Никаких понтов, никакого позерства – только скорость. На треке управлять «Купрой» настолько просто, что в какой-то момент становится даже немного скучно – не хватает драматизма.

Похожие ощущения испытываешь за рулем Nissan GT-R.

Вот только стоит в конце сессии посмотреть на свое время, и недовольство мигом улетучивается. Как в анекдоте: вам шашечки или ехать? Лично мне – ехать, поэтому в итоге я остался в восторге от горячего Leon. Удивительно, насколько же он быстрый! Для полного счастья не хватило только склонности к избыточной поворачиваемости под сброс газа – баланс настроек у него отчетливо смещен в сторону недостаточной. Но ведь сейчас так настроены почти все машины.

Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 3

Интересно и то, что у новой Купры нет ни зубодробительной подвески, ни злющего аэродинамического обвеса на зависть 99-м с надписью Bibirevo racing team, ни гигантских колес и выхлопных труб в неожиданных местах. Словом, ничего того, что заставляет нас переоценивать возможности машины. Зато уже в базовой комплектации 265-сильной версии доступны и электронноуправляемая блокировка дифференциала VAQ, и амортизаторы с регулируемой жесткостью (DCC – Dynamic Chassis Control) – все то, что делает тебя быстрее не в глазах девчонок, а в итоговых протоколах трек-дня.

Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 4
Палитра цветов состоит из тех же оттенков, что и у обычного Leon. А это означает, что фирменный желтый цвет всех Cupra ушел в историю. Оказалось, что его выбирали лишь три процента покупателей
Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 5
Leon Cupra построен на той же платформе MQB, что и другие заряженные модели концерна: VW Golf GTI и R, Skoda Octavia RS и Audi S3. Делят машины и общий мотор – двухлитровый наддувный EA888. Мощнее, чем на Cupra он бывает на S3 и Golf R.

В Европе Leon доступен с двумя вариантами форсировки мотора: 265 и 280 лошадиных сил. Обе версии могут комплектоваться с 6-ступенчатой МКП или с 6-ступенчатой DSG и выпускаются в трех- и пятидверном кузове. Базовая 265-сильная машина – это просто очень мощный хэтч. Тихий в режиме Normal, с пугающе легким рулем и комфортной подвеской – вкатился в поворот побыстрее, повернул руль, а Cupra отвечает заметным креном. Не сильно меняется ситуация и в режиме Sport – крены все еще слишком велики для хот-хэтча, а руль – недостаточно информативен. Но стоит выбрать режим Cupra, как Seat превращается в то, чем он и должен быть – в стремительного тореро, готового бросить вызов разъяренному быку, даже если его зовут Murcielago.

Впрочем, для настоящих битв с лучшими из лучших больше подходит Cupra с индексом 280. Такой хэтчбек не только мощнее на 15 лошадиных сил (момент у обеих версий одинаковый – 350 Нм), но и обут в более широкие 19-дюймовые шины. Но даже эта машина – не тот Leon, что покорил Северную петлю. Рекордным автомобилем стала Cupra с пакетом Performance Pack, в который входят еще более производительные тормоза Brembo и, самое главное, шины Michelin Pilot Sport Cup 2. На шинах этой серии ездят Ferrari 458 Speciale и Porsche 918.

Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 6
Электронноуправляемый "диф" VAQ является, пожалуй, самым совершенным самоблоком в мире. Многодисковая гидромуфта с электрическим насосом меняет степень блокировки от 0 до 100 процентов в зависимости от дорожной ситуации и условий движения. Такая же стоит на VW Golf GTI в его самой мощной версии

Но все это, увы, не про нас. Немецкие инженеры считают, что наши дороги слишком суровы для адаптивных амортизаторов платформы MQB, поэтому DCC у нас не будет. А так как самоблок идет только в паре с DCC, то мы лишимся и его. А еще кто-то в центральном офисе VAG решил, что 280-сильный Leon Cupra нам вообще не нужен. Так что вместо уникального сплава фантастической скорости на треке и универсальности мы получим просто Golf GTI с повышенной ставкой дорожного налога и менее развитой сервисной сетью.

Поэтому вердикт однозначен: если вы житель Европы, то смело направляйтесь к дилеру Seat и получите автомобиль, который утрет нос RenaultSport и на треке, и в поездке с детьми в школу. Ну, а если вы находитесь по эту сторону границы, то вряд ли вам стоит заглядываться на Leon Cupra – куда умнее будет купить более просторную Octavia RS и просто чипануть ее до «Леоновской» мощности. Или взять Megane RS для трека.

Понимают ли это в Seat? Оказывается, да.

Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 7
Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 8
Спортивные сиденья – опция из разряда must have, так как обычным не хватает боковой поддержки для по-настоящему активного вождения

Антонио Вальдивиесо, отвечающий за пиар всех моделей Seat, откровенен: «Это глупо, показать покупателю кучу опций, а потом сказать – простите, но вы ничего из этого не получите. Вы – журналисты – должны знать, что и отдел PR, и отдел маркетинга постоянно давят на инженеров. Мы проводим испытания Leon Cupra с DCC в России и надеемся, что нам все же удастся убедить инженеров в том, чтобы DCC и умный самоблок были предложены в России хотя бы в качестве опций. Ведь люди, которые их выберут, и которые часто выезжают на трек, – они морально готовы к повышенному износу машины».

Кто бы сомневался, что испанцы готовы к авантюрам. Проблема лишь в том, что на презентации Leon Cupra вместо испанского звучал лишь немецкий акцент. Seat управляется немцами: во главе практически всех департаментов стоят «варяги» с севера, а они признают только цифры. И если им показалось, что мы с вами легко «ушатаем» подвеску Cupra еще на подъезде к Смоленскому кольцу, то значит по-настоящему быстрой Cupra нам не видать.

Почему Seat Leon Cupra – это праздник, но не наш. Фото 9
Интересно, что рекордное время на Северной петле экс-пилот заводской команды Seat в WTCC Хорди Жене показал на Leon Cupra c "механикой". Так что говорить о том, что время "ручки" на быстрых машинах прошло, пока рано

В ближайшее время расстановка сил на рынке горячих хэтчбеков в России вряд ли изменится. Если вам нужен мощный, но практичный автомобиль – берите Skoda Octavia RS или Ford Focus ST, если единственная цель покупки машины – это лучшее время на круге, то ваш выбор Renault Megane RS. А Leon Cupra – это король, который до России добрался уже голым. \m

Seat Leon Cupra

  • нравится

    Невероятное сочетание скорости и комфорта...

  • не нравится

    ...не для России.

  • вердикт

    В существующем виде покупать Seat Leon Cupra в России -- удел энтузиастов.

Технические характеристики

Cupra MT Cupra DSG Cupra 280 MT Cupra 280 DSG
Тип двигателя Бензиновый Бензиновый Бензиновый Бензиновый
Рабочий объем 1984 1984 1984 1984
Макс. мощность, л.с./об/мин 265/5350–6600 265/5350–6600 280/5700–6200 280/5700–6200
Макс. момент, Нм/об/мин 350/1750–5300 350/1750–5300 350/1750–5300 350/1750–5300
Трансмиссия механическая, шестиступенчатая роботизированная, шестиступенчатая механическая, шестиступенчатая роботизированная, шестиступенчатая
Тип привода передний передний передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Тормоза дисковые, вентилируемые спереди и сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4271х1816х1434 (4236х1819х1423)
Колесная база, мм 2631 (2596) 2631 (2596) 2631 (2596) 2631 (2596)
Снаряженная масса, кг 1395 (1375) 1415 (1395) 1415 (1395) 1441 (1421)
Макс. скорость, км/ч 250 250 250 250
Разгон 0-100 км/ч, с 6,0 (5,9) 5,9 (5,8) 5,9 (5,8) 5,8 (5,7)
Расход топлива (комб.), л/100 км 6,6 (6,6) 6,6 (6,4) 6,6 (6,6) 6,6 (6,4)
Объем багажного отделения, л 380 380 380 380
Объем топливного бака, л 50 50 50 50
Размер шин 225/40 R18 225/40 R18 235/35 R19 235/35 R19
Цена, рублей Н.д. Н.д. Н.д. Н.д.

✽ – данные в скобках приведены для трехдверной версии Leon Cupra SC