Джентльмены
ездят вежливо

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce

Нет ничего опаснее, чем оказаться в Великобритании. Телефон быстро садится, потому что вы не можете воткнуть его в британскую розетку, русский акцент принимают за звуки несварения желудка, а день рискует закончиться лобовым столкновением – здесь принято ездить по «правильной» левой стороне дороги. Но именно из-за такой иррациональной консервативности британцы крепче всех хранят верность традициям, этикету и аристократии. Поэтому когда в Москву заглянул образцовый шофер школы Rolls-Royce Ренни Бернсайд, мы первыми записались к нему в ученики. Может быть, теперь моя мама будет довольна, как я вожу?

Перед моими глазами аттестационный лист школы Rolls-Royce 80-летней давности на некоего M. Моргана – молодого 22-летнего джентльмена ирландского происхождения, который проходил обучение навыкам шофера с 14 по 26 сентября 1931 года. «Поворот руля: очень плохо. Торможение: резкое. Соблюдение правил: полный ноль», – пишет убористым почерком инструктор и в конце сухо, чисто по-английски резюмирует: «Молодой джентльмен продемонстрировал низкие умственные способности и так плохо владел письмом, что нам пришлось делать записи за него. В течение курса Морган показал небольшой прогресс».

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce
Неумелое управление и некачественное обслуживание автомобиля могли негативно сказаться на репутации молодой британской марки, поэтому уже в 1910 году был открыт демонстрационный класс для водителей, а через два года появилась специализированная школа.
Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 1
Ренни предпочитает, чтобы у его учеников было хотя бы 3-4 года стажа -– «если только это не какой-то очень способный водитель». Чаще всего обучение заказывают компании с большим парком Rolls-Royce, например, дорогие отели.

Как сложилась судьба пассажиров Моргана, история умалчивает. Возможно, они жили счастливо, но умерли в один день. Так или иначе, в Rolls-Royce быстро смекнули, что плохим вождением можно испортить впечатление даже от самой лучшей машины и в 1912 году организовали первые специализированные водительские курсы. То есть, спустя всего лишь шесть лет после основания Rolls-Royce Ltd, когда британские машины были известны не столько роскошью, сколько своей надежностью.

Согласно легенде, Генри Ройса сводили с ума поломки его французского De Dion, а Чарльз Роллс получал постоянные жалобы от покупателей Peugeot, которые он импортировал из континентальной Европы. Отношения соседей по обе стороны Ла-Манша хорошо известны: по социологическим опросам, среднестатистический британец не доверит французу даже присмотреть за своей кошкой. Поэтому Роллс и Ройс просто взяли и построили свой собственный автомобиль. Made in Britain.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 2
Время ожидания пассажира лучше всего посвятить чистке автомобиля и чтению. Но можно и поспать на заднем сидении - Ренни не видит в этом ничего плохого.

Вот и мистер Ренни Бернсайд, отвечая на вопрос об аварии принцессы Дианы, начинает с фразы: «Ну, во-первых, шофер был француз».

Ирония в том, что само название профессии наемного водителя произошло от французского chauffeur – кочегар. На заре автомобилестроения двигатели нередко были паровыми.

Новых пассажиров Ренни встречает доброжелательным: «Good afternoon. My name is Renny Burnside». Хотя Британская гильдия шоферов – есть и такая! – рекомендует представляться на манер дворецкого - без фамилии. После этого мистер Бернсайд элегантно тянет за ручку двери и встает перпендикулярно машине, чтобы следить за безопасностью вокруг автомобиля, а не за задом проникающего в салон пассажира. В конце концов, это может быть девушка в короткой юбке. Или сама королева.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 3
В свои шестьдесят два Ренни тренирует шоферов Rolls-Royce по всему миру, а заодно является аккредитованным экзаменатором при получении гоночной лицензии Ассоциации автомобильного спорта Великобритании.

После того, как пассажирская дверь закрыта, Ренни обходит лимузин исключительно сзади – из уважения к венчающей радиаторную решетку фигурке леди с крыльями. Ее прообразом послужила Элеанора Веласко Торнтон – секретарша барона Монтегю, который владел одним из первых Rolls-Royce. Ренни дипломатично замечает: «Поговаривают, Элеанора была не просто секретаршей барона», а «барон, судя по всему, не был истинным джентльменом». Во всяком случае, когда в 1915 году их совместный вояж на лайнере «Персия» прервала торпеда немецкой подводной лодки U-38, спасательный жилет оказался только у Монтегю. Да-да, настоящий шофер Rolls-Royce должен немного знать и историю марки.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 4
Увесистая фигурка летящей леди называется Spirit of Ecstasy - "Дух экстаза". Основой для нее послужила работа скульптора Чарльза Сайкса, украшавшая Rolls-Royce Silver Ghost барона Монтегю. Сейчас та машина находится в Национальном автомобильном музее в британском Бьюли.

Убедившись в том, что я удобно устроился на заднем сиденье Rolls-Royce Ghost и знаю, как пользоваться климатической системой, Ренни занимает место за рулем и очень деликатно трогается – «автомат» Ghost делает это со второй передачи. Огромная машина буквально парит над асфальтом и привлекает не меньше внимания со стороны окружающих, чем стоящая у обочины Ferrari 458 Italia. Покрашенная к тому же в самый популярный у российских клиентов Rolls-Royce цвет – черный. Видимо, чтобы не выделяться.

Выезжая на дорогу, Ренни ускоряется – плавно, но достаточно решительно, чтобы меня слегка вжало в нежнейшую кожу сиденья. Всего на салон ушло двадцать шкур немецких коров, но я стараюсь об этом не думать.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 5
Автомобили Rolls-Royce давно можно назвать продуктом интернациональным. Алюминий для них поставляется из Дании, кожа - из Германии, а решетка радиатора производится в Италии.
Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 6
Британцы говорят: «Не так важно, как быстро едет Rolls-Royce, важно, как он это делает». Парадоксально, но машина Thrust SSC, которой принадлежит рекорд скорости на суше в 1227 км/ч, была оснащена именно двигателями Rolls-Royce. Правда, это были реактивные авиадвигатели компании Rolls-Royce Holdings plc.

Это лет 50 назад сотрудники Rolls-Royce писали в технических характеристиках автомобилей «мощность достаточна», хотя на деле она могла уступать, например, куда более доступному седану Mercedes-Benz 300 SEL. Но теперь под капотом Ghost не меньше «лошадей», чем у той же Ferrari 458 Italia: 570.

Кажется, за рулем Ренни не делает ничего особенного, но тут как с хорошим дантистом – работу настоящего профессионала вы и не должны замечать. Пассажиру не нужно думать о том, что столб на обочине приближается слишком быстро – ему нужно заниматься своими собственными делами.

Положение рук Ренни на руле нельзя назвать классическим: его левая кисть лежит в зоне хвата на девяти часах, а правая просто придерживает обод снизу.

Но изящные, мягкие перехваты выдают в нем настоящего автомобильного аристократа.


Гид по стилю от Ренни Бернсайда


Взгляд водителя перемещается между зеркалами и лобовым стеклом, но никогда не падает на задний диван – это приватная зона пассажиров. Один вид такого водителя внушает спокойствие, а когда перед нами зигзагами бешеной жужелицы вклинивается Daewoo Nexia, Ренни лишь приподнимает одну бровь. «Иногда мы выглядим как плывущие по озеру лебеди, но под водой бешено перебираем ногами», – говорит он, намекая на то, что напряжение шофера никогда не должно передаваться пассажирам. Даже покрытым пылью дорожным рабочим, которые пытаются отогнать нас от стройки у Лужнецкого моста, он, не смущаясь, отвечает по-английски: «Yes! Yes! We go!». Без малейших сомнений, что кто-то мог его не понять.

Коротко взглянув в зеркало, он снова мягко трогается, а его взгляд уже находится где-то в районе следующего перекрестка. «Чем дальше видишь, тем меньше непредвиденных проблем», – добавляет Ренни. И это, кажется, лишь одно из множества правил жизни настоящего шофера Rolls-Royce. \m

~ Десять правил Ренни Бернсайда ~

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 8

Перед поездкой следует проверить чистоту кузова, состояние шин и количество топлива в баке. А также установить на климатической системе среднюю температуру и самую медленную скорость работы вентилятора.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 9

Всегда будь одинаково учтивым, будь то королева или бездомный, выигравший в лотерею поездку до ближайшей ночлежки. Если пассажир был неучтив, не принимай это на свой счет, а по приезду домой побей кулаками подушку.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 10

То, что случилось в машине, остается в машине. Будь то планы Доктора Зло по порабощению Земли или курящая марихуану рок-звезда.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 11

Идеальный шофер ведет автомобиль так, что пассажир даже не чувствует момента, когда машина тронулась и окончательно затормозила.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 12

Говори с пассажиром, только если он сам начал разговор. Занятые люди так много разговаривают на встречах и переговорах, что машина для них – единственное место, где они могут передохнуть.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 13

Если пассажир просит ехать быстрее, то водитель Rolls-Royce должен ехать быстрее, а не нарушать правила. В крайнем случае, можно порезче нажимать на акселератор и поострее тормозить – у пассажира возникнет ощущение более динамичной езды.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 14

Наезжая на яму, извиняйся. Все, что попадает под колеса машины – на совести водителя. Поэтому лучше держать дистанцию – так ямы видны издалека.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 15

Совершенствуй водительские навыки. Шофер не обязан владеть приемами активного вождения и иметь опыт езды по гоночной трассе, но однажды они могут помочь избежать проблем.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 16

Пользоваться навигацией не зазорно даже хорошему шоферу. Но еще лучше заранее проехаться по предполагаемому маршруту одному, чтобы проверить дорогу на предмет ремонта и других проблем, не отмеченных в навигации.

Что должны уметь шоферы Rolls-Royce. Фото 17