Вместо дачи

Пять причин побывать на ралли-рейде
хотя бы раз в жизни

Пыль, летящие во все стороны камни, палящее солнце, толпы зрителей и проносящиеся мимо внедорожники, грузовики и мототехника. В общих чертах, примерно так и выглядят гонки чемпионата FIA Cross Country Rally World Cup. «Мотор» побывал на испанском этапе первенства в Арагоне и нашел пять причин, по которым посещение ралли-рейдов должно войти в обязательную программу любителей автоспорта.

Это зрелищно

Гонки кубка мира по ралли-рейдам проходят на дорогах, по которым в другие дни перемещаются местные жители. Но вряд ли они ездят по ним с такой же скоростью. Представьте, что из-за холма на серпантине на скорости за сто километров в час вылетает двухтонный внедорожник, тормозит перед поворотом «в пол», поднимая за собой столб пыли и расшвыривая камни, боком проходит вираж и с ревом скрывается за следующим холмом.

Пять причин побывать на ралли-рейде хотя бы раз в жизни
Пять причин побывать на ралли-рейде хотя бы раз в жизни. Фото 1

Гонки Cross Country Rally делятся на несколько видов. Больше всего в календаре кубка мира бах - относительно коротких скоростных этапов, проходящих преимущественно в Европе и занимающих один уикенд. На традиционные рейды уходит куда больше времени -- около недели. Длинные заезды проводятся, например, в Марокко и Абу-Даби.

Особой пикантности зрелищу придают ошибки, которые допускают экипажи. Стенограммы в классическом понимании этого термина у штурмана в ралли-рейдах нет – вместо этого экипажам выдаются заранее составленные подробные дорожные карты, по которым они и ориентируются на маршруте. В связи с этим бывает, что гонщики ошибаются, проезжая мимо поворотов, а иногда и вовсе едут в противоположную сторону. А главное, пилот не знает, что его ждет за следующим поворотом – яма, подброс или груда камней.

В ралли-рейдах не исключена прямая борьба на трассе и, конечно же, аварии со зрелищными сальто через крышу. Но чтобы стать свидетелем такого события придется либо максимально часто перемещаться от одной точки трассы на другую, пристально следя за данными Live Timing, либо быть любимчиком фортуны, оказавшись в нужное время в нужном месте.

Зато утром боевые машины можно встретить на дорогах общего пользования. До старта спецучастка экипажи из сервис-парка добираются самостоятельно, как в классическом ралли: вместе с автобусами, болельщиками и журналистами. Некоторые отрезки трассы и вовсе проходят вдоль дорог общего пользования. Обгоняющий тебя параллельным курсом по кочкам и ямам гоночный внедорожник выглядит особенно впечатляюще, когда понимаешь, что оба вы мчитесь со скоростью за сто километров в час.

Это бесплатно

В отличие от кольцевых гонок, для посещения ралли-рейдов билеты не нужны. Причем это касается как просмотров непосредственно заездов, так и похода в сервис-парк. Проблема только в том, что сам сервис-парк расположен на серьезном удалении от мест проведения ралли: добираться до него придется на машине или хотя бы на велосипеде.

Сэкономленные на билетах деньги стоит потратить на еду и питье, причем подумать об этом придется заранее – на трассе ничего купить не получится. Например, испанский этап кубка мира проходит по забытым проселочным дорогам, вокруг которых никто не живет и ничего не растет. Найти продовольственный магазин в радиусе 50-60 километров от места проведения этапа практически невозможно.

Расположение трасс – это один из минусов ралли-рейдов. Статус чемпионата привлекает к соревнованиям значительное количество болельщиков, поэтому бронировать комнату в провинциальных отелях и хостелах придется заранее. Зато шансы встретить за завтраком кого-нибудь из пилотов или представителей команд такие, что Формуле-1 и не снилось.

Есть за кого болеть

Нельзя сказать, что в кубке мира по ралли-рейдам много россиян. Тем не менее, их здесь определенно больше, чем в Формуле-1 и уж тем более, чем в WRC. Причем один из экипажей – Владимира Васильева и Константина Жильцова – сейчас возглавляет зачет первенства. Четвертое место в Арагоне трагедией для них не стало: по словам Васильева, его задача набирать максимальное количество очков, доводя машину до финиша в целости и сохранности.

Пять причин побывать на ралли-рейде хотя бы раз в жизни. Фото 2

Несмотря на четвертое место в Испании, экипаж Васильев-Жильцов приедет на следующий этап в Венгрии в статусе лидера кубка мира.

«У нас не стоит задача попасть в тройку призеров чемпионата. Наша задача – победить. Меня не интересует тройка», – заявил сразу после финиша испанского этапа пилот команды G-Energy Владимир Васильев.

Всего в личном зачете кубка мира 2014 года значатся восемь пилотов и 12 штурманов из России. При этом лишь четверо гонщиков и шесть штурманов (некоторые в составе иностранных экипажей) заявились для участия в бахе Арагон. В Испанию, естественно, приехали лидеры первенства Васильев и Жильцов, а также Александр Желудов и Андрей Рудницкий (PROTECHMSPORT), Александр Терентьев и Алексей Беркут (RE Autoclub), а также Андрей Рудской с Евгением Загороднюком (VRT). Антон Николаев и Владимир Демьяненко были штурманами в экипажах команды Astana Dakar Team, представляющей Казахстан.

Пять причин побывать на ралли-рейде хотя бы раз в жизни. Фото 3

В субботу на бахе Арагон экипаж Александра Желудова и Андрея Рудницкого входил в группу лидеров, но в воскресенье им пришлось сойти с дистанции.

Плюс ко всему, периодически на старты этапов кубка мира выходят и настоящие звезды автоспорта. Так, в Испании перед своими соотечественниками блеснул двукратный победитель «Дакара» Нани Рома, а с третьего этапа в кубке мира выступает известный участник WRC, победитель «Дакара» и призер Олимпийских игр Нассер Аль-Аттия.

Ралли-рейды проходят и в России

Для того, что посмотреть ралли-рейд, не обязательно лететь в Европу или Америку. Подобные гонки проходят в России практически каждый месяц. Более того, одна из них – «Северный Лес» – носит статус этапа кубка мира. Именно эта баха в феврале открывала первенство 2014 года. Рейд, проходящий под Санкт-Петербургом, является единственной в мировом чемпионате гонкой на снегу.

Ралли-рейды можно также посмотреть в Астраханской, Владимирской, Ульяновской областях, Коломне и республике Мордовия. Ближайшая гонка – «Холмы России» – пройдет в Мордовии в самом начале августа. Этот заезд состоится в рамках кубка России, а ближайший этап чемпионата страны, как бы странно это не прозвучало, состоится в соседней Белоруссии в конце лета.

Тут ездят действительно крутые машины

Машины, участвующие в ралли-рейдах, конечно, не венец автомобилестроения, но увлекающемуся автоспортом человеку здесь точно будет на что посмотреть. В классе внедорожников представлены, например, MINI, Toyota, BMW и Hummer.

Пять причин побывать на ралли-рейде хотя бы раз в жизни. Фото 4

Лидер чемпионата Владимир Васильев выступает на MINI ALL4 Racing. Подготовкой машины занималась команда X-Raid при заводской поддержке: внедорожник оснащен трехлитровым дизельным мотором BMW, отдача которого составляет 307 лошадиных сил и 700 Нм крутящего момента. Двигатель гоночного MINI работает вместе с шестиступенчатой коробкой Sadev. Масса машины составляет 1900 килограммов, а объем топливного бака равен 360 литрам. Этот автомобиль способен разгоняться до 178 километров в час, причем практически на любом покрытии.


Машины, участвующие в кубке мира по ралли-рейдам
Пять причин побывать на ралли-рейде хотя бы раз в жизни. Фото 5

Подобные машины в Арагоне заняли четыре первых места итоговой классификации. На MINI ALL4 Racing, помимо Васильева, выступали победитель этапа Нани Рома, серебряный призер Орландо Терранова, а также замкнувший тройку Мартин Качмарский.

Другая звезда кубка мира – Нассер Аль-Аттия – выступает на внедорожнике HRX Ford. Машина приводится в движение за счет 345-сильного двигателя V8 от Ford Mustang и шестиступенчатой секвентальной коробки передач Xtrac. Масса машины – 1975 килограммов, а объем топливного бака равен 480 литрам.

Пять причин побывать на ралли-рейде хотя бы раз в жизни. Фото 6

Машины на ралли-рейдах делятся на четыре категории: T1 (внедорожные прототипы с бензиновыми или дизельными моторами, полно- или моноприводные), T2 (подготовленные для рейдов серийные внедорожники), T3 (багги) и T4 (грузовики).

А ведь есть еще квадроциклы, мотоциклы и грузовики. Последний класс, правда, в Арагоне был представлен лишь шестью экипажами. Но даже без них на ралли-рейдах найдется, на что посмотреть. \m