Тряхнуть стариной

Во сколько обойдется покупка автомобиля,
участвовавшего в гонках

«Мотор» ежемесячно следит за каталогами аукционных домов и общедоступными ресурсами, на которых предлагают редкие и интересные автомобили. В мартовской подборке семь гоночных машин, выступавших в Формуле-1, чемпионате мира по ралли и других гоночных сериях.

Цены приведены без таможенных сборов. Стоимость (если она озвучена) каждой машины соответствует данным, предоставленными продавцом.

1 мая исполнится 20 лет со дня гибели трехкратного чемпиона Формулы-1 Айртона Сенны. Вся карьера бразильца в Ф-1 прошла в британских командах, а первым в этой череде был не самый успешный коллектив Toleman. Тем не менее, именно за рулем болида конюшни из Уитни Сенна обратил на себя внимание, став вторым на Гран-при Монако 1984 года – в своем дебютном сезоне. Сделал он это за рулем машины с индексом TG184, которая выставлена на продажу компанией Memento Exclusives.

Болид оснащен четырехцилиндровым турбированным агрегатом объемом 1,5 литра производства компании Hart, отдача которого составляет 600 лошадиных сил. Конструировал машину легендарный Рори Бирн, который в середине 1990-х и 2000-х строил чемпионские автомобили для Михаэля Шумахера в Benetton и Ferrari. Сенна на TG184 сезон 1984 года закончил на девятом месте, а уже в следующем году перешел в намного более сильный Лотус.

Компания Lola Cars, основанная Эриком Бродли в 1958 году и дебютировавшая в соревнованиях в 1962-м, за свою многолетнюю историю создала большое количество автомобилей для самых разных гоночных серий. В портфолио британцев есть и формулы, и спортпрототипы для гонок на выносливость. Один из них – B2K/40 – был выпущен в 2000 году. Теперь в США за 150 тысяч долларов продается один из первых экземпляров этого прототипа.

На машине установлен трехлитровый шестицилиндровый V-образный мотор Nissan, который специально для B2K/40 подготовила компания Advanced Engine Research. Продавец утверждает, что 380-сильный агрегат, работающий вместе с шестиступенчатой секвентальной коробкой передач Hewland, находится в состоянии, близком к идеальному.

Выставленный на продажу автомобиль активно использовался в соревнованиях с 2000 по 2002 и с 2004 по 2006 годы. Болид заявлялся на 30 гонок, в которых он 12 раз добирался до финиша, 15 раз сошел, а три раза не смог стартовать. Чаще всего болид появлялся на американской трассе Mid-Ohio Sports Car Course: здесь Лола гонялась пять раз. Помимо этого, четырежды машина выступала в гонках на Лагуна Секе, дважды в Ле-Мане и один раз в испанской Хараме.

В мире автоспорта имя Джека Брэбэма известно как благодаря его собственным выступлениям в Формуле-1, так и благодаря команде, носившей имя австралийца. Кроме того, компания Брэбэм делала гоночные машины с закрытыми колесами. Например, модель BT8. Этот автомобиль, выпускавшийся с 1964 по 1966 годы, был произведен тиражом в 12 единиц. Представленный здесь экземпляр – последний в этой серии и единственный, выпущенный в 1966-м.

На международной арене BT8 не блистал: машина в основном использовалась британскими пилотами для внутренних соревнований. Изначально планировалось, что на машине будет использоваться исключительно двухлитровый мотор фирмы Coventry Climax, но на поздние версии, в том числе на эту, устанавливался 2,5-литровый агрегат семейства FPF той же компании.

Известные пилоты за руль этого экземпляра не садились. Но даже несмотря на это цену в 270 тысяч долларов можно оправдать – выглядит BT8 божественно.

Команда Arrows появилась в Формуле-1 в 1978 году. Основали ее бывшие сотрудники коллектива Shadow, в том числе Тони Саутгейт, который и является создателем первого шасси с индексом FA1. Пилотировали болид итальянец Риккардо Патрезе, ставший в 1992 году в составе Williams вице-чемпионом мира, а также ныне покойный Рольф Штоммелен.

Во сколько обойдется покупка автомобиля, участвовавшего в гонках. Фото 12

в общей сложности пилоты Arrows поднимались на подиум Гран-при Формулы-1, но так и не одержали ни одной победы

С первой машиной Arrows была связана пренеприятнейшая история. Владелец команды Shadow Дон Николс заявил, что FA1 – точная копия болида его конюшни с индексом DN9 и подал на Эрроуз в суд. Иск был удовлетворен, и шасси передали Николсу, но аэродинамическое оперение осталось у создателей. Они, в свою очередь, решили не хранить его и подарили владельцу паба в Нортхэмптоне, где оно в итоге и было найдено. Благодаря тому, что Николс все это время хранил шасси FA1, первую машину Arrows после выкупа недостающих деталей удалось восстановить в 2000 году.

Продавец утверждает, что этот экземпляр – единственный сохранившийся. Машина оснащена трехлитровым восьмицилиндровым мотором Ford Cosworth. Для тех, кто сможет осилить покупку FA-1, – это, пожалуй, один из лучших способов прикоснуться к гонкам конца 1970-х.

После выхода в прокат фильма Гонка режиссера Рона Ховарда те, кто прежде не знал о команде Формулы-1 Hesketh, открыли для себя новое имя в истории автогонок. Коллектив был основан в 1973 году сэром Томасом Александром Фермор-Хескетом, но просуществовал лишь до 1978 года. Изначально шасси для конюшни делала компания March, но в 1974-м у Хескета появилась собственная машина, разработкой которой занимался Харви Постлтуэйт, позднее работавший в Ferrari, Tyrrell и Sauber.

Пилотировал машину с индексом 308 будущий чемпион 1976 года Джеймс Хант. В 1974-м на этом Хескете британец, прославившийся не только своей скоростью, но и праздным образом жизни, набрал 15 очков, трижды поднявшись на подиум, и в личном зачете расположился на восьмой строчке. Уже в следующем сезоне Хант одержал первую победу в карьере, пилотируя модернизированную версию болида – 308B. В том году Джеймс стал четвертым, а успех праздновал Ники Лауда.

Раритет будут продавать на аукционе в Монако в середине мая, но в каталог дома RM Auctions он попал уже сейчас. Стоимость машины не называется. Ни начальная, ни предположительная итоговая. Но, судя по всему, будущий владелец Hesketh 308 должен обладать серьезной суммой на банковском счете.

Основатель и владелец некогда выступавшей в Формуле-1 команды Jordan Grand Prix Эдди Джордан решил распродать свою уникальную коллекцию болидов. Британский бизнесмен за неназванную пока сумму готов расстаться с парой знаковых болидов для своего коллектива: первой машиной конюшни и автомобилем, который принес Джордану первую победу.

Во сколько обойдется покупка автомобиля, участвовавшего в гонках. Фото 19
Во сколько обойдется покупка автомобиля, участвовавшего в гонках. Фото 20

Средства от продажи пары "Джорданов" переведут фонду Amber Foundation, который оказывает поддержку бездомным и страдающим от алкогольной и наркотической зависимости молодым людям, а также организации CLIC Sargmen, специализирующей на помощи больным раком детям.

Шасси с индексом 191 было сделано для сезона 1991 под руководством Гэри Андерсона. Этот болид определенно можно назвать удачным. В дебютном сезоне он позволил пилотам Jordan GP набрать 13 очков и закончить сезон на пятом месте командного зачета из 18. Но известен этот автомобиль другим: на этой машине в 1991-м в Формуле-1 дебютировал Михаэль Шумахер, который покинул Джордан после первой же гонки, перейдя в Benetton.

Вторая выставленная на торги машина менее значима для истории гонок, но ни чуть не менее важна для самого Джордана. На болиде с индексом 198 была добыта первая победа коллектива. В хаотичном Гран-при Бельгии 1998 года на первом месте финишировал Деймон Хилл, а вторым стал его напарник Ральф Шумахер. Больше победных дублей в истории Jordan GP не было.

Помимо машин, Джордан решил расстаться со шлемами своих пилотов. В частности, с теми, которые некогда принадлежали Шумахеру-старшему и Хиллу. В довесок покупателю достанется целая коллекция трофеев, которые были завоеваны пилотами Jordan GP за 250 гонок, которые команда провела в Формуле-1.

В чемпионате мира по ралли в разные годы присутствовало великое множество автомобилей, впоследствии ставших культовыми. Один из них – Lancia Delta S4. Хэтчбек, выставленный на продажу в Италии, судя по наклейкам пилотировал финн Марку Аллен – гонщик, который до 2011 года сохранял первую строчку в истории по количеству выигранных спецучастков. Лишь недавно это достижение на себя переписал Себастьен Леб.

Информации о машине мало. Продавец утверждает, что она была отреставрирована, проехала в общей сложности 25 тысяч километров, а ее бензиновый мотор выдает около 450 лошадиных сил. При этом неизвестно, оригинальный ли силовой агрегат установлен на этом автомобиле или нет. В 1980-х на раллийную Дельту ставился 1,8-литровый двигатель с механическим нагнетателем и турбиной. По официальным данным, отдача агрегата составляла 480 лошадиных сил, которых хватало для того, чтобы набрать первую сотню через 2,3 секунды после старта.

Вполне вероятно, что за почти 30 лет мотор часть мощности растерял и 450 сил – реальная цифра для оригинального агрегата. И, конечно, стоит упомянуть раскраску. И почему все гоночные машины не раскрашены в цвета Martini Racing? \m