Из гаража дуло

Во сколько обойдется покупка танка
или зенитной установки

Каждый месяц «Мотор» просматривает каталоги аукционных домов и общедоступные ресурсы в поисках редких и интересных автомобилей. В майской подборке — восемь единиц военной техники, которые можно поставить к себе в гараж.

По традиции, мы приводим цены без таможенных сборов и в той валюте, в которой лоты выставлены на аукцион. Стоимость (если она озвучена) каждой машины соответствует данным, предоставленным продавцом.

Амфибия ПТС-10 поступила на вооружение армии Советского Союза в середине 1960-х. В 1968 году машина пополнила парк вооруженных сил Чехословакии. Для передвижения по земле ПТС-10 использует гусеницы, а на воде включается пара винтов, расположенных в кормовой части.

Амфибия оснащена исполинским двенадцатицилиндровым мотором рабочим объемом 38 литров. Эта махина позволяет ПТС-10 передвигаться по дорогам со скоростью до 42 километров в час, а по воде этот показатель составляет 11,5 километра в час. При этом двигатель потребляет 150 литров топлива на сто километров пробега. Запасы топлива хранятся в четырех баках: в трех маленьких суммарным объемом 405 литров и в одном большом, который вмещает 300 литров.

Грузоподъемность ПТС-10 впечатляет не меньше, чем объем его мотора. Амфибия способна принять на борт, например, «Урал-375Д» или 72 человека. Нетрудно посчитать, что на рыбалку на такой машине можно увезти весь дачный кооператив. «Гольф» за схожую цену такого не осилит.

Самоходная пушка-гаубица SHKH VZ.77 DANA – настоящая машина времени. Выглядит агрегат настолько футуристично, что его впору отправлять на съемки седьмого эпизода «Звездных войн». При этом «Дана» поступила на вооружение армии Чехии почти 40 лет назад – еще в 1970-х.

За основу боевой машины взят восьмиколесный грузовик Tatra T815. Габаритная длина «Даны» превышает 11 метров, ширина – три метра. Масса транспортного средства – 29 с лишним тонн. Мотор под стать габаритам: двенадцатицилиндровый 17,64-литровый агрегат, отдача которого составляет 360 лошадиных сил и 990 Нм максимального крутящего момента. Скоростные возможности «Даны» для такого рода техники неплохие: максимальная скорость грузовика на дороге с твердым покрытием составляет 80 километров в час.

Но главное в VZ.77 – пушка. Машина оснащена 152-миллиметровым орудием и может одновременно перевозить до 60 снарядов. Жаль, что пострелять по воробьям получится вряд ли: цивилизованных стран, законы которых разрешают хранить в гараже вооруженный до зубов вездеход, уже не осталось. В общем, это орудие стрелять уже не может. Да и гараж под машину высотой 3,33 метра придется строить с нуля.

БРДМ или бронированная разведывательно-дозорная машина – пожалуй, самый «гражданский» экземпляр в нашем списке. На нем можно ездить на рыбалку и охоту. Поговаривают, что в салоне этого транспортного средства комфортно, как в иномарке: печка способна протопить салон до состояния парилки, а звукоизоляция вполне позволяет смотреть в БРДМе мультики с сабвуфером на стоянке кемперов и не мешать окружающим.

И все же очевидно, что эта машина слабо приспособлена для езды по дорогам в привычном понимании этого термина, даже несмотря на то, что ее максимальная скорость составляет примерно 100 километров в час. Зато БРДМ-2 умеет плавать и валить лес. Однако последнее потребует предварительной подготовки у специалистов.

У машины, которая, по словам продавца, прошла предпродажную подготовку и готова к эксплуатации, в активе 140-сильный мотор ГАЗ-41, полный привод и приличное головное освещение. Но главное – машина находится в России. Ехать за ней за границу и потом объяснять на таможне, что вы везете военный транспорт чисто для личного использования, не придется. Главное, чтобы продавцом не оказался хитрый прапорщик, а сама техника не состояла на балансе одной из армейских частей.

Танк Т-55А вряд ли сравним по степени известности с легендарным Т-34, но и вышел 55-й намного позже 34-го – в конце 1960-х. В его основу лег танк Т-54Б. Разработкой машины занимались специалисты завода номер 183 в Нижнем Тагиле. Там же была налажена его сборка. Помимо альма-матер, Т-55А выпускали еще в Польше, Румынии и Чехословакии.

Про танк Т-55А можно смело говорить: «полный фарш». У машины увеличенные по сравнению с Т-54 топливные баки, есть система создания дымовой завесы (реализована очень просто – за счет впрыска топлива на выпускной коллектор) и даже противоатомная защита со счетчиком рентгеновского излучения.

В движение Т-55А приводится двенадцатицилиндровым мотором мощностью 580 лошадиных сил. Аппетит у этого агрегата, мягко говоря, зверский: 410 литров на 100 километров. И это летом. Зимой на преодоление того же расстояния потребуются дополнительные 40 литров солярки.

Теперь о вооружении. Главное орудие – 100-миллиметровая пушка. Боекомплект – 43 снаряда. Помимо этого, в распоряжении 55-го два пулемета калибром 7,62 и 12,7 миллиметра. Воспользоваться ими вряд ли получится, но зарвавшиеся соседи по пробке об этом наверняка не знают.

И снова для вас, рыбаки: амфибия Studebaker M29C времен Второй мировой войны. Большую часть своей жизни эта машина провела в США и по назначению эксплуатировалась очень недолго. Более того, поплавать она вообще почти не успела, но, как отмечает продавец, без проблем поплывет, если потребуется.

M29C – машина компактная. Ее длина составляет всего 3,2 метра, ширина - 1,68 метра, а высота – 1,3 метра. В движение транспортное средство приводится при помощи 70-сильного шестицилиндрового мотора. Максималка – 58 километров в час. А запас хода достаточен для большинства задач: от заправки до заправки амфибия способна преодолеть 266 километров.

Вот только с вооружением у M29C напряженка – его нет. Впрочем, зачем оно, если пользоваться им все равно нельзя? Зато продавец обещает приложить к машине набор самых нужных запчастей. Ценный и полезный бонус для раритетной техники.

И еще одна мечта дачника-огородника с прицелом на рубку леса – бронетранспортер FV-432. Вместимость у машины – на зависть всем современным внедорожникам: помимо водителя и командира, внутри 432-го способны разместиться еще десять человек на двух лавках, расположенных по бортам.

У бронетранспортера было множество модификаций. В списке присутствует санитарная версия, эвакуационная, вариант для закладки мин, а также модификация с ракетной установкой. Поэтому неудивительно, что помимо Великобритании (где был разработан FV-432), бронетранспортер стоял на вооружении армии США, Дании и Португалии.

Ездит 432-й за счет шестицилиндрового двигателя мощностью около 240 лошадиных сил. Максимальная скорость на дороге составляет 52 километра в час, а запас хода равен 480 километрам.

Судя по фотографиям, FV-432 находится в приличном состоянии, но отвратительные рисунки серьезно портят внешний вид этой суровой техники. С другой стороны, можно взять банку краски и все перекрасить.

Как, выбирая военную технику, можно было обойтись без Humvee? Вот один из военных Хаммеров, которых в США продаются десятки. Оценочная стоимость данного экземпляра – всего от 15 до 20 тысяч долларов. Да-да, каких-то 20 тысяч долларов! За легендарный и способный проехать почти везде военный внедорожник.

Машина рассчитана на четырех человек, включая водителя. У автомобиля сохранилась оригинальная раскраска. Humvee оснащен 150-сильным дизелем 6.2 V8, который позволяет 2,3-тонному автомобилю ехать с максимальной скоростью 113 километров в час. А 95-литрового бака внедорожника хватит на 563 километра пробега.

Производство Humvee началось в 1984 году. Общий тираж составил 281 тысяча экземпляров. Скажем прямо, не раритет. Тем не менее, стать владельцем такого автомобиля за 15-20 тысяч долларов мы бы не отказались.

Вы все еще думаете, что Duster – это кроссовер Renault или Dacia? Как бы не так! Вот он, самый правильный «Дастер»: самоходная зенитная установка, выпускавшаяся одним из подразделений General Motors для американской армии с 1952 по 1959 годы.

Машина, способная взять на борт шестерых человек, весит 22,5 тонны. В движение ее приводит мотор, которому позавидовал бы и спорткар: «шестерка» с механическим нагнетателем. Отдача двигателя составляет 446 лошадиных сил. К сожалению, динамика у «Дастера» далеко не спорткаровская: максимальная скорость составляет всего 72 километра в час, а запас хода равен 193 километрам.

Зато с вооружением у M42A1 все в полном порядке. Машина оснащена парой 40-миллиметровых зенитных пушек, которые закреплены на вращающейся башне. Помимо этого, есть 7,62-миллиметровый пулемет. С собой «Дастер» может перевезти количество боеприпасов, достаточное для уничтожения маленькой армии: 480 единиц 40-миллиметровых зарядов и 1750 патронов для пулемета.

Изначально «Дастер» использовался во время войны между Северной и Южной Кореей в начале 1950-х. Позже, уже в середине 1960-х, эта же техника применялась в войне с Вьетнамом. На вооружении армии США она числилась до 1990-го года. Неудивительно, что зенитной установкой заинтересовались и в других государствах: машина поставлялась в Иорданию, Пакистан, Тайвань и Германию. \m