Медаль
за отвагу

Необычные концепт-кары,
которые встали
на конвейер почти
без изменений

На прошлой неделе компания Lexus показала серийную версию компактного кроссовера NX. Этот автомобиль, несмотря на эффектную в целом внешность, оказался не столь радикальным, как концепт LF-NX, представленный годом ранее. Мотор решил вспомнить еще семь необычных концепт-каров, которые производители отважились поставить на конвейер практически без изменений.

Показанный в 1999 году среднеразмерный концептуальный кроссовер, как это ни странно, получил множество положительных отзывов публики и прессы. Однако все изменилось, когда новинка сменила статус с прототипа на серийная модель. Официальный рекламный лозунг производителя, величавший новинку самым многофункциональным автомобилем на свете в народе сменился на самый уродливый автомобиль всех времен: во множестве рейтингов, составленных автомобильными изданиями в разные годы, внедорожник стабильно занимал места в первой десятке наименее привлекательных машин в мире.

Экранный герой

Pontiac Aztec стал машиной главного героя популярнейшего сериала Breaking Bad ("Во все тяжкие"). Этот автомобиль по замыслу режиссера символизировал "тлен и безысходность".

Кто-то даже предсказал, что Ацтек своим внешним видом окончательно похоронит компанию Pontiac, испытывавшую в те годы серьезные финансовые трудности. Действительно, реальные продажи кроссовера оказались в несколько раз ниже, чем предполагали в General Motors: концерн рассчитывал реализовывать по 75 тысяч Ацтеков ежегодно, однако в самом удачном для модели 2002 году было продано лишь 27,7 тысячи экземпляров, а спустя еще три года продажи упали в пять раз. В итоге, Pontiac перестал выпускать машины в 2009 году и закрылся.

Впрочем, с технической и практической точки зрения модель получилась неплохой. Pontiac Aztek обладал вместительным и функциональным салоном со множеством креплений для поклажи, велосипедов и походного инвентаря, и оснащался надежным 3,4-литровым 190-сильным двигателем и постоянным полным приводом. Но с дизайном ему, конечно, не очень повезло.

Не меньше нелестных отзывов обрушилось на компактвэн Fiat Multipla первого поколения. Прототип модели, автором которого был Крис Бэнгл, позднее возглавивший дизайн-направление в компании BMW, был показан в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1996 году, а серийный вариант появился в продаже двумя годами позже. Новинка сохранила все ключевые черты концепта, включая несуразный взгляд двойных фар головного света, нарочито двухобъемный кузов и приборную панель, расположившуюся справа от рулевого колеса.

Нестандартной оказалась и посадочная формула компактвэна – короткая и широкая машина имела по три места в первом и втором ряду, что в конце 90-х годов было новшеством для автомобилей этого сегмента. К сожалению, продажи Multipla не достигли желаемого уровня – модель пользовалась устойчивым спросом только в родной Италии. В 2004 году ей на смену пришел компактвэн второго поколения, который получил более традиционную внешность – больше итальянцы рисковать не отважились.

Концептуальная версия спортивного внедорожника Isuzu VehiCROSS, представленная на Токийском автосалоне в 1993 году, разрабатывалась в брюссельском дизайн-центре марки под руководством Сиро Накамуры, ставшим впоследствии шеф-дизайнером Ниссана. Построенный на легкосплавном шасси, рамный внедорожник получил множество деталей из композитных материалов, включая радиаторную решетку, пол, бензобак и вставку на капоте. Последняя использовалась для того, чтобы солнечные блики не отражались от крышки капота и не слепили водителя. Кроме того, оригинальными дизайнерскими решениями являлась неокрашенная часть кузова из усиленного пластика, защищающая машину от сколов и царапин, а также полноразмерная запаска, полностью спрятанная в корпус задней двери.

Первоначально японцы не планировали запускать VehiCROSS в серию, однако шквал положительных отзывов поспособствовал тому, что уже в 1997 году внедорожник встал на конвейер. Причем с минимальными стилистическими изменениями!

Товарный VehiCROSS получил 3,2-литровую бензиновую шестерку, которая вскоре была заменена на более современный 215-сильный агрегат 3.5 (концепт вообще оснащался 1,6-литровой турбочетверкой). Внедорожник производился в течение двух лет. По некоторым оценкам, всего было собрано чуть больше шести тысяч экземпляров (1,8 тысячи машин было продано в Японии, а остальные разошлись на американском рынке). Снятию модели с производства способствовало, в частности, ужесточение требований к автомобильной безопасности в США, адаптация к которым VehiCROSS оказалась чересчур затратным делом.

Благодаря своему необычному дизайну модель снялась в ряде научно-фантастических фильмов – причем в некоторых она появилась уже после того, как навсегда пропала с конвейера: VehiCROSS можно встретить в фильмах Вавилон нашей эры и Миссия на Марс.

Ожидалось, что от концептуального спортивного гибрида BMW Vision EfficientDynamics серийным моделям достанутся лишь некоторые перспективные технологии, однако уже в 2011 году баварцы начали испытания предсерийного прототипа спорткупе, а спустя еще два года была представлена товарная модель BMW i8. Серийная версия спорткара, конечно, не сохранит некоторых излишеств вроде самозатемняющейся прозрачной крыши, которая тускнеет, когда слишком сильно начинает светить солнце, но в плане дизайна машина, которую уже в этом году можно будет купить в России, мало чем отличается от первого концепт-кара.

BMW i8 сохранила легкосплавное шасси с карбоновым монококом, лазерные фары головного света и двери, открывающиеся по принципу крыло чайки. Распределение массы по осям – 50:50. Суммарная мощность силовой установки, в состав которой войдет 231-сильный трехцилиндровый турбоагрегат, электродвигатель и комплект литий-ионных батарей, составит 362 лошадиные силы.

Высокотехнологичная новинка будет отнюдь не дешевым удовольствием – цены в Германии начинаются от 120 тысяч евро. Что, впрочем, не помешало BMW собрать предварительных заказов на год вперед.

Необычные концепт-кары, которые встали на конвейер почти без изменений. Фото 15

Своим названием первый концепт с именем Citroen C-Cactus, показанный во Франкфурте в 2007 году, обязан аппетиту: как и неприхотливому пустынному растению, способному месяцами обходиться без воды, прототип требовал всего 3,4 литра топлива на 100 километров.

В 2013 году Citroen во Франкфурте показал концепт-кар, который производитель назвал предтечей будущих товарных автомобилей всей С-линейки. Прототип был оснащен гибридным агрегатом, в котором вместо электромотора использовалась воздушная помпа. Не менее интересными были и стилистические решения: парящая крыша, мягкие накладки на бамперах и дверях...

Мало кто предполагал, что подобный автомобиль может добраться до конвейера.

Серийная модель, дебютировавшая в начале 2014 года, действительно лишилась необычной силовой установки, зато сохранила практически все дизайнерские изыски. Она унаследовала даже панели Airbump, которые по своей структуре напоминают накачанные воздухом капсулы, позволяющие не бояться повреждений кузова при незначительных ударах.

Почти не изменился с переходом из прототипов в серийные модели и салон Citroen C4 Cactus: у него отсутствует привычный селектор коробки передач, который заменяют кнопки, зато есть рулевое колесо с подрезанной нижней частью и рычаг стояночного тормоза, который разместился в центре сплошного переднего дивана – раздельных передних кресел тут нет! Радует и то, что Кактус может добраться и до России – руководство французской компании рассматривает возможность вывода необычной модели на наш рынок.

Самой небывалой диетой среди концептов может похвастаться сверхэкономичный гибрид компании Volkswagen. Идею создания автомобиля, который будет тратить не более одного литра горючего на сотню километров пробега, Фольксваген и один из его руководителей Фердинанд Пих вынашивали еще с начала 2000-х годов. И вот в 2009-м немцы представили прототип L1, получивший дизель-электрическую гибридную силовую установку. Он отличался очень малым весом (всего 381 килограмм), благодаря кузову из композитов, а также необычной рассадкой в салоне – пассажирское кресло располагалось позади водительского.

Спустя два года производитель доработал концепт-кар, а затем объявил о запуске в мелкосерийное производство. Машина, которую с 2013 года можно встретить на обычных дорогах, потолстела на 400 килограммов, сменила единственную дверь на два крыла бабочки и получила более привычную посадочную формулу с расположением сидений в одном ряду. Но важно, что она не утратила своего самого главного умения – ее аппетит по-прежнему не превышает одного литра на сто километров. Эта модель оснащена гибридной силовой установкой, в состав которой входят 0,8-литровый двухцилиндровый дизельный мотор мощностью 48 лошадиных сил и 27-сильный электродвигатель. Только на электротяге XL1 может преодолеть расстояние в 50 километров. При работающем ДВС запас хода увеличивается почти в 10 раз, а расход топлива при этом составляет 0,9 литра на 100 километров пробега.

Volkswagen XL1 выпустят небольшой серией в 250 автомобилей, стоимость каждого из которых составит 111 тысяч евро. Немецкий концерн не собирается распродавать гибриды – XL1 будет распространяться исключительно в лизинг среди корпоративных клиентов.

Необычные концепт-кары, которые встали на конвейер почти без изменений. Фото 20

Сейчас, конечно, запуском в серию концепт-кара с даже очень смелым дизайном мало кого удивишь, однако в середине 90-х годов подобная практика была куда менее распространенной. Внешность Audi TT Coupe Concept разрабатывалась в Калифорнии группой молодых специалистов во главе с Питером Шрайером (теперь работает в Kia) и Фриманом Томасом. По словам дизайнеров, вдохновением для них служили классические гоночные автомобили Auto Union, а также ТТ-модификации компактной модели конца 50-х годов NSU Prinz. Само название ТТ происходит от мотоциклетных гонок Tourist Trophy, которые проводятся на британском острове Мэн.

Концепт отличался брутальным дизайном кузова с множеством закругленных поверхностей и массивной задней стойкой крыши. Она, к сожалению, до серийного производства не добралась, однако в остальном товарный автомобиль, появившийся в 1998 году, мало чем отличался от прототипа.

Серийная Audi TТ получила множество премий за дизайн, и с тех пор успела уже дважды сменить поколение – купе и кабриолет третьей генерации появится в продаже в 2015 году. В дальнейшем производитель обещает расширить количество модификаций модели и превратить компактный спорткар в семейный автомобиль. Каким образом – пока не понятно. Придется подождать, пока в Ауди сделают еще один концепт-кар. \m